Дело № 2-1622/2012г. РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 27 июня 2012 года г.Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе: Председательствующего Лощакова Д.В. при секретаре Козловской А.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Адушкина А.Д. к администрации г.Минусинска и Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям, УСТАНОВИЛ: Минусинский межрайонный прокурор в интересах Адушкина А.Д. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации г.Минусинска, просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Адушкину А.Д. в г.Минусинске не ниже социальной нормы предоставления жилья для детей-сирот и обязать приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров и предоставить его по договору социального найма Адушкину А.Д.. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Адушкин А.Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения с раннего детства остался без попечения родителей, его отец Адушкин Д.А. умер 02.08.1998г., мать Песоцкая (Адушкина) О.И. была лишена в отношении него родительских прав решением Минусинского городского суда от 12.03.2004г.. Постановлением главы г.Минусинска № 413-п от 14.04.2004 года Адушкин А.Д. определен в государственное учреждение интернатного типа на полное государственное обеспечение, жилого помещения за ним не закреплялось по причине отсутствия такового. Органом исполнительной власти по месту выявления и жительства Адушкина А.Д. является администрация г.Минусинска. Решением краевой комиссии от 07.03.2012г. по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения Адушкин А.Д. поставлен на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако жилым помещением до настоящего времени фактически не обеспечен. В судебном заседании прокурор Коптева Е.И. исковые требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Истец Адушкин А.Д. исковые требования также поддержал. Суду пояснил, что с раннего детства остался без попечения родителей, его отец умер в 1998г., мать на основании решения Минусинского городского суда от 12.03.2004 года лишена в отношении него родительских прав. С тринадцатилетнего возраста он находился на полном государственном обеспечении и проживал в различных государственных учреждениях. В 2007году закончил среднее профессиональное училище в г.Ужуре Красноярского края, затем окончил ПУ в пгт.Шушенское Красноярского края, с 2011года учится в сельскохозяйственном колледже г.Минусинска и проживает в общежитии при колледже, зарегистрирован временно там по месту жительства. Он хотел встать на учет для получения жилья в жилищном отделе администрации г.Минусинска, однако документы у него не приняли. До сих пор жилым помещением он не обеспечен, в собственности жилого помещения у него не имеется, проживает и зарегистрирован временно по месту жительства в общежитии колледжа. Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что право на получение жилья истцом не оспаривает, однако поскольку Адушкин А.Д. был поставлен на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края для внеочередного предоставления жилья лишь 07.03.2012г., а на текущий год реестр нуждающихся в получении жилья уже сформирован, Адушкин А.Д. будет обеспечен жильем в порядке очередности, возможности предоставить ему жилое помещения вне очереди администрация г.Минусинска не имеет возможности. Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края Гаврилов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суду представил отзыв на исковое заявление прокурора, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя, тем что Министерство образования и науки Красноярского края не наделено полномочиями обеспечивать детей- сирот жилыми помещениями на территории г.Красноярска и Красноярского края по договору социального найма. Данными полномочиями наделены органы местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов, в соответствии с Законом Красноярского края № 9-4225 от 24.10.2009г. « О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. Переданные полномочия включают в себя: приобретение, предоставление, а также приобретение и предоставление на основании судебных решений жилых помещений по договорам социального найма указанным категориям детей. В соответствии с ч.1,2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе и указанной категории детей. Порядок учета, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющих жилого помещения устанавливается Указом Губернатора Красноярского края № 25-уг от 04.04.2005г. «О приобретении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа, не имеющим жилого помещения». Для постановки на учет данной категории лиц, необходимо предоставить до 23 лет в Министерство определенный пакет документов. Комплект необходимых документов на Адушкина А.Д. поступил в Министерство 07.11.2011г. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения от 07.03.2012г. Адушкин А.Д. поставлен на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края. Соответственно Адушкин А.Д. гарантированно будет обеспечен жильем. Кроме того, Министерство не может согласиться с требованиями о возложении обязанности перечислить денежные средства из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска, поскольку финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края. В случае, если субвенций не достаточно, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления данных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями. Физические лица, в данном случае истец, не могут являться субъектами бюджетных правоотношений. Адушкин А.Д. не обладает правом требования к органу публичной власти о выделении ему денежных средств на приобретение жилья, следовательно данные требования не могут быть заявлены прокурором в интересах Адушкина А.Д. Также, недопустимо возлагать на администрацию г.Минусинска Красноярского края обязанности по предоставлению жилья сироте под условием - за счет средств соответствующего бюджета, поскольку данные вопросы не должны является предметом разбирательства в рамках социально-жилищного спора с участием сироты. Ставить факт получения жилья в зависимости от денежных средств недопустимо, как и указывать источник финансирования, поскольку это может сделать неопределенным момент исполнения решения суда, либо сделать его неисполнимым. Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Судом установлено, что Адушкин А.Д. ДД.ММ.ГГГГ рождения остался без попечения родителей. Его отец Адушкин Д.А. умер 02.08.1998г., мать решением Минусинского городского суда от 12.03.2004 года была лишена в отношении него родительских прав. Постановлением главы г.Минусинска № 413-п от 14.04.2004 года Адушкин А.Д. определен в государственное учреждение интернатного типа на полное государственное обеспечение и воспитывался с тринадцатилетнего возраста в государственных учреждениях. Жилого помещения за ним не закреплялось. Согласно справки администрации г.Минусинска № 600 от 09.08.2004г. администрация г.Минусинска гарантирует постановку Адушкина А.Д. на учет в отдел по учету и распределению жилья по списку внеочередников. Решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения от 07.03.2012г. Адушкин А.Д. поставлен на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края в список для внеочередного получения жилья. В настоящее время Адушкин А.Д. обучается в сельскохозяйственном колледже г.Минусинска, проживает в общежитии колледжа и зарегистрирован там по месту жительства, собственного жилья не имеет, также не имеет средств на получение юридической помощи, в связи с чем Минусинский межрайонный прокурор обратился с настоящим исковым заявлением в суд, в защиту законных интересов Адушкина А.Д. Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетельством о рождении Адушкина А.Д., свидетельством о смерти Адушкина Д.А., справкой о заключении брака Адушкиной О.И., решением Минусинского городского суда от 12.03.2004г. о лишении Песоцкой (Адушкиной) О.И. родительских прав, постановлением главы г.Минусинска № 413-п от 14.04.2004года, справкой управления образования администрации г.Минусинска № 303 от 23.05.2007г., справкой гарантией о постановке на учет Адушкина А.Д. в список внеочередников для получения жилья № 600 от 09.08.2004г., справкой КГАУ КЦСО «Тесь» от 27.10.2009г. № 759, выпиской от 07.03.2012г. из решения краевой комиссии по предоставлению жилья детям-сиротам о постановке Адушкина А.Д. на учет, дипломами о получении Адушкиным А.Д. среднего начального профессионального образования, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Согласно абзацу 2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. В силу абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма». В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация Минусинского района наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации г.Минусинска являются обоснованными. Именно на администрацию г.Минусинска в силу вышеуказанных положений нормативных правовых актов возлагается обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, однако эта обязанность ею не исполнена. Поскольку Адушкин А.Д. до настоящего времени не обеспечен жилым помещением, нарушено гарантированное ему законом право на получение мер социальной поддержки в виде внеочередного предоставления жилого помещения. Таким образом, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить и возложить на администрацию г.Минусинска обязанность приобрести в муниципальную собственность жилое помещение и предоставить его по договору социального найма Адушкину А.Д. Решением Минусинского городского Совета депутатов № 32-281/р от 02.08.2011г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 30 кв.м., поэтому предоставляемое истцу жилое помещение должно быть не менее этой нормы. Доводы представителя администрации г.Минусинска о том, что она лишена возможности исполнить её в связи с тем, что истец поставлен на учет в марте 2012г., а реестр очередников на текущий год уже сформирован, суд считает необоснованными, поскольку при исполнении данной обязанности, в случае недостатка средств, администрация вправе использовать собственные финансовые средства. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Учитывая, что в соответствии с вышеизложенной нормой закона дополнительного возложения на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по финансированию предоставления жилья указанной категории граждан не требуется, требования, в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края по перечислению денежных средств на приобретение жилья для истца, суд полагает удовлетворению не подлежащими. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Адушкину А.Д.. В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий Решение в окончательной форме изготовлено 18.07.2012г.