решение по делу 2-1253/2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                                                       Дело № 2-1253/10

9 августа 2010 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Залугина С.В.,

при секретаре Русановой М.С.,

с участием: старшего помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Шубина В.Н., представителя ответчика ООО «Кредитинвест» по доверенности Петриенко О.В., представителя третьего лица – ФГУАП «Кавминводыавиа» по доверенности Выжемко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Кредитинвест» о признании незаконным бездействия, выразившегося в нарушении статьи 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 ноября 1994 года № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 131, Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденного Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 315, по неприятию мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в помещениях операционного зала и VIP-зала здания аэровокзала, зала прилета внутренних авиалиний и гостиницы «Аэропорт», расположенных по адресу: ..., а также возложения обязанности устранить допущенные нарушения пожарной безопасности,

У С Т А Н О В И Л:

Минераловодский межрайонный транспортный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к ООО «Кредитинвест», в обоснование которого указал, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой в декабре 2009 года с привлечением сотрудников ОГПН по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району ГУ МЧС России по Ставропольскому краю проводилась проверка исполнения ООО «Кредитивест» требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой в помещениях аэровокзального комплекса аэропорта Минеральные Воды, расположенных по адресу: ... и находящихся в эксплуатации ООО «Кредитинвест», выявлены многочисленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.

     По данному факту 14 декабря 2009 года генеральному директору ООО «Кредитинвест» ФИО5 вынесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, причин и условий, им способствующих.

     3 февраля 210 года в Минераловодскую межрайонную транспортную прокуратуру поступил ответ на представление от 14 декабря 2009 года, в котором указывается о принятии в ООО «Кредитинвест» комплекса мер, направленных на устранение выявленных прокуратурой нарушений.

     С целью проверки указанной информации, Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой 22 июня 2010 года с привлечением главного специалиста ОГПН по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району ГУ МЧС России по Ставропольскому краю ФИО6 в ООО «Кредитинвест» проведена повторная проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой установлено, что фактически, выявленные в декабре 2009 года нарушения, в полном объеме устранены не были. ООО «Кредитинвест» продолжает осуществлять свою деятельность с нарушением требований законодательства о пожарной безопасности.

     При проверке 22 июня 2010 года операционного зала здания аэровокзала установлено следующее:

- в нарушение требований пункта 14 Норм пожарной безопасности (НПБ-110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315(далее НПБ-110-03), помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре;

- в нарушение пункта 19 приложения № 3 ППБ 01-03, в помещении огнетушители не расположены на видных местах, вблизи от выходов из помещений, на высоте не более 1,5 м;

- в нарушение требований пункта 6 ППБ 01-03, на видных местах не вывешены инструкции по пожарной безопасности;

- в нарушение требований пункта 13 ППБ 01-03, в помещении на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны;

- в нарушение пункта 16 ППБ 01-03, в помещении отсутствует план-схема эвакуации людей в случае пожара, отсутствует инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей;

- в нарушение пункта 57 ППБ 01-03, в помещении монтаж и эксплуатация электрических сетей осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике;

     При проверке 22 июня 2010 года VIP-зала здания аэровокзала установлено следующее:

- в нарушение требований пункта 14 НПБ-110-03, помещение не оборудовано системой оповещения о пожаре;

- в нарушение требований пункта 6 ППБ 01-03, на видных местах не вывешены инструкции по пожарной безопасности;

- в нарушение требований пункта 13 ППБ 01-03, в помещении на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны;

- в нарушение пункта 16 ППБ 01-03, в помещении отсутствует план-схема эвакуации людей в случае пожара, отсутствует инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей;

- в нарушение пункта 19 приложения Номер обезличен ППБ 01-03, в помещении огнетушители не расположены на видных местах, вблизи от выходов из помещений, на высоте не более 1,5 м;

-  в нарушение пункта 52 ППБ 01-03, в помещении двери путей эвакуации первого этажа здания закрыты на замки, не обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа;

- в нарушение пункта 96 ППБ 01.03, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации.

     При проверке 22 июня 2010 года зала прилета внутренних авиалиний установлено следующее:

- в нарушение требований пункта 14 НПБ-110-03, помещение не оборудовано системой оповещения о пожаре;

- в нарушение требований пункта 6 ППБ 01-03, на видных местах не вывешены инструкции по пожарной безопасности;

- в нарушение требований пункта 13 ППБ 01-03, в помещении на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны;

- в нарушение пункта 16 ППБ 01-03, в помещении отсутствует план-схема эвакуации людей в случае пожара, отсутствует инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей;

- в нарушение пункта 52 ППБ 01-03, в помещении двери путей эвакуации первого этажа здания закрыты на замки, не обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

     При проверке 22 июня 2010 года здания гостиницы Аэропорт установлено следующее:

- в нарушение требований пункта 14 НПБ-110-03, помещение не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре;

- в нарушение пункта 19 приложения № 3 ППБ 01-03, в помещении огнетушители не расположены на видных местах, вблизи от выходов из помещений, на высоте не более 1,5 м;

- в нарушение требований пункта 6 ППБ 01-03, на видных местах не вывешены инструкции по пожарной безопасности;

- в нарушение требований пункта 13 ППБ 01-03, в помещении на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны;

- в нарушение пункта 16 ППБ 01-03, в помещении отсутствует план-схема эвакуации людей в случае пожара, отсутствует инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей;

- в нарушение пункта 57 ППБ 01-03, в помещении монтаж и эксплуатация электрических сетей осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике, допускается эксплуатация электрических светильников без защитных колпаков, предусмотренных конструкцией светильника;

- в нарушение пунктов 89, 96 ППБ 01-03, в пожарных шкафах допускается эксплуатация трех лыковой соединительной головки «Ротор», вместо требуемой двух лыковой соединительной головки «Богдан», рукава в пожарных шкафах и стволы изношены.

     За допущенные нарушения закона 24 июня 2010 года Минераловодским межрайонным транспортным прокурором в отношении ООО «Кредитинвест» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

     Несоблюдение указанных требований закона может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц, которые впоследствии, при возникновении пожара, могут пострадать, то есть нарушать конституционные права граждан, предусмотренные статьей 41 Конституции РФ.

     В судебном заседании старший помощник Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Шубин В.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, дал суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

     Просит суд признать незаконным бездействие ООО «Кредитинвест», выразившееся в нарушении статьи 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 ноября 1994 года № 69-ФЗ, правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 131, Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденного Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 315, по неприятию мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в помещениях операционного зала и VIP-зала здания аэровокзала, зала прилета внутренних авиалиний и гостиницы «Аэропорт», расположенных по адресу: ..., а также возложить обязанность устранить допущенные нарушения пожарной безопасности.

     Представитель ответчика представителя ответчика - ООО «Кредитинвест» по доверенности Петриенко О.В., заявленные требования признала частично. Также указала, что в ООО «Кредитинвест» разработан план мероприятий по устранению обнаруженных нарушений в сфере пожарной безопасности на объектах, находящихся в эксплуатации ООО «Кредитинвест», а также установлены сроки устранения данных нарушений. На стадии разработки и согласования находятся планы эвакуации людей в случае пожара и соответствующие инструкции по действиям персонала.

     В настоящее время здание аэровокзала аэропорта Минеральные Воды находится на стадии реконструкции, проект реконструкции предусматривает установку автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения о пожаре в здании аэровокзала, однако на стадии проведения работ, данные нарушения не могут быть устранены ООО «Кредитинвест» единовременно и в короткие сроки, и в обязательном порядке будут устранены при монтаже инженерных систем оборудования. 

     Также указала, что не согласна с выявленными нарушения в VIP-зале и зале прилета внутренних авиалиний в части того, что двери путей эвакуации закрыты на замки, не обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа, поскольку Федеральными авиационными правилами по авиационной безопасности к аэропортам установлено, что входные и выходные двери пункта досмотра должны оборудоваться замками и охранной сигнализацией, и ключи от дверей должны храниться в САБ (служба авиационной безопасности) аэропорта.

     Просит суд в случае удовлетворения требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора установить разумный срок для устранения недостатков с учетом того, что здание аэровокзала аэропорта Минеральные Воды находится на стадии реконструкции.

      Представитель третьего лица – ФГУАП «Кавминводыавиа» по доверенности Выжемко О.В. считает, что требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора заявлены обоснованно подлежат удовлетворению, при этом необходимо установить разумный срок для устранения недостатков.

     Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценивая представленные по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.

     Так в судебном заседании установлено, что ООО «Кредитинвест» создано в целях более полного удовлетворения потребностей граждан и юридических лиц в товарах, работах, услугах и получения прибыли в интересах его участников.

     Для выполнения своих целей Общество осуществляет свою деятельность в сфере услуг, торговли, промышленности, в других отраслях.

     Видами деятельности общества являются: деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами; деятельность по наземному обслуживанию воздушных судов; организация перевозок и грузов; продажа авиаперевозок; осуществление аэропортовой деятельности; обеспечение авиационной безопасности и т.д. л.д. 41-53/.

     В судебном заседании также установлено, что объекты недвижимости: павильон прибытия внутренних авиалиний; здание аэровокзала; гостиница, расположенные по адресу: ..., ..., являются собственностью Российской Федерации и находятся на праве хозяйственного ведения Федерального государственного унитарного авиационного предприятия «Кавминводыавиа» л.д. 67-70/.

     24 апреля 2004 года между Территориальным Управлением Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Ставропольскому краю, выступающего отмени собственника федерального имущества, арендодатель, с одной стороны, а также ГУАП «Кавминводыавиа», балансодержатель, и ООО «Кредитинвест», арендатор, с дугой стороны, был заключен договор аренды, согласно которого объекты недвижимости: павильон прибытия внутренних авиалиний; здание аэровокзала; гостиница, расположенные по адресу: ..., были переданы ООО «Кредитинвест» в аренду на срок по Дата обезличена года л.д. 71-84/.

     В соответствии с условиями договора аренды ООО «Кредитинвест» приняло на себя обязательство нести расходы на содержание арендуемых помещений, поддерживать их в полной исправности и образцовом санитарном, техническом и противопожарном состоянии. Своевременно производить за свой счет текущий ремонт арендуемых помещений. Произвести капитальный ремонт и реконструкцию передаваемых в аренду помещений в соответствии с инвестиционным контрактом пункт 3.3.3.).

     В соответствии со статьей 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий.

     Согласно статье 2 названного Закона, законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

      Так, Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313 в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды были утверждены Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства. 

     Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 315 также были утверждены нормы пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), которыми установлены основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и автоматическими установками пожарной сигнализации.

     В судебном заседании также установлено, что 22 июня 2010 года Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой с привлечением специалистов ОГПН по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району ГУ МЧС России по Ставропольскому краю проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности ООО «Кредитинвест».

     В результате проведенной проверки, были выявлены различные нарушения требований законодательства о пожарной безопасности на объектах, находящихся в эксплуатации ООО «Кредитинвест», а именно, в здании аэровокзала, операционный зал:

- помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (ГОСТ 12.1.004-91*; НПБ-110-03);

- огнетушители не расположены на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м. (ГОСТ 12.1.004-91*; приложение 3 п. 19 ППБ 01-03);

- на видных местах не вывешены инструкции по пожарной безопасности (ГОСТ 12.1.004-91*; п. 6 ППБ 01-03);

- отсутствует план-схема эвакуации людей при пожаре согласно ГОСТ 12.2.143-2002 (ГОСТ 12.1.004-91; п. 16 ППБ-01-03);

- в дополнение к план-схеме эвакуации людей при пожаре отсутствует инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации людей (ГОСТ 12.1.004-91; п. 16 ППБ-01-03);

- монтаж и эксплуатация электрических сетей осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике (ГОСТ 12.1.004-91*; п. 57 ППБ-01-03);

- во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны (ГОСТ 12.1.004-91*; п. 13 ППБ 01-03).

     В VIP зале:

- отсутствует план-схема эвакуации людей при пожаре согласно ГОСТ 12.2.143-2002 (ГОСТ 12.1.004-91; п. 16 ППБ-01-03);

- в дополнение к план-схеме эвакуации людей при пожаре отсутствует инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации людей (ГОСТ 12.1.004-91; п. 16 ППБ-01-03);

- огнетушители не расположены на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не более 1,5 м. (ГОСТ 12.Т.004-91*; приложение 3 п. 19 ППБ 01-03);

- на видных местах не вывешены инструкции по пожарной безопасности (ГОСТ 12.1.004-91*; п. 6 ППБ 01-03);

- во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны (ГОСТ 12.1.004-91*; п.13 ППБ 01-03);

- двери путей эвакуации первого этажа здания закрыты на замки, не обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможноти свободного открывания запоров из нутрии без ключа (ГОСТ 12.1.004-91*1 52 ППБ 01-03);

    Здание прибытия внутренних авиалиний:

- отсутствует план-схема эвакуации людей при пожаре согласно ГОСТ| 12.2.143-2002 (ГОСТ 12.1.004-91; п. 16 ППБ-01-03);

- в дополнение к план-схеме эвакуации людей при пожаре отсутствует инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению быстром безопасной эвакуации людей (ГОСТ 12.1.004-91; п. 16 ППБ-01-03);

- на видных местах не вывешены инструкции по пожарной безопасности (ГОСТ 12.1.004-91*; п. 6 ППБ 01-03);

- во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны (ГОСТ 12.1.004-91*; п.13 ППБ 01-03);

- двери путей эвакуации первого этажа здания закрыты на замки, не обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможности свободного открывания запоров из нутрии без ключа (ГОСТ 12.1.004-91*; гп52 ППБ 01-03).

     Гостиница:

- помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (ГОСТ 12.1.004-91*; НПБ-110-03);

- огнетушители не расположены на видных местах вблизи от выходов и помещений на высоте не более 1,5 м. (ГОСТ 12.1.004-91*; приложение 3 п. 1Щ ППБ 01-03);

- на видных местах не вывешены инструкции по пожарной безопасности (ГОСТ 12.1.004-91*; п. 6 ППБ 01-03);

- отсутствует план-схема эвакуации людей при пожаре согласно ГОСТ; 12.2.143-2002 (ГОСТ 12.1.004-91; п. 16 ППБ-01-03);

- в дополнение к план-схеме эвакуации людей при пожаре отсутствует инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению быстрой и безопасной эвакуации людей (ГОСТ 12.1.004-91; п. 16 ППБ-01 -03);

- монтаж и эксплуатация электрических сетей осуществляется с нарушениями требований нормативных документов по электроэнергетике (ГОСТ 12.1.004-91*; п. 57 ППБ-01-03);

- во всех помещениях на видных местах не вывешены таблички с указанием номера вызова пожарной охраны (ГОСТ 12.1.004-91*; п.13 ППБ 01-03);

- в пожарных шкафах допускается эксплуатация пожарного оборудования, а именно трех лыковой соединительной головки «Ротор», вместо требуемой двух лыковой соединительной головки «Богдан» (ГОСТ 12.1.004-91*; п. 89, п. 1 96 ППБ-01-03);

- рукава в пожарных шкафах и стволы изношены (ГОСТ 12.1.004-91*; п. 89, п.96ППБ-01-03);

- допускается эксплуатация электрических светильников без защитных колпаков предусмотренных конструкцией светильника (ГОСТ 12.1.004-91*; п. 57, п. 60ППБ-01-03).

     Данные обстоятельства объективно подтверждаются актом проверки от 22 июня 2010 года, составленный помощником Минераловодского межрайонного транспортного прокурора ФИО10, с привлечением главного специалиста ОГПН по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району ГУ МЧС России по Ставропольскому краю ФИО6, в присутствии представителя ООО «Кредитинвест» заместителя аэровокзального комплекса ФИО9, проведенная с целью выявления исполнения требований законодательства в области пожарной безопасности в деятельности ООО «Кредитинвест» л.д. 10-11/.

     24 июня 2010 года Минераловодским межрайонным транспортным прокурором в отношении ООО «Кредмитинвест» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ л.д. 15-17/.

     Между тем, несоблюдение ООО «Кавмининвест» указанных требований Федерального закона «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 313, требования которых являются обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденный Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 31, может угрожать жизни и здоровью граждан.

     При таких обстоятельствах требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия Общества с ограниченной ответственностью «Кредитинвест, выразившегося в нарушении статьи 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 ноября 1994 года № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 131, Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденного Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 315, по неприятию мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в помещениях операционного зала и VIP-зала здания аэровокзала, зала прилета внутренних авиалиний и гостиницы «Аэропорт», расположенных по адресу: ..., подлежат удовлетворению.

     Статьей 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ установлено, что пожарная безопасность - это состояние защищенности личности, имущества общества и государства от пожаров.

     Нарушение норм пожарной безопасности ставит в незащищенное состояние личность и имущество лиц, как прибывающих в аэропорт города Минеральные Воды, так и убывающих.

     Таким образом, заявление прокурора об обязании ООО «Кредитинвест» устранить нарушения требований пожарной безопасности направлено на защиту и восстановление гражданских прав группы граждан, в том числе несовершеннолетних.

     В соответствии со статёй 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

     В связи с чем, суд считает необходимым установить сроки, в течение которых решение суда должно быть исполнено.

     В операционном зале здания аэровокзала: помещение оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре - в срок до 1 апреля 2011 года; в помещении огнетушители расположить на видных местах, вблизи от выходов из помещений, на высоте не более 1,5 м - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить на видных местах инструкции по пожарной безопасности - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить на видных местах таблички с указанием номера вызова пожарной охраны - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить план-схему эвакуации людей в случае пожара, а также инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей - в срок до 1 октября 2010 года; произвести монтаж и осуществлять эксплуатацию электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике - в срок до 1 октября 2010 года.

     В VIP-зале здания аэровокзала: помещение оборудовать системой оповещения о пожаре - в срок до 1 апреля 2011 года; вывесить инструкции по пожарной безопасности - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить таблички с указанием номера вызова пожарной охраны - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить план-схему эвакуации людей в случае пожара, а также инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей - в срок до 1 октября 2010 года; в помещении огнетушители расположить на видных местах, вблизи от выходов из помещений, на высоте не более 1,5 м - в срок до 1 октября 2010 года; заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации - в срок до 1 октября 2010 года.

     В зале прилета внутренних авиалиний: помещение оборудовать системой оповещения о пожаре - в срок до 1 апреля 2011 года; вывесить на видных местах инструкции по пожарной безопасности - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить таблички с указанием номера вызова пожарной охраны - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить план-схему эвакуации людей в случае пожара, а также инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей - в срок до 1 октября 2010 года.

     В здании гостиницы Аэропорт: помещение оборудовать системой оповещения о пожаре - в срок до 1 апреля 2011 года; в помещении огнетушители расположить на видных местах, вблизи от выходов из помещений, на высоте не более 1,5 м - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить инструкции по пожарной безопасности - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить таблички с указанием номера вызова пожарной охраны - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить план-схему эвакуации людей в случае пожара, а также инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей - в срок до 1 октября 2010 года; произвести монтаж и осуществлять эксплуатацию электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике - в срок до 1 октября 2010 года; установить в пожарных шкафах двух лыковые соединительные головки «Богдан», а также произвести замену изношенных рукавов и стволов в пожарных шкафах на новые - в срок до 1 октября 2010 года.

     При этом суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в части возложения на ООО «Кредитинвест» обязанности устранить нарушения в VIP-зале здания аэровокзала и в зале прилета внутренних авиалиний, выразившиеся в том, что двери путей эвакуации закрыты на замки, не обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможности свободного открывания запоров из нутрии без ключа, по следующим основаниям.

     Так, пунктом 52 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 131, установлено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности. Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа.

     При этом Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 года № 142 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», которые устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам, если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

     Пунктом 39 названных Федеральных авиационных правил установлено, что входные и выходные двери пункта досмотра не должны совмещаться, они оборудуются замками и охранной сигнализацией. Ключи от дверей хранятся в САБ аэропорта.

     Также Приказом МЧС России от 25 марта 2009 года № 171 утвержден Свод правил «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» СП 1.13130.2009, согласно которых выходы, не отвечающие требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам, могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре. Аварийные выходы не учитываются при эвакуации в случае пожара (пункт 4.2.8.).

     Из приведенных нормативных актах, следует, что входные и выходные двери пункта досмотра в VIP-зале здания аэровокзала и в зале прилета внутренних авиалиний не являются дверьми на путях эвакуации людей в случае пожара, поскольку в соответствии с Федеральными авиационными правилами они оборудуются замками и охранной сигнализацией, и ключи от которых хранятся в САБ аэропорта. При этом они могут рассматриваться как аварийные и предусматриваться для повышения безопасности людей при пожаре.

     На основании изложенного и руководствуясь ст.37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить частично.

Признать бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Кредитинвест», выразившееся в нарушении статьи 37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» от 21 ноября 1994 года №69-ФЗ, правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 131, Перечня зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденного Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18 июня 2003 года № 315, по неприятию мер по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности в помещениях операционного зала и VIP-зала здания аэровокзала, зала прилета внутренних авиалиний и гостиницы «Аэропорт», расположенных по адресу: ...

-  незаконными.

Обязать Общества с ограниченной ответственностью «Кредитинвест» устранить допущенные нарушения законодательства о пожарной безопасности, а именно:

     1. В операционном зале здания аэровокзала: помещение оборудовать автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения о пожаре - в срок до 1 апреля 2011 года; в помещении огнетушители расположить на видных местах, вблизи от выходов из помещений, на высоте не более 1,5 м - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить на видных местах инструкции по пожарной безопасности - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить на видных местах таблички с указанием номера вызова пожарной охраны - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить план-схему эвакуации людей в случае пожара, а также инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей - в срок до 1 октября 2010 года; произвести монтаж и осуществлять эксплуатацию электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике - в срок до 1 октября 2010 года.

     2. В VIP-зале здания аэровокзала: помещение оборудовать системой оповещения о пожаре - в срок до 1 апреля 2011 года; вывесить инструкции по пожарной безопасности - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить таблички с указанием номера вызова пожарной охраны - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить план-схему эвакуации людей в случае пожара, а также инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей - в срок до 1 октября 2010 года; в помещении огнетушители расположить на видных местах, вблизи от выходов из помещений, на высоте не более 1,5 м - в срок до 1 октября 2010 года; заключить договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации - в срок до 1 октября 2010 года.

     3. В зале прилета внутренних авиалиний: помещение оборудовать системой оповещения о пожаре - в срок до 1 апреля 2011 года; вывесить на видных местах инструкции по пожарной безопасности - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить таблички с указанием номера вызова пожарной охраны - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить план-схему эвакуации людей в случае пожара, а также инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей - в срок до 1 октября 2010 года.

     4. В здании гостиницы Аэропорт: помещение оборудовать системой оповещения о пожаре - в срок до 1 апреля 2011 года; в помещении огнетушители расположить на видных местах, вблизи от выходов из помещений, на высоте не более 1,5 м - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить инструкции по пожарной безопасности - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить таблички с указанием номера вызова пожарной охраны - в срок до 1 октября 2010 года; вывесить план-схему эвакуации людей в случае пожара, а также инструкцию, определяющую действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей - в срок до 1 октября 2010 года; произвести монтаж и осуществлять эксплуатацию электрических сетей в соответствии с требованиями нормативных документов по электроэнергетике - в срок до 1 октября 2010 года; установить в пожарных шкафах двух лыковые соединительные головки «Богдан», а также произвести замену изношенных рукавов и стволов в пожарных шкафах на новые - в срок до 1 октября 2010 года.

В удовлетворении требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в части возложения на ООО «Кредитинвест» обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в VIP-зале здания аэровокзала и в зале прилета внутренних авиалиний, выразившиеся в том, что двери путей эвакуации закрыты на замки, не обеспечивающие людям, находящимся внутри здания, возможности свободного открывания запоров из нутрии без ключ – отказать.

     Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня составления решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 14 августа 2010 года.

Судья Залугин С.В.