решение суда



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 сентября 2012 года г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего: Мох Е.М.,

При секретаре: Трубицыной Ю.М.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барабанова С.А. к Администрации <данные изъяты>, Министерству образования и науки <данные изъяты> о возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения

УСТАНОВИЛ:


Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Барабанова С.А. к Администрации <данные изъяты>, Министерству образования и науки <данные изъяты> о возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения, мотивируя требования тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, имеющих право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21.12.1996 №159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В ходе проверки установлено, что Барабанов С.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО4 решением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ г. лишен родительских прав в отношении сына Сергея.

При назначении Барабанову С.А. опекуна жилое помещение за Барабановым С.А. не закреплялось.

В настоящее время Барабанов С.А. не имеет жилого помещения, в котором он мог бы проживать постоянно и на законных основаниях, состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес> <адрес>. Указанное жилое помещение принадлежит <данные изъяты> ФИО12

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Частью 1 ст. 8 вышеуказанного Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000г. № 12-961 «О защите прав ребенка», дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-сироты, а также лица из их числа, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания образовательных, профессиональных учебных заведений, исполнения воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются вне очереди по месту жительства жилым помещением размером не ниже установленных социальных норм учреждения.

Пунктом 3.22. Постановления Правительства Красноярского края от 14.08.2008 г. №42-п, обязанность по обеспечению детей, находящихся под опекой, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью возложена на Министерство образования и науки Красноярского края.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, определен Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг.

Согласно пунктам 4, 5 Приложения №4 данного Указа дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа обеспечиваются жилой площадью не ниже нормы предоставления площади жилого помещения, установленной в месте предоставления жилого помещения по договору социального найма. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и науки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства.

Таким образом, обязанность по приобретению и предоставлению жилья возложена на орган исполнительной власти местного самоуправления.

Норма предоставления жилого помещения для лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренная на 2012 г. составляет 18 кв.м. (постановление администрации Минусинского района № 115-п от 03.03.2011), стоимость 1 квадратного метра площади жилого помещения составляет 28500 рублей (постановление администрации Минусинского района № 381-п от 21.06.2011).

В настоящее время Барабанов С. А. постоянно проживает и в дальнейшем намерен проживать в <адрес>.

Жилье администрацией <данные изъяты> до настоящего момента для Барабанова С.А. не приобретено.

Денежных средств из краевого бюджета для приобретения жилого помещения для Барабанова С.А. не поступало.

Согласно статье 10 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

Юридического образования Барабанов С.А. не имеет, обратился к прокурору с заявлением об обращении суд в его интересах с исковыми требованиями о восстановлении его жилищных прав. Согласно его заявлению, желает проживать в <адрес>.

В судебном заседании помощник Минусинского межрайонного прокурора Кохан Ю.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Барабанов С.А. в судебном заседании исковые требования Минусинского межрайонного прокурора поддержал, суду пояснил, что в 2002 году был включен в списки на внеочередное предоставление жилых помещений в <адрес>, по месту его выявления, так как его мать умерла, отец был лишен родительских прав и своего жилья не имели. Однако ДД.ММ.ГГГГ он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с указанием на то, что он должен был состоять на учете по месту проживания, т.е. в <адрес>. Минусинской межрайонной прокуратурой ему было разъяснено, что в постановке на учет в Министерстве образования и науки <данные изъяты> ему будет отказано, так как он был выявлен на территории <адрес>. Полагает, что он обладает правом на получение жилого помещения как ребенок сирота на территории <адрес>, так как постоянно проживает в <адрес>.

Представитель ответчика администрации <данные изъяты> Валиулина Р.Ф. с исковыми требованиями не согласилась по следующим основаниям: статьей 72 Конституции РФ защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ.

Согласно ст.26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, установленным Конституцией РФ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Таким образом, обеспечение детей-сирот жилым помещением относится к полномочиям Красноярского края и должно осуществляться за счёт средств бюджета субъекта -Красноярского края.

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возможно наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов РФ на основании законов субъектов РФ. При этом финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет предоставленных местному бюджету субвенций из бюджета субъекта. Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 органы местного самоуправления <данные изъяты> наделены государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. Администрация наделена государственным полномочием в объёме переданных в бюджет района денежных, средств и должна осуществлять переданное государственное полномочие за счет переданных денежных средств. До поступления денежных средств обязанность у органов местного самоуправления по приобретению жилого помещения не возникает.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. При этом ст. 133 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправления в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией РФ и федеральными законами. Пунктом 3.22 Постановления Правительства Красноярского края от 14.08.2008 № 42-П, обязанность по обеспечению детей, находящихся под опекой, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью возложена на Министерство образования и науки <данные изъяты>.

Порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, установлен Указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-УГ. В соответствии с данным Указом учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, осуществляет Министерство образования и науки <данные изъяты>. Приобрести жилье для предоставления детям-сиротам администрация <данные изъяты> может только после перечисления в бюджет <данные изъяты> средств краевого бюджета на указанные цели, которое осуществляется на основании принятого Министерством образования и науки <данные изъяты> решения о постановке на учет конкретного ребенка-сироты.

Процедура принятия на учет детей-сирот носит заявительный характер, т.е. Барабанов С.А. должен был обратиться в министерство до достижения 23-х летнего возраста. С достижением 23-х летнего возраста Барабанов С.А. утратил статус ребенка-сироты.

Кроме того статьёй 18 федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлено: «Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается». (введена Федеральным законом от 25.06.2012 N 91-ФЗ)

Просила в иске отказать.

Представитель Министерства образования и науки <данные изъяты> в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, суду представил отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал по следующим основаниям. Конституция Российской Федерации провозглашает право каждого на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в тем числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (пункт 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичная норма содержится в абзаце 1 пункта 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». При этом порядок учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, порядок приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, устанавливаются Губернатором Красноярского края (абзац 2 пункта 2 статьи 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка»).

Согласно Порядку приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, остававшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим жилого помещения (далее - Порядок приобретения и предоставления), утвержденному указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Красноярского края за счет средств краевого бюджета приобретают жилые помещения в собственность муниципальных образований Красноярского края в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», для последующих) предоставления детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, но договорам социального найма.

В соответствии с пунктом 3.22 Положения о Министерстве образования и науки <данные изъяты> и установлении предельной численности государственных гражданских служащих и иных работников министерства образования и пауки <данные изъяты> (далее - положение о Министерстве), утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 14.08.2008 г. № 42-п (в ред. от 03.08.2010 г. № 428-п), к компетенции Министерства образования и науки <данные изъяты> не относится обеспечение детей, находящихся под опекой (попечительством), детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью в соответствии с установленным порядком, если законом Красноярского края предусмотрено наделение органов местного самоуправления соответствующими государственными полномочиями.

Наделение органов местного самоуправления Красноярского края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения предусмотрено Законом Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (далее - Закон о наделении).

Согласно Закону о наделении исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края, в том числе <адрес>, наделены государственными полномочиями но обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, в соответствии со статьей 17 Закона Красноярского края от 02.13.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка». Переданные исполнительным органам местного самоуправления государственные полномочия включают в себя:

а) приобретение жилых помещений в целях их предоставления по договорам
социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также
лицам из их числа, не имеющим жилого помещения;

б) предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-
сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не
имеющим жилого помещения, в порядке, установленном Указом 1 "убернатора
Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг «Об обеспечении жилыми помещениями детей-
сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих
жилого помещения»;

в) приобретение и предоставление на основании решений судебных органов
жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся
без попечения родителей, лицам из их числа в возрасте старше 23 лет, ранее
относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Правомерность указанного порядка возложения на органы местного самоуправления функций обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения (далее - сироты) вне очереди жилыми помещениями не ниже установленных социальных норм, а также возложение на органы местного самоуправления соответствующей ответственности, подтверждается правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от 05.02.2009 № 250-О-П, а также судебной практикой, включая практику Красноярского краевого суда.

Таким образом, министерство образования и науки Красноярского края, в отличие от органов местного самоуправления, не наделено полномочиями обеспечивать сирот жилыми помещениями по договору социального найма, размером не ниже социальной нормы.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления (пункт 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно Порядку приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, остававшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющим жилого помещения (далее - Порядок приобретения и предоставления), утвержденному указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилых помещений, состоящим на учете в министерстве образования и пауки Красноярского края, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации, по месту жительства. В соответствии с Порядком учета детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения, утвержденным указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг (далее - Порядок учета), Министерство образования и науки Красноярского края осуществляет учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, постоянно проживающих на территории Красноярского края, с учетом даты рождения и даты представления документов. Для постановки на учет законными представителями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, или лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет не ранее чем за год до окончания ими общеобразовательных и профессиональных учебных заведений, исполнения ими воинской обязанности, возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, представляются следующие документы, указанные в пункте 2 Порядка учета:

а) заявление законного представителя о предоставлении ребенку-сироте, ребенку, оставшемуся без попечения родителей, жилого помещения или заявление лица из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения с указанием места предоставления и обязательством извещать в месячный срок министерство образования и науки Красноярского края об утрате оснований, дающих право на предоставление жилого помещения;

б) копию правового акта органа местного самоуправления о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на полное государственное обеспечение, о передаче его под опеку (попечительство), в приемную семью;

в) копию паспорта и свидетельства о рождении лица, претендующего на
получение жилого помещения;

г) документы, подтверждающие место жительства лица, претендующего па
получение жилого помещения (копия паспорта с отметкой о регистрации но месту
жительства, или копия свидетельства о регистрации по месту пребывания, или копия
свидетельства о регистрации по месту жительства (для граждан, не достигших 14-летнего возраста) установленной формы, а при отсутствии указанных документов – иные документы, подтверждающие место жительства лица, претендующего на получение жилого помещения);

д) документы, подтверждающие нуждаемость детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в жилом помещении: выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с участием ребенка и его родителей;

справку федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с участием ребенка и его родителей:

справку органов местного самоуправления по месту жительства ребенка об отсутствии у ребенка нрава пользования жилым помещением на момент предоставления документов;

е) документы, подтверждающие юридический статус детей-сирот, детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа:

копию свидетельства о смерти родителей;

справку органов загс о рождении ребенка (форма № 25);

копию документа об оставлении ребенка в учреждениях социальной защиты населения, воспитательных, лечебных и других аналогичных учреждениях;

копию решения суда о лишении родителей родительских прав (об ограничении в родительских правах), признании родителей недееспособными (ограниченно дееспособными), безвестно отсутствующими или объявлении их умершими;

справку о нахождении родителей под стражей или об отбывании ими наказания в виде лишения свободы, выданной соответствующим учреждением, в котором находятся или отбывают наказание родители;

копию решения суда об установлении факта оставления ребенка без попечения родителей;

справку о зачислении в учебное заведение для получения очного профессионального образования.

ж) при наличии соответствующих медицинских показаний медицинскую справку
о состоянии здоровья и праве на дополнительную жилую площадь.

Все документы представляются в надлежаще заверенных копиях либо в копиях с одновременным представлением оригиналов.

Решение о принятии гражданина на учет или об отказе в принятии па учел принимается министерством образования и науки Красноярского края с учетом решения краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей.

Материальный истец и (или) его законные представители с соответствующим заявлением и комплектом документов в министерство образования и науки Красноярского края, Краевую комиссию не обращались, на учете не состоит.

Между тем министерство образования и науки Красноярского края не может согласиться с возложением обязанности перечислить денежные средства.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (далее - Закон о наделении) финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями осуществляется путем предоставления субвенций из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края. В случае если средств субвенции па осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот недостаточно для обеспечения жилыми помещением, органы местного самоуправления городских округов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий но обеспечению жилыми помещениями (п. д) ст. 3 Закона о наделении).

Вопросы о наличии или отсутствии денежных средств на исполнение государственных полномочий относится к сфере межбюджетных отношений и решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ.

Кроме того, ни федеральным законодательством, ни законодательством субъекта РФ не предусмотрено выделение финансовых средств на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам субъекта РФ понимается межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при исполнении государственных полномочий РФ. субъектов РФ, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Таким образом, сама но себе субвенция именной быть не может. Помимо этого гражданин в силу ст. 1 и ст. J 52 Бюджетного кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, а потому право Барабанова С.А. на предоставление ему жилого помещения, как лицам, оставшимся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию Закона о наделении.

Физические лица не являются субъектами бюджетных правоотношений. Барабанов С.Л. не обладает правом требования к органу публичной власти о выделении ему денежных средств на приобретение жилья, следовательно такие требования не могут быть заявлены прокурором в его интересах в силу ст. 3 ГПК РФ.

Таким образом, Министерство образования и науки не имеет полномочий по выделению денежных средств на каждого нуждающегося в отдельности. Выделение денежных средств (в том числе в форме субвенции - на основании Порядка приобретения и предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющим жилого помещения, утвержденного указом Губернатора Красноярского края от 04.04.2005 № 25-уг) предполагает вовлечение в жилищный спор бюджетных правоотношений, которые складываются между субъектами бюджетного законодательства, к которым человек (в данном случае Барабанов С.А.) не относится. Возложение на министерство образования и науки Красноярского края обязанности предоставить денежные средства будет означать судебное установление новой компетенции Министерства образования и науки <данные изъяты>, не предусмотренной нормативными правовыми актами, что недопустимо в силу конституционного принципа разделения властей.

Судебная практика подтверждает, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не предоставляет (не выделяет) денежные средства для обеспечения конкретного сироты жилым помещением.

Красноярский краевой суд отменяет необоснованную обязанность предоставить местной администрации денежные (финансовые) средства (субвенцию) для обеспечения конкретной сироты жилым помещением. Министерство всегда незаконные решения нижестоящих судов обжалует.

Также обращаем внимание суда, что недопустимо возлагать на местную администрацию обязанности предоставлять жилое помещение сироте под условием - за счет средств соответствующего бюджета. Как уже указывалось выше, финансовые вопросы не должны являться предметом разбирательства в рамках социально-жилищного спора с участием сироты. И ставить факт получения жилья в зависимости от денежных средств - недопустимо. В данной связи нельзя указывать источник финансирования, т.к. это может сделать неопределенным момент исполнения решения суда или сделает его неисполнимым, т.к. муниципалитет не вправе распоряжаться средствами краевого бюджета.

Красноярский краевой суд изменяет решения судов, исключает из резолютивной части решения упоминание о краевом бюджете (фонде компенсаций). Министерство всегда незаконные решения нижестоящих судов обжалует.

Установленные федеральным и краевым законодательством меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей, а также лиц из их числа распространяются на них только до исполнения ими 23 лет.

Данный вывод следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19.10.2010 1282-0-0, Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.12.2010 № 1590-О-О. Данной нормой законодатель, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан (аналогичный возрастной критерий установлен пенсионным, законодательством, законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, о социальной защите отдельных категорий граждан). Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется.

Таким образом, Конституционный Суд Российской Федерации констатировал, что сироты обеспечиваются жильем только до 23-летнтего возраста

23 года - установленный законом пресекательный срок (возраст), после достижения которого социальные льготы не распространяются, а лицо, который мог на них рассчитывать до 23 лет, утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения.

В противном случае указанный Федеральный закон четко бы содержал норму, что он распространяется на лиц, ранее относящимся к детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые до 23 лет не успели воспользоваться своим правом на дополнительные гарантии по социальной защите.

Однако такой нормы в Федеральном законе нет, значит он не распространяется на лиц, достигших 23-летнего возраста.

Барабанову С.А. 23 года, в 2012 будет 24 года.

В связи с изложенным, просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав помощника Минусинского межрайонного прокурора, истца, представителя администрации <данные изъяты>, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Барабанов С.А. родился ДД.ММ.ГГГГ у ФИО4 и ФИО3 (л.д.13).

Мать Барабанова С.А. – ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).

Отец Барабанова С.А. – ФИО4 был лишен родительских прав в отношении сына решением Черногорского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Барабанова С.А. была назначена ФИО12 (л.д.16).

Барабанов С.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (л.д.14).

Жилое помещение по адресу <адрес> принадлежит на праве личной собственности ФИО13, ФИО12, ФИО14, ФИО15, ФИО13 (л.д.12, 19-22).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ какие-либо объекты недвижимого имущества в <адрес> и <адрес> на праве собственности или ином вещном праве за ФИО2, ФИО4, ФИО3 не зарегистрированы (л.д.8).

В соответствии с Уведомлением об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ – информация о правах Барабанова С.А. на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества отсутствует (л.д.23).

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Барабанов С.А. был включен в списки на внеочередное предоставление жилых помещений (л.д. 51)

Решением жилищно-бытовой комиссии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Барабанов С.А. снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числе детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, так как граждане состоят на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по месту постоянного проживания (л.д. 49). По факту вынесения данного решения и по заявлению истца Прокуратурой г. Черногорска была проведена проверка, по результатам которой оснований для применения мер прокурорского реагирования не имелось (л.д. 49, 52-53)

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Барабанов С.А. обучался в <данные изъяты> (л.д. 57), а с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность у <данные изъяты> (л.д.56).

Как следует из ст. 8. Федерального Закона от 21декабря1996года N159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Абзац второй пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

(в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в частности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (часть 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации).

По смыслу приведенных выше правовых норм, основанием возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, является наличие хотя бы одного из следующих юридических фактов: окончание пребывания названных граждан в образовательных и иных учреждениях, детских домах семейного типа, приемных семьях; прекращение опеки (попечительства); окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации; освобождение из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом возникновение права на получение жилья, с учетом специальных норм Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", связано с окончанием пребывания названных лиц в любом образовательном учреждении и с обращением этих лиц с заявлениями о предоставлении вне очереди жилых помещений в уполномоченные органы до достижения возраста 23 лет.

Материалами дела подтверждается, что Барабанов С.А. не обращался к ответчикам о предоставлении изолированного жилого помещения по договору социального найма, пригодного для постоянного проживания, до поступления данного искового заявления в суд, на сегодняшнюю - дату обращения в суд за восстановлением нарушенного права, возраст истца превысил 23 года и на учете по месту жительства в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, он не состоял.

Органом местного самоуправления правомерно, со ссылкой на ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ и нормы Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отказано истице во внеочередном предоставлении жилого помещения.

Таким образом, Барабанов С.А. относясь к гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им 23-летнего возраста при смене места жительства не обращался к уполномоченным органам о снятии его с учета по прежнему месту жительства и постановке на учет по новому месту жительства, в силу чего не имеет права на получение жилого помещения по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Разрешая спор, исходит из того, что у Барабанова С.А. отсутствует право на обеспечение его жилым помещением во внеочередном порядке как лица из категории детей-сирот, поскольку он достиг возраста 23 лет, ранее на учете по месту жительства не состоял, ввиду чего на момент обращения с настоящим исковым заявлением он уже утратил статус лица из детей-сирот и не может быть отнесен к категории лиц, которым должно быть предоставлено жилое помещение вне очереди.

Доводы стороны истца подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм жилищного законодательства. Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет не является основанием для отказа во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма при условии постановки этого лица на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста. Правоотношения между сторонами возникли с момента первичного обращения за предоставлением жилья в администрацию <данные изъяты>, однако, как указано выше, данных о том, что Барабанов С.А. обращался в органы местного самоуправления по месту жительства в администрацию <данные изъяты> с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения до достижения 23 лет, суду не представлено.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд приходит к выводу о том, что, поскольку истец был выявлен как лицо, оставшееся без попечения родителей в <адрес>, где Администрацией <данные изъяты> за ним было закреплено право на внеочередное обеспечение жильем, при переезде для постоянного места жительства в <адрес> и по достижении им 18 лет, истец не уведомил об этом ни администрацию <данные изъяты> ни обратился в администрацию <данные изъяты> о постановке его на учет в данном муниципальном образовании.

Как следует из вышеприведённых норм Закона предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, производится органами местного самоуправления, по месту их выявления, как детей, утративших родительское попечение, с признанием за ними права на обеспечение жильем вне очереди, что было сделано администрацией <данные изъяты>. При этом сам по себе факт перемены таким лицом места жительства не является основанием для возложения такой обязанности на органы местного самоуправления по последнему известному месту жительства указанного лица.

На основании вышеизложенного суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барабанова С.А. к Администрации <данные изъяты>, Министерству образования и науки <данные изъяты> о возложении обязанностей по предоставлению жилого помещения, в полном объеме,

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Минусинского межрайонного прокурора в интересах Барабанова С.А. к Администрации <данные изъяты>, Министерству образования и науки <данные изъяты> о возложении обязанности приобрести в муниципальную собственность <данные изъяты> жилое помещение не менее социальной нормы и предоставить его по договору социального найма Барабанову С.А., отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: