Решение Минусинского городского суда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2012 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего: Сергеева Ю.С.

при секретаре: Сафоновой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Медведевой Т.А. об оспаривании действий Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю,

У С Т А Н О В И Л:

Заявитель обратился в Минусинский городской суд с заявлением об оспаривании действий государственного органа – Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю. Свои требования заявитель мотивировала тем, что ею была получена справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам по форме № по состоянию на 01 мая 2012 года, в которой отражена задолженность по налогам, сборам, взносам, пени, штрафам, в том числе задолженность невозможная к взысканию в общей сумме 80887 рублей 50 копеек. Налоговым органом утрачена возможность взыскания указанной задолженности в связи с истечением сроков, как в принудительном порядке по ст. 46, 47 НК РФ, так и в судебном порядке. Отражение задолженности нарушает права заявителя и законные интересы, поэтому считает действия налогового органа, выразившееся в выдаче указанной справки незаконными.

В судебном заседании Медведева Т.А. суду пояснила, что на требованиях настаивает в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, также суду пояснила, что ранее являлась индивидуальным предпринимателем и отраженная задолженность относится к периоду осуществления ею предпринимательской деятельности, в настоящее время указанную сумму задолженности взыскать с неё невозможно, однако определенные ограничения само по себе наличие сведений о задолженности на заявителя накладывает, в частности она может быть не выпущена на пределы РФ, в случае если в момент выезда будет обнаружены сведения о задолженности по налогам.

В судебном заседании представитель налогового органа Карымов А.В. по доверенности (л.д. 16) суду пояснил, что налоговый орган не признает требования заявителя и просит суд отказать в удовлетворении заявления Медведевой Т.А., однако подтвердил факт того, что указанная в справке, выданной Медведевой сумма задолженности не может быть взыскана с неё в силу Закона, так как возможность её взыскания утрачена в связи с истечением пресекательных сроков.

Выслушав мнение заявителя, представителя заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Красноярскому краю, суд считает заявление Медведевой Т.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствие со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права или свободы.

Согласно п. 10 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций утверждена приказом Федеральной налоговой службы России от 23.05.2005 № ММ-3-19/206@ "Об утверждении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методических указаний по ее заполнению".

Согласно пункту 3 Методических указаний при формировании справки запись "не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации" делается в случае отсутствия по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм:

на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации;

которые реструктурированы в соответствии с нормами бюджетного законодательства Российской Федерации или в соответствии с Федеральным законом от 09.07.2002 № 83-ФЗ "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей";

которые подлежат зачету в соответствии с решениями налогового органа, направленными в органы федерального казначейства, но не исполненными на момент выдачи справки.

В силу пункта 4 Методических указаний при наличии по состоянию на дату, указанную в справке, начисленных, но не уплаченных налогоплательщиком налогов, сборов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и налоговых санкций, за исключением сумм, указанных в пункте 3 настоящих Методических указаний, при формировании справки делается запись "имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации".

В целях обеспечения надлежащего первичного учета и контроля за поступлением налогов (сборов) и других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 12.05.2005 № ШС-3-10/201 утверждены Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом" (далее - "РСБ").

Налоговые органы обязаны вести карточки "РСБ" по каждому плательщику налога или сбора, установленного законодательством о налогах и сборах, а также по каждому плательщику взносов в государственные внебюджетные фонды, администрируемые налоговыми органами.

При этом в соответствии с разделом VII Рекомендаций суммы начисленных (доначисленных, уменьшенных) налоговых санкций налоговым органом в карточке "РСБ" учитываются на основании, как решений судебных органов, так и решений по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, решений вышестоящих налоговых органов, отменяющих (изменяющих) решения нижестоящих налоговых органов.

Таким образом, согласно методическим указаниям, справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме № 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Суд приходит к выводу, что содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.

Согласно действующего законодательства РФ, а также с учетом общих принципов права, неполная информация в том числе о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов.

Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справки объективной информации о состоянии расчетов, в ней должны содержаться сведения о задолженности и указание на утрату инспекцией возможности её взыскания.

Как следует из материалов дела, налоговым органом выдана Медведевой Т.А. справка № о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 мая 2012 года (л.д. 8, 9)

В суд сторонами предоставлен документ «признание сторонами обстоятельств» от 28 мая 2012 года (л.д. 19), согласно которого заявитель и заинтересованное лицо (налоговый орган) в порядке ст. 68 ГПК РФ признали основания возникновения, периоды возникновения и суммы задолженности, указанные в справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам по форме № по состоянию на 01 мая 2012 года в том числе:

I)                   недоимка ЕСН, зачисляемая в ТФОМС на 18 октября 2004 года в сумме 230,03 рубля;

недоимка ЕСН, зачисляемая в ТФОМС по решению КП от 04 ноября 2004 года в сумме 4958,72 рубля;

недоимка ЕСН, зачисляемая в ТФОМС на 15 января 2005 года в сумме 230,03 рубля;

задолженность по пени сумме 1989,45 рублей;

задолженность по штрафам 991,76 рублей.

II)                недоимка ЕСН, зачисляемая в ФФОМС на 18 октября 2004 года в сумме 13,53 рубля;

недоимка ЕСН, зачисляемая в ФФОМС по решению КП от 04 ноября 2004 года в сумме 291,69 рублей;

недоимка ЕСН, зачисляемая в ФФОМС на 15 января 2005 года в сумме 13,53 рубля;

задолженность по пени сумме 117,67 рублей;

задолженность по штрафам 58,33 рублей.

III)              недоимка ЕСН, зачисляемая в ФБ на 04 ноября 2004 года в сумме 649,49 рубля;

недоимка ЕСН, зачисляемая в ФБ по решению КП от 04 ноября 2004 года в сумме 14001,12 рублей;

недоимка ЕСН, зачисляемая в ФБ на 15 января 2005 года в сумме 649,48 рубля;

задолженность по пени сумме 5615,82 рублей;

задолженность по штрафам 2800,22 рублей.

IV)             недоимка по налогу на доходы ФЛ по решению КП от 04 ноября 2004 года в сумме 22166 рублей;

задолженность по пени сумме 22051,03 рублей;

задолженность по штрафам 3729,6 рублей.

На 01 мая 2012 года общий размер задолженности по налогам (сборам), пени и штрафам, указанных в спорной справке, составил 80557 рублей 50 копеек.

При этом стороны в предоставленном суду «признании» установили, что срок взыскания указанной задолженности пропущен.

Также в оспариваемой справке указано, что имеющаяся задолженность невозможна к взысканию (л.д. 9).

Таким образом, факт наличия у налогоплательщика указанной задолженности по налогам, пени и штрафам, а также факт утраты возможности её взыскания считается судом установленным и не требует дальнейшего доказывания.

Учитывая, что факт утраты возможности взыскания задолженности в размере 80557 рублей 50 копеек отражен налоговым органом с правке по состоянию на 01 мая 2012 года, в ходе судебного заседания этот факт не опровергнут, доказательств соблюдения налоговым органом процедуры взыскания спорной суммы задолженности не представлено, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом утрачено право на взыскание с Медведевой Т.А. задолженности в сумме 80557 рублей 50 копеек, отраженной в справке № о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01 мая 2012 года в связи с пропуском сроков по её взысканию.

При таких обстоятельствах, отражение спорных сумм налогов, пени и штрафов в размере 80557 рублей 50 копеек, с указанием на утрату налоговым органом возможности взыскания данной задолженности, соответствует положениям ст.ст. 32, 33 НК РФ и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Следовательно, требования заявителя о признании незаконными действий инспекции, выразившихся в отражении в указанной справке задолженности перед бюджетом в размере 80557 рублей 50 копеек, возможность взыскания которой утрачена, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований Медведевой Т.А. об оспаривании действий Межрайонной ИФНС России № 10 по Красноярскому краю - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения суда.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения суда изготовлен 18.06.2012 года.