жилищные споры



Дело №2-2305/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 сентября 2012 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Козловской А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Лиджи-Горяева И.В. к администрации г.Минусинска и Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Лиджи-Горяева И.В. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации г.Минусинска, просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Лиджи-Горяеву И.В. в г.Минусинске не ниже социальной нормы предоставления жилья для детей-сирот и обязать администрацию приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров и предоставить его по договору социального найма Лиджи-Горяеву И.В.. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Лиджи-Горяев И.В. 22.11.1986 года рождения с детства остался без попечения родителей. Его отец Лиджи-Горяев В.В. умер 28.02.1995г., а мать Лиджи-Горяева Т.А. умерла 16.02.1998г.. Постановлением главы Минусинского района от 16.03.1998г. над Лиджи-Горяевым И.В. была установлена опека. В настоящее время Лиджи-Горяев И.В. проживает в г.Минусинске, собственного жилого помещения не имеет, в связи с чем ему администрацией г.Минусинска должно быть предоставлено жилое помещение на территории г.Минусинска, площадь которого согласно норме, установленной Решением Минусинского городского Совета депутатов от 02.08.2011г. №32-281р составляет 30 кв.м..

В судебном заседании прокурор Чекамеева А.В. исковые требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель истца Лиджи-Горяева И.В. - Долгополов Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования также поддержал. Суду пояснил, что является родным братом истца по материнской линии. Лиджи-Горяев И.В. с детства страдает психическим заболеванием. После смерти родителей над ним была установлена опека, сначала он проживал у своей бабушки в <адрес>, затем с 1999 года у своего опекуна С. в г.Минусинске, где и был зарегистрирован по месту жительства. В 2001 году он был направлен для обучения в ПУ-44 п.Шушенское, где проживал в интернате и находился на полном гособеспечении. При этом администрация г.Минусинска, как орган опеки, выдала гарантийное письмо о предоставлении ему по достижении совершеннолетия жилого помещения. После окончания в 2003 году ПУ Лиджи-Горяев И.В. на основании постановлений суда за совершение противоправных деяний неоднократно проходил принудительное лечение в психиатрическом стационаре, в 2006 году призывался в армию, но был комиссован в связи с психическим заболеванием, затем вновь проходил принудительное лечение в психиатрическом стационаре, откуда был освобождён лишь в конце 2011 года. В настоящее время Лиджи-Горяев И.В. проживает в г.Минусинске на съемной квартире, собственного жилья не имеет, зарегистрирован по месту жительства у родственников. Обратиться с заявлением о постановке на учёт для предоставления жилья в орган опеки до достижения 23-х лет Лиджи-Горяев И.В. самостоятельно не мог в связи с тем, что психически не здоров и не полностью понимает и оценивает происходящее. Поскольку в 2001 году администрация г.Минусинска гарантировала его постановку на учет для предоставления жилья и его опекун Сазанова Т.А. также обращалась в орган опеки для разрешения вопроса о представлении ему жилья, однако жильём он до настоящего времени не обеспечен, администрация г.Минусинска обязана предоставить ему жилое помещение в судебном порядке.

Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что поскольку с заявлением о постановке на учет для предоставления жилья до достижения 23-х лет Лиджи-Горяев И.В. ни в администрацию г.Минусинска, ни в Министерство образования и науки Красноярского края не обращался и на учет поставлен не был, оснований для предоставления ему жилья не имеется. Более того, собственных средств для этого администрация г.Минусинска не имеет.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края Гаврилов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суду представил отзыв на исковое заявление прокурора, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя, тем что постановка на учет детей- сирот и лиц из их числа для предоставления жилого помещения предусмотрена законом лишь до достижения ими возраста 23-х лет. Поскольку до достижения этого возраста Лиджи-Горяев И.В. либо его представители в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам не обращались, оснований для постановки его на такой учёт не имеется. Кроме того, исковые требования, предъявленные к Министерству о перечислении из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежных средств в сумме, необходимой для приобретения жилья Лиджи-Горяеву И.В. являются необоснованными, поскольку вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. Законом не предусмотрено выделение финансовых средств конкретному лицу и таких полномочий Министерство не имеет. Кроме того, в производстве Железнодорожного суда г.Красноярска находится гражданское дело по иску Лиджи-Горяева И.В. в Министерству о возложении обязанности по постановке на учет для предоставления жилья, что является основанием для оставления настоящего иска без рассмотрения.

Свидетель Сазанова Т.В. показала, что является тетей Лиджи-Горяева И.В. по линии матери. После смерти родителей Лиджи-Горяев И.В. находился под опекой своей бабушки и проживал в с.Солдатово Минусинского района, затем в 1999 году его опекуном была назначена Сазанова Т.И. и он стал проживать с ней в г.Минусинске, был зарегистрирован у неё по месту жительства. В 2001 году он поступил на обучение в ПУ-44 п.г.т.Шушенское, где проживал в интернате, при этом администрация г.Минусинска выдала гарантийное письмо о том, что после окончания ПУ обеспечит его жильем. После окончания в 2003 году ПУ, жилье Лиджи-Горяеву И.В. предоставлено не было, за совершение общественно-опасных деяний он был направлен судом на принудительное лечение в психиатрический стационар. В период его нахождения там она обращалась в Управление образования администрации г.Минусинска по вопросу предоставления ему жилья после окончания пребывания в психиатрическом стационаре, однако ей пояснили, что с таким заявлением он должен обратиться сам, так как к тому моменту уже достиг возраста 18-ти лет. Сам Лиджи-Горяев И.В. впоследствии с заявлениями о предоставлении жилья не обращался поскольку страдает психическим заболеванием, в период с 2003 по 2011 годы неоднократно проходил лечение в психиатрических стационарах.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец Лиджи-Горяев И.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, будучи несовершеннолетним, остался без попечения родителей. Его отец Л.ФИО5 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать Л. ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением главы Минусинского района №102-П от 16.03.1998г. над Лиджи-Горяевым И.В. была установлена опека, опекуном назначена Лиджи-Горяева Э.А.. Впоследствии, в связи с проживанием с 1999 года на территории г.Минусинска, функции органа опеки в отношении Лиджи-Горяева И.В. исполняла администрация г.Минусинска, постановлением главы г.Минусинска №243-П от 11.05.1999г. над ним была установлена опека, опекуном назначена Сазанова Т.А.. С 2001 года Лиджи-Горяев И.В. проходил обучение в ПУ-44 в п.Шушенское и находился на полном гособеспечении, в 2003 году окончил его, неоднократно на основании постановлений суда проходил принудительное лечение в психиатрическом стационаре, в 2006-2007 годах проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации. В настоящее время Лиджи-Горяев И.В. проживает и зарегистрирован по месту жительства в г.Минусинске, состоит на учете у врача-психиатра с диагнозом «Органическое расстройство личности с нарушениями поведения», является инвалидом третьей группы, собственного жилья не имеет.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетельством о рождении Лиджи-Горяева И.В и его паспортом, свидетельствами о смерти Лиджи-Горяева В.В. и Лиджи-Горяевой Т.А., постановлением главы Минусинского района №102-П от 16.03.1998г. и постановлением главы г.Минусинска №243-П от 11.05.1999г. о назначении опеки над Лиджи-Горяевым И.В., справками психиатров КГБУЗ «ККПНД №1», справкой и свидетельством об окончании ПУ-44 п.г.т.Шушенское, справкой о регистрации Лиджи-Горяева И.В. по месту жительства и домовой книгой <адрес> в <адрес>, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Лиджи-Горяевым И.В..

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация г.Минусинска наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно обзору судебной практики Верховного суда РФ от 27.06.2006г. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2006г., достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации г.Минусинска являются обоснованными. Поскольку, как установлено судом, Лиджи-Горяев И.В. в 11-летнем возрасте остался без попечения родителей, не имел и не имеет собственного либо закрепленного за ним жилого помещения и проживает в г.Минусинске, суд приходит к выводу, что именно администрация г.Минусинска обязана приобрести для него жилье и предоставить его по договору социального найма.

Доводы представителей ответчиков о том, что оснований для постановки Лиджи-Горяева И.В. на учет в настоящее время и предоставления ему жилья не имеется, поскольку он не встал на такой учет до достижения возраста 23-х лет, суд считает необоснованными.

Как следует из пояснений представителя Лиджи-Горяева И.В., показаний свидетеля СазановойТ.И. и подтверждается гарантийным письмом администрации г.Минусинска №989-пр от 06.09.2001г. еще до достижения 18-лет опекун Лиджи-Горяева И.В. – Сазанова Т.И. обращалась в администрацию г.Минусинска по вопросу предоставления ему жилого помещения в связи с тем, что он остался без попечения родителей. При этом администрация г.Минусинска обязалась предоставить ему жилое помещение, чем подтвердила его право на предоставление жилого помещения и факт его нуждаемости, однако каких-либо действий направленных на предоставление ему жилого помещения либо постановку на учет для последующего предоставления не предприняла.

С учетом этого, а также наличия у Лиджи-Горяева И.В. психического заболевания и инвалидности, о чём орган опеки не мог не иметь сведений, суд приходит к выводу, что на учет для предоставления жилья до достижения возраста 23-х лет Лиджи-Горяев И.В. не был поставлен по независящим от него обстоятельствам, в связи с чем данный факт не может являться основанием для отказа в постановке его на такой учет и предоставления ему жилого помещения, в котором он нуждается, в настоящее время.

Решением Минусинского городского Совета депутатов № 32-281/р от 02.08.2011г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 30 кв.м., поэтому предоставляемое истицу жилое помещение должно быть не менее этой нормы.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Учитывая, что в соответствии с вышеизложенной нормой закона дополнительного возложения на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по финансированию предоставления жилья указанной категории граждан не требуется, требования, в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края по перечислению денежных средств администрации г.Минусинска на приобретение жилья для истца, суд полагает удовлетворению не подлежащими.

Доводы представителя Министерства образования и науки Красноярского края о необходимости оставления предъявленного к Министерству иска без рассмотрения суд также полагает необоснованными и оснований для этого, предусмотренных ст.222 ГПК РФ, не находит. Как следует из пояснений представителя истца и ответчика в Железнодорожный районный суд г.Красноярска Лиджи-Горяевым И.В. предъявлен иск о понуждении Министерства к постановке на учет для предоставления жилья, то есть о другом предмете, нежели в рассматриваемом в настоящем деле.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию г.Минусинска приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м. и предоставить его по договору социального найма Лиджи-Горяеву И.В..

В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2012г.