решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 мая 2012 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего Дудусова Д.А.,

при секретаре Приваловой О.В.,

с участием прокурора Федорченко М.С.,

представителя ответчика Шимохиной О.А. (доверенность от 18.01.12г.) и

представителя третьего лица Губина С.Д. (доверенность от 17.01.12г.),

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ-город Минусинск об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к администрации муниципального образования городской округ-город Минусинск об обязании совершить действия.

Определением судьи от 13 апреля 2012 года указанные гражданские дела объединены в одно производство.

Свои требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании мотивировал следующим. Минусинской межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов ОГИБДД МО МВД РФ «Минусинский» проведена проверка исполнения и соблюдения администрацией г. Минусинска требований законодательства, регулирующего правоотношения в области дорожного движения, в том числе обеспечение его безопасности. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения действующего законодательства о безопасности дорожного движения на территории муниципального образования городской округ - город Минусинск. На территории муниципального образования городской округ - город Минусинск отсутствует наружное освещение следующих участков автомобильных дорого: участка автомобильной дороги общего пользования на ул. Центральная от кольцевой развязки ул. Кызыльская до ул. Кольцевая города Минусинска Минусинского района Красноярского края; участка автомобильной дороги общего пользования от кольцевой развязки ул. Кызыльская в направлении ул. Мостовая до ул. Береговая города Минусинска Минусинского района Красноярского края; участка автомобильной дороги общего пользования на ул. Трегубенко от ул. Мостовая до ул. Калинина города Минусинска Минусинского района Красноярского края.

В силу ст. 2 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации» вопросами местного значения являются вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения

муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законе осуществляется населением и органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 указанного Закона осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другим федеральными законами. Кроме того, в соответствии с п.п. 6, 11, 12 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другим федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 Устава городского округа «Город Минусинск», в структуру органов местного самоуправления входит исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация города Минусинска.

Согласно п. 1.5 ч. 1 ст. 12 Устава городского округа «Город Минусинск» к вопросам местного значения города относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частями 1,4 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа

В соответствии с п. 2.5 СНиП 2.05.02-85 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог 1 и 2 категорий между собой и с железнодорожными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или на их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании. Согласно п. 4.6 ГОСТа Р 50597-93, предусмотрено обязательное включение наружных осветительных установок в темное время суток, а отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения. Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования городской округ - город Минусинск в течение трех месяцев после даты вступления в силу решения суда организовать искусственное освещение в соответствии с СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» следующих участков автомобильных дорог местного значения: участка автомобильной дороги общего пользования на ул. Центральная от кольцевой развязки ул. Кызыльская до ул. Кольцевая города Минусинска Красноярского края; участка автомобильной дороги общего пользования от кольцевой развязки ул. Кызыльская в направлении ул. Мостовая до ул. Береговая города Минусинска Красноярского края; участка автомобильной дороги общего пользования на ул. Трегубенко от ул. Мостовая до ул. Калинина города Минусинска Красноярского края.

Ответчик- администрация муниципального образования городской округ- город Минусинск, действующий через своего представителя по доверенности Шимохину О.А., исковые требования не признал, свою позицию мотивировал следующим. Ответчик полагает, что указанные в исковых заявлениях прокурора требования п. 2.5 СНиП 2.05.02-85 не могут являться основаниями для удовлетворения заявленных требований, так как согласно преамбуле указанного СНиПа: «Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации и подъездных дорог к промышленным и сельскохозяйственным предприятиям.». Администрация г. Минусинска не осуществляет в настоящее время строительство или реконструкцию данных участков дороги, в связи с чем, к данным дорогам требования указанного СНиПа применены быть не могут. Учитывая изложенное, просит в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица- МО МВД РФ «Минусинский» по доверенности Губин С.Д. поддержал заявленные прокурором исковые требования, полагая их законными и обоснованными, полностью согласившись с требованиями прокурора. Пояснил, что все указанные прокурором участки дорог, являются дорогами местного значения, что подтверждается перечнем объектов улично- дорожной сети г. Минусинска, представленным КУМИ г. Минусинска.

В суд представлены и судом истребованы следующие доказательства: акты проверки от 29.03.12г., от 22.03.12г., от 23.03.12г.; фототаблицы; приказ № 66-орг от 31.12.09г.; акт приема – передачи от 01.01.10г.; договор № 25 от 30.12.11г.; перечень работ от 30.12.11г.; устав г. Минусинска; перечень объектов улично- дорожной сети г. Минусинска.

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полагает следующее.

Оценивая доводы, изложенные в исковом заявлении, суд полностью соглашается с юридической оценкой установленных фактических обстоятельств, данной истцом в исковом заявлении.

Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. В силу ч. 4 ст. 6 указанного закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Частями 1,4 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Согласно требованиям статьи 46 Федерального закона № 184- ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.02г.: Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.». Таким образом, требования указанных прокурором СНиПа и ГОСТа являются обязательными к применению, так как устанавливают требования к обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно пункту 11 статьи 5 Федерального закона № 257- ФЗ: « Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.».

Указанные прокурором участки дорог имеются в перечне объектов улично- дорожной сети г. Минусинска; таким образом, обязанность по содержанию данных дорог лежит на Администрации г. Минусинска.

Довод ответчика о том, что указанный СНиП распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог, Администрация г. Минусинска не осуществляет в настоящее время строительство или реконструкцию данных участков дороги, в связи с чем, к данным дорогам требования указанного СНиПа применены быть не могут, суд полагает несостоятельным.

Так, указанные прокурором требования, как указано выше, являются обязательными к применению, так как устанавливают требования к обеспечению безопасности дорожного движения. Указанные требования должны обеспечиваться при содержании дорог, согласно требованиям статьи 12 Федерального закона № 196- ФЗ.

Следовательно, ответчик не исполняет своих обязанностей по надлежащему содержанию указанных участков дорог в данной части.

Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить полностью.

В силу требований пункта 2 статьи 206 ГПК РФ: «В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.».

Учитывая то, что ответчик не высказал возражений относительно заявленного срока, суд полагает возможным установить срок исполнения решения в течение трех месяцев после даты вступления в силу решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ-город Минусинск об обязании совершить действия удовлетворить полностью.

Обязать администрацию муниципального образования городской округ - город Минусинск в течение трех месяцев после даты вступления в силу решения суда организовать искусственное освещение в соответствии с СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги», ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» следующих участков автомобильных дорог местного значения: участка автомобильной дороги общего пользования на ул. Центральная от кольцевой развязки ул. Кызыльская до ул. Кольцевая города Минусинска Красноярского края; участка автомобильной дороги общего пользования от кольцевой развязки ул. Кызыльская в направлении ул. Мостовая до ул. Береговая города Минусинска Красноярского края; участка автомобильной дороги общего пользования на ул. Трегубенко от ул. Мостовая до ул. Калинина города Минусинска Красноярского края.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Председательствующий: