1 сентября 2010 года гор. Минеральные Воды Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего - судьи Соболя В.Г., при секретаре Саркисян А.Р., с участием истца Гребенниковой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску Гребенниковой И.В. к администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района о признании недействительным отказа межведомственной комиссии в строительстве индивидуального жилого дома и признании права на такое строительство, - УСТАНОВИЛ: Истец Гребенникова И.В. в обоснование своих требований в исковом заявлении и в судебном заседании сослалась на то, что Дата обезличена по договору купли-продажи она приобрела в собственность земельный участок по ... площадью 1000 кв.м., категория земель — земли населенных пунктов, под индивидуальное жилищное строительство. Об этом ей выдано свидетельство о государственной регистрации права. Поскольку она приобрела участок для строительства нового индивидуального жилого дома, то обратилась в администрацию Левокумского сельсовета для получения разрешения на его строительство. Но решением межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию этой администрации от 6 июля 2010 года ей было в этом отказано, поскольку постановлением главы г. Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 20 марта 2003 года № 327 запрещено владельцам разрушившихся жилых домов их восстановление, реконструкция или новое строительство до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам. Она считает отказ в выдаче разрешения на строительство незаконным, поскольку вышеуказанное постановление было принято в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 10 нюня 1997 года № 381 "Об утверждении временного порядка осуществления хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям в крае", которое постановлением Губернатора Ставропольского края от 30 декабря 2004 года № 783 признано утратившим силу с 1 января 2005 года. Поэтому она просила: - признать за нею право на строительство нового индивидуального жилого дома на земельном участке расположенном по адресу: ... - признать решение межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельсовета от 6 июля 2010 года от отказе в строительстве нового индивидуального жилого дома незаконным. Ответчик - администрация Левокумского сельсовета надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, в своем письме глава администрации Пугачев А.В. просил рассмотреть дело без участия представителя администрации и вынести решение на усмотрение суда, возражений по данному вопросу они не имеют. Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями стст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (стст. 55 и 67 ГПК РФ). Согласно стст. 246 ч. 2 и 249 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, а обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия). Гребенниковой И.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1000 кв.м, расположенный на землях населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство по адресу: ... на основании договора купли-продажи от Дата обезличена, зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от Дата обезличена ... Согласно справке Минераловодского филиала ГУП "Крайтехинвентаризация" № 357 от 8 февраля 2010 года и акта обследования земельного участка № 291 от 25 мая 2010 года, строений на этом участке нет. Решением межведомственной комиссии по архитектурно строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельсовета от 6 июля 2010 года Гребенниковой И.В. отказано в выдаче разрешения на строительство нового индивидуального жилого дома, в связи с постановлением главы Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 20 февраля 2003 года № 327. Основанием отказа является то, что на данном земельном участке запрещено владельцам разрушившихся жилых домов их восстановление, реконструкция или новое строительство до разработки мероприятий по инженерной защите территории, поверженных затоплениям и паводкам. Действительно, данным постановлением в связи с паводком в июне 2002 года исключены из жилого фонда разрушившиеся в его результате дома (согласно приложению), запрещено их владельцам восстановление, реконструкция или новое строительство жилья. В соответствии с п. 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжение своим имуществом. Пунктом 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка наделен правом возведения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Статья 56 ЗК РФ предусматривает ограничения прав на землю, которые подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Однако как видно из свидетельства о праве собственности истца, никаких ограничений ее земельный участок не имеет. Для осуществления строительства в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ необходимо получить разрешение на строительство – документ, удостоверяющий право собственника объекта недвижимости осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения. Постановлению главы Левокумского сельсовета Минераловодского района от 3 февраля 2006 года № 31 при администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района создана межведомственная комиссия по архитектурно-строительным вопросам. Согласно п. 1.5 Положения об этом комиссии, она рассматривает вопросы о выдаче разрешений на реконструкцию старых, строительство новых жилых и нежилых строений, согласование самовольных строений на отведенном земельном участке. Частью 13 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что отказ в разрешении на строительство возможен при отсутствии необходимых на то документов, или их несоответствия требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Как видно текста отказа, его основанием является не указанные выше положения федерального закона, а постановление главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от 20 февраля 2003 года № 327. Однако в этом постановлении не содержится указания на перевод земель, подвергнувшихся затоплению, в другой целевой режим использования, исключающий на них дальнейшее индивидуальное жилищное строительство. Запрещение владельцам разрушившихся жилых домов их восстановление, реконструкцию или новое строительство жилья на данном земельном участке в соответствии с ч. 6 ст. 56 Земельного Кодекса РФ не зарегистрировано в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Указанное постановление содержит временное запрет на восстановление, реконструкцию и новое строительство жилья на земельных участках, подвергшихся наводнению - до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подвергшихся затоплению. Однако исполнители этих мероприятий и сроки их выполнения не установлены, поэтому такая неопределенность безусловно нарушает права граждан. Более того, постановление Губернатора Ставропольского края от 10 июня 1997 года № 381 "Об утверждении временного порядка осуществления хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся наводнениям, в крае", во исполнение которого принято указанное постановление, признано утратившим силу с 1 января 2005 года (постановление Губернатора края от 30 декабря 2004 года № 783). В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Согласно ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу. Поскольку постановление органа местного самоуправления, на которое ссылается межведомственная комиссия, противоречит федеральному закону и нарушает права гражданина, оно применяться не должно. Таким образом, принятое на основании этого постановления межведомственной комиссией решение в отношении Гребенниковой И.В. безусловно незаконно, а потому ее требование о признании его таковым обоснованно и подлежит удовлетворению. Что же касается требования о признании за истцом права на строительство нового индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке, то суд приходит к следующему. Право на строительство индивидуального жилого дома возникает у застройщика в силу п. 5 ч. 1 ст. 8 и ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не в судебном, а в административном порядке и решение этого вопроса относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления путем выдачи ему разрешения на строительство. Согласно п. 14 ст. 51 данного Кодекса отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке, после чего суд проверят его законность принятого решения. Заявленное же суду требование о признании права на строительство дома (без указания каких-либо данных о нем) на принадлежащем Гребенниковой земельном участке в силу его неконкретности не может быть разрешено, оно также не может быть и уточнено истцом, поскольку по ее объяснениям, всех необходимых согласно ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документов органу местного самоуправления она не представляла. Как видно из текста отказа, соответствие этих документов действующему законодательству органом местного самоуправления не проверялось и поэтому решение на этот счет не принималось. Не представлено этих документов и суду, который, к тому же, не вправе подменять орган местного самоуправления и принимать за него решение о праве гражданина на строительство. Как указано выше, в судебном порядке возможна только проверка законности отказа в строительстве и при установлении его незаконности на орган местного самоуправления возможно возложение обязанности по его выдачи. Поэтому суд отказывает в признании за истцом права на строительство как в необоснованном. Вместе с тем для восстановления ее прав согласно ст. 258 ГПК РФ суд считает необходимым возложить на администрацию Левокумского сельсовета обязанность повторно рассмотреть ее заявление о выдаче разрешения на строительство и принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством, строительными нормами и правилами, а также разрешенным использованием земельного участка. Суд считает также необходимым установить разумный срок - в течение двух недель, для рассмотрения этого вопроса. Руководствуясь стст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Гребенниковой И.В. удовлетворить частично: - признать незаконным решение межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельсовета от 6 июля 2010 года об отказе Гребенниковой И.В. в строительстве индивидуального жилого дома в с... - обязать названную комиссию в двухнедельный срок повторно рассмотреть заявление Гребенниковой И.В. о даче ей разрешения на строительство и принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством, строительными нормами и правилами, а также разрешенным использованием земельного участка; - в признании за Гребенниковой И.В. права на строительство нового индивидуального жилого дома на земельном участке по ... – отказать. Решение принято судом в окончательной форме 6 сентября 2010 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней. председательствующий