решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 августа 2012 года г. Минусинск

Минусинский городской суд в составе:

председательствующего Дудусова Д.А.,

при секретаре Степановой С.Б.,

с участием прокурора Кохана Ю.А.,

представителя ответчика Рамишвили С.В. (доверенность от 07.08.12г.),

рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному предприятию Красноярского края «Красноярское управление лесами» об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к ГПКК «Красноярсклес» и ООО «Тур-Лайф» об обязании совершить действия.

Определением суда от 29 августа 2009 года производство по настоящему гражданскому делу в части требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Тур-Лайф» об обязании совершить действия было прекращено в связи с отказом истца от иска.

Свои требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц прокурор в исковом заявлении и в судебном заседании, с учетом заявления об уточнении исковых требований, мотивировал следующим. Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения лесозаготовителями требований природоохранного законодательства Российской Федерации. В результате проведенной проверки установлено следующее. 09.09.2011 г. между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ГПКК «Красноярсклес» заключен государственный контракт № 2011.29440 на выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, с одновременной продажей лесных насаждений для заготовки древесины на территории Минусинского лесничества Красноярского края. В соответствии с пунктом 1.1 госконтракта ГПКК «Красноярсклес» приняло на себя обязательства по выполнению комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на территории Минусинского лесничества Красноярского края, за исключением территории, на которой выполнение обязательств по охране, защите, воспроизводству лесов возложено на лиц, использующих леса. Содержание и объемы работ, а также требования к их выполнению определены в Техническом задании, являющемся неотъемлемой частью госконтракта № 2011.29440. Пунктом 1.3 госконтракта в качестве условия заготовки ликвидной древесины предельным объемом 57694 куб. м. установлено проведение санитарных уборок, уборки захламленности леса. Согласно пункту 2.4.1 госконтракта ГПКК «Красноярсклес» обязано выполнить работы в соответствии с Техническим заданием, условиями, предъявляемыми к качеству работ. Пунктом 2.4.3 госконтракта установлено, что ГПКК «Красноярсклес» обязано соблюдать правила пожарной безопасности, правила санитарной безопасности, правила заготовки древесины, а также выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.6 Технического задания по лоту № 1 «Выполнение комплекса работ по охране, защите, воспроизводству лесов с одновременной продажей лесных насаждений на территории Минусинского лесничества» ГПКК «Красноярсклес» обязано производить уборку захламленности леса в Минусинском лесничестве в кварталах № 1 - 184 в соответствии с правилами заготовки древесины, утвержденными Приказом МПР РФ от 16.07.2007 № 184. В настоящее время данные правила утратили силу в связи с вступлением в силу «Правил заготовки древесины», утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.11г. № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины».

На основании пункта 1.2 госконтракта 08.12.2011г. между Агентством лесной отрасли Красноярского края и ГПКК «Красноярсклес» заключен договор купли-продажи лесных насаждений № 301, являющийся в соответствии с пунктом 10.4 госконтракта его неотъемлемой частью, на срок с 08.12.2011г. по 30.12.2011г..

Согласно пункту 1.1 договора купли-продажи № 301 Агентство десной отрасли Красноярского края продает, а ГПКК «Красноярсклес» покупает лесные насаждения, в частности, квартал № 87 (выдел 20,27) на территории Минусинского участкового лесничества.

В соответствии с пунктом 2.5 договора купли-продажи № 301 очистка лесосеки от порубочных остатков должна производиться одновременно с заготовкой леса путем сбора порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием их в пожаробезопасный период на площади 77,06 га.

В рамках выполнения госконтракта № 2011.29440 и договора купли-продажи № 301 ГПКК «Красноярсклес» 16.12.2011г. заключило с ООО «Тур-Лайф» договоры подряда на выполнение работ № 177/2 и № 177/1. В соответствии с пунктами 1.1 договоров подряда заказчик поручает, а подрядчик принимает обязательства по выполнению работ но охране, защите, воспроизводству лесов, а также обязуется оказывать работы по заданию заказчика, а заказчик обязан принять и оплатить выполненные работы. Согласно пунктам 1.2 договоров подряда, вид и объем работ, подлежащих выполнению, место и срок выполнения работ, а также стоимость работ указываются в задании заказчика, являющимся неотъемлемой частью настоящего договора.

В соответствии с заданием заказчика к договорам подряда во исполнение договоров подряда на выполнение работ ГПКК «Красноярсклес» поручило ООО «Тур-Лайф» выполнить уборку захламленности в Минусинском участковом лесничестве (кв. 87, выд. 20), объем работ 0,89 га, (кв.87, выд. 27), объем работ 2,41 га, в срок до 30.12.2011г..

В период с 09.09.2011г. по 31.12.2011г. ООО «Тур-Лайф» производилась заготовка древесины в выделах 20 и 27 квартала № 87 Минусинского участкового лесничества краевого государственного казенного учреждения «Минусинское лесничество» на основании госконтракта № 2011.29440, договора купли-продажи № 301.

Согласно акту осмотра мест рубок (мест заготовки древесины) от 29.05.2012г., составленному помощником лесничего Минусинского участкового лесничества МАГ в присутствии представителя ООО «Тур-Лайф» МЕН, при участии водителя ШАА, по окончании срока действия госконтракта № 2011.29440 проведена проверка качества разработки лесосеки в выделах 20 и 27 квартала № 87 Минусинского участкового лесничества. В ходе проверки установлено, что при осуществлении лесопользования допущено нарушение требований лесного законодательства, выразившееся в захламлении леса порубочными остатками на площадях 0,12 га и 0,7 га. В актах приемки уборки захламленности от 28.05.2012г. и от 29.05.2012г. приведены план-схемы места расположения лесонарушений.

29 мая 2012 г. составлены сообщения о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок и других видов использования лесов, согласно которым лесопользователем при проведении работ в выделах 20 и 27 квартала № 87 Минусинского участкового лесничества допущено загрязнение или захламление лесов на площади 0,12 га в выделе 20, сумма ущерба составляет 127 рублей 13 копеек и на площади 0,7 га в выделе 27, сумма ущерба составляет 7416 рублей 20 копеек, что является административным правонарушением.

Лесопользователь произвел захламление и загрязнение лесов промышленными и иными отходами (неудовлетворительная очистка места рубок, захламление просек и границ, а также прилегающих к лесосекам 50-метровых полос) в объеме 0,12 га в лесотаксационном выделе 20 лесного квартала № 87 и в объеме 0,7 га в лесотаксационном выделе 27 лесного квартала № 87 Минусинского участкового лесничества, что подтверждается сообщениями № 20 и № 19 о нарушениях требований лесного законодательства при проведении рубок, подсочки и осмолоподсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов от 29.05.12г., сообщениями №20 № 19 о наличии события административного правонарушения от 29.05.2012г., актами осмотра мест рубок от 29.05.2012г., справками (расчетами) № 20 и 19 от 29.05.2012г., актами приемки уборки захламленности в Минусинском участковом лесничестве от 29.05.2012г..

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Статья 2 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривает, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Приказом Рослесхоза № 337 от 01.08.11г. утверждены Правила заготовки древесины, пунктом 61 которых установлено, что при производстве работ по заготовке древесины одновременно с рубкой лесных насаждений и трелевкой древесины должна проводиться очистка мест рубок от порубочных остатков.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах, в соответствии с пунктом 39 которых при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в силу пункта 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

Несоблюдение указанных выше норм влечет нарушение ответчиком надлежащего состояния территории лесосеки, выраженное в виде ее захламления и не позволяющее проведению работ по лесовосстановительным и иным лесохозяйственным мероприятиям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства.

Согласно статье 29 Лесного кодекса Российской Федерации заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их частичной переработкой, хранением и вывозом из леса.

Отходы древесины, сучьев, ветвей от лесоразработок отнесены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 года № 786 к отходам лесозаготовок и вырубок.

Следовательно, осуществляемая ответчиком деятельность является деятельностью предприятия и возникающие при осуществлении данной деятельности отходы (в том числе порубочные остатки) относятся к отходам производства (или, иначе, промышленным отходам).

Поскольку порубочные остатки (сучья, ветви, вершины срубленных деревьев, хворост) являются отходами от лесозаготовок и входят в категорию отходов производства, такие отходы должны быть убраны.

Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Из указанного следует, что нарушены интересы Российской Федерации как собственника захламленного лесного участка.

Нарушение интересов Российской Федерации влечет за собой нарушение интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории государства, так как в силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается, в первую очередь, выполнением требований природоохранного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор обращается в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.

На основании изложенного, просит обязать государственное предприятие Красноярского края «Красноярское управление лесами», ООО «Тур-Лайф» произвести очистку мест рубки от порубочных остатков в объеме 0,12 га в лесотаксационном выделе 20 лесного квартала № 87 и в объеме 0,7 га в лесотаксационном выделе 27 лесного квартала № 87 Минусинского участкового лесничества; взыскать с государственного предприятия Красноярского края «Красноярское управление лесами» госпошлину в доход государства.

Ответчик- ГПКК «Красноярсклес», действующий через своего представителя по доверенности Рамишвили С.В. в судебном заседании исковые требования не признал, свою позицию мотивировал тем, что в рамках выполнения госконтракта № 2011.29440 и договора купли-продажи № 301 ГПКК «Красноярсклес» 16.12.2011г. заключило с ООО «Тур-Лайф» договоры подряда на выполнение работ № 177/2 и № 177/1. В соответствии с пунктами 1.1 договоров подряда заказчик поручает, а подрядчик принимает обязательства по выполнению работ но охране, защите, воспроизводству лесов, а также обязуется оказывать работы по заданию заказчика, а заказчик обязан принять и оплатить выполненные работы. По мнению ответчика обязанность совершения действий по очистке мест рубки от порубочных остатков в объеме 0,12 га в лесотаксационном выделе 20 лесного квартала № 87 и в объеме 0,7 га в лесотаксационном выделе 27 лесного квартала № 87 Минусинского участкового лесничества, в силу договоров № 177/2 и № 177/1, лежит на ООО «Тур- Лайф».

Представители третьих лиц- ООО «Тур-Лайф» и Агентства лесной отрасли Красноярского края в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не представили.

Согласно ч.4 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд, с учетом мнения сторон, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В суд представлены и судом истребованы следующие доказательства: сообщения № 19 и № 20 от 29.05.12г.; справки № 19 и № 20; план-схемы; акты осмотра мест рубок от 29.05.12г.; акты приемки от 28.05.12г. и от 29.05.12г.; госконтракт от 09.09.11г.; договоры купли-продажи от 08.12.11г.; реестр схем расположения лесных насаждений; договоры подряда от 16.12.11г.; задание заказчика к договорам подряда; сообщение ГП КК «Красноярсклес»; выписки из ЕГРЮЛ от 24.07.12г..

Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд полностью соглашается с юридической оценкой установленных фактических обстоятельств, данной прокурором в исковом заявлении.

Доводы ответчика суд не принимает, как не основанные на требованиях действующего законодательства. Так, по мнению суда, обязанность по совершению действий по очистке мест рубки от порубочных остатков в объеме 0,12 га в лесотаксационном выделе 20 лесного квартала № 87 и в объеме 0,7 га в лесотаксационном выделе 27 лесного квартала № 87 Минусинского участкового лесничества, лежит именно на ответчике. Отношения между ответчиком и ООО «Тур- Лайф» являются предметом самостоятельного спора(при наличии такового).

Учитывая вышеизложенное, суд полагает необходимым исковые требования удовлетворить полностью.

Суд, в связи с удовлетворением исковых требований, считает также подлежащей взысканию с ответчика в пользу муниципального бюджета г. Минусинска сумму государственной пошлины в размере 4000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному предприятию Красноярского края «Красноярское управление лесами» об обязании совершить действия удовлетворить полностью.

Обязать государственное предприятие Красноярского края «Красноярское управление лесами» произвести очистку мест рубки от порубочных остатков в объеме 0,12 га в лесотаксационном выделе 20 лесного квартала № 87 и в объеме 0,7 га в лесотаксационном выделе 27 лесного квартала № 87 Минусинского участкового лесничества.

Взыскать с государственного предприятия Красноярского края «Красноярское управление лесами» в пользу муниципального бюджета г. Минусинска сумму государственной пошлины в размере 4000 рублей.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Председательствующий: