Дело № ... г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 августа 2010 года город Минеральные Воды. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Чебанной О.М., при секретаре Михайленко Е.И., с участием представителя заявителя Гапоненко А.М. по доверенности Андрейчук Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Гапоненко А.М. об оспаривании решения межведомственной комиссии по архитектурное строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края, УСТАНОВИЛ: Заявитель Гапоненко А.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края от ... года в части отказа в строительстве жилого дома по адресу: ..., обязав межведомственную комиссию по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края разрешить строительство индивидуального жилого дома, на принадлежащем на праве собственности земельном участке по указанному адресу. Заявитель указывает, что на основании договора купли-продажи земельного участка ему принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: .... Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, подтвержденного свидетельством о государственной регистрации права серии ... № ... от ... года. В связи с паводком, произошедшим в июне 2002 года, на территории Южного федерального округа, приведшим к разрушению жилых домов, расположенных на территории города Минеральные Воды и Минераловодского района, постановлением Главы администрации города Минеральные Воды и Минераловодского района от ... № ... ( вынесенного на основании Постановления Губернатора Ставропольского края от ... г. № ...), владельцам разрушившихся жилых домов запрещено их восстановление, реконструкция или новое строительство на данных земельных участках, до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам. До настоящего времени мероприятия по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам, не разработаны. Постановлением Губернатора Ставропольского края от ... г. № ... «Об утверждении временного порядка осуществления хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениями, в крае», утратило силу Постановлением Губернатора Ставропольского края от ... г. №... «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Главы администрации Ставропольского края и Губернатора Ставропольского края». Земельный участок по указанному адресу, принадлежит заявителю Гапоненко А.М. на праве собственности, категория земель, он своевременно оплачивает земельный налог и несет все права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению указанным земельным участком. В настоящее время у него возникла необходимость в строительстве нового индивидуального жилого дома. За соответствующим разрешением на строительство он обратился к главе Левокумского сельского совета Минераловодского муниципального района. Его заявление было передано на рассмотрение в межведомственную комиссию по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета. Однако в выдаче разрешения на строительство нового жилого дома ему было отказано. Считает, что данный отказ нарушает его права, как правообладателя земельным участком, и ущемляет его права. Заявитель Гапоненко А.М. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя по доверенности Андрейчук Н.К. Представитель заявителя по доверенности Андрейчук Н.К. поддержала, заявленные требования в полном объеме, просит признать незаконным решение межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края от ... года в части отказа в строительстве жилого дома по адресу: ... и обязать выдать Гапоненко А.М. разрешение на строительство нового индивидуального жилого дома по адресу: ... Представители заинтересованных лиц Администрации Левокумского сельского Совета и межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в их отсутствие, принять решение на усмотрение суда. Суд, с учетом мнения представителя заявителя, считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края. Выслушав объяснение представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям. В соответствии с договором купли-продажи земельного участка от ... года, Гапоненко А.М. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 600 кв. м., расположенный по адресу: ..., подтвержденного свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от серии ... № ... от ... года, копии которых приобщены к материалам дела. В связи с паводком, произошедшим в июне 2002 года, на территории Южного федерального округа, приведшим к разрушению жилых домов, расположенных на территории города Минеральные Воды и Минераловодского района, постановлением Главы администрации города Минеральные Воды и Минераловодского района от ... № ... (вынесенного на основании Постановления Губернатора Ставропольского края от ... г. № ...), копия которого находится в деле, жилые дома, в том числе и дом ..., разрушившиеся в результате паводка, были исключены из жилого фонда. Данным постановлением, владельцам разрушившихся жилых домов в результате паводка, было запрещено их восстановление, реконструкцию или новое строительство жилья на данных земельных участках, подвергшихся наводнению до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам. В материалах дела имеется копия выписки из решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края от ... года, которым Гапоненко А.М. было отказано в строительстве нового индивидуального жилого дома. Основанием для отказа явилось то, что постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от ... года на данном земельном участке было запрещено владельцам разрушившихся жилых домов их восстановление, реконструкцию или новое строительство до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. При этом согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Проверяя законность и обоснованность отказа межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, суд проверяет, принято ли такое решение в соответствии с законом и в пределах полномочий межведомственной комиссии по архитектурно- строительным вопросам, и не были бы нарушены права либо свободы заявителя. Так Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ определена роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, а также установлены общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Согласно ст. 6 указанного Закона, к вопросам местного значения относятся: регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ, также установлены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, к которым относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселений. При администрации города Минеральные Воды создана постоянно действующая межведомственная комиссия по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию, к компетенции которой отнесено рассмотрение таких вопросов, как выдача разрешений на реконструкцию старых, строительство новых жилых и нежилых строений, согласование самовольных строений на отведенном земельном участке. Соглашением о совместной деятельности в области градостроительной деятельности администрации Левокумского сельского совета Минераловодского района и Управления архитектуры и градостроительства Минераловодского муниципального района предусмотрено оказание услуг Управлением архитектуры и градостроительства в области градостроительной деятельности на территории Левокумского сельского совета Минераловодского района. Управление архитектуры и градостроительства осуществляет в установленном порядке подготовку документов в целях выдачи разрешений на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального типа, расположенных на территории поселения, рассматривает в установленном законом порядке заявления и обращения граждан и юридических лиц по вопросам осуществления градостроительной деятельности, поступившие в Левокумский сельский совет, принимает решения в пределах своей компетенции. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что межведомственная комиссия по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского совета Минераловодского района наделена правом на выдачу разрешения на строительство нового жилого дома либо отказать в выдаче такого разрешения. Однако, отказ в выдаче разрешения на строительство нового индивидуального жилого дома на основании постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от ... г. № ... является необоснованным и незаконным, поскольку указанное постановление было принято во исполнение постановления Правительства Ставропольского края от ... г. № ..., которое утратило силу Постановлением Губернатора Ставропольского края от ... г. №... «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Главы администрации Ставропольского края и Губернатора Ставропольского края», вступившим в законную силу 01 января 2005 года. Таким образом, постановление главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от ... г. № ... на день принятия решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края от ... года об отказе Гапоненко А.М. в строительстве жилого дома по адресу: ... не действовало и не имело законной силы. В силу статьи 36 Конституции РФ, каждый вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. В статье 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, у какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны безопасности государства. В судебном заседание было установлено, что земельный участок площадью 600 кв. м., расположенный по адресу: ..., принадлежит заявителю Гапоненко А.М. на праве собственности, на основании договора купли-продажи земельного участка от ... г., его назначение - земли населенных пунктов, своевременно оплачивает земельный налог и в соответствии со ст. ст. 40-43 Земельного кодекса РФ, несет все права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению, указанным земельным участком. Положениями Гражданского, Земельного и Градостроительного кодексов каждому гражданину предоставлено право на отведенном для этих целей земельном участке, с соблюдением градостроительных норм и правил, возвести индивидуальный жилой дом. При этом, указанное право гражданина, может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Постановление главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от ... года № ..., запрещающее владельцам разрушившихся жилых домов в результате паводка, их восстановление, реконструкцию или новое строительство жилья на земельных участках, подвергшихся наводнению до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам, является нормативным актом органа местного самоуправления, и не может ограничивать права граждан на получение ими разрешений на строительство новых индивидуальных жилых домов. На основании ч. 2 ст. 120 конституции РФ, суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствие с законом. В соответствии с п. 7 Постановления Верховного Суда РФ « О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществления правосудия» от 31 октября 1995 г. № 8, если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу части 2 статьи 120 Конституции РФ обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.). В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Суд считает, что положения пункта 3 Постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от ... года № ... в части запрета владельцам разрушившихся жилых домов в результате паводка, их восстановление, реконструкцию или новое строительство жилья на земельных участках, подвергшихся наводнению до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам, противоречит положениям ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 27 Земельного кодекса РФ, поскольку земельный участок был предоставлен заявителю в собственность на основании договора купли – продажи земельного участка от ... г., поэтому заявитель имеет право пользоваться своим земельным участком по своему усмотрению, в том числе под индивидуальное жилищное строительство, поскольку какого-либо ограничения оборотоспособности земельного участка в названном постановлении не содержится и иное судом не установлено, фактически запрет на строительство жилого дома ограничивает права заявителя и лишает его возможности создать для себя с соблюдением закона и иных правовых актов объект недвижимости с целью улучшения жилищных условий или иного возведения строения с иным назначением. При таких обстоятельствах, требование Гапоненко А.М. о признании незаконным решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края от ... года в отказе ему в строительстве жилого дома по адресу: ..., и возложения на межведомственную комиссию обязанности о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, заявлено обоснованно, и подлежит удовлетворению, Руководствуясь ст. ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Гапоненко А.М. – удовлетворить. Признать незаконным решение межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края от ... года в части отказа в строительстве жилого дома по адресу: .... Обязать межведомственную комиссию по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края выдать Гапоненко А.М. разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: .... Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней. Мотивированное решение будет составлено 25 августа 2010 года. Председательствующий