Дело №2-2079/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 18 сентября 2012 года г.Минусинск Минусинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего Минкиной М.Т. при секретаре Ениной Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Лягаева А.С. к администрации г. Минусинска, Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям, УСТАНОВИЛ: Минусинский межрайонный прокурор, в интересах Лягаева А.С., обратился в суд с иском к администрации г.Минусинска и Министерству образования и науки Красноярского края, просил обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров каждое и предоставить его по договору социального найма Лягаеву А.С., обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения ему жилья. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено, что Лягаев А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ЛСВ. решением Боготольского городского суда от 20.06.1994 г. лишена родительских прав в отношении сына, решением Минусинского городского суда от 29.11.2006 г. признана безвестноотсуствующей. Решением Минусинского городского суда от 29.11.2006 г. ЛСЛ отец Лягаева А.С. лишен родительских прав в отношении сына, умер 29.04.2005 г. При определении Лягаева А.С. в государственное учреждение, жилое помещение за несовершеннолетним не закреплялось по причине отсутствия соответствующего жилого помещения, в настоящее время Лягаев А.С. не имеет жилого помещения, в котором мог бы проживать постоянно и на законных основаниях. В судебном заседании прокурор исковые требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковых заявлениях. Истец Лягаев А.С. исковые требования поддержал, суду пояснил, что в настоящее время прописан по адресу <адрес> у своего знакомого ОАС Представитель ответчика - администрации г. Минусинска (л.д. 44) исковые требования не признала. Суду пояснила, что действительно администрация г.Минусинска наделена в установленном законом порядке полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории г.Минусинска Красноярского края. При этом приобретение жилья для последующего его предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, осуществляется лишь при поступлении на это средств из краевого бюджета, приобрести жилье на собственные средства администрация возможности не имеет. Лягаев с заявлением о постановке его на учет не обращался, в связи с чем в настоящее время препятствий для постановки Лягаева на учет в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей не имеется. Представитель ответчика - Министерства образования и науки Красноярского края (л.д. 69), надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 61), в судебное заседание не явился. Суду ответчиком представлены отзывы на исковые заявления (л.д. 35-41, 67, 68), в которых ответчик просил о рассмотрении дела в его отсутствие и указал, что с исковыми требованиями не согласен. Министерство образования и науки Красноярского края, привлеченное по делу в качестве соответчика, исковые требования не признает по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого па жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации). В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим па учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (пункт 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21. 1 2.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Аналогичная норма содержится в абзаце 1 пункта 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». При этом порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края (абзац 2 пункта 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка»). Согласно Порядку приобретения и предоставления жилых помещений детям- сиротам, детям, остававшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим жилого помещения (далее - Порядок приобретения и предоставления), утвержденному указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма. В соответствии с пунктом 3.22 Положения о Министерстве образования и науки Красноярского края и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и науки Красноярского края (далее - положение о Министерстве), утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 г. № 42-п (в ред. от 03.08.2010 г. № 428- п), к компетенции Министерства образования и науки Красноярского края не относится обеспечение детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, если законом Красноярского края предусмотрено наделение органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями. Наделение органов местного самоуправления Красноярского края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения предусмотрено Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (далее - Закон о наделении). Согласно Закону о наделении в 2010-2011 годы исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, в том числе город Минусинск Красноярского края, наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». Переданные исполнительным органам местного самоуправления государственные полномочия включают в себя: а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения; б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения»; в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте старше 23 лет, ранее относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Правомерность указанного порядка возложения на органы местного самоуправления функций обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (далее - сироты) вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, а также возложение на органы местного самоуправления соответствующей ответственности, подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от 05.02.2009 № 250-0-П, а также судебной практикой, включая практику Красноярского краевого суда. Таким образом, министерство образования и науки Красноярского края, в отличие от органов местного самоуправления, не наделено полномочиями обеспечивать сирот в городе Минусинске Красноярского края жилыми помещениями по договору социального найма, размером не ниже социальной нормы. В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются па основании решений органа местного самоуправления (пункт 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации). Согласно Порядку приобретения и предоставления жилых помещений детям- сиротам, детям, остававшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим жилого помещения (далее — Порядок приобретения и предоставления), утвержденному указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг, детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства. В соответствии с Порядком учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, утвержденным указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг (далее - Порядок учета), Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот,, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов. Для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных Заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, представляются следующие документы, указанные в пункте 2 Порядка учета: а) заявление законного представителя о предоставлении ребенку-сироте, ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения или заявление лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения с указанием места предоставления и обязательством извещать в месячный срок министерство образования и науки Красноярского края об утрате оснований, дающих право на предоставление жилого помещения; б) копию правового акта органа местного самоуправления о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, о передаче его под опеку (попечительство), в приемную семью; в) копию паспорта и свидетельства о рождении лица, претендующего па получение жилого помещения; г) документы, подтверждающие место жительства лица, претендующего на получение жилого помещения (копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства, или копия свидетельства о регистрации по месту пребывания, или копия свидетельства о регистрации по месту жительства (для граждан, не достигших 14-летнего возраста) установленной формы, а при отсутствии указанных документов - иные документы, подтверждающие место жительства лица, претендующего на получение жилого помещения); д) документы, подтверждающие нуждаемость детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в жилом помещении: выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с участием ребенка и его родителей; справку федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с участием ребенка и его родителей; справку органов местного самоуправления по месту жительства ребенка об отсутствии у ребенка права пользования жилым помещением на момент предоставления документов; е)документы, подтверждающие юридический статус детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа: копию свидетельства о смерти родителей; справку органов загс о рождении ребенка (форма № 25); копию документа об оставлении ребенка в учреждениях социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждениях; копию решения суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или объявлении их умершими; справку о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданной соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители; копию решения суда об установлении факта оставления ребенка без попечения родителей; справку о зачислении в учебное заведение для получения очного профессионального образования, ж)при наличии соответствующих медицинских показаний медицинскую справку о состоянии здоровья и праве на дополнительную жилую площадь. Все документы представляются в надлежаще заверенных копиях либо в копиях с одновременным представлением оригиналов. Из материалов дела не усматриваются документы о наличии/отсутствии у материального истца жилья. Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии на учет принимается министерством образования и науки Красноярского края с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. На обязательность учета сирот в административных органах неоднократно указывал Верховный Суд Российской Федерации. В Определении Верховного Суда РФ от 22.04.2009 № 91 Г09-2 сказано, что подача заявления с соответствующими документами в административный орган является выражением волеизъявления лиц, претендующих па внеочередное предоставление жилого помещения, и необходимым условием реализации их права. В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2010 № 18-Г10-19 говорится, что необходимость учета (формирование списка граждан-претендентов) обусловлена целью предотвращения произвольного усмотрения предоставления жилых помещений в связи с отсутствием свободных жилых помещений и необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих действий. Из указанных правовых позиций, включая системное применение пункта 1 и 2 статьи 57 ЖК РФ, следует, что претендующее на жилое помещение лицо должно состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, причем постановка па учет должна произойти до 23 лет. Учет имеет своей целью предотвращение произвольного усмотрения предоставления жилых помещений, а также необходимости определения времени возникновения права и последовательности соответствующих Действий. Более того, постановка на учет на основании заявительного порядка является необходимым условием реализации права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на внеочередное обеспечение жилым помещением. Соответственно, если лицо не встало (не было поставлено) на учет до 23 лет - он не приобрел право на внеочередное обеспечение жилым помещением. Лягаев не встал на соответствующий учет, соответственно не приобрел право на внеочередное получение жилого помещения. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (далее - Закон о наделении) финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края. В случае если средств субвенции на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот недостаточно для обеспечения жилыми помещением, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями (и. «д» ст. 3 Закона о наделении). Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относится к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. Кроме того, ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта РФ понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при исполнении государственных полномочий РФ, субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама по себе субвенция именной быть не может. Помимо этого гражданин в силу ст. 1 и ст. 152 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому право Лягаева на предоставление ему жилого помещения, как лицам, оставшимся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона о наделении. Физические лица не являются субъектами бюджетных правоотношений. Лягаев не обладает правом требования к органу публичной власти о выделении ему денежных средств на приобретение жилья, следовательно такие требования не могут быть заявлены прокурором в его интересах в силу ст. 3 ГПК РФ. Таким образом, Министерство образования и науки не имеет полномочий по выделению денежных средств на каждого нуждающегося в отдельности. Выделение денежных средств (в том числе в форме субвенции - на основании Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг) предполагает вовлечение в жилищный спор бюджетных правоотношений, которые складываются между субъектами бюджетного законодательства, к которым человек (в данном случае М.) не относится. Возложение на министерство образования и науки Красноярского края обязанности предоставить денежные средства будет означать судебное установление новой компетенции Министерства образования и пауки Красноярского края, не предусмотренной нормативными правовыми актами, что недопустимо в силу конституционного принципа разделения властей. Недопустимо возлагать на администрацию Минусинска Красноярского края обязанности предоставлять жилое помещение сироте под условием - за счет средств соответствующего бюджета. Как уже указывалось выше, финансовые вопросы не должны являться предметом разбирательства в рамках социально-жилищного спора с участием сироты. И ставить факт получения жилья в зависимости от денежных средств - недопустимо. В данной связи нельзя указывать источник финансирования, т.к. это может сделать неопределенным момент исполнения решения суда или сделает его неисполнимым, т.к. муниципалитет не вправе распоряжаться средствами краевого бюджета. В связи с этим Министерство не является надлежащим ответчиком и исковые требования удовлетворению не подлежат. Кроме того, Лягаев А.С. не обращался в Министерство с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, и на учете не состоит (л.д. 68). Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. Согласно свидетельству о рождении (л.д. 10) Лягаева А.С., родился ДД.ММ.ГГГГ, родителями являются ЛСЛ, ЛСВ. Из диплома (л.д.11-13) Лягаев А.С. 28.06.2011 г. окончил КГБОУ «ПУ». Согласно домовой книге дома по адресу <адрес> (л.д.14-16), паспорту (л.д. 9) Лягаев А.С. зарегистрирован по адресу <адрес> Согласно выписке из ЕГРПН от 13.03.2012 г. (л.д. 18), договору № 16443 передачи в собственность граждан от 01.11.2004 г. (л.д. 19) собственником однокомнатной квартиры по адресу <адрес>, является ОАС Из сообщения Б. ГОРОНО от 04.09.1995 (л.д. 20) следует, что у Лягаева А.С. имущество отсутствовало, частный дом и жилая площадь в нем не закрепляется, приватизационный чек Лягаева А.С. был продан родителями до лишения их родительских прав. Согласно выписке из решения Боготольского районного суда от 20.06.1994 г. (л.д. 25) ЛСЛ и ЛСВ лишены родительских прав в отношении Лягаева А.С. Решением Минусинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26) ЛСВ признана безвестноотсутствующей. Из свидетельства о смерти (л.д. 27) следует, что ЛСЛ умер ДД.ММ.ГГГГ Постановлением администрации г. Боготола № 37 от 23.01.1996 г. (л.д.28) постановлено, что по окончании пребывания Лягаева А.С. в Минусинском Детском доме № 2 предоставить ему вне очереди жилплощадь в <адрес>. Согласно справке администрации <адрес> от 06.02.2012 г. (л.д. 29) на территории <адрес> жилые помещения по договору социального найма Лягаеву А.С. не предоставлялись. Из сообщения Управления образования <адрес> от 27.07.2012 г. (л.д. 54) следует, что Лягаев А.С. с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – не обращался. Согласно сообщению военного комиссариата от 04.09.2012 г. (л.д. 64) Лягаев А.С., состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата по г. Минусинску, 17.10.2008 г. был признан ограничено годным. Из сообщения Управления образования администрации г. Минусинска от 29.08.2012 г. (л.д. 71) Лягаев А.С. не обращался с заявлением об оказании помощи в оформлении пакета документов для постановки на учет в Министерстве образования и науки Красноярского края в качестве нуждающегося в предоставлении жилья. Из справки от 02.04.2007г. (л.д. 72) следует, что Лягаев А.С. является воспитанником Краевого государственного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «МД» с 08.09.1994г. В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Согласно абзацу 2 п.1 ст.8 этого же закона и п.1 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. №12-961 «О защите прав ребенка» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ. В силу абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края. Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма». В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация г.Минусинска наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма. Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований. Как установлено судом, истец Лягаев А.С. в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, окончил в г.Минусинске Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «ПУ» и не имеет закрепленных за ним жилых помещений в связи с чем должен быть обеспечен органами исполнительной власти по месту своего жительства, то есть администрацией г.Минусинска, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, однако эта обязанность администрацией г.Минусинска не исполнена. Таким образом, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить и возложить на администрацию г.Минусинска обязанность приобрести в муниципальную собственность жилое помещение и предоставить его по договору социального найма Лягаеву А.С. Решением Минусинского городского Совета депутатов № 32-281/р от 02.08.2011г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 30 кв.м., поэтому предоставляемое истцу жилое помещение должно быть не менее этой нормы. Доводы представителя администрации о том, что Лягаев А.С. с заявлением о постановке его на учет не обращался, в связи с чем, им не утрачена возможность подачи такого заявления и решение вопроса во внесудебном порядке, суд во внимание принять не может, поскольку по смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. При этом по окончании пребывания в образовательном учреждении жилое помещение истцу предоставлено не было, а в ходе рассмотрения спора установлена объективная нуждаемость истца в жилом помещении, поскольку жилое помещение ему не было предоставлено, а социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может считаться реализованной только после предоставления жилого помещения, и не обращение истца в соответствующим заявлением, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое им не было получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить истцу жилое помещение. Доводы представителя администрации г.Минусинска о том, что являясь исполнителем обязанности по предоставлению жилья, она лишена возможности исполнить её в связи с отсутствием финансирования из краевого бюджета, суд считает необоснованными, поскольку при исполнении данной обязанности, в случае недостатка средств, администрация вправе использовать собственные финансовые средства. Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и не могут рассматриваться в рамках разрешения вопросов о предоставлении жилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета. Учитывая, что в соответствии с вышеизложенной нормой закона дополнительного возложения на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по финансированию предоставления жилья указанной категории граждан не требуется, требования, в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края по перечислению денежных средств на приобретение жилья для истца, суд полагает не подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Лягаеву А.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий Полный текст решения изготовлен: 26.09.2012 г. Решение не вступило в законную силу.