Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 01 июня 2012 года г. Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе председательствующего Дудусова Д.А. при секретаре Степановой С.Б., с участием представителя истца Расторгуева В.Г. (доверенность от 11.11.11г.), представителя ответчика Носкова В.Б. (доверенность от 10.01.12г.), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Санникова А.М. и представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора- Бобровой Н.А. (доверенность от 26.10.11г.) и Старковой Н.В. (доверенность от 01.06.12г.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Полежаев М.К. к Администрации г. Минусинска об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Полежаев М.К. обратился к Администрации г. Минусинска с исковыми требованиями об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Определением судьи от 02 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора были привлечены Управление социальной защиты населения Администрации г. Минусинска и Министерство социальной политики Красноярского края. Определением суда от 25 апреля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора были привлечены Санников А.М., Полежаева Л.А. и Администрация Минусинского района. Свои требования Полежаев М.К. в исковом заявлении и в судебном заседании через своего представителя по доверенности Расторгуева В.Г. мотивировал следующим. Истец Полежаев М.К., ДД.ММ.ГГГГг.р. является участником Великой Отечественной войны, зарегистрирован по месту жительства в квартире своего пасынка Санников А.М. по адресу: <адрес> в <адрес>; фактически истец постоянно проживает в селе <адрес>, по адресу: <адрес>. 01.07.10г. и 28.11.11г. истец обращался в Администрацию г. Минусинска с заявлениями о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. В ходе рассмотрения жилищной комиссией Администрации г. Минусинска заявления истца было установлено, что истец 25.01.10г. продал принадлежавший ему дом по адресу: <адрес>. 09.07.10г. и 28.12.11г. решениями Администрации г. Минусинска истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Принятое решение было мотивировано тем, что 25.01.10г. истец ухудшил свои жилищные условия. Истец полагает, что принятое в отношении него Администрацией г. Минусинска 28.12.11г. решение является незаконным по следующим основаниям. Установлено, что проданное Полежаев М.К. жилое помещение в виде <адрес> в <адрес>, было признано межведомственной комиссией Администрации Минусинского района непригодным для постоянного проживания. Истец уже длительное время проживает в жилом <адрес>, вместе со своей супругой Полежаева Л.А.; никуда из этого жилого помещения не выезжал. Оформление договора купли- продажи дома на имя его пасынка Санников А.М. 25.01.10г. было вызвано желанием истца таким образом распорядиться жилым домом, чтобы избежать в последующем наследственного спора в отношении данного дома. Истец был зарегистрирован по месту жительства в квартире своего пасынка Санников А.М. в <адрес> по адресу: <адрес> <адрес> с той целью, чтобы поставить квартиру на охрану, для чего был необходим стационарный телефон, для чего в свою очередь в квартире необходимо было зарегистрировать участника Великой Отечественной войны; в указанной квартире он никогда фактически не проживал. Договор найма жилого помещения между истцом и Санников А.М. был заключен с целью воспользоваться мерой социальной поддержки в виде бесплатного получения жилого помещения, по подсказке специалистов Администрации г. Минусинска. Поскольку проданное им жилое помещение в виде жилого дома, в котором он фактически проживает и в настоящее время, является непригодным для проживания, его действия по продаже данного дома нельзя расценить, как ухудшение своих жилищных условий. Таким образом, Администрацией г. Минусинска было нарушено право Полежаев М.К. состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, что повлекло за собой нарушение его прав на получение меры социальной поддержки в виде бесплатного обеспечения жилым помещением. Учитывая изложенное, истец просит обязать Администрацию г. Минусинска принять Полежаев М.К. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Ответчик- Администрация г. Минусинска, действующий в судебном заседании через своего представителя по доверенности Носкова В.Б., исковые требования не признал в полном объеме, свою позицию мотивировал следующим. Полагает, что по существу заявление является необоснованным, исходя из следующего. Истец Полежаев М.К. 25.01.10г. продал принадлежавший ему на праве собственности жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>; со времени продажи дома, до момента отказа Администрации г. Минусинска в постановке истца на учет прошло менее пяти лет. В связи с изложенным, действия ответчика носят законный характер, так как согласно требованиям статьи 53 ЖК РФ: «Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.». В установленном действующим законодательством порядке указанный дом был признан непригодным для проживания уже после его продажи истцом. С учетом данных обстоятельств, решением Администрации г. Минусинска истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Кроме того, как установлено в судебном заседании, местом жительства истца всегда являлось и остается в настоящее время село Знаменка Минусинского района, регистрация истца в квартире своего пасынка в г. Минусинска всегда носила формальный характер; учитывая изложенное, Администрация г. Минусинска не имеет права ставить на учет лицо, фактически проживающее на территории другого муниципального образования- Минусинского района. Более того, жилое помещение в котором зарегистрирован истец по месту жительства, имеет общую площадь 76,9 метров квадратных, в квартире зарегистрировано два человека, истец зарегистрирован в качестве члена семьи собственника квартиры. Таким образом, площадь, приходящаяся на одного человека в данном жилом помещении, превышает учетную норму для г. Минусинска- 9 метров квадратных. Учитывая изложенное, ответчик полагает заявленные требования необоснованными и просит в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Управление социальной защиты населения Администрации г. Минусинска, действующее в судебном заседании через своего представителя по доверенности Боброву Н.А., исковые требования полагало необоснованными, свою позицию мотивировало следующим. Как установлено в судебном заседании, жилое помещение в котором зарегистрирован истец по месту жительства, имеет общую площадь 76,9 метров квадратных, в квартире зарегистрировано два человека, истец зарегистрирован в качестве члена семьи собственника квартиры. Так, истцу начислялась субсидия по оплате жилого помещения по <адрес> в размере 100 % оплаты данного жилого помещения: за период с февраля 2002 года по июнь 2007 года в сумме 39521 рубль 25 копеек и за период с июля 2007 года по апрель 2012 года в сумме123726 рублей 61 копейка. Таким образом, площадь, приходящаяся на одного человека в данном жилом помещении, превышает учетную норму для г. Минусинска- 9 метров квадратных. На основании изложенного, полагает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Санников А.М. в судебном заседании пояснил следующее. Истец является его отчимом, воспитывал его с детства; он имеет в собственности квартиру, по адресу: <адрес> в <адрес>. Истец уже длительное время проживает в жилом <адрес>, вместе со своей супругой и его матерью- Полежаева Л.А.; никуда из этого жилого помещения не выезжал. Оформление договора купли- продажи дома на его имя 25.01.10г. было вызвано желанием истца таким образом распорядиться жилым домом, чтобы избежать в последующем наследственных споров в отношении дома. Истец был зарегистрирован в его квартире в г. Минусинске по адресу: <адрес> <адрес> с той целью, чтобы установить в квартире телефон, который в свою очередь был необходим ему для того, чтобы поставить квартиру на охрану; в указанной квартире истец никогда фактически не проживал. Договор найма жилого помещения между ним и истцом был заключен с той целью, чтобы регистрация истца в его квартире не помешала воспользоваться мерой социальной поддержки в виде бесплатного получения жилого помещения. В квартире он проживает вдвоем с женой. Полагает заявленные истцом требования законными и подлежащими удовлетворению. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Администрация Минусинского района, действующее в судебном заседании через своего представителя по доверенности Старкову Н.В. и ранее в судебным заседаниях через своего представителя по доверенности Валиулину Р.Ф. пояснило следующее. В органы местного самоуправления Минусинского района с заявлением о постановке на учет истец не обращался. Требования к Администрации г. Минусинска полагает также необоснованными, соглашаясь с доводами Администрации г. Минусинска. Кроме того, полагает, что истец ухудшил свои жилищные условия, продав свой жилой дом, с момента продажи дома не прошло пяти лет. Учитывая изложенное, полагает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора- Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, представил в суд отзыв, в котором полагал необходимым принять решение в соответствии с требованиями Закона. Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора Полежаева Л.А. в судебное заседание не явилась, ходатайства об отложении рассмотрения дела в суд не представила. В суд представлены также следующие доказательства: ответы Администрации г. Минусинска от 30.07.10г. и от 28.12.11г.; заключение межведомственной комиссии от 15.06.10г.; удостоверение и справка об инвалидности истца; выписки из ЕГРП от 03.04.12г., от 28.06.10г., от 03.05.12г.; расписки, заявления и квитанции от 25.01.10г.; договор купли- продажи и передаточный акт от 25.01.10г.; выписка из похозяйственной книги от 12.01.10г.; согласие от 13.01.10г.; заявления от 26.01.10г.; согласие от 26.01.10г.; ответы БТИ от 09.04.12г., от 26.04.10г.; заявление Полежаева М.К.; копия паспорта истца; свидетельство о браке от 23.02.67г.; копия паспорта Полежаевой Л.А.; доверенность от 19.04.10г.; выписка из домовой книги от 16.04.10г.; договор найма жилого помещения от 20.10.05г.; свидетельства о государственной регистрации права от 03.07.03г., от 18.02.10г.; договор купли- продажи от 16.06.97г.; выписка из финансово- лицевого счета от 07.05.10г.; справка для предоставления субсидии от 05.04.12г.; постановление Администрации Минусинского района № 115-п от 03.03.11г.; заявление Полежаевой Л.А. от 11.05.10г.; выписка из похозяйственной книги от 02.05.10г.; свидетельство о рождении от 21.12.49г.; справка Администрации Знаменского сельсовета от 04.05.12г.; справки УСЗН Администрации г. Минусинска от 15.05.12г.; ответ Администрации г. Минусинска от 17.04.12г.. Выслушав стороны, третьих лиц и исследовав материалы дела, суд полагает следующее. Стороны не оспаривают изложенные истцом фактические обстоятельства, однако, дают этим обстоятельствам различную юридическую оценку. При этом, истец полагает, что он имеет право быть принятым на учет Администрацией г. Минусинска в качестве нуждающегося в жилом помещении, ответчик полагает, что такого права у истца нет. Оценивая доводы сторон, суд исходит из следующего. Согласно статье 15 Федерального закона № 5- ФЗ «О ветеранах»: «Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения». Согласно пункту 1 статьи 23.2. закона «О ветеранах»: « Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14,15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Статьей 2 Закона Красноярского края от 18.02.10г. № 10- 4386 «О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов» предусмотрено, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов, указанных в статье 1 настоящего Закона. Предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз. Согласно статье 3 Закона края: «Принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Законом края от 23 мая 2006 года N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края". В силу статьи 5 Закона Красноярского края № 18- 4751 от 23.05.06г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет (приложение 1), при наличии документов, указанных в статье 6 настоящего Закона, подтверждающих право состоять на учете. Согласно Закону края № 18-4751 полномочия по определению нуждаемости граждан в жилых помещениях и принятию их на учет возложены на органы местного самоуправления. Согласно пункту 3 статьи 52 ЖК РФ: «Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.». В силу статьи 5 Закона Красноярского края № 18- 4751 от 23.05.06г. «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет (приложение 1), при наличии документов, указанных в статье 6 настоящего Закона, подтверждающих право состоять на учете. Таким образом, принятие граждан на учет осуществляется по месту их жительства; местом жительства признается место постоянного или преимущественного проживания гражданина(статья 20 ГК РФ). Как установлено судом, истец постоянно проживает на территории муниципального образования- Минусинский район- в селе Знаменка Минусинского района; его регистрация в квартиры пасынка в г. Минусинске всегда носила формальный характер. Таким образом, истец не имеет права быть принятым на учет в г. Минусинске, так как проживает на территории другого муниципального образования- Минусинский район. Более того, как установлено судом, истец был зарегистрирован в качестве члена семьи собственника Санников А.М. в принадлежащем последнему жилом помещении, которое имеет общую площадь 76,9 метров квадратных, в квартире зарегистрировано два человека. Решением Минусинской городской думы № 10-85р от 13.07.05г. установлена учетная норма для постановки на жилищный учет в размере 9 метров квадратных и менее общей площади на одного человека. Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 51 ЖК РФ: гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Учитывая тот факт, что Санников А.М. является пасынком истца, а также факт получения истцом 100% субсидии на оплату данного жилого помещения в течение 10 лет, длительность срока регистрации в данном жилом помещении, суд приходит к выводу, что истец был зарегистрирован в данном жилом помещении в качестве члена семьи собственника. Таким образом, площадь, приходящаяся на одного человека в данном жилом помещении, превышает учетную норму для г. Минусинска- 9 метров квадратных. Учитывая изложенное, суд полагает, что исковые требования Полежаев М.К. удовлетворению не подлежат, как не основанные на Законе. Истец не лишен права обратиться с аналогичным заявлением в органы местного самоуправления Минусинского района. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Полежаев М.К. к Администрации г. Минусинска об обязании принять на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма- отказать. Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия судом мотивированного решения. Председательствующий: