о соц. защите детей сирот



Дело №2-1479/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 июня 2012 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Козловской А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барановой Ю.Н. к администрации Минусинского района и Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор, в интересах Барановой Ю.Н., обратился в суд с иском к администрации Минусинского района и Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям, просил обязать приобрести в муниципальную собственность Минусинского района жилое помещение площадью не менее 18 квадратных метров и предоставить его по договору социального найма Барановой Ю.Н. обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет Минусинского района денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Барановой Ю.Н.. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Баранова Ю.Н. ДД.ММ.ГГГГ осталась без попечения родителей, ее родители решением Минусинского городского суда от 17.01.1992г. были лишены в отношении нее родительских прав. Решением Минусинского районного Совета народных депутатов № 5-п от 20.01.1992года Баранова Ю.Н. была определена на полное государственное обеспечение, находилась в КГКОУ «Минусинский детский дом», жилого помещения за ней не закреплялось. До достижения 23 лет Баранова Ю.Н., поскольку собственного жилья не имела, обратилась в отдел опеки и попечительства администрации Минусинского района с целью постановки ее на учет для предоставления жилья вне очереди, собрала и предоставила все необходимые документы, 11.07.2011г. полный пакет документов был направлен управлением образования Минусинского района в Министерство образования и науки Красноярского края, однако решение о постановке Барановой Ю.Н на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного предоставления жилья в Министерстве образования и науки Красноярского края не принято, жилым помещением до настоящего времени Баранова Ю.Н не обеспечена. Поскольку Баранова Ю.Н. была выявлена как ребенок-сирота на территории Минусинского района, администрация Минусинского района обязана обеспечить истицу жилой площадью, не ниже установленных социальных норм. Учитывая, что Баранова Ю.Н юридического образования не имеет, Минусинский межрайонный прокурор в интересах истицы обратился в суд за защитой ее прав.

В судебном заседании прокурор Струкова Т.Я. исковые требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истица Баранова Ю.Н исковые требования поддержала. Суду пояснила, что родилась она на Украине в Белогородской области, затем ее родители переехали для постоянно проживания в г.Минусинск Красноярского края. В 1992 года ее мать лишили в отношении нее родительских прав и она была определена на полное государственное обеспечение в Минусинский детский дом, где постоянно проживала до 2005 года. С 2005г. по 2007г. училась в училище г.Краснотуранска, с 2007г. по 2009г. проживала в с.Тесь минусинского района у своей родной сестры. В 2009 году она впервые обратилась в Управление образования администрации Минусинского района с заявлением о постановке ее на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного предоставления жилья, однако в постановке на такой учет ей было отказано, в связи с тем, что за ней имелось закрепленное жилье, однако откуда поступили данные сведения к ответчику ей не известно, поскольку жилья за ней никогда не закреплялось. Жилое помещение в <адрес> поскольку было бесхозное, было выделено администрацией Тесинского сельсовета на всю ее семью, которая насчитывала 11 братьей и сестер. В данный момент в нем проживает ее брат Михаил со своей семьей. Ее мать умерла 12 лет назад, какого либо жилья у матери никогда не имелось. В апреле 2011г. истица повторно собрала необходимый пакет документов для постановки на учет и Управление образования администрации Минусинского района данный пакет документов направило 11.07.2011г. в Министерство образования и науки Красноярского края. Она ежемесячно узнает информацию у ответчика, однако каких либо сведений о постановке ее на учет Министерством не предоставлено. В настоящее время она проживает на территории Минусинского района в с.Быстрая, в жилом доме сестры ее мужа, собственного жилья не имеет.

Представитель ответчика администрации Минусинского района Рахманкулова Ю.И. в судебное заседание не явилась, о дате и времени извещена надлежащим образом ( л.д.25), причину неявки в суд не сообщила.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края Гаврилов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суду представил отзыв на исковое заявление прокурора, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя, тем что Министерство образования и науки Красноярского края не наделено полномочиями обеспечивать детей- сирот жилыми помещениями на территории г.Красноярска и Красноярского края по договору социального найма. Данными полномочиями наделены органы местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов, в соответствии с Законом красноярского края № 9-4225 от 24.10.2009г. « О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. переданные полномочия включают в себя: приобретение, предоставление, а также приобретение и предоставление на основании судебных решений жилых помещений по договорам социального найма указанным категориям детей. В соответствии с ч.1,2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и указанной категории детей. Порядок учета, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения устанавливается Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг от 04.04.2005г. «О приобретении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющим жилого помещения». Для постановки на учет данной категории лиц, необходимо предоставить до 23 лет в Министерство определенный пакет документов. Баранова Ю.Н. в Министерство до 23 лет для постановки ее на учет не обращалась, в связи с чем на учет в соответствующий список не включена. Кроме того, физические лица, в данном случае истица не могут являться субъектами бюджетных правоотношений. Баранова Ю.Н. не обладает правом требования к органу публичной власти о выделении ей денежных средств на приобретение жилья, следовательно данные требования не могут быть заявлены прокурором в интересах Барановой Ю.Н. Возложение на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по предоставлению денежных средств на приобретение жилья будет означать судебное установление новой компетенции Министерства не предусмотренной нормативно-правовыми актами, что не допустимо в силу закона, в связи с чем заявленное требование о выделении денежных средств для приобретения жилья Барановой Ю.Н. не соответствует нормам права.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Баранова Ю.Н. ДД.ММ.ГГГГ с 1992 года осталась без попечения родителей. Решением Минусинского городского суда от 17.01.1992 года ее родители были лишены в отношении нее родительских прав. Решением Минусинского районного Совета народных депутатов № 5-п от 20.01.1992г. Баранова Ю.Н. была определена на полное государственное обеспечение и воспитывалась до 2005 года в КГКОК «Минусинский детский дом». Жилого помещения за ней на закреплялось. С 2009года до достижения 23 лет, Баранова Ю.Н. неоднократно обращалась в Управление образования администрации Минусинского района для постановки ее на учет в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для внеочередного предоставления жилья, однако на учет она поставлена не была, лишь 11.07.2011г. Управлением образования администрации Минусинского района в Министерство образования и науки Красноярского края был направлен пакет документов для постановки её на учет, но решение о постановке принято так и не было.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями прокурора и истицы, свидетельством о рождении Барановой Ю.Н., решением Минусинского городского суда Красноярского края от 17.01.1992г., решением Минусинского районного Совета народных депутатов № 5-п от 20.01.1992г., выписками из финансово-лицевого счета, свидетельством о смерти Барановой О.С., справками Тесинского сельсовета, сопроводительным письмом от 11.07.2011года о направлении Управлением образования администрации Минусинского района в адрес Министерства образования и науки Красноярского края пакета документов для постановки на учет, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация Минусинского района наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно обзору судебной практики Верховного суда РФ от 27.06.2006г. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2006г., достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации Минусинского района являются обоснованными. Поскольку, как установлено судом, Баранова Ю.Н. является лицом оставшимся без попечения родителей и в настоящее время проживает в с.Быстрая Минусинского района, суд приходит к выводу, что именно администрация Минусинского района обязана приобрести для неё жилье и предоставить его по договору социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что оснований для постановки Барановой Ю.Н. на учет и предоставления ей жилья не имеется, поскольку она не встала на такой учет до достижения возраста 23-х лет суд считает необоснованными.

Как следует из пояснений Барановой Ю.Н. и подтверждается письмом Управления образования администрации Минусинского района в адрес Министерства образования и науки Красноярского края, еще до достижения 23-х лет Баранова Ю.Н. неоднократно обращалась в органы опеки и попечительства по месту своего жительства с заявлениями о постановке на учет ля предоставления жилья.

Таким образом, на учет до достижения возраста 23-х лет Баранова Ю.Н. не была поставлена по независящим от неё обстоятельствам в связи с чем данный факт не может являться основанием для отказа в постановке её на такой учет в настоящее время.

Согласно Постановлению администрации Минусинского района №115-П от 03.03.2011г. норма площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма составляет 18 кв.м. на каждого члена семьи, поэтому предоставляемые истице жилое помещение должны быть не менее этой нормы.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Учитывая, что в соответствии с вышеизложенной нормой закона дополнительного возложения на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по финансированию предоставления жилья указанной категории граждан не требуется, требования, в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края по перечислению денежных средств на приобретение жилья для истиц, суд полагает удовлетворению не подлежащими.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию Минусинского района Красноярского края приобрести в муниципальную собственность Минусинского района изолированное жилое помещение площадью не менее 18 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Барановой Ю.Н.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 04.07.2012г.