решение суда



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2012 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего: Минкиной М.Т.

при секретаре: Ениной Т.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск о признании бездействия незаконным, понуждении ликвидировать несанкционированные свалки,

УСТАНОВИЛ

Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковыми заявлениями к Администрации города Минусинска о признании бездействия незаконным, понуждении ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в районе <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов. Исковые требования мотивировал тем, что в ходе проведенной Минусинской межрайонной прокуратурой проверки установлены нарушения природоохранного законодательства в деятельности администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск. Согласно актам проверки установлено, что в районе <адрес> – участки загрязнены бытовыми отходами. Данные свалки являются несанкционированными.

Определением суда от 12.07.2012 г. гражданские дела соединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор требования поддержала полностью по основаниям, изложенным в иске.

В судебное заседание представитель ответчика администрации г. Минусинска не явился представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 50), ранее в судебном заседании требования не признала, суду пояснила, что по адресу: <адрес>, свалка представляет собой кучи веток, а не твердые бытовые отходы, не продукты жизнедеятельности человека. По <адрес> стихийно организована свалка в районе гаражей, у гаражей есть собственник. Согласно правилам озеленения и благоустройства свалки рядом с гаражами должны убирать собственники гаражей на расстоянии 5 метров от гаража. Свалка по <адрес> организована в частном секторе рядом с жилым домом. Договора на вывоз твердых бытовых отходов никто не заключал, свалку должен убрать собственник.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, полагает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения городских округов относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, аналогичные требования содержатся в статье 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.02г., статье 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г. № 89-ФЗ.

Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. ст. 4, 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и нормативно-правовыми актами РФ. В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» сброс отходов на почву запрещается.

В соответствии с п. 1.14, п. 1.15 ч.1 ст. 12 Устава г. Минусинска к вопросам местного значения города относятся организация благоустройства и озеленения территории города, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах города; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Согласно ст. 14 Устава структуру органов местного самоуправления составляют: представительный орган местного самоуправления города – Минусинский городской совет народных депутатов»; Глава города; исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – администрация города; контрольно-счетная комиссия. В силу ст. 38 Устава г. Минусинска администрация города является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 43 Устава города при осуществлении местного самоуправления администрация города организует благоустройство и озеленение территории города, устанавливает нумерацию домов;.., обеспечивает проведение на территории города мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно п. 1.1 Правил благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования город Минусинск (далее Правила), утв. решением городского Совета депутатов от 15 июля 2008 г. N 8-74р целью настоящих Правил является урегулирование отношений между пользователями земли (собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков) и органом местного самоуправления - администрацией города Минусинска по содержанию территории муниципального образования город Минусинск (далее - территория города), а также содержанию собственниками земельных участков, зданий и сооружений. Согласно п. 3.2. Правил на территории муниципального образования город запрещается: свалка мусора; оставление на улицах и во дворах невывезенного мусора, нечистот, грязи, сколов льда и снега, строительных отходов и других отбросов; сбрасывание мусора, грязи, нечистот, сколов льда и снега в смотровые и дождевые колодцы, на газоны, на козырьки зданий, под деревья и кустарники, на проезжую часть улиц, на пустырях и т.д.

В силу п. 3.4. Правил землепользователи обязаны содержать территорию в пределах границ ответственности за счет своих средств и своими силами либо по договорам со специализированными организациями; администрация города Минусинска через соответствующие службы организует заключение договоров с землепользователями, включая собственников индивидуальных жилых домов, коллективных овощехранилищ, гаражных кооперативов, садоводческих товариществ на уборку территории и вывоз бытовых отходов (твердых и жидких).

Согласно п. 12.5. Правил ответственность за размещение отходов в местах, не предназначенных для хранения или захоронения, несет собственник отходов, а в случае невозможности его установления - собственник или пользователь земельного участка, водоема или иного объекта, где размещены отходы.

Согласно п. 13.2. Правил должностные лица администрации города Минусинска и специалисты предприятия, осуществляющего текущее содержание города, имеют право: проверять деятельность юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей в области обращения с отходами; требовать и получать для ознакомления разрешительные документы (лицензии, разрешения) на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также иную проектную, учетную документацию по осуществлению данной деятельности; требовать устранения нарушений при осуществлении деятельности по обращению с отходами.

Согласно п. 2.1. Правил территория, в пределах которой землепользователи обязаны осуществлять ее содержание, совпадает с границами земельного участка, предоставленного в установленном законодательством порядке, плюс пять метров по периметру данного участка. Если земельный участок граничит с территорией общего пользования (улицы, проезды, переулки и т.д.), то границы ответственности за санитарное содержание устанавливаются до проезжей части, но не более 50 м от фактически занимаемой территории.

Согласно ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;

Согласно п. 15 Правил в состав услуг и работ не входят: в) уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 г. N 170 они определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Согласно п. 1.8. Правил Техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя санитарное содержание, в том числе: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями.

Согласно п. 3.5.8. Правил организации по обслуживанию жилищного фонда следят за недопущением: загромождения дворовой территории металлическим ломом, строительным и бытовым мусором, шлаком, золой и другими отходами; выливания во дворы помоев, выбрасывание пищевых и других отходов мусора и навоза, а также закапывания или сжигания его во дворах. Из п. 3.5.9. Правил следует, что временная укладка строительных материалов на территории домовладения допускается при условии сохранения пожарных проездов, сохранности зеленых насаждений и незатемнения окон жилых помещений, из п. 3.5.10. следует, что кладирование тары торговых организаций и других арендаторов, размещенных в жилых домах, на открытой территории домовладения не допускается.

Согласно п. 3.6. Правил уборка площадок, садов, дворов, дорог, тротуаров, дворовых и внутриквартальных проездов территорий должна производиться организациями по обслуживанию жилищного фонда; тротуары допускается убирать специализированными службами (3.6.1.).

На основании п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение требований законодательства и Устава г. Минусинска администрация города как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, бездействовала в решении вопросов местного значения города, а именно в решении вопроса по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории г. Минусинска.

Что подтверждается актами проверки соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды и приложенными фотоснимками, так согласно актам от 05 июня 2012 года, 14.05.2012 г., 30 марта 2011 (л.д.5,13-14,22-23), и приложенным фотоснимкам (л.д. 6, 15,24), земельные участки, расположенные в районе <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, загрязнены твердыми бытовыми отходами.

Доводы ответчика о том, что по адресу: <адрес>, свалка представляет собой кучи веток, а не твердые бытовые отходы, не продукты жизнедеятельности человека, в связи с чем обязанность по её уборке не может быть возложена на администрацию, суд полагает надуманными, поскольку из фотоснимков видно, что кроме веток, имеется также строительный мусор- доски, которые являются продуктом жизнедеятельности человека, доказательств того, что несанкционированная свалка расположена на территории сформированного земельного участка, поставленного на кадастровый учет и входящего в состав недвижимого имущества многоквартирного дома суду не представлено, в связи с чем, суд полагает, что ответственность за его содержание лежит на органах местного самоуправления.

Суд полагает, что возложение на собственников частных домовладений, титульных домовладельцев обязанностей по уборке и содержанию прилегающей территории в порядке, установленном п. 2.1 Правил благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования город Минусинск (далее Правила), утв. решением городского Совета депутатов от 15 июля 2008 г. N 8-74р, противоречит федеральному законодательству, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу части 1 статьи 2, части 1 статьи 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания принадлежащего ему имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством. Согласно статьи 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.

В судебном заседании не оспаривалось, что речь идет в том, числе, о земельном участке, примыкающем к территории частного домовладения расположенного по <адрес>, за пределами границ земельного участка, на котором расположен жилой дом, принадлежащий физическому лицу (л.д. 44) на основании соответствующих документов. То есть, заявлены требования, в отношении уборки земельного участка, не принадлежащего титульному домовладельцу. Кроме того, в силу ст. 56 ГПК РФ, доказательств того, что территория земельного участка у гаражей по <адрес> в районе <адрес>, на которой установлено загрязнение твердыми бытовыми отходами передана в установленном порядке в пользование гаражному обществу, а также доказательств того, что территория земельного участка, на которой установлено загрязнение твердыми бытовыми отходами по <адрес> расположена согласно п. 2.1. Правил благоустройства, озеленения и содержания территории муниципального образования город Минусинск на территории, в пределах которой землепользователи обязаны осуществлять ее содержание, либо совпадает с границами земельного участка, предоставленного в установленном законодательством порядке, плюс пять метров по периметру данного участка, суду также не представлено. Учитывая изложенное, суд полагает согласиться с доводами прокурора о том, что возложение на собственников земельного участка обязанности по содержанию земельного участка, не переданного в собственность либо пользование землевладельца, не соответствует требованиям действующего законодательства.

Таким образом, поскольку вопросы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по охране окружающей среды в границах городского округа, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством отнесены к ведению органов местного самоуправления, суд считает необходимым согласиться с доводами прокурора о том, что администрация муниципального образования городской округ г. Минусинск в нарушение требований действующего законодательства не производила сбор и вывоз бытовых отходов с территории города Минусинска, то обстоятельство, что указанные несанкционированные свалки расположены на территории муниципального образования г. Минусинск в судебном заседании не оспаривалось, в связи с чем, бездействие администрации г. Минусинска по не организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории города Минусинска суд полагает необходимым признать незаконными и возложить на администрацию г. Минусинска обязанность ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные в районе <адрес>, в районе <адрес>, несанкционированную свалку, в районе <адрес>, - путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Признать бездействия администрации муниципального образования городской округ г. Минусинск по не организации сбора и вывоза бытовых отходов с территории города Минусинска незаконными.

Обязать администрацию г. Минусинска несанкционированную свалку, расположенную в районе <адрес>, - путем сбора и вывоза несанкционированно размещенных бытовых отходов на специализированный полигон бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Мотивированное решение изготовлено: 19.09.2012 года.

Решение не вступило в законную силу