решение суда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 сентября 2012 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Ениной Т.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юрьевой Е.Е. к администрации г. Минусинска о заключении договора социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Юрьева Е.Е. обратилась в суд с иском к Администрации города Минусинска о признании права собственности на жилое помещение по адресу <адрес>, общей площадью кв.м., мотивируя требования тем, что в январе 1992 года ее супругу Юрьеву Ю.Ю. было предоставлено спорное жилое помещение общежитие, по адресу: <адрес> (ранее кв. ). С 21 января 1992 года Юрьев Ю.Ю. был поставлен на регистрационный учет по месту жительства в спорном жилом помещении и все это время проживал в указанном жилом помещении. 17 декабря 1999 года между ней и Юрьевым Ю.Ю. был заключен брак, она была вселена в спорное жилое помещение как член семьи нанимателя и 25 января 2001 года поставлена по месту жительства на регистрационный учет. Все указанное время она и ее семья несет бремя содержания данного имущества. Оплачивает жилищно-коммунальные услуги, несет расходы по производству ремонта жилого помещения. Несмотря на то, что договор социального найма жилого помещение не заключен, между ней и собственником жилого помещения администрацией г. Минусинска фактически сложились отношения из договора социального найма. Она как наниматель оплачивает жилищно-коммунальные услуги, спорное жилое помещение общежитием не является. Однако, при обращении в администрацию г. Минусинска по вопросу заключения договора социального найма, ей было отказано в связи с тем, что она не состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просит суд признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью кв.м.(л.д. 3-5).

10.07.2012 г. Юрьева Е.Е. требования уточнила, просила обязать администрацию города Минусинска заключить с ней договор социального найма жилого помещения расположенного по адресу: <адрес> общей площадью 10,9 кв.м. и обязать администрацию города Минусинска заключить с ней договор о бесплатной передаче в собственность жилой комнаты, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью кв.м.(л.д. 56-57).

03.09.2012 г. Юрьева Е.Е. требования уточнила, просила обязать администрацию города Минусинска заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> общей площадью кв.м.(л.д. 56-57).

В судебном заседании представитель истца (л.д. 47) заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика (л.д. 51) с требованиями не согласилась, пояснила, что администрация не может заключить с истцом договор социального найма, т.к. истец не стоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, имеет задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги, длительное время не проживала в жилом помещении, сдавала его в аренду, кроме того отсутствуют документы подтверждающие предоставление указанного помещения супругу истца и определяющие его статус, в связи с чем, спорное жилое помещение может относиться к служебным.

Юрьев Ю.Ю. привлеченный в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований определением суда от 3.09.2012г. (л.д.87) в судебное заседание не явился, представил заявление о согласии с заявленными требованиями и рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 91).

Свидетель ЗАГ суду пояснил, что по <адрес> у Юрьевой делал ремонт в комнате в мае 2012 года, менял полы, клеил обои. В комнате были телевизор, диван, где в это время проживала Юрьева не знает, ремонт оплачивала Юрьева.

Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно справке МЧС России (л.д. 14) Юрьев Ю.Ю. проходит в службу в ГПС МЧС России с 02.12.1991 г. Из свидетельства о заключении брака (л.д. 15) Юрьев Ю.Ю. 17.12.1999 г. заключил брак с Арзамасовой Е.Ю., жене присвоена фамилия Юрьева.

Согласно выписке из поквартирной карточки № 0464 от 13.02.2012 г.(л.д. 22-23) Юрьева Е.Е. 25.01.2001 г. была поставлена на регистрационный учет, по адресу <адрес>, прибыла с адреса <адрес>. Согласно справкам ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Минусинского отделения филиала по Красноярскому краю (л.д. 24-25) жилое помещение по адресу <адрес>, имеет общую площадь кв.м., инвентаризационная стоимость квартиры составляет 59780 руб.

Из квитанции (л.д. 26) следует, что Юрьевой Е.Е. в марте 2012 года производилась уплата жилищно-коммунальных услуг за квартиру по <адрес>.

Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Минусинска (л.д. 29, л.д. 55) жилое помещение по адресу <адрес>, зарегистрировано в реестре муниципального имущества г. Минусинска за № 02715/59-9 с 30.03.1992 г.

Из поквартирной карточки (л.д. 38, л.д. 48) и финансово-лицевого счета (л.д.39) следует, что на регистрационном учете, по адресу <адрес>, состояли Юрьева Е.Е. с 25.01.2001г., Юрьев Ю.Ю. с 21.01.92г. по 16.10.2009г., ЮДЮ. с 25.01.2001г. по 16.10.2009г., ААС. с 25.01.2001г. по 16.10.2009г., ПДА. с 02.11.2007г. по 16.10.2009г.

Согласно сообщению МЧС России от 30.05.2012 г. (л.д. 40) документов подтверждающих факт предоставления жилого помещения Юрьеву Ю.Ю. не имеется, в связи с истечением срока хранения, Юрьеву Ю.Ю. предоставлялось ведомственное жилье Электрокомплексом. Из справки ФКУ Тюрьма (л.д. 50) Юрьева Е.Е. в период с марта 1990 г. по 25 января 2001 г. состояла на регистрационном учете по адресу <адрес>.

Согласно заявлению от 16.05.2012 г. (л.д. 52) Юрьева Е.Е. обращалась в администрацию г. Минусинска с просьбой заключить с ней договор социального найма на жилое помещение по адресу <адрес>.

Из сообщения администрация г. Минусинска (л.д. 53), следует, что комиссией по обследованию жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, проведена проверка по использованию муниципального жилищного фонда и исполнению договоров социального найма, которой установлено, что в жилом помещении по адресу <адрес>, зарегистрирована Юрьева, но не проживает более 2-х лет, квартиру сдает в аренду (л.д. 54). Юрьева на учете в администрации г. Минусинска в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, согласно акту обследования от 16.04.2012г. в жилом помещении по адресу <адрес> Юрьева Е.Е. не нуждается, в связи с чем Юрьевой отказано в заключение договора социального найма.

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» Минусинского отделения филиала по Красноярскому краю (л.д. 68) по данным на 15.02.99г. сведений о зарегистрированных правах на жилое помещение по адресу <адрес> – нет.

Из сообщения ООО УК «СЛ» (л.д. 71) квитанций (л.д.72-73), следует, что по состоянию на 01.07.2012 г. за жилое помещение по адресу <адрес>, имеется задолженность по оплате в размере 3268,80 руб. Согласно справке ООО «Ж» (л.д. 74, л.д. 80-81), лицевым счетам (л.д. 75-79) Юрьева Е.Е. имеет задолженность за период с 01.06.2008г. по 25.07.2012г. за жилищно-коммунальные услуги за жилое помещение по адресу <адрес>, в размере 82723,90 руб.

Из сообщения МКУ «Архив г. Минусинска» (л.д. 83) сведений о выделении комнаты в общежитии по адресу <адрес>, не имеется, документы профкома Минусинского электрокомплекса на хранение в архив не поступали.

Решением Минусинского городского суда от 27.09.2010 г. (л.д. 92) с Юрьевой Е.Е. в пользу ЗАО «Ж» взыскана сумма 91722,62 руб. задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги за квартиру по адресу <адрес>, судом установлено, что «Юрьева Е.Е. в период времени с 01.01.08г. по 25.05.2010г. включительно являлась нанимателем жилого помещения».

В соответствии с п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В соответствии с п. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В силу ст. 675 ГК РФ переход права собственности на занимаемое по договору найма жилое помещение не влечет расторжения договора найма. Указанное положение воспроизведено в ст. 64 ЖК РФ. Граждане, постоянно проживающие совместно с нанимателем, имеют равные с ним права по пользованию жилым помещением (ст. 677 ч.2 ГК РФ).

Наниматель жилого помещения обязан использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность, а также своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 67 ч.3 ЖК РФ).

В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.

В соответствии с п. 3 ст. 19 ЖК РФ, в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.

Согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся: 1) служебные жилые помещения; 2) жилые помещения в общежитиях; 3) жилые помещения маневренного фонда; 4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; 6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; 7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

В соответствии с п. 3 ст. 19, ст. 49 ЖК РФ, договор социального найма может быть заключен в отношении жилого помещения, относящегося к жилищному фонду социального использования.

В соответствии с п. 2 ст. 92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.

Судом установлено, что жилое помещение по адресу <адрес> является муниципальной собственностью с 1992 года, истец была вселена в квартиру на законных основаниях, как член семьи нанимателя, на квартиру был открыт финансово-лицевой счет с указанием всех членов семьи, в том числе и истца, истец с 25.01.2001г. состоит на регистрационном учете в спорном жилом помещении, проживала в указанном помещении с 01.01.08г. по 25.05.2010г. и являлась его нанимателем, что установлено Решением Минусинского городского суда от 27.09.2010 г. (л.д. 92). Жилое помещение по адресу <адрес>, зарегистрировано в реестре муниципального имущества г. Минусинска за № 02715/59-9 с 30.03.1992 г.

Администрацией г. Минусинска 01.06.2012 г. Юрьевой Е.Е. отказано в заключение договора социального найма на жилое помещение (л.д. 53) в связи с тем, что Юрьева Е.Е. не состоит на учете в Администрации г. Минусинска в качестве нуждающегося в жилом помещении, в жилом помещении не проживает более 2-х лет.

Учитывая изложенное, суд полагает, что действия администрации г. Минусинска по отказу Юрьевой в заключение договора социального найма жилого помещения являются неправомерными, поскольку доказательств доводам администрации о том, что Юрьева в указанном помещении не проживает, имеет иное помещение для постоянного проживания и не нуждается в спорной квартире являются необоснованными, в судебном заседании не нашедшими свое подтверждение, при этом акт обследования от 16.04.2012г. суд во внимание принять не может, поскольку из акта не следует на основании каких обстоятельств комиссия пришла к указанным в акте выводам. Кроме того, указанные пояснения опровергаются исследованными материалами дела и показаниями свидетеля.

Жилищным кодексом РФ жилищный фонд, в зависимости от целей использования, подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования (ст. 19).

Доводы представителя ответчика о том, что квартира может являться служебной или быть предоставленной истцу по договору коммерческого найма, суд во внимание принять не может, поскольку доказательств указанным доводам суду не представлено, кроме того квартира с 1992 г. является муниципальной собственность, в связи с чем статус имущества ответчику, как собственнику жилого помещения, не может быть не известен.

В соответствии со ст. 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент включения спорной квартиры в муниципальный жилой фонд, составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.

Таким образом, суд полагает, что с момента включения спорного жилого помещения в реестр муниципальной собственности у истца и ответчика фактически складываются правоотношения по договору социального найма жилого помещения, что подтверждается открытием на имя нанимателя финансового лицевого счета.

Доказательств того, что истец занимает спорное жилое помещение не имея к тому законных оснований суду не представлено, доводы представителя администрации о том, что с истцом не может быть заключен договор социального найма по причине того, что истец не стоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд полагает надуманными, поскольку истец пользуется спорным жильем с 2001 года и заключение с ним договора социального найма не влечет для ответчика необходимости выделения иного жилого помещения, что нарушало бы права лиц нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Анализ изложенных доказательств дает достаточные основания для выводов суда о неправомерном отказе администрации г. Минусинска в заключении с истцом договора найма жилого помещения, при этом суд исходит из того, что истец была вселена как член семьи нанимателя, при этом доказательств не законности вселения суду не предоставлено, в 1992 году муниципальное образование г. Минусинск получило в собственность здание общежития с квартирой, в которой проживала семья истца, в связи с чем, требования истца о заключении с ней в письменной форме договора социального найма жилого помещения подлежат удовлетворению в силу ст. 675 ГК РФ, ст. 64 ЖК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать администрацию города Минусинска заключить с Юрьевой Е.Е., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, общей площадью кв.м.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Полный текст решения изготовлен –17.09.2012 г.

Решение не вступило в законную силу.