решение по делу №2-902/2010г.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 мая 2010 года Минераловодский городской суд Ставропольского края

В составе: судьи ФИО1, при секретаре ФИО0,

С участием истца ФИО5, представителя ответчика по доверенности, ФИО2,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО11 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Минеральные Воды и Минераловодскому району о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

У с т а н о в и л:

Решением Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Минеральные Воды Минераловодскому району (далее УПФ) от Дата обезличенаг. ФИО5 было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия требуемого специального стажа, т.к. её стаж работы, дающий право для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по пп.19 п. 1 ст. 27 Закона составляет 23 года 3 месяца 22 дня, в связи с тем, что в стаж педагогической деятельности по нормам действующего пенсионного законодательства не могут быть включены периоды:

- работы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Номер обезличен «Колосок» ..., поскольку такое учреждение не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка Номер обезличен (отсутствует вид учреждения);

- работы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности воспитателя в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом Номер обезличен «Колосок», являющемся структурным подразделением Отдела образования, т.к. до Дата обезличена данное учреждение не являлось юридическим лицом и входило в состав Отдела образования, а Отдел образования не предусмотрен разделом «Наименование учреждений» Списка Номер обезличен. Засчитать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости данный период, как работу в структурном подразделении учреждения также не представляется возможным, т.к. п. 13 Правил Номер обезличен детский дом не предусмотрен.

- Не соглашаясь с решением УПФ, ФИО5 обратилась в суд с иском о признании права на досрочную пенсию, возложении обязанности на УПФ назначить досрочную пенсию со дня подачи заявления в УПФ, т.е. с Дата обезличенаг., и включить в специальный стаж вышеуказанные спорные периоды её работы, т.к. независимо от переименования детского сада Номер обезличен «Колосок» в МДОУ Номер обезличен «Колосок», а так же отсутствия у детского дома  Номер обезличен «Колосок» статуса юридического лица и его отнесение к Отделу образования, функции, выполняемые данными учреждениями, не менялись, а изменялась лишь его подчиненность. Она весь спорный период работала воспитателем, выполняла и выполняет функции по воспитанию детей, т.е. занимается педагогической деятельностью, поэтому считает, что указанные периоды её работы должны быть включены в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.

В судебном заседании истец ФИО5 поддержала исковые требования.

- Представитель ГУ-УПФ РФ по г.Минеральные Воды и Минераловодскому району ФИО2, просила отказать в удовлетворении иска и пояснила, что требования ФИО5 необоснованны, т.к. решение об отказе в назначении ей досрочной пенсии вынесено в соответствии с действующим законодательством. УПФ не может включить в специальный стаж период работы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Номер обезличен «Колосок» ..., поскольку такое учреждение не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка Номер обезличен (отсутствует вид учреждения), а так же период работы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности воспитателя в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом Номер обезличен «Колосок», являющемся структурным подразделением Отдела образования, т.к. до Дата обезличена данное учреждение не являлось юридическим лицом и входило в состав Отдела образования, а Отдел образования не предусмотрен разделом «Наименование учреждений» Списка Номер обезличен. В случае включения судом оспариваемых периодов в спецстаж истца, данный стаж составит 25 лет 1 месяц 5 дней, что даст ей право на досрочное назначение трудовой пенсии.

Из показаний свидетелей ФИО7 и ФИО6 следует, что они с ФИО5 работали в детском саду Номер обезличен «Колосок», затем вместе перешли работать в детский дом Номер обезличен «Колосок» .... В период с 1996г. по1997г., детский сад Номер обезличен стал именоваться МДОУ Номер обезличен «Колосок», а  детский дом в период с 1998гг. по Дата обезличенаг. относился к Отделу образования, и у него отсутствовал статус юридического лица. Однако, независимо от переименования детского сада в МДОУ, отсутствия у детского дома статуса юридического лица, цели и задачи данных детских образовательных учреждений по воспитанию детей, не изменились. Так же не изменились функциональные обязанности ФИО5, работавшей в тот период воспитателем данных учреждений по осуществлению педагогической деятельности. 

Суд, выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от Дата обезличена Номер обезличенФЗ, в редакции ФЗ от Дата обезличенаг. Номер обезличенФЗ (ранее п.п. 10 п. 1 ст. 28 указанного закона), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона " О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее Список) утвержден постановлением Правительства РФ от Дата обезличенаг. Номер обезличен, в указанный стаж засчитываются все виды педагогической деятельности, в должностях, предусмотренных Списком. Данным Списком предусмотрена должность «воспитатель» и наименование учреждений «детские сады всех наименований, детский дом».

Из трудовой книжки ФИО5, уточняющих справок и других материалов дела следует, что она Дата обезличена года была принята воспитателем д/сада – ясли «Колосок» Номер обезличен, Дата обезличена года ей была присвоена 2 категория и соответствующий 12 разряд по оплате труда с Дата обезличена года по должности воспитатель. Дата обезличена года ФИО5 была переведена в Детский Дом Номер обезличен "Колосок" на должность воспитателя, Дата обезличена года переведена завучем детского дома Номер обезличен «Колосок», с Дата обезличенаг. переведена на должность воспитателя, с Дата обезличенаг. переведена на должность зам.директора по учебно-воспитательной работе, Дата обезличенаг. уволена переводом в Отдел образования Минераловодской ТГА, Дата обезличенаг. назначена директором Детского дома Номер обезличен «Колосок». Детский сад Номер обезличен «Колосок» в период с  Дата обезличенаг. по Дата обезличенаг. именовался как Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Номер обезличен «Колосок», затем было переименовано в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением экологического развития воспитанников Номер обезличен «Колосок». В период с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. у государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом Номер обезличен «Колосок», являющегося в тот период структурным подразделением Отдела образования, отсутствовал статус юридического лица.

Суд считает, что истцу необоснованно было отказано во включении периода её работы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Номер обезличен «Колосок» ..., поскольку детский сад Номер обезличен «Колосок» в связи с экономической реформой, не меняя своих основных функций по дошкольному воспитанию детей, имел различные наименования, включая МДОУ Номер обезличен «Колосок». Однако, несмотря на различные наименования, указанное учреждение имело одну и ту же задачу по воспитанию детей дошкольного возраста, что подтверждено объяснениями истца и показаниями свидетелей, допрошенных в судебном заседании.

В п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве единственного условия, определяющего право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, предусмотрено только наличие выслуги (осуществления педагогической деятельности) не менее 25 лет вне зависимости от форм собственности учреждений.

Согласно п. 5 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 677 (с изменениями от 14 февраля 1997 г., 23 декабря 2002 г.) дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды: детский сад; детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.); и т.д. Следовательно, слова "детский сад - ясли" только уточняют вид учреждения.

Кроме того, п.1.8 Наименований учреждений вышеуказанного Списка предусмотрены «дошкольные образовательные учреждения», что свидетельствует о необоснованности выводов УПФ об отсутствии данного наименования учреждения в Списке.

С 1998 года по настоящее время ФИО5 работает в детском доме Номер обезличен «Колосок». УПФ необоснованно отказало включить в специальный стаж истца период её работы с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности воспитателя в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей «Детский дом Номер обезличен «Колосок» из-за отсутствия у детского дома в этот период статуса юридического лица, поскольку данный вывод УПФ не соответствует требованиям закона. Федеральным законодательством не установлены ограничительные условия на социальное обеспечение по выслуге лет граждан, работающих в сфере образования. Досрочная пенсия педагогическим работникам, по нормам ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

В п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве единственного условия, определяющего право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в государственных и муниципальных учреждениях для детей, предусмотрено только наличие выслуги (осуществления педагогической деятельности) не менее 25 лет вне зависимости от форм собственности учреждений.

В нормативных актах, регулирующих вопросы назначения пенсий педагогическим работникам, не содержится требований об обязательном наличии статуса юридического лица у государственных и муниципальных образовательных учреждений, для решения вопроса о назначении пенсии по п.п.10 п.1 ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В оспариваемый период работы истицы действовало Постановление Совета Министров РСФСР N 463 от 6 сентября 1991 года "Об утверждении списков профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", в котором предусмотрено, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях, организациях, в должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждения (организации).

Аналогичное положение имеет место и в Постановлении Правительства РФ от 29 октября 2002 года "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Трудовые права всех педагогических работников, независимо от принадлежности и правового статуса образовательного учреждения, подлежат равной защите и пенсионному обеспечению, что так же вытекает из Определения Конституционного Суда РФ от 06.12.2001г. №310-о и Постановления Конституционного Суда РФ от 03.06.2004г. №11-П.

 В спорные периоды ФИО5 пользовалась всеми правами и льготами, предусмотренными законодательством для педагогов, из ее заработной платы делались все отчисления в Пенсионный Фонд, следовательно, она имеет право на включение в специальный педагогический стаж спорных периодов её работы.

Из вышеизложенного следует, что ФИО5 необоснованно было отказано в назначении досрочной пенсии и во включении вышеуказанных спорных периодов её работы в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии в соответствии с  пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ  «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

На основании изложенного, судом установлено, что стаж работы ФИО5 на требуемую истцом дату, Дата обезличенаг., с учетом включения в специальный стаж спорных периодов её работы, составляет 25 лет 1 месяц 5 дней, что следует из имеющихся в материалах дела письменных доказательств, в том числе трудовой книжки истца и таблицы её трудовой деятельности, подготовленной ответчиком, соответственно она имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости со дня подачи заявления в УПФ, т.е. с Дата обезличенаг.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны, понесенные судебные расходы. ФИО5 представила квитанцию об оплате госпошлины при подаче иска в суд в сумме 200 рублей. Поскольку заявленные истцом исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, соответственно с ответчика подлежат взысканию в пользу истца все понесенные им судебные расходы.

Руководствуясь ст.ст. 98, 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Исковое заявление ФИО11 удовлетворить.

Признать за ФИО11 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Минеральные Воды и Минераловодскому району включить в специальный педагогический стаж, дающий право на получение досрочной пенсии, периоды работы ФИО11 с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности воспитателя в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении Номер обезличен «Колосок» ..., с Дата обезличена г. по Дата обезличена г. в должности воспитателя в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом Номер обезличен «Колосок», и назначить ей досрочную пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с Дата обезличенаг.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ по г.Минеральные Воды и Минераловодскому району в пользу ФИО5 понесенные судебные расходы по оплате госпошлины в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней через Минераловодский горсуд.

Судья - подпись                                                   

Копия верна: Судья –

Секретарь –

Решение вступило в законную силу –

Судья –

Секретарь –