3 сентября 2010 года гор. Минеральные Воды Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего - судьи Соболя В.Г., при секретаре Саркисян А.Р., с участием заявителя Тлекова А.А., представителя Минераловодского муниципального района и Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Яковенко И.В., старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по заявлению Тлекова А.А. о защите избирательных прав, - УСТАНОВИЛ: 19 июля 2010 года постановлением Думы Побегайловского сельсовета назначены выбора главы Побегайловского сельсовета и депутатов Думы Побегайловского сельсовета Минераловодского района. Тлеков А.А. выдвинул себя кандидатом в депутаты Думы Побегайловского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 3, для чего 15 августа 2010 года в Территориальную избирательную комиссию Минераловодского района сдал подписные листы. 19 августа 2010 года постановлением № 9\45 Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Тлекову А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Побегайловского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 3. Не соглашаясь с этим постановлением, Тлеков А.А. оспорил его в суде, и, обосновывая свою позицию в заявлении и в судебном заседании, сослался на то, что единственным поводом к отказу в регистрации в соответствии с пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" явилась недействительность всех 11 подписей избирателей в силу пп. 3, 7 ч. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае". Однако в этом же пп. "д" п. 24 ст. 38 имеется оговорка: если иное не установлено федеральным законом. Именно это "иное" указано далее: выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей из общего количества подписей отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Однако все представленные им 11 подписей недостоверными избирком не признавал, а потому они являются достоверными. Поскольку ему необходимо представить было 10-11 подписей избирателей, а им представлено 11 достоверных, то их количество является достаточным для его регистрации даже если все они являются недействительными. Поскольку оспариваемое постановление нарушает его избирательные права, он просил: - признать незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района от 19 августа 2010 года № 9\45 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Думы Побегайловского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 3; - обязать названную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Побегайловского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 3. Представитель Минераловодского муниципального района и Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Яковенко И.В. просил в удовлетворении заявлении отказать как в необоснованном. Обосновывая свою позицию, он сослался на то, что в представленных Тлековым А.А. подписных листах подписи избирателей указаны без полных сведений о месте жительства гражданина (нет наименования района и субъекта Российской Федерации). Кроме того, не указаны необходимые сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей (нет даты рождения, даты выдачи паспорта, наименования или код выдавшего его органа), что влечет недействительность всех подписей избирателей в подписном листе. Это было выявлено при проверке избиркомом и согласно пп. 3, 7 ч. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 года № 37-кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае" все подписи были признаны недействительными. Эти обстоятельства не оспаривает и сам Тлеков А.А. Исходя из установленных в п. 44 и 45 ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" понятий недействительной и недостоверной подписи избирателя, в обоих случаях от признания их таковыми наступает одно правовое последствие в виде исключения их из числа подписей, которые учитываются при регистрации кандидата. Утверждение Тлекова А.А. о том, что учитываемой при подсчете достоверной подписью избирателя является та, которая хотя и является недействительной, однако учинена самим избирателем, основано на узком обратном толковании понятия недостоверной подписи и не соответствует смыслу закона, по которому это понятие значительно шире: под достоверными подписями понимаются подписи не признанные недостоверными и (или) недействительными. Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Поскольку же из представленных Тлековым А.А. 11 подписей избирателей достоверных не было ни одной, то за отсутствием необходимого количества подписей оснований к регистрации его кандидатом не имелось. Именно это обстоятельство и явилось согласно пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона основанием для избирательной комиссии к отказу в регистрации Тлекова А.А. как кандидата. Поскольку все подписи избирателей оказались недействительными и не могли учитываться при подсчете, то никакого смысла проверять их на недостоверность не было и избирком это не делал. Оговорка пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона не является специальной нормой к п. 1 этой статьи, поскольку они регулируют разные процедуры: п. 1 - устанавливает условия для регистрации кандидата, а п. "д" – основания к отказу в ней. Однако в обоих этих законоположениях под достоверной подписью избирателя понимается подпись, которая не признана недействительной и (или) недостоверной. Смысл нормы пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона с учетом п. 1 этой же статьи заключается не в том, что при регистрации кандидатов с требованием предоставления менее 200 подписей учитывать недействительные подписи, а в том, что выявление 10 и более процентов таких подписей от общего числа подписей не может являться основанием для отказа в регистрации при условии, что оставшихся достоверных подписей (не признанных недействительными и (или) недостоверными ) будет достаточно для регистрации кандидата. Прокурор Гожих И.А. дала заключение об отказе в удовлетворении заявления, полагая оспариваемое Тлекова А.А. постановление избирательной комиссии законным и обоснованным. Она указала на то, что признание недействительными всех представленных в избирательную комиссию подписей избирателей сам Тлеков А.А. не оспаривает. При подсчете подписей избирателей должны учитываться только достоверные, то есть те, которые не являются недействительными либо недостоверными. Утверждение Тлекова А.А. о том, что достоверной подписью может быть и недействительная не основано на законе. Поскольку Тлековым А.А. не представлено достаточного количества достоверных подписей избирателей, избирательная комиссия не имела оснований к его регистрации кандидатом и обязана была отказать ему в этом. Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с положениями стст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ст. 246 ч. 3 и 249 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемого решения, действия (бездействия), но в силу вышеизложенных правовых норм обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (стст. 55 и 67 ГПК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных, гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" он имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. В силу его п. 3 ст. 1 законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. В соответствии п. 6 ст. 76 Федерального закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Пунктом 3 ст. 38 этого закона установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата (п. 7 ст. 38). Во исполнение и на основании Федерального закона принят и действует Закон Ставропольского края от 26.06.2008 года № 37-кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае". В силу его ст. 15 соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов (п. 1). В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (п. 2). Проверке подлежит не менее 25 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, собранных в поддержку кандидатов, списков кандидатов. Конкретное количество подписей, подлежащих проверке, определяется соответствующей избирательной комиссией. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей избирательной комиссии. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты или их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения соответствующей проверки подписных листов. Согласно п. 10 данной статьи недействительными признаются, в частности: 3) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом сведений; 7) все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны не в полном объеме. В случае если количество достоверных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных и недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, избирательная комиссия, проверявшая соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, обязана изготовить заверенные руководителем рабочей группы ведомости проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными. В этом случае избирательная комиссия обязана немедленно после получения соответствующего требования выдать ведомости проверки кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными (п. 13). Согласно п. 1 ст. 151, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом (то есть п. 1 ст. 38). Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. (пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона). В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона, адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Согласно п. 3 ст. 14 Закона Ставропольского края каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и кандидатом. При его заверении лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. 19 июля 2010 года постановлением Думы Побегайловского сельсовета назначены выбора главы Побегайловского сельсовета и депутатов Думы Побегайловского сельсовета Минераловодского района, которое опубликовано 21 июля 23010 года в газете "Минеральные Воды". Тлеков А.А. выдвинул себя кандидатом в депутаты Думы Побегайловского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 3, для чего 15 августа 2010 года в Территориальную избирательную комиссию Минераловодского района сдал 7 подписных листов, содержащих 11 подписей избирателей. Об этом составлен акт, для проверки подписей избирателей отобраны все 11, установлена дата их проверки, о чем уведомлен Тлеков А.А.. В тот же день полномочная рабочая группа избирательной комиссии в присутствии Тлекова А.А. проверила представленные им подписные листы и установила, что достоверных подписей в них нет, все 11 подписей являются недействительными. Об этом составлен акт, и как видно из приложенной к нему ведомости, основанием признания подписей недействительными явились положения пп. 3 и 7 п. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края № 37-кз. Как видно из представленных Тлековым А.А. подписных листов, в адресах места жительства у всех подписавших его граждан не указано наименование субъекта Российской Федерации и наименование района. В подписных листах в сведениях о лицах, осуществлявших сбор подписей, не указана дата их рождения, дата выдачи паспорта, наименование или код выдавшего его органа. Поэтому результаты проверки избирательной комиссией подписей избирателей соответствуют действительности и данным, изложенным в акте проверки подписных листов. Основания, по которым все подписи признаны недействительными, предусмотрены и соответствуют положениям пп. 3 и 7 п. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края № 37-кз. Эти обстоятельства не оспариваются самим заявителем, на нарушение процедуры проверки подписей он не ссылается и таких нарушений не установил суд. 19 августа 2010 года постановлением № 9\45 Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Тлекову А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Побегайловского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 3. Основанием к тому явилось то, что все представленные им 11 подписей избирателей в силу пп. 3 и 7 п. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края были признаны недействительными, что согласно пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона является основанием к отказу в регистрации кандидата. Согласно пп. 44 и 45 ст. 2 Федерального закона: - недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и (или) оформления подписного листа; - недостоверная подпись - подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом. Исходя из этого, взаимосвязанных положений п. 1 и пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона и стст. 14, 15 Закона Ставропольского края, содержащих понятие учитываемой при подсчете достоверной подписи избирателя, суд приходит к выводу о том, что такой подписью является та, которая выполнена избирателем от своего имени, собрана в установленном законом порядке и без нарушений оформления подписного листа, т.е. не признанная недействительной или недостоверной. Безусловным и однозначным правовым последствием признания подписи либо недействительной, либо недостоверной является исключение ее избирательной комиссией из числа подписей избирателей, поданных за кандидата в депутаты. Поэтому утверждение Тлекова А.А. о том, что достоверной подписью может являться не признанная недостоверной и недействительная подпись, основано на неправильном понимании им закона, вытекающем из придания им обратного значения понятию недостоверной подписи. Однако такой упрощенный подход означал бы возможность учета при подсчете достоверных подписей лиц, не обладающих активным избирательным правом на территории данного избирательного округа и которые согласно пп. 1 п. 10 ст. 14 Закона Ставропольского края признаются недействительными (например: несовершеннолетние, жители других населенных пунктов, недееспособные). К тому же пп "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона содержит два самостоятельных основания отказа в регистрации кандидата: - недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленное для регистрации кандидата; - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. Обоснованно установив полное отсутствие достоверных подписей избирателей, избирательная комиссия отказала Тлекову А.А. по первому, а не второму основанию, имеющему оговорку при частичном наличии необходимого числа достоверных подписей. Проанализировав и оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое Тлековым А.А. постановление избирательной комиссии является законным и обоснованным. Пунктом 1 ст. 11 ГК РФ предусмотрена судебная защита только нарушенных или оспоренных гражданских прав. Поскольку установлено, что избирательные права Тлекова А.А. не нарушены, суд отказывает в удовлетворении его требований за необоснованностью. Руководствуясь стст. 194-199 и 260-261 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Тлекову А.А. отказать в удовлетворении заявления о: - признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района от 19 августа 2010 года № 9\45 об отказе в регистрации его кандидатом в депутаты Думы Побегайловского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 3; - в возложении на названную комиссию обязанности зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы Побегайловского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 3. Решение принято судом в окончательной форме 5 сентября 2010 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение пяти дней. председательствующий