Дело № 2-1256/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 04 июня 2012 года г.Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе: Председательствующего Лощакова Д.В. при секретаре Козловской А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Мясникова А.П. к администрации г.Минусинска и Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям, УСТАНОВИЛ: Минусинский межрайонный прокурор, в интересах Мясникова А.П., обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации г.Минусинска, просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Мясникову А.П. и обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров и предоставить его по договору социального найма Мясникову А.П.. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Мясников А.П. 10.07.1987 года рождения остался без попечения родителей, его мать решением Дивногорского городского суда от 18.04.2002г. была признана безвестно отсутствующей, запись об отце в свидетельство о рождении внесена со слов матери. Решением Советского районного Совета народных депутатов г.Красноярска № 96 от 20.03.1991года Мясников А.П. был определен на полное государственное обеспечение, жилого помещения за ним не закреплялось. По приговору Дзержинского районного суда Красноярского края от 05.05.2006г. с 19-ти летнего возраста Мясников А.П. отбывал наказание в местах лишения свободы до 20.05.2011г.. Таким образом, на момент достижения 23 лет Мясников А.П. находился в местах лишения свободы, в связи с чем не имел возможности собрать и предоставить необходимые документы и обратиться в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлением о постановке его на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного предоставления жилья. Неоднократно администрацией исправительного учреждения, где Мясников А.П. отбывал наказание, направлялись запросы в различные органы местного самоуправления о рассмотрении вопроса о постановке Мясникова А.П. на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного предоставления жилья, однако были получены отрицательные ответы. Кроме того, аналогичный запрос направлялся в Министерство образования и науки Красноярского края, по результатам рассмотрения которого было отказано в обеспечении Мясникова А.П. жильем. Поскольку в настоящее время Мясников А.П. проживает на территории <адрес>, имеет временную регистрацию в КГБУ СО «Минусинский центр адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы» по <адрес>, своего жилья не имеет, как лицо, относящееся к категории детей сирот, права на обеспечения жильем не реализовал, ему должно быть предоставлено жилье на территории г.Минусинска. В судебном заседании прокурор Калугина О.В. исковые требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Мясников А.П. исковые требования также поддержал. Суду пояснил, что с трехлетнего возраста он находился на полном государственном обеспечении и проживал в различных государственных учреждениях. Выявлен был как ребенок-сирота он на территории Советского района г.Красноярска, затем направлен был в детский дом г.Ачинска, где проживал до 5 лет, после чего переведен в детский дом г.Дивногорска. Затем с 2004г. до 2006г. он проживал и учился в с.Шеломки Дзержинского района Красноярского края. В 2006г. там он совершил преступление, за которое был осужден к наказанию в виде лишения свободы. В период отбывания наказания, администрация исправительного учреждения, где он отбывал наказание, по его просьбе неоднократно обращалась в администрацию г.Дивногорска, г.Ачинска, Советского района г.Красноярска с просьбой о постановке его на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного предоставления жилья после освобождения, однако на учет нигде он поставлен не был. После освобождения в 2011 году из мест лишения свободы он проживал в реабилитационном центре для осужденных г.Канска, оттуда выезжал в г.Красноярск и г.Дивногорск с целью отыскания документов в отношении него, однако выяснилось, что архивные документы были утрачены. После этого он был по путевке направлен для проживания в реабилитационный центр г.Минусинска, где в настоящее время проживает и временно зарегистрирован по месту жительства. В настоящее время работает сторожем в ООО «Тесхносфера», собственного жилья не имеет. Считает, что не был своевременно поставлен на учет только по вине органов опеки и попечительства, самостоятельно данного права реализовать не смог, поскольку находился в местах лишения свободы, администрация исправительного учреждения в его интересах обращалась в различные инстанции с просьбой о постановке его на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако безрезультатно. Представитель ответчика - администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что оснований для приобретения жилья Мясникову А.П. и предоставлении его по договору социального найма в г.Минусинске не имеется поскольку выявлен он был как ребенок, оставшийся без попечения родителей, на территории Советского района г.Красноярска, где ему и должно быть предоставлено жилье. Кроме того, на момент обращения Мясникова А.П. для постановки на учет, ему уже исполнилось 23 года в связи с чем он не может быть поставлен на учет, как оставшийся без попечения родителей и имеет лишь право на получение жилья по договору социального найма в порядке очередности. Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом (л.д.32), причины неявки в суд не сообщил. В направленном суду отзыве на исковое заявление указал, что 21.10.2010г. в Министерство образования и науки Красноярского края обращался начальник исправительного учреждения ФБУ ИК-31, где отбывал наказание Мясников А.П., с целью постановки его на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного предоставления жилья. Министерством образования и науки Красноярского края начальнику учреждения был направлен ответ, что Мясников А.П. на учете для внеочередного предоставления жилья не состоит, поскольку на момент обращения ему исполнилось 24 года, оснований для постановки не имелось, было разъяснено законодательство РФ в части обеспечения жильем детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также из их числа, не имеющего жилого помещения. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Мясников А.П. 10.07.1987 года рождения остался без попечения родителей. Решением Дивногорского городского суда от 18.04.2002 года его мать признана безвестно отсутствующей. Отец Мясникова А.П. вписан в актовую запись о рождении со слов матери. Решением исполкома Советского районного совета народных депутатов г.Красноярска № 96 от 20.03.1991г. Мясников А.П. был определен на полное государственное обеспечение и воспитывался в государственных учреждениях интернатного вида на территории Ачинского, Дивногорского и Дзержинского районов Красноярского края. С 05.05.2006г. по 20.05.2011г. Мясников А.П. отбывал наказание в местах лишения свободы. Администрации исправительных учреждений, по ходатайствам Мясникова А.П., неоднократно обращались в органы местного самоуправления Дзержинского, Ачинского, Дивногорского районов края и Министерство образования и науки Красноярского края с письмами о постановке его на учет для предоставления жилья, однако на учёт Мясников А.П. поставлен не был, жилое помещение ему предоставлено не было. После освобождения из мест лишения свободы Мясников А.П. лично обращался в администрацию г.Ачинска Красноярского края, г.Челябинска, администрацию Советского района г.Красноярска с заявлениями о предоставлении жилья в чем ему было отказано. В настоящее время Мясников А.П. проживает и работает на территории г.Минусинска, зарегистрирован по месту пребывания в КГБУ СО «Минусинский центр адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы», собственного жилья не имеет. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, заявлением Мясникова А.П. в Минусинскую межрайонную прокуратуру свидетельством о рождении Мясникова А.П., справкой Загса Советского района г.Челябинска, решением Дивногорского городского суда от 18.04.2002г. о признании Мясникову М.А. безвестно отсутствующей, решением исполкома Советского районного совета народных депутатов № 96 от 20.03.1991г. об определении Мясникова А.П. на полное государственное учреждение. Запросами начальника ФБУ ИК-31 Мкртчана С.М. в администрацию г.Дивногорска Красноярского края, в Министерство образования и науки Красноярского края, ответами из администрации г.Ачинска, г.Челябинска, Министерства образования и науки Красноярского края, прокуратуры Красноярского края, справками отдела адресно-справочной работы по г.Минусинску и Минусинском району, Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, договором подряда от 05.02.2012г. о трудоустройстве Мясникова А.П., свидетельством о получении среднего специального образования. В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. В силу абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма». В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация Минусинского района наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Согласно обзору судебной практики Верховного суда РФ от 27.06.2006г. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2006г., достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является. Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации г.Минусинска являются обоснованными. Поскольку, как установлено судом, Мясников А.П. является лицом оставшимся без попечения родителей и в настоящее время проживает в г.Минусинске, суд приходит к выводу, что именно администрация г.Минусинска обязана приобрести для него жилье и предоставить его по договору социального найма. Доводы представителей ответчиков о том, что оснований для постановки Мясникова А.П. на учет и предоставления ему жилья не имеется, поскольку он не встал на такой учет до достижения возраста 23-х лет суд считает необоснованными. Как следует из пояснений Мясникова А.П. и подтверждается соответствующими письмами администраций исправительных учреждений, еще до достижения 23-х лет Мясников А.П. неоднократно обращался к администрациям муниципальных образований, где ранее проживал и в Министерство образования и науки Красноярского края с заявлениями о постановке на учет и предоставлении жилья. В том числе, администрацией ФБУ «ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю» 11.06.2010г. (л.д.11) направлялся запрос в Министерство образования и науки Красноярского края с просьбой о предоставлении перечня документов и образца заявления для постановки Мясникова А.П. на учет для предоставления жилья, однако Министерством только в 2011 году был дан отрицательный ответ. Таким образом, на учет до достижения возраста 23-х лет Мясников А.П. не был поставлен по независящим от него обстоятельствам в связи с чем данный факт не может являться основанием для отказа в постановке его на такой учет в настоящее время. Решением Минусинского городского Совета депутатов № 32-281/р от 02.08.2011г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 30 кв.м., поэтому предоставляемое истицу жилое помещение должно быть не менее этой нормы. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Учитывая, что в соответствии с вышеизложенной нормой закона дополнительного возложения на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по финансированию предоставления жилья указанной категории граждан не требуется, требования, в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края по перечислению денежных средств на приобретение жилья для истиц, суд полагает удовлетворению не подлежащими. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. и предоставить его Мясникову А.П. по договору социального найма. В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ