Судья Сапрыкин С.В. А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ Дело № 11-56/10 11 августа 2010 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Залугина С.В. при секретаре Русановой М.С., с участием: истца Чекалина В.И., представителя ответчика - Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» по доверенности Арутюнова В.В. и адвоката Павловского В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по апелляционным жалобам Чекалина В.И. и руководителя Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» на решение мирового судьи судебного участка № 1 города Минеральные Воды и Минераловодского района от 4 мая 2010 года по иску Чекалина В.И. к Государственному учреждению «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» о взыскании денежной суммы неосновательного обогащения, полученной при оказании ветеринарных услуг, и компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: В феврале 2010 года Чекалин В.И. обратился к мировому судье судебного участка № 1 города Минеральные Воды и Минераловодского района с иском к Государственному учреждению «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» о взыскании 1000 рублей за проведение лечебно-профилактических мероприятий при профилактике и диагностике болезней опасных для человека и животных, а также компенсацию морального вреда в размере 15000 рублей. В обоснование своих требований указал, что он проживает в поселке Ленинский Минераловодского района и по месту жительства в течение одного года содержит личное подсобное хозяйство, а именно в 2009 году у него на подворье имелось десять голов крупного рогатого скота (коровы, бычки). На ГУ «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» возложена обязанность осуществлять ветеринарно-профилактические мероприятия по борьбе с карантинными и особо опасными болезнями животных, такими как ящур, сибирская язва, туберкулез, бруцеллез, лептоспироз и другие. Перечень карантинных и особо опасных болезней животных, утвержден Приказом Министерства сельского хозяйства РФ № 81 от 17 мая 2005 года В соответствии с Законом РФ «О ветеринарии» в его обязанности, как собственника крупного рогатого скота, входит допуск в подворье представителей ветеринарной службы и предоставление по требованию представителей ветеринарной службы скота, для проведения ветеринарно-профилактических мероприятий. Существует Перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства РФ, утвержденный Министерством сельского хозяйства РФ 20 января 1992 года № 2-27-145, в соответствии с которым ветеринарные мероприятия по борьбе с карантинными и особо опасными болезнями животных проводятся на бесплатной основе. Порядок оказания платных услуг регламентируется Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 августа 1998 года № 898. В сентябре 2009 года у него на подворье сотрудники указанного ветеринарного учреждения в отношении принадлежащего ему скота провели профилактические мероприятия, за проведение которых взяли с него 1000 рублей, что является незаконным. Он обращался с письменной претензией к начальнику ГУ «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» Ляпохову Г.В. с просьбой возвратить неосновательно полученные от него денежные средства, но ответа на претензию не получил. В соответствии со статьёй 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» он как потребитель ветеринарных услуг имеет право на компенсацию морального вреда за нарушение его прав потребителя, который он оценивает в 50000 рублей. Моральный вред выразился в том, что он переживал по поводу незаконного взимания денег за проведение лечебно-профилактических мероприятий и необходимости судебного разбирательства /т.1л.д. 3-5/. В последствие Чекалин В.И. увеличил размер компенсации морального вреда до 50000 рублей /т.1л.д. 226-230/. Оспариваемым решением мирового судьи от 4 мая 2010 года, требования Чекалина В.И. удовлетворены частично. С Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» в пользу Чекалина В.И. взыскана денежная сумма неосновательного обогащения за проведение мероприятий по предупреждению особо опасных болезней животных, а именно: за клинический осмотр крупного рогатого скота в сумме 300 рублей, за взятие крови крупного рогатого скота на исследование в сумме 70 рублей, за туберкулинизацию в сумме 80 рублей, за инъекции в сумме 30 рублей, за лабораторные исследования на лептоспироз в сумме 60 рублей, а всего в сумме 540 рублей. Этим же решение в остальной части иска о взыскании суммы неосновательного обогащения, полученной при оказании платных ветеринарных услуг и компенсации морального вреда отказано /т.2л.д. 26-39/. Дополнительным решением мирового судьи от 14 мая 2010 года с государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 216 рублей /т.2л.д. 64, 65/. Истец Чекалин В.И., не соглашаясь с решением мирового судьи от 4 мая 2010 года, подал апелляционную жалобу, в которой указывает, что с удовлетворённой частью иска, то есть взыскать с государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» в его пользу денежную сумму неосновательного обогащения за проведение мероприятий по предупреждению особо опасных болезней животных, а именно: за клинический осмотр крупного рогатого скота в сумме 300 рублей, за взятие крови крупного рогатого скота на исследование в сумме 70 рублей, за туберкуленизацию в сумме 80 рублей, за инъекции в сумме 30 рублей, за лабораторные исследования на лептоспироз в сумме 60 рублей, а всего в сумме 540 рублей, он согласен. Между тем, в остальной части отказа в иске о взыскании суммы неосновательного обогащения, полученной при оказании платных ветеринарных услуг и компенсации морального вреда он не согласен. Считает, что иск подлежит полному удовлетворению, так как биркование на сумму 100 рублей, выдача бирок на сумму 144 рубля должно делаться бесплатно, дегельментизация на сумму 60 рублей, отбор капрологических проб на сумму 50 рублей, капрологические исследования на сумму 40 рублей на его подворье не проводилось. Считает, что судом не правильно дана оценка доказательств /т.2л.д. 69-75/. В свою очередь государственное учреждение «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных», также не соглашаясь с принятым решением, подало апелляционную жалобу, в которой указывает, что судом были нарушены нормы материального права, вследствие того, что суд не применил закон, подлежащий применению, а также применил закон, не подлежащий применению и неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, что в соответствии со статьёй 330 ГПК РФ является основанием для изменения решения мирового судьи и принятия судом апелляционной инстанции нового решения в порядке статьи 328 ГПК РФ /т.2л.д. 78-84/. В судебном заседании истец Чекалин В.И. требования, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал в полном объеме, дал суду пояснения, аналогичные доводам, изложенным им в апелляционной жалобе. Апелляционную жалобу Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» на это же решение суда считает необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Просит суд решение мирового судьи в части отказа в удовлетворении его требований отменить и принять новое решение, в соответствии с которым взыскать с Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» в его пользу денежные средства за биркование на сумму 100 рублей, выдачу бирок на сумму 144 рубля, дегельментизацию на сумму 60 рублей, отбор капрологических проб на сумму 50 рублей, капрологические исследования на сумму 40 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей, а в удовлетворении апелляционной жалобы Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» - отказать. Представители ответчика - Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» по доверенности Арутюнов В.В. и адвокат Павловский В.В. дали суду пояснения, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе. Апелляционную жалобу Чекалина В.И. на это же решение суда считают необоснованной и не подлежащей удовлетворению. Просят суд решение мирового судьи в части удовлетворения требований Чекалина В.И. отменить и принять новое решение, в соответствии с которым в удовлетворении его требований отказать, а апелляционную жалобу Чекалина В.И. оставить без удовлетворения. Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах истца Чекалина В.И. и представителя ответчика - Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных», исследовав материалы гражданского дела, суд считает необходимым решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения, по следующим основаниям. При рассмотрении данного гражданского дела, мировым судьей были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно то, что в период с 11 по 25 сентября 2009 года в отношении поголовья крупного рогатого скота (10 голов), содержащегося в личном подсобном хозяйстве Чекалина В.И., сотрудниками ГУ «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» был проведен комплекс профилактических ветеринарных мероприятий, а так же оказаны ветеринарные услуги: первичный клинический осмотр животных; взятие крови животных для анализов; туберкулинизация; биркование с использованием бирок; вторичный клинический осмотр животных; проведены инъекции против особо опасных болезней животных (против ящура); дегельминтизация; лабораторные исследования крови на лейкоз РИД; лабораторные исследования на лептоспироз; отбор капрологических проб; капрологические исследования. За проведенные профилактические мероприятия и ветеринарные услуги Чекалиным В.И. 11 сентября 2009 года было оплачено ГУ «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» 1000 рублей, и ему была выдана квитанция на эту сумму № 006901. 24 сентября 2009 года в ветеринарном учреждении был составлен счет № 294 о получении денег с Чекалина В.И. в сумме 1024 рубля, а 25 сентября 2009 года составлен двусторонний акт № 100 об оказании ветеринарных услуг сумму 1024 рубля. Согласно квитанции к приходному кассовому ордеру № 2995 от 25 сентября 2009 года и кассового чека от этого же числа ветеринарным учреждением было получено от Чекалина В.И. и оприходовано 1024 рубля. В счете и в акте указаны ветеринарные услуги, оказанные Чекалину В.И. в отношении принадлежащих ему 10 голов скота и их стоимость: первичный клинический осмотр животных по 15 рублей на сумму 150 рублей; взятие крови животных для анализов по 7 рублей на сумму 70 рублей; туберкулинизация по 8 рублей на сумму 80 рублей; биркование по 10 рублей на сумму 100 рублей; бирки по цене 14 рублей 40 копеек на сумму 144 рубля; вторичный клинический осмотр животных по 15 рублей на сумму 150 рублей; инъекции против особо опасных болезней животных по 3 рубля на сумму 30 рублей; дегельминтизация по рублей на сумму 60 рублей; лабораторные исследования крови на лейкоз РИД по 9 рублей на сумму 90 рублей; лабораторные исследования на лептоспироз по 6 рублей на сумму 60 рублей; отбор капрологических проб по 5 рублей на сумму 50 рублей; капрологические исследования по 4 рубля на сумму 40 рублей; а всего на сумму 1024 рубля. Установленные мировым судьей обстоятельства, объективно подтверждаются исследованными материалами гражданского дела, квитанцией об оказании услуг, счетом, актом, квитанцией к приходному кассовому ордеру, кассовым чеком. Удовлетворяя требования Чекалина В.И. в части взыскания с Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» в пользу Чекалина В.И. взыскана денежная сумма неосновательного обогащения за проведение мероприятий по предупреждению особо опасных болезней животных, а именно: за клинический осмотр крупного рогатого скота в сумме 300 рублей, за взятие крови крупного рогатого скота на исследование в сумме 70 рублей, за туберкулинизацию в сумме 80 рублей, за инъекции в сумме 30 рублей, за лабораторные исследования на лептоспироз в сумме 60 рублей, а всего в сумме 540 рублей, мировым судьей правильно применен закон, регулирующий, возникшие между сторонами правоотношения. Так, в соответствии со статёй 1 Закона РФ «О ветеринарии» от 14 мая 1993 года № 4979-1 под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Одной из основных задач ветеринарии в Российской Федерации является реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, включая ветеринарию болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Статьёй 3 названного закона установлены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии. К полномочиям Российской Федерации относятся обеспечение лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных. К полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относятся организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению; Согласно статьи 5 этого же Закона, финансовое и материально-техническое обеспечение полномочий в области ветеринарии, определенных статьей 3 настоящего Закона, различных уровней государственной власти осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Постановлением Правительства РФ от 6 августа 1998 года № 898 утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг, которые регулируют отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании платных ветеринарных услуг. Так в соответствии с указанными Правилами, к платным ветеринарным услугам относятся: клинические, лечебно-профилактические, ветеринарно-санитарные, терапевтические, хирургические, акушерско-гинекологические, противоэпизоотические мероприятия, иммунизация (активная, пассивная), дезинфекция, дезинсекция, дератизация, дегельминтизация (пункт 2). При этом, действие настоящих Правил не распространяется на проведение лечебно-профилактических мероприятий при профилактике, диагностике и ликвидации болезней, особо опасных для человека и животных, а также при осуществлении государственного ветеринарного надзора (пункт 3). Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 17 мая 2005 года № 81 (зарегистрированного в Минюсте РФ 25 мая 2005 года № 6645) утвержден Перечень карантинных и особо опасных болезней животных. Согласно названного Перечня, ящур, лейкоз, лептоспироз, туберкулез и другие болезни отнесены к карантинным и особо опасным болезням животных. Пунктами 1.4 и 1.5 «Административного регламента исполнения Министерством сельского хозяйства РФ государственной функции организации проведения противоэпизоотических мероприятий», утвержденного приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 14 апреля 2009 года № 137, эта государственная функция обеспечивается - обеспечением лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных по заявкам заявителей - уполномоченных в области ветеринарии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким уполномоченным органом в Ставропольском крае является Управление ветеринарии Ставропольского края в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 24 декабря 2007 года № 933, утвердившим «Положение об Управлении ветеринарии Ставропольского края». На основании пункта 6 этого Положения, в систему государственной ветеринарной службы Ставропольского края, кроме управления входят так же государственные учреждения ветеринарии Ставропольского края - станции по борьбе с болезнями животных, государственные унитарные предприятия Ставропольского края, являющиеся подведомственными управлению организациями. Таким государственным учреждением в соответствии с её Уставом в Минераловодском районе является «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных». Согласно Устава ГУ «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» - является бюджетной организацией, финансируемой из бюджета Ставропольского края. Основными функциями учреждения являются: осуществление государственного ветеринарного надзора, оказание государственных услуг в области ветеринарии на закрепленной территории, направленных на профилактику болезней и лечения животных; предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении. Кроме того учреждение может оказывать платные ветеринарные услуги. Таким образом, государственное учреждение «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» является государственным учреждением ветеринарии, которое осуществляет ветеринарный надзор и непосредственно осуществляет проведение противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных, находящихся в собственности граждан на территории Минераловодского района. Кроме того это учреждение имеет право оказывать гражданам и юридическим лицам платные ветеринарные услуги в соответствии с Правилами оказания платных ветеринарных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года № 898 и Перечнем платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями и учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской федерации, утвержденных Министерством сельского хозяйства Российской Федерации 20 января 1992 года № 2-27-145 и согласованных с Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28 января 1992 года № 5-ф. Из вышеуказанных положений действующих нормативных актов следует, что финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности государственной ветеринарной службы субъектов РФ осуществляются за счет средств краевого (областного) бюджета, средств, поступающих за выполнение работ и оказание услуг учреждениями и организациями государственной и ветеринарной службы края (области) по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами. Согласно ГОСТ Р 22.0.04-95 «Безопасность в Российской Федерации. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения», утвержденного Госстандартом России 25 января 1995 года № 16, противоэпизоотические мероприятия - это комплекс плановых мероприятий, направленных на предупреждение, обнаружение и ликвидацию инфекционных болезней сельскохозяйственных животных, предусматривающих обезвреживание и ликвидацию источников возбудителя инфекционной болезни и факторов передачи возбудителя, повышение общей и специфической устойчивости сельскохозяйственных животных к поражению патогенными микроорганизмами. В соответствии со статьёй 3 Закона РФ «О ветеринарии» и Порядком финансирования организации противоэпизоотических мероприятий в 2008-2010 годах, утвержденного приказом Минсельхоза РФ от 22 апреля 2008 года № 217, обеспечение лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против карантинных и особо опасных болезней животных (Перечень карантинных и особо опасных болезней животных утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17 мая 2005 года № 8), относится к полномочиям Российской Федерации. Расходы на проведение противоэпизоотических мероприятий предусматриваются так же Законом о бюджете Ставропольского края на соответствующий год (Закон Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2009 год» - принят Государственной Думой Ставропольского края 26 ноября 2008 года). Таким образом, мировым судьей сделан правильный вывод о том, что проведение лечебно-профилактических мероприятий при профилактике, диагностике и ликвидации болезней, особо опасных для человека и животных, а также осуществление государственного ветеринарного надзора производится за счет соответствующих средств Российской Федерации и Ставропольского края. Следовательно, взимание ответчиком платы с Чекалина В.И. за клинический осмотр крупного рогатого скота в сумме 300 рублей (150+150=300), за взятие крови крупного рогатого скота на исследование в сумме 70 рублей, за туберкулинизацию в сумме 80 рублей, за инъекции против ящура (стоимость шприцов) в сумме 30 рублей, за лабораторные исследования на лептоспироз в сумме 60 рублей, а всего в сумме 540 рублей является незаконным обогащением ответчика. Согласно части 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение). При таких обстоятельствах, мировой судья обосновано удовлетворил требования Чекалина В.И. в части взыскания с Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» денежных средств за проведение профилактических ветеринарных мероприятий: за клинический осмотр крупного рогатого скота в сумме 300 рублей, за взятие крови крупного рогатого скота на исследование в сумме 70 рублей, за туберкулинизацию в сумме 80 рублей, за инъекции против ящура (стоимость шприцов) в сумме 30 рублей, за лабораторные исследования на лептоспироз в сумме 60 рублей, а всего в сумме 540 рублей. При этом все доводы представителя Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных», изложенные в апелляционной жалобе основаны на верном толковании закона и нормативных актов. Мировым судьёй также обосновано сделан вывод о том, что ответчиком на основании Правил оказания платных ветеринарных услуг были оказаны Чекалину В.И. платные ветеринарные услуги: биркование на сумму 100 рублей, выдача бирок на сумму 144 рубля, дегельминтизация (ввод животным дегельминтов) на сумму 60 рублей, лабораторные исследования крови на лейкоз РИД на сумму 90 рублей, отбор капрологических проб на сумму 50 рублей, капрологические исследования на сумму 40 рублей, а всего на сумму 484 рубля. При этом, ответчиком предоставлены суду надлежащие доказательства, подтверждающие предоставление истцу указанных платных ветеринарных услуг, тогда как истцом не предоставлено доказательств о некачественных ветеринарных услугах в этой части, что явилось основанием для отказа в удовлетворении его иска о взыскании неосновательного обогащения по проведению указанных платных ветеринарных услуг на сумму 460 рублей. Суд также обоснованно отказал в удовлетворении требований Чекалина В.И. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, поскольку в судебном заседании не установлено нарушений ответчиком прав истца при оказании платных ветеринарных услуг, а были установлены только нарушения ответчиком прав истца на получение бесплатных ветеринарных профилактических мероприятий. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного гражданского дела мировым судьей правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана правильная оценка. Материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, применен верно. Существенных нарушений норм гражданского процессуального законодательства, влекущих отмену обжалуемого решения, не установлено. На основании изложенного и руководствуясь абз.2 ст.328, ст.329 ГПК РФ, суд О П Р Е Д Е Л И Л: Решение мирового судьи судебного участка № 1 города Минеральные Воды и Минераловодского района от 12 ноября 2009 года в части отказа в удовлетворении требований Чекалина В.И. о взыскании с Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» неосновательного обогащения на сумму 394 рубля и компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чекалина В.И. - без удовлетворения. Это же решение в части взыскания с Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» в пользу Чекалина В.И. неосновательного обогащения на общую сумму 540 рублей - оставить без изменения, а апелляционную жалобу руководителя Государственного учреждения «Минераловодская районная станция по борьбе с болезнями животных» - без удовлетворения. Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения. Судья Залугин С.В.