Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дело № 2-1545/10 3 сентября 2010 года. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Залугина С.В. при секретаре Русановой М.С., с участием: заявителя Баратилова А.А., представителя территориальной избирательной комиссии Минераловодского района и главы Минераловодского муниципального района по доверенностям Яковенко И.В., старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по заявлению Баратилова А.А. о признании постановления Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Ставропольского края от 24 августа 2010 года № 10/58 об отказе в регистрации кандидатом на главу Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу – незаконным, и возложения обязанности зарегистрировать в качестве кандидата на главу Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу, У С Т А Н О В И Л: Баратилов А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Ставропольского края от 24 августа 2010 года № 10/58 об отказе в регистрации кандидатом на главу Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу, в обоснование которого указал, что постановлением Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Ставропольского края от 24 августа 2010 года за № 10/58 ему на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, выдвинувшего свою кандидатуру на главу Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу, было отказано в регистрации кандидатом на главу Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу. Основной довод, который приводит Территориальная избирательная комиссия в обоснование отказа в регистрации, это недействительность 68 подписей избирателей, отобранных для проверки, в связи с несоответствием пунктам 3 и 7 части 10 статьи 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года № 37-кз, что в соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ является основанием для отказа в регистрации кандидата, если иное не оговорено Федеральным законом. Однако, тем же самым подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ оговорено следующее: выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Таким образом, для регистрации необходимо представить менее 200 подписей, проверенно 68 подписей, а следовательно в пределах 200 и 68 достоверных подписей, поскольку Территориальная избирательная комиссия не усомнилась в достоверности всех проверенных 68 подписей. Таким образом, достоверных подписей достаточно, даже в случае признания всех отобранных для проверки 68 подписей недействительными, по смыслу оговорки подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, является достаточным количеством подписей для его, выдвинувшего свою кандидатуру кандидатом на главу Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу. Согласно пунктам 44 и 45 статьи 2 (Основные термины и понятия) Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года, недействительная подпись - это подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа (по утверждению Территориальной избирательной комиссии), недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. В судебном заседании заявитель Баратилов А.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, дал суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в заявлении. Также указал, что им не оспаривает сам факт и обоснованность признания избирательной комиссией недействительными 68 подписей избирателей. Однако, избирательная комиссия, проверив 68 подписей избирателей и признав их недействительными, не усомнилась в их достоверности, в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ это является основанием для его регистрации в качестве кандидата, так как 68 подписей, признанных недействительными, считаются достоверными. Просит суд признать постановление Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Ставропольского края от 24 августа 2010 года № 10/58 об отказе в регистрации кандидатом на главу Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу – незаконным, и возложить на комиссию обязанность зарегистрировать его в качестве кандидата на главу Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу. Представитель территориальной избирательной комиссии Минераловодского района и главы Минераловодского муниципального района по доверенностям Яковенко И.В. считает заявление Баратилова А.А. не обоснованным и не подлежащим удовлетворению. Также указал, что Баратиловым А.А. были представлены документы, необходимые для регистрации кандидатом, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата. Указанные подписные листы были территориальной избирательной комиссией проверены. Согласно пункта 3 статьи 14 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года № 37-кз, подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме согласно приложениям 1 - 5 к настоящему Закону. Согласно пункта 11 части 10 статьи 15 указанного закона недействительными признаются: все подписи в подписном листе, изготовленном и (или) оформленном с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом, установленных приложениями 1 - 5 к настоящему Закону. Согласно приложению № 2 к Закону Ставропольского края № 37-кз от 26 июня 2008 года (форма подписного листа для кандидатов на должность главы муниципального образования), по желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона эти сведения содержатся в заявлении кандидата о согласии баллотироваться. Баратилов А.А. в заявлении о согласии баллотироваться от 8 августа 2010 года не указал о своей принадлежности к партии «Единая Россия» и не представил в Комиссию вместе с заявлением документ, подтверждающий его членство в партии, заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Учитывая изложенное, у территориальной избирательной комиссии были основания для признания представленных Баратиловым А.А. 68 подписей недействительными и отказа в регистрации его кандидатом в депутаты, что и было сделано территориальной комиссией со ссылкой на подпункт «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которому, основанием для отказа в регистрации является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом при отсутствии необходимого и достаточного количества подписей. Указанные обстоятельства подтверждаются протоколом о результатах проверки достоверности подписей избирателей от 15 августа 2010 года и ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей от 15 августа 2010 года. Правильность признания недействительными подписей по указанным основаниям подтверждается судебной практикой. В определении судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 23 сентября 2008 года по делу № 33-7954/2008, где указано «недействительными признаются все подписи избирателей, изготовленном с несоблюдением требований и (или) оформленном на в соответствии с приложениям. В подписном листе указываются сведения о принадлежности кандидата к общественному объединении, о членстве в котором он указывал в заявлении о согласии баллотироваться. Указание в подписных листах сведений о принадлежности кандидата к общественному объединению возможно при выполнении одновременно двух условий: указания в заявлении о принадлежности кандидата и представления документа, подтверждающего указанные сведения, официально заверенного действующим руководящим органом политической партии. Сведения, указываемые в подписных листах, должны соответствовать сведениям в иных представленных в избирательную комиссию документах, поскольку они направлены на информирование избирателей о кандидате и влияют на формирование волеизъявления избирателей в ходе выборов». Обоснование заявителя, что представленные им подписи не признавались недостоверными и поэтому в силу этого же подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона, «выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата», его должны были зарегистрировать в качестве кандидата опровергается следующим. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ дает понятие «недостоверной» и «недействительной» подписи. Достоверные подписи по смыслу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона признаются те, которые остались за минусом недостоверных и недействительных при подсчете количества подписей для регистрации. Даже если исходить из того, что заявителем было представлено 42 достоверных и действительных подписи, то данное количество подписей является в силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона недостаточным для регистрации и поэтому отказ в регистрации кандидата является законным, так как остальные 68 подписей были признаны недействительными, и их считать и учитывать при проведении регистрации нельзя. Достаточное количество подписей для регистрации кандидата отсутствует. В связи с этим, утверждения заявителя о том, что основанием к отказу в регистрации должно служить лишь недостаточное количество достоверных подписей, в связи с чем, комиссией должны были быть применены положения, содержащиеся в пункте 24 статьи 38, предусматривающие выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества отобранных для проверки, противоречат пункту 1 статьи 38 и подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона. Положения подпункта «д» пункта 24 статьи 38, на которые ссылается заявитель, подлежат применению с учетом положений пункта 1 и пункта 24 статьи 38 Федерального закона. Норма подпункта «д» пункта 24 статьи 38 не является специальной по отношению к норме пункта 1, так как указанные нормы регулируют разные условия. Пункт 1 регулирует порядок регистрации (при каких условиях она может быть осуществлена), а пункт 24 в том числе и подпункт «д» регулирует отказ в регистрации. В пункте 1 статьи 38 Федерального закона четко указано, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. При этом под необходимым количеством подписей понимаются подписи не признанные недостоверными и (или) недействительными. В данном конкретном случае необходимого количества подписей не было представлено, так как 68 из 110 представленных подписей были признаны недействительными и их нельзя принимать во внимание при подсчете необходимого количества подписей, оставшегося количества (42 подписи) не признанных недействительными и (или) недостоверными для регистрации в качестве кандидата недостаточно. Смысл, закладываемый законодателем в правовую конструкцию нормы подпункта «д» пункта 24 статьи 38 с учетом положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона (для регистрации кандидатов с требованием предоставить менее двухсот подписей), заключается не в том, чтобы учитывать при подсчете и регистрации кандидата недействительные подписи, а в том, что выявление 10 и более процентов таких подписей от общего числа подписей не может являться основанием для отказа в регистрации при условии, что оставшихся подписей (не признанных недействительными и (или) недостоверными и уже не могущих учитываться при подсчете) будет достаточно для регистрации кандидата. Такая ситуация могла иметь место, если бы у заявителя, представившего 110 подписей (а для регистрации необходимо 100) были признаны недействительными 10 подписей (то есть 10 процентов от необходимого числа подписей). 100 подписей, не признанных недействительными (недостоверными) явились бы достаточными для регистрации и оснований для отказа в регистрации не было бы, хотя и было выявлено 10% недействительных подписей. В отношении регистрации, при которой требуется более 200 подписей, наличие 10 % недействительных подписей повлекло бы безусловный отказ от регистрации. А для регистрации, при которой требуется менее 200 подписей признание недействительными 10 подписей (то есть 10 % от необходимого числа подписей) не является основанием для отказа в регистрации, если других подписей (100 в данном примере) достаточно. Указанной правовой позиции придерживаются и судебные органы, так решением Суда Чукотского автономного округа от 9 декабря 2005 года дело №3-5/2005: «подписи были признаны недействительными, как собранные с нарушением порядка оформления подписных листов и комиссия правомерно исключила их из подсчета. Утверждения о том, что основанием к отказу в регистрации должно служить лишь недостаточное количество достоверных подписей противоречит пункту 1 статьи 38, подпункту «д» пункта 24 статьи 38 Закона», в кассационном определении судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 25 сентября 2008 года по делу № 33-8061/2008: «В результате проверки подписных листов из общего количества представленных подписей 49 подписей были признаны недействительными. С учетом того, что оставшегося количества подписей недостаточно для регистрации М. комиссией было принято решение об отказе в регистрации». Иное толкование и применение указанных норм способно привести к абсурдной ситуации, при которой, например, все подписи признаются недействительными, а регистрацию кандидата необходимо осуществлять, так как эти недействительные подписи не были признаны недостоверными (кандидат, представивший, например, все подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом на территории избирательного округа и которые, естественно, должны быть признаны недействительными, тем не менее должен, при таком подходе, быть зарегистрирован, так как недостоверными подписи не были признаны. Или все подписи в подписном листе достоверны, но выполнены не гражданами РФ и не гражданами муниципального образования). В связи с чем, просит суд в удовлетворении заявления Баратилова А.А. отказать в полном объеме. Старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. в судебном заседании дала заключение о том, что оснований для удовлетворения заявления Баратилова А.А. не имеется, так как для регистрации кандидатом на должность главы Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу требовалось представить 100 подписей избирателей. Баратиловым А.А. представлено в избирательную комиссию 110 подписи избирателей. Избирательной комиссией проведена проверка 68 подписей избирателей в подписных листах с 1 по 21. Представленные доказательства свидетельствуют о том, что территориальной избирательной комиссией обоснованно, в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года № 37-кз были признаны недействительными 68 подписей избирателей из 110, представленных Баратиловым А.А. в поддержку своего выдвижения на должность главы Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу. При этом Баратиловым А.А. не оспаривает правомерность признания 68 подписей избирателей недействительными. Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. При этом под необходимым количеством подписей понимаются подписи не признанные недостоверными и (или) недействительными. В данном конкретном случае необходимого количества подписей не представлено, так как 68 из 110 представленных подписей были признаны недействительными и их нельзя принимать во внимание при подсчете необходимого количества подписей, оставшегося количества (42 подписи) не признанных недействительными и (или) недостоверными для регистрации в качестве кандидата недостаточно. В связи с чем, избирательной комиссией принято обоснованное решение об отказе в регистрации Баратилова А.А. кандидатом на должность главы Побегайловского сельсовета на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, согласно которому, основанием для отказа в регистрации является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Суд, выслушав доводы заявителя и представителя заинтересованных лиц, а также заключение старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., считает заявление Баратилова А.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Так в соответствии со статьёй 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. В судебном заседании установлено, что 8 августа 2010 года Баратилов А.А. предъявил в территориальную избирательную комиссию Минераловодского района уведомление о самовыдвижении своей кандидатуры на должность главы Побегайловского сельсовета, к которому приложил заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию главы Побегайловского сельсовета, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения л.д. 17, 18/. В своём заявлении о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу, Баратиловым А.А. были указаны сведения: о дате и месте рождения, адрес места жительства; паспортные данные; сведения о гражданстве; об образовании; о месте работе; об отсутствии судимости л.д. 18/. Также к заявлению Баратиловым А.А. приложены копии следующих документов: трудовой книжки л.д. 19-25/; справку о доходах физического лица л.д. 26/; диплом о высшем образовании л.д. 27/; автобиографию, с указанием в ней о принадлежности с 2009 года к партии «Единая Россия» л.д. 28/; сведения о размере и об источниках доходов, принадлежащем имуществе на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах л.д. 29/; сведения о реквизитах специального избирательного счета в филиале Сбербанка России л.д. 30/; копию паспорта л.д. 31-34/. 8 августа 2010 года территориальной избирательной комиссией Минераловодского района были приняты вышеуказанные документы л.д. 35/. Согласно сведений, опубликованных в газете «Минеральные Воды» № 27 (372) от 30 июня 2010 года, на территории единого избирательного округа по выборам главы Побегайловского сельсовета Минераловодского района проживает 5020 избирателей л.д. 88/. 15 августа 2010 года Баратиловым А.А. были представлены подписные листы в количестве 43 штук, содержащих 110 подписей л.д. 41-83/. В тот же день территориальной избирательной комиссией Минераловодского района для проведения проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения Баратилова А.А. кандидатом на должность главы Побегайловского сельсовета, были отобраны подписные листы с 1 по 21 с количеством 68 подписей л.д. 36/. В результате проведенной 19 августа 2010 года проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения Баратилова А.А. кандидатом на должность главы Побегайловского сельсовета, было установлено, что из представленных на проверку 68 подписей признаны достоверными – 0 подписей, признаны недействительными – 68 подписей л.д. 37, 38/. Согласно ведомости проверки подписных листов, причиной признания 68 подписей недействительными явилось нарушение пункта 11 части 10 статьи 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае» от 26 июня 2008 года № 37-кз л.д. 39, 40/. Согласно пояснений представителя территориальной избирательной комиссии Минераловодского района по доверенности Яковенко И.В., данных им в судебном заседании, в ходе исследования подписных листов членами рабочей группы было установлено, что надпись в подписных листах «Мы нижеподписавшиеся, поддерживаем самовыдвижение кандидатом на должность главы Побегайловского сельского совета Минераловодского района Баратилова А.А., являющего членом Партии «Единая Россия», выполнена с нарушениями требований части 3 статьи 14 закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае». Указанной статьей устанавливаются формы подписного листа для сбора подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность главы. Согласно Приложению № 2 к краевому закону, кандидат по желанию в подписном листе может указать сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» эти сведения содержатся в заявлении кандидата о согласии баллотироваться. Баратилов А.А. в заявлении о согласии баллотироваться от 8 августа 2010 года не указал о своей принадлежности к Партии «Единая Россия» и не представил в ТИК Минераловодского района вместе с заявлением документ, подтверждающий его членство в партии, заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Таким образом, Баратилов А.А. не имел права вносить в подписной лист упоминание о том, что он является членом Партии «Единая Россия». В связи с чем, рабочей группой был сделан вывод, что путем внесения записи о своем членстве в партии «Единая Россия» в подписной лист, Баратилов А.А. ввел в заблуждение избирателей, вносивших подписи в подписной лист. Кроме того, наименование выборов, указанных в подписном листе «главы Побегайловского сельского совета» не совпадает с наименованием выборов, принятом решением Думы Побегайловского сельсовета от 19 июля 2010 года № 436/47«0 назначении выборов главы Побегайловского сельсовета и депутатов Думы Побегайловского сельсовета Минераловодского района». Исходя из установленных в ходе исследования подписных листов фактов, рабочая группа по проверке подписных листов пришла к выводу, что все 68 подписей, отобранных для проверки, являются недействительными в соответствии с пунктом 11 части 10 статьи 15 закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления», о чем был составлен протокол о результатах проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах. Сам по себе факт признания рабочей группой 68 подписей недействительными, заявителем в судебном заседании не оспаривался. Постановлением территориальной избирательной комиссии Минераловодского района от 24 августа 2010 года № 10/58 Баратилову А.А. было отказано в регистрации кандидатом на должность главы Побегайловского сельсовета на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ л.д. 84-87/. Разрешая заявленные Баратиловым А.А. требования, суд принимает во внимание, что основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, определяются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ. В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, настоящий Федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. Во исполнение Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и на основании приведенных норм Федерального закона в Ставропольском крае принят и действует Закон Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» от 26 июня 2008 года № 37-кз. Как следует из материалов дела и установлено судом, для регистрации кандидатом на должность главы Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу требовалось представить 100 подписей избирателей. Баратиловым А.А. представлено в избирательную комиссию 110 подписи избирателей. Избирательной комиссией проведена проверка 68 подписей избирателей в подписных листах с 1 по 21. В судебном заседании заявитель не оспаривал эти обстоятельства. В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ (с учетом изменений и дополнений на 21 июля 2005 года) проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20% от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, отобранных для проверки посредством случайной выборки. Согласно пункта 6 статьи 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз, проверке подлежит не менее 25 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, собранных в поддержку кандидатов, списков кандидатов. Конкретное количество подписей, подлежащих проверке, определяется соответствующей избирательной комиссией. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей избирательной комиссии. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты или их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения соответствующей проверки подписных листов. Проверке подлежат все подписи, отобранные для проверки. Таким образом, законом Ставропольского края предусмотрена проверка не менее 25 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, что не противоречит требованиям Федерального закона, которым не ограничен верхний предел количества подписей, которые могут быть проверены избирательной комиссией. При таких обстоятельствах, проводя проверку 68 подписей избирателей, избирательная комиссия действовала в соответствии с законом. Из решения избирательной комиссии следует, что Баратилову А.А. отказано в регистрации его кандидатом за недостаточностью количества достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, в связи с установлением, проверки 68 подписей избирателей недействительными. При этом, избирательная комиссия руководствовалась подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, а также Законом Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз. В соответствии с подпунктом «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, основанием отказа в регистрации кандидата может быть недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидату, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз, подпись избирателя может быть признана недостоверной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке. Согласно пункта 8 статьи 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз, подпись избирателя может быть признана недействительной на основании письменного заключения специалиста, привлеченного к проверке, либо на основании официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо сведений, подписанных должностным лицом избирательной комиссии Ставропольского края. Подпунктом 11 пункта 10 статьи 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз, установлено, что недействительными признаются все подписи в подписном листе, изготовленном и (или) оформленном с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом, установленных приложениями 1 - 5 к настоящему Закону. Согласно пункта 44 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, собранные с нарушением оформления подписного листа. Согласно пункта 45 статьи 2 этого же Федерального закона, недостоверными подписи признаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, форма подписного листа и порядок его заверения устанавливаются законом, которым в силу статьи 1 этого же Федерального закона понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации. Пункт 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предписывает, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Пунктом 7 этой же статьи предусмотрено, что по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Статьями 14 и 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз установлен порядок сбора подписей и основания признания подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата в депутаты, недействительными. Согласно пункта 3 статьи 14 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз, подписные листы изготавливаются за счет средств соответствующего избирательного фонда по форме согласно приложениям 1 - 5 к настоящему Закону. Приложением 2 к названному Закону Ставропольского края установлена форма подписного лица в поддержку кандидата самовыдвиженца на должность главы муниципального образования (иного выборного должностного лица местного самоуправления). Согласно примечания к Приложению 2, по желанию кандидата в подписном листе могут указываться сведения о его принадлежности к общественному объединению и его статус в данном общественном объединении, если в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона эти сведения содержатся в заявлении кандидата о согласии баллотироваться. Согласно требованиям, предъявляемым приведенными Законами к изготовлению и заполнению подписного листа, кандидат может по своему желанию указать в подписном листе свою принадлежность к общественному объединению (партии) только в том случае, если эти сведения содержатся в заявлении кандидата о согласии баллотироваться. Как было установлено в судебном заседании, Баратилов А.А. в своём заявлении о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу не указал о своей принадлежности к партии «Единая Россия» л.д. 18/. Между тем, как усматривается из подписных листов, в нарушение указанных требований закона, в отобранных для проверки подписных листах с 1 по 21 указывается о принадлежности Баратилова А.А. к партии «Единая Россия» л.д. 41-61/. Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде подписными листами и заявлением Баратилова А.А., адресованным в избирательную комиссию. В связи с этим, такие подписи правомерно были признаны избирательной комиссией недействительными. Таким образом, согласно ведомости проверки подписных листов кандидата Баратилова А.А. л.д. 39, 40/ в силу положений пункта 11 части 10 статьи 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз, по вышеуказанным основаниям были признаны недействительными 68 подписей избирателей. Указанные обстоятельства заявителем не отрицаются и подтверждаются исследованными в суде доказательствами: подписными листами; ведомостью проверки данных, содержащихся в подписных листах; протоколом об итогах проверки. При таких обстоятельствах, территориальная избирательная комиссия обоснованно признала подписи 68 избирателей, внесших свои подписи в подписные листы, недействительными, как собранные с нарушением порядка оформления подписных листов, и правомерно исключила их из подсчета. В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения. Положения подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ содержат два самостоятельных основания, отказа кандидату в его регистрации: 1) недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленное для регистрации кандидата и 2) выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное установлено федеральным законом. Решением избирательной комиссии Баратилову А.А. отказано в регистрации в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата. Из содержания части 13 статьи 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз следует, что достоверной следует считать подпись, которая не признана недостоверной или недействительной. Как установлено судом, кандидатом представлено в избирательную комиссию 42 достоверных и действительных подписей. Данное количество подписей является в силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ недостаточным для регистрации и поэтому отказ в регистрации кандидата Баратилова А.А. является законным. В связи с этим, утверждения заявителя о том, что избирательная комиссия, проверив 68 подписей избирателей и признав их недействительными, не усомнилась в их достоверности, в силу подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ это является основанием для его регистрации в качестве кандидата, так как 68 подписей, признанных недействительными, считаются достоверными, являются ошибочными и не основанными на требованиях как Федерального закона, так и закона субъекта, поскольку положения подпункта «д» пункта 24 статьи 38, на которые ссылается заявитель, подлежат применению с учетом положений пункта 1 и пункта 24 статьи 38 Федерального закона и части 13 статьи 15 Закона субъекта. В пункте 1 статьи 38 Федерального закона четко указано, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. При этом под необходимым количеством подписей понимаются подписи не признанные недостоверными и (или) недействительными. В данном конкретном случае необходимого количества подписей представлено не было, так как 68 из 110 представленных подписей были признаны недействительными и их нельзя принимать во внимание при подсчете необходимого количества подписей, оставшегося количества (42 подписи) не признанных недействительными и (или) недостоверными для регистрации в качестве кандидата недостаточно. Смысл, закладываемый законодателем в правовую конструкцию нормы подпункта «д» пункта 24 статьи 38 с учетом положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона (для регистрации кандидатов с требованием предоставить менее двухсот подписей), заключается не в том, чтобы учитывать при подсчете и регистрации кандидата недействительные подписи, а в том, что выявление 10 и более процентов таких подписей от общего числа подписей не может являться основанием для отказа в регистрации при условии, что оставшихся подписей (не признанных недействительными и (или) недостоверными и уже не могущих учитываться при подсчете) будет достаточно для регистрации кандидата. В связи с тем, что при рассмотрении данного дела судом не установлена обоснованность заявления Баратилова А.А., то оснований для удовлетворения требований заявителя о восстановлении в полном объеме его нарушенных избирательных прав не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.1, 33, 37, 38 Федерального Закона РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ст.ст.14, 15 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления» от 26 июня 2008 года № 37-кз, ст.ст.194-199, 259-261 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Баратилова А.А. о признании незаконным постановления территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Ставропольского края от 24 августа 2010 года № 10/58 об отказе в регистрации кандидатом на главу Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу и возложения обязанности зарегистрировать в качестве кандидата на главу Побегайловского сельсовета по единому избирательному округу – отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение пяти дней со дня его изготовления окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение будет составлено 8 сентября 2010 года. Судья Залугин С.В.