жилищные споры



Дело №2-2327/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 сентября 2012 года г.Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Козловской А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Яковлевой Л.И. к администрации г.Минусинска и Министерству образования и науки Красноярского края о понуждении к действиям,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах Яковлевой Л.И. обратился в суд с иском к Министерству образования и науки Красноярского края и администрации г.Минусинска, просил обязать Министерство образования и науки Красноярского края перечислить из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежные средства в сумме, необходимой для приобретения жилья Яковлевой Л.И. в г.Минусинске не ниже социальной нормы предоставления жилья для детей-сирот и обязать администрацию приобрести в муниципальную собственность г.Минусинска жилое помещение площадью не менее 30 квадратных метров и предоставить его по договору социального найма Яковлевой Л.И.. Свои требования прокурор мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. В ходе проверки установлено, что Яковлева Л.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с детства осталась без попечения родителей, поскольку её мать Г. и отец Я. решением Каратузского районного суда Красноярского края от 29.10.1996 года были лишены родительских прав в отношении неё. В настоящее время Яковлева Л.И. проживает в г.Минусинске, собственного жилого помещения не имеет, в связи с чем ей администрацией г.Минусинска должно быть предоставлено жилое помещение на территории г.Минусинска, площадь которого согласно норме, установленной Решением Минусинского городского Совета депутатов от 02.08.2011г. №32-281р должна составлять не менее 30 кв.м..

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора была привлечена администрация Каратузского района Красноярского края.

В судебном заседании прокурор Оловникова Г.А. исковые требования полностью поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Истица Яковлева Л.И. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что проживала в <адрес>. После лишения в 1996 году её родителей родительских прав она находилась в приюте и интернате в с.Каратуз, закончила там среднюю школу после чего в 2002 году была направлена для обучения в ПУ-44 в п.Шушенское, где проживала в интернате. При этом администрацией Каратузского района руководителю ПУ-44 было дано гарантийное письмо о том, что по окончании ПУ ей будет предоставлено жилье. Не закончив обучение, в 2003 году Яковлева Л.И. переехала на постоянное место жительства в г.Минусинск, где устроилась на работу в магазин продавцом. С тех пор она постоянно проживает в г.Минусинске, снимает жилье в аренду, собственного не имеет, временно зарегистрирована по месту жительства у своих знакомых.

Представитель ответчика администрации г.Минусинска Ольховская Г.В. исковые требования не признала. Суду пояснила, что поскольку с заявлением о постановке на учет для предоставления жилья до достижения 23-х лет Яковлева Л.И. ни в администрацию г.Минусинска, ни в Министерство образования и науки Красноярского края не обращалась и на учет поставлена не была, оснований для предоставления ей жилья на территории г.Минусинска не имеется, собственных средств для этого администрация г.Минусинска не имеет, а деньги из краевого бюджета для этого не перечислялись.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Красноярского края Гаврилов Е.В., действующий на основании доверенности, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суду представил отзыв на исковое заявление прокурора, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать, мотивируя, тем что постановка на учет детей- сирот и лиц из их числа для предоставления жилого помещения предусмотрена законом лишь до достижения ими возраста 23-х лет. Поскольку до достижения этого возраста Яковлева Л.И. либо её представители в краевую комиссию по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам не обращались, оснований для постановки его на такой учёт не имеется. Кроме того, исковые требования, предъявленные к Министерству о перечислении из краевого бюджета в местный бюджет г.Минусинска денежных средств в сумме, необходимой для приобретения жилья Яковлевой Л.И. являются необоснованными, поскольку вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ. Законом не предусмотрено выделение финансовых средств конкретному лицу и таких полномочий Министерство не имеет.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации Каратузского района надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела (л.д.59, 65) в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истица Якеовлева Л.И. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, будучи несовершеннолетней, осталась без попечения родителей. Её мать Г. и отец Я. решением Каратузского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ были лишены родительских прав, постановлением Амыльской сельской администрации <адрес> -П от 06.03.1996 года Якеовлева Л.И. была направлена в Каратузский приют на полное государственное обеспечение, постановлением администрации Каратузского сельсовета №96-П от 17.06.2011г. над Яковлевой Л.И. была установлено попечительство. В 2002 году Яковлева Л.И. окончила Каратузскую общеобразовательную школу №2 и была направлена для обучения в ПУ-44 п.Шушенское. С 2003 года Яковлева Л.И. постоянно проживает и зарегистрирована по месту жительства в г.Минусинске, собственного жилья не имеет.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, свидетльством о рождении и паспортом Яковлевой Л.И., выпиской из решения Каратузского районного суда Красноярского края от 29.10.1996 года, постановлениями Амыльской сельской администрации <адрес> -П от ДД.ММ.ГГГГ и администрации Каратузского сельсовета -П от ДД.ММ.ГГГГ, справкой Каратузской общеобразовательной школы , свидетельством о временной регистрации Яковлевой Л.И. по месту жительства, справками Минусинского отделения филиала ФГУП «Ростехинвентаризация» и Минусинского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество за Яковлевой Л.И., справкой администрации Каратузского района

.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании ст.ст. 4, 5 названного выше Федерального закона № 159-ФЗ (в ред. ФЗ № 122-ФЗ от 22.08.2004 г.) финансирование дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), в том числе и обеспечение их жилыми помещениями, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ.

В силу абз.3 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

П. 2 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 г. № 12-961 (в редакции от 09.06.2005 № 14-3524) устанавливает, что дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм органами исполнительной власти края.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края

Указом Губернатора Красноярского края от 04 апреля 2005 года № 25-уг утвержден Порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. С 5 марта 2010 года пункт 2 изложен в следующей редакции: «Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующего предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, по договорам социального найма».

В силу ст.1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения" (в ред. от 10.11.2011г.) администрация г.Минусинска наделена на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка", которые включают в себя приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам социального найма и предоставление жилых помещений по договорам социального найма.

Согласно обзору судебной практики Верховного суда РФ от 27.06.2006г. «Обзор законодательства и судебной практики ВС РФ за второй квартал 2006г., достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора, предъявленные к администрации г.Минусинска являются обоснованными. Поскольку, как установлено судом, Яковлева Л.И. в 11-летнем возрасте осталась без попечения родителей, не имела и не имеет собственного либо закрепленного за ней жилого помещения и проживает в г.Минусинске, суд приходит к выводу, что именно администрация г.Минусинска обязана приобрести для неё жилье и предоставить его по договору социального найма.

Доводы представителей ответчиков о том, что оснований для постановки Яковлевой Л.И. на учет в настоящее время и предоставления ей жилья не имеется, поскольку она не встала на такой учет до достижения возраста 23-х лет, суд считает необоснованными.

Как следует из пояснений Яковлевой Л.И. и подтверждается гарантийным письмом администрации Каратузского района №441-15 от 22.08.2002г. в адрес руководителя ПУ-44 п.Шушенское (л.д.15), еще до достижения 18 лет Яковлева Л.И. была поставлена в администрации Каратузского района на учет для предоставления жилья, однако предоставлено оно ей так и не было. При таких обстоятельствах, доводы ответчиков о том, что Яковлева Л.И. должна была вновь обратиться с заявлением о предоставлении ей жилья суд считает надуманными и соглашается с доводами истицы о том, что она зная о том, что уже состоит на таком учете ждала, когда ей предоставят жилье и никуда до 2011 года не обращалась.

С учетом этого, суд приходит к выводу о том, что на учет для предоставления жилья в Министерстве образования и науки Красноярского края до достижения возраста 23-х лет Яковлева Л.И. не была поставлена по независящим от неё обстоятельствам, в связи с чем данный факт не может являться основанием для отказа в постановке её на такой учет и предоставления ей жилого помещения, в котором она нуждается, в настоящее время.

Решением Минусинского городского Совета депутатов № 32-281/р от 02.08.2011г. «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилого помещения» норма площади жилого помещения предоставляемого по договору социального найма составляет 30 кв.м., поэтому предоставляемое истицу жилое помещение должно быть не менее этой нормы.

Необходимости в возложении на администрацию г.Минусинска обязанности по приобретению жилья суд не находит, поскольку данный вопрос относится уже к способу исполнения обязанности по предоставлению жилья.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края № 9-4225 от 24 декабря 2009 года (в ред. Закона Красноярского края от 11.11.2010 № 11-5201) «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения», на осуществление переданных органам местного самоуправления государственных полномочий бюджетам муниципальных районов и городских округов края предоставляются субвенции из регионального фонда компенсаций краевого бюджета.

Учитывая, что в соответствии с вышеизложенной нормой закона дополнительного возложения на Министерство образования и науки Красноярского края обязанности по финансированию предоставления жилья указанной категории граждан не требуется, требования, в части возложения обязанности на Министерство образования и науки Красноярского края по перечислению денежных средств администрации г.Минусинска на приобретение жилья для истца, суд полагает удовлетворению не подлежащими.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать администрацию г.Минусинска предоставить Яковлевой Л.И. по договору социального найма изолированное, благоустроенное жилое помещение площадью не менее 30 кв.м..

В удовлетворении исковых требований к Министерству образования и науки Красноярского края отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ