решение суда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2012 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего Минкиной М.Т.
при секретаре Ениной Т.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Минусинского межрайонного прокурора в интересах Воробьевой В.В. к администрации города Минусинска о признании действий незаконными и понуждении восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ.

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Воробьевой В.В. обратился с исковыми требованиями признать незаконными действия администрации г. Минусинска по снятию Воробьевой В.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении и понуждении восстановить на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 17.10.1994 года, требования мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что на основании заявления от 17.10.1994 года Воробьева В.В. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в администрации города Минусинска. 30 сентября 1996 года администрацией г. Минусинска Воробьевой В.В. предоставлена однокомнатная благоустроенная квартира в специализированном доме для одиноких престарелых граждан по адресу <адрес>. По постановлению главы города Минусинска «О снятии с учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» в 1996 году Воробьева В.В. была снята с учета граждан, состоящих в списках очередности на получение жилья в администрации г. Минусинска по основаниям, предусмотренным п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ, в связи с улучшением жилищных условий, в результате которых отпали основания для предоставления жилых помещений. Основаниями для снятия граждан с учета могут стать - улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них права самостоятельного пользования жилым помещением (т.е. не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя); увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения). С Воробьевой В.В. договор социального найма жилого помещения заключен не был, ею не были утрачены основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма, следовательно, принятое в 1996 году решение о снятии Воробьевой с учета граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий, является незаконным. Поскольку Воробьевой не утрачено право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилье, то соответственно за ней сохраняется право дальнейшего пребывания на учете до получения жилого помещения по договору социального найма. Просит суд признать действия администрации г. Минусинска по снятию Воробьевой В.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконными, обязать администрацию города Минусинска восстановить Воробьеву В.В. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 17.10.1994 года.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истец Воробьева В.В. заявленные прокурором требования поддержала и пояснила, что заявление о снятии с учета не писала, о том, что снята с учета узнала в 2000 году когда обратилась за приватизацией, а после проведенной прокуратурой проверки узнала, что её сняли незаконно.

Представитель администрации города Минусинска Носков В.Б. исковые требования не признал, пояснил, что Воробьева В.В. была поставлена на учет 17.10.1994 г. в качестве нуждающейся в жилом помещении в Администрации города Минусинска, на основании п. 6 ст. 29 ЖК РСФСР, т.к. не имела жилого помещения на территории города Минусинска и проживала в жилом помещении не принадлежащем ей. ЖК РСФСР предусматривал, что жилое помещение предоставляется гражданам исключительно по договору найма или аренды. В 1996 году Воробьевой на основании постановления Администрации города Минусинска от 30.09.1996 было предоставлено жилое помещение по договору аренды по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м. В 1996 году Воробьева была снята с учета, на основании п.1 ст. 32 ЖК РСФСР (улучшении жилищных условий, в результате которых отпали основания для предоставления жилого помещения) т.к. ей было предоставлено жилое помещение по договору аренды по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м., т.е. у нее появились жилое помещение на территории города Минусинска. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ к жилищным отношениям, возникшим до введения ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после его ведения в действие. При таких обстоятельствах ссылки прокурора на нормы действующего законодательства (ст. 52, 56 ЖК РФ) и выводы прокурора, основанные на данных нормах права являются несостоятельными, т.к. жилищные отношения (снятия с учета) возникли в 1996 году, т.е. до введения в действие ЖК РФ. Кроме того в соответствии с п. 9 постановления ВС РФ от 02.07.2009 №14 предусматривает, что если в ЖК РФ не установлены сроки исковой давности для защиты нарушенных жилищных прав, то к спорным отношениям применяются сроки исковой давности, предусмотренные ГК РФ (ч.1 ст. 7 ЖК РФ). К сложившимся правоотношениям между Воробьевой и Администрацией города Минусинска ЖК РФ не устанавливает сроки исковой давности, следовательно, срок исковой давности определяется исходя из норм ГК РФ, т.е. 3 года (ст. 196 ГК РФ). Учитывая, что Воробьева узнала, что она снята с очереди и ее права нарушено в 1996 год, то и срок исковой давности по рассматриваемому спору истек в 1999 году, следовательно, указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в заявленных требованиях.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 ЖК РСФСР (действовал на момент постановки Воробьевой В. на учет для получения жилья) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включении в списки на получении жилых помещений.

Согласно ст. 36 ЖК РСФСР в первую очередь жилые помещения предоставляются нуждающимся в улучшении жилищных условий: 1) инвалидам Великой Отечественной войны и семьям погибших или пропавших без вести воинов (партизан) и приравненных к ним в установленном порядке лицам; 2) Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, а также лицам, награжденным орденами Славы, Трудовой Славы, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" всех трех степеней; 3) лицам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом в установленном законодательством Союза ССР порядке; 4) лицам, пребывавшим в составе действующей армии в период гражданской и Великой Отечественной войн и во время других боевых операций по защите СССР, партизанам гражданской и Великой Отечественной войн, а также другим лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите СССР; 5) инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих; 6) семьям лиц, погибших при исполнении государственных или общественных обязанностей, выполнении долга гражданина СССР по спасанию человеческой жизни, по охране социалистической собственности и правопорядка либо погибших на производстве в результате несчастного случая; 7) рабочим и служащим, длительное время добросовестно проработавшим в сфере производства; 8) матерям, которым присвоено звание "Мать-героиня", многодетным семьям (имеющим трех и более детей) и одиноким матерям; 9) семьям при рождении близнецов; 10) учителям и другим педагогическим работникам общеобразовательных школ и профессионально-технических учебных заведений; 11) спасателям профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований. Законодательством Союза ССР и РСФСР право первоочередного получения жилого помещения может быть предоставлено и другим категориям граждан.

Согласно ст. 37 ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: 1) жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания; 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали; 3) окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние специальные профессионально-технические и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, и членам их семей предприятиями, учреждениями, организациями, а в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, - исполнительными комитетами местных Советов народных депутатов по приезде; 4) в других случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР.

Согласно примерным правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 года, правилами в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик и Жилищным кодексом РСФСР устанавливается единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, обязательный для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, государственных и муниципальных предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений (именуются в дальнейшем - предприятия, учреждения и организации), расположенных на территории РСФСР (п.1). Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1) (п.12). Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (п. 15). Принятые на учет граждане включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации как документ строгой отчетности по установленной форме (Приложение N 3). В Книге не допускаются подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которое возложена ответственность за правильное ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и скрепляются печатью (п. 16).

Согласно Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Красноярском крае, утвержденных Постановлением №63/3 исполнительного комитета Красноярского совета народных депутатов от 01 марта 1990 г. (том 1 л.д. 241-247, том 2 л.д.5-12), настоящими Правилами в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик, Жилищным кодексом РСФСР и Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, устанавливаются единый порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в домах государственного, общественного и кооперативного жилого фонда, домах ЖСК, порядок распределения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, обязательные для исполнительных комитетов местных Советов народных депутатов, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Красноярского края (п. 1). Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, а также на получение служебной жилой площади (п. 16). Принятые на учет граждане включаются в книгу учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов, на предприятии, в учреждении, организации, как документ строгой отчетности, по установленной форме (приложение N 1). В книге не допускаются исправления и подчистки. Поправки, а также изменения, вносимые на основании документов, заверяются должностным лицом, на которого возложена ответственность за правильное ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и закрепляется печатью (п. 17).

Пунктом 2 ст. 16 Федерального закона от 02.08.1995 N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" предусмотрено, что гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

Подпунктом 4 п. 1 ст. 92 ЖК РФ предусмотрено, что к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения.

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно справке комитета по ликвидации последствий ядерных испытаний при <адрес> администрации от 08.09.1994 г., выданной Воробьевой В.В. (л.д. 7) часть территории, подвергшейся радиационному загрязнению, с дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр, за период испытаний. Из удостоверения (л.д. 8) следует, что Воробьева В.В. проживала в <адрес>, расположенном в зоне повышенного риска.

Согласно заявлению (л.д. 9) Воробьева В.В. 17.10.1994 г. обратилась к председателю исполкома Минусинского Совета депутатов трудящихся, с просьбой предоставить квартиру.

Из договора аренды № 193 от 30.09.1996 г. (л.д. 10) следует, что администрацией г. Минусинска предоставлено Воробьевой В.В. жилое помещение, по адресу по адресу: <адрес>, общей площадью кв.м.

Решением малого совета Минусинского городского Совета народных депутатов № 373 от 25.12.1992 г. (л.д. 19) решено построить за счет средств субвенций из краевого и местного бюджета три 71-квартирных жилых дома для ветеранов войны и труда, достигших пенсионного возраста и не имеющих близких родственников.

Согласно ходатайству в жилищный отдел администрации г. Минусинска от 08.02.1996 г. (л.д. 20) центр социального обслуживания ходатайствует о выделении жилплощади в специальном Доме для одиноких престарелых граждан по <адрес> – Воробьевой В.В., имеющей статус вынужденного переселенца.

Постановлением администрации г. Минусинска № 2020-п от 16.11.2007 г. (л.д. 18) дом по адресу <адрес> – включен в состав муниципального специализированного жилищного фонда, жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан. Постановлением администрации г. Минусинска № 1602-п от 15.09.2010 г. (л.д. 17) дом по адресу <адрес> отнесен к специализированному жилому фонду, для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Согласно архивной выписке из Постановления администрации города Минусинска от 30.09.1996 года № 493-п (л.д. 21) решено оформить договор аренды жилого помещения с Воробьевой В.В. адрес выделяемого жилья <адрес>.

Из протокола заседания жилищной комиссии № 9 от 17.05.1995 г. (л.д. 22) Воробьева В.В. числится по списку № 5, как приехавшая из Семипалатинска, переведена в список № 4.

Совокупностью представленных доказательств судом установлено, что Воробьева В.В. состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17.10.1994 года, без указания причин, при отсутствии соответствующего заявления и постановления была снята с учета нуждающихся в жилом помещении.

Обращение с заявлением к прокурору об оказании помощи (л.д. 5) подтверждает нуждаемость Воробьевой В.В. в жилье, предоставленном по договору социального найма.

Согласно ст. 32 ЖК РСФСР действовавшего на момент исключения истца из списка очередников «о снятии с учета граждане должны быть поставлены в известность в письменной форме».

В нарушении ст. 32 ЖК РСФСР администрацией г. Минусинска Воробьева В.В. в письменном виде о снятии её с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не уведомлялась, узнала о нарушении своих прав после проведения прокурорской проверки, в связи с чем доводы представителя администрации о пропуске срока для обращения в суд, суд полагает надуманными, поскольку указанный срок подлежит исчислению с момента когда истцу стало известно о нарушении его прав.

Учитывая изложенное, суд полагает, что действия администрации г. Минусинска по снятию с учета Воробьевой В.В. в качестве нуждающейся в жилье по договору социального найма по мотиву улучшения жилищных условий, в результате которых отпали основания для предоставления жилого помещения, как следует из пояснений данных представителем ответчика, являются не законными.

Анализ изложенного свидетельствует о том, что снятие Воробьевой В.В. с регистрационного учета произведено не в связи с приобретением жилья в собственность или предоставлением жилого помещения по договору социального найма, доказательств написания истцом заявления о снятии с учета на улучшение жилищных условий суду не представлено, постановления администрации либо решение жилищной комиссии о снятии Воробьевой с учета с указанием оснований также отсутствует, поэтому суд приходит к выводу о незаконности исключения ее из очереди на улучшение жилищных условий, необходимости восстановления ее в очереди.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ

Признать незаконными действия администрации г. Минусинска по снятию Воробьевой В.В. с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Обязать администрацию города Минусинска восстановить Воробьеву В.В. на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с 17 октября 1994 года.

Решение может быть обжаловано через Минусинский городской суд в Красноярский краевой суд в течение месяца.

Председательствующий

Полный текст решения изготовлен - 13.09.2012 года

Решение не вступило в законную силу.