Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 9 сентября 2010 года г.Минеральные Воды Минераловодский городской суд Ставропольского края В составе: Председательствующего - судьи Тумасян Г.А., При секретаре Цехиной И.Ю., С участием старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., представителя заявителя по доверенности, Разживина С.А., представителя Минераловодского муниципального района и Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района по доверенностям, Яковенко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Исмайлова ФИО15 об оспаривании бездействий территориальной избирательной комиссии и постановления территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Левокумского сельсовета, У с т а н о в и л : Решением Думы Левокумского сельсовета на 10 октября 2010 года назначены выборы депутатов Думы Левокумского сельсовета Минераловодского района. Исмайлов Р.К. 12.08.2010 года уведомил территориальную избирательную комиссию о самовыдвижении кандидатом в депутаты Думы Левокумского сельсовета и 15 августа 2010 года представил в территориальную избирательную комиссию предусмотренные законом документы для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе и три подписных листа с 11 подписями избирателей. Постановлением территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Ставропольского края от 24.08.2010 года N Номер обезличен Исмайлову Р.К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Левокумского сельсовета по многомандатному избирательному округу №2. Исмайлов Р.К. обратился в Минераловодский городской суд с заявлением об оспаривании бездействий территориальной избирательной комиссии, не известившей его о времени, месте проведения проверки подписных листов и проведения заседания избирательной комиссии, и об отмене решения территориальной избирательной комиссии Минераловодского района об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Левокумского сельсовета по выборам депутатов Думы Левокумского сельсовета от 24.08.2010 года, просил суд обязать территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы Левокумского сельсовета по многомандатному избирательному округу №2, копию решения суда направить для немедленного исполнения. В обоснование заявленных требований Имайлов Р.К. указал, что им были поданы в территориальную избирательную комиссию Минераловодского района все необходимые документы для выдвижения его кандидатуры для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Левокумского сельсовета по многомандатному избирательному округу №2, были так же представлены подписные листы, содержащие 11 подписей избирателей. Однако, территориальная избирательная комиссия не направила ему извещение о проверке подписных листов, чем нарушила его право на участие в проведении жеребьевки и проверке подписных листов, не дала возможности воспользоваться предусмотренными законом правами при проверке подписных листов. Комиссией не соблюден порядок регистрации. Нарушая положения п.п. 1.1. п. 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", комиссия не известила его не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, тем самым не была дана возможность воспользоваться предусмотренными законом правами до момента заседания комиссии, в том числе на замену представленных документов, оформленных с нарушением, т.е. подписных листов. Нарушая положения п. 7 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, комиссия по окончании проверки подписных листов составив итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми, не предоставила ему копию итогового протокола, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации этого кандидата. Более того, итоговый протокол о проверке подписных листов и заседание комиссии по вопросу регистрации кандидата проведены с нарушением положений действующего законодательства, в один день, что является незаконным и противоречит п. 7 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, т.к. копия итогового протокола проверки передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором рассматривался вопрос о регистрации этого кандидата, в связи с чем, протокол проверки подписных листов и заседание комиссии по вопросу регистрации не могут совершаться в один день. 01 сентября 2010 г. в комиссию подано заявление о незамедлительном предоставлении копий ведомостей проверки и копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными. Настойчиво продолжая совершать противоправные действия в отношении прав кандидата, комиссией также не исполнено незамедлительно требование кандидата о предоставлении документов в соответствии с п. 13 ст. 15 Закона Ставропольского края от 26 июня 2008 г. N 37-кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае". В связи с изложенным Исмайлов Р.К. просит отменить постановление от 24 августа 2010 г. территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Ставропольского края №10/56 об отказе в регистрации Исмайлову Рамазану Казиевичу в качестве кандидата в депутаты Думы Левокумского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 2. Обязать территориальную избирательную комиссию Минераловодского района Ставропольского края зарегистрировать Исмайлова Рамазана Казиевича в качестве кандидата в депутаты Думы Левокумского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 2. Признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Ставропольского края выразившееся в заблаговременном несообщении Исмайлову Р.К. о времени и месте проведения проверки подписных листов, производившейся 19.08.2010 г. Признать незаконным бездействие территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Ставропольского края, выразившееся в заблаговременном несообщении Исмайлову Р.К. о времени и месте проведения заседания избирательной комиссии, на котором рассматривался вопрос об отказе в регистрации кандидата. Заявитель Исмайлов Р.К. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. Представитель заявителя по доверенности, Разживин С.А.. в судебном заседании поддержал заявление Исмайлова и дал объяснения, аналогичные содержанию заявления. Представитель Минераловодского муниципального района и Территориальной избирательной комиссии Минераловодского района Яковенко И.В. просил отказать в удовлетворении заявления, т.к. постановление территориальной избирательной комиссии Минераловодского муниципального района по отказу Исмайлову ФИО19 в регистрации кандидатом в депутаты Думы Левокумского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 2 является законным и обоснованным. Исмайловым Р.Х. были представлены документы, необходимые для регистрации кандидатом, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата. Проверка указанных подписных листов была назначена территориальной избирательной комиссией на 19.08.2010 года, о чем Исмайлов Р.Х. был уведомлен в момент сдачи им подписных листов. Для проверки были отобраны подписные листы с № 1 по № 3 включительно, с общим числом подписей 11 штук, о чем был составлен протокол о результатах проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений, содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения Исмайлова Р.К. 19.08.2010 года состоялось заседание рабочей группы по проверке подписных листов. Рабочая группа установила, что подписные листы, представленные Исмайловым Р.Х., за номерами 1,2,3, которые собирал сборщик подписей Исмайлов ФИО16, этим лицом (осуществлявшим сбор подписей) не заверены: отсутствует его подпись и дата внесения указанной подписи. Соответственно, одиннадцать подписей из одиннадцати представленных Исмайловым Р.К. были признаны недействительными, в связи с чем территориальной избирательной комиссией Имайлову обоснованно отказано в регистрации кандидатом в депутаты. Тот факт, что подписи являются недействительными и они были признаны недействительными заявителем не оспаривается. Соответственно, не имеется причин для признания незаконным оспариваемого постановления Территориальной избирательной комиссии. В связи с отсутствием необходимого количества подписей для регистрации, на Территориальную избирательную комиссию нельзя возложить обязанность зарегистрировать Исмайлова в качестве кандидата в депутаты. Нарушения процедурного характера, которые сами по себе, даже при их наличии, не могут являться основанием для отмены решения об отказе регистрации кандидата и принятия решения о регистрации кандидата, тем более, что территориальная избирательная комиссия известила о дате проведения проверки подписных листов как устно, так и письменно, вручив Исмайлову копию акта о принятии подписных листов. Однако в день проведения проверки подписных листов кандидат своим правом на присутствие при проведении проверки не воспользовался. Более того, присутствие заявителя никак не могло повлиять на принятие решения о недействительности подписей. Данные подписи как были, так и остаются недействительными, что можно установить путем их обозрения. В связи с тем, что неполноты сведений в документах или несоблюдения требований закона к оформлению документов (за исключением подписных листов) у Исмайлова Р.К. выявлено не было, соответственно необходимость и (или) обязанность извещать его за три дня до заседания избирательной комиссии отсутствовала, а возможность приведения в соответствии с требованиями закона (исправления, дополнения, изменения, замены) подписных листов действующим законодательством не предусмотрена. Соответственно, если бы Исмайлову Р.К. и было сообщено о недостатках в подписных листах, то возможности их исправления, изменения, замены, у него не было, т.к. это не предусмотрено действующим законодательством, и это никак не повлияло бы на права Исмайлова, поэтому нарушений положений пп.1 п.1 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ в связи с неизвещением кандидата за три дня до дня регистрации кандидата, так же не было. Более того, Исмайловым Р.К. и фактически не были представлены другие подписные листы. Нарушений п. 7 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ, выразившихся в непредоставлении Исмайлову протокола по результатам проверки подписных листов не позднее, чем за 2 суток до заседания территориальной избирательной комиссии о рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, так же не было, т.к. согласно п. 6 ст. 38 указанного закона, кандидат вправе присутствовать при проведении проверки подписей избирателей. Кандидат Исмайлов Р.К. данным правом не воспользовался. Далее, согласно п. 7 ст. 38 закона, копия протокола о результатах проверки передается кандидату. В силу отсутствия кандидата на проверке подписей, данный протокол ему не передавался. Не воспользовался кандидат и своим правом на получение документов (в том числе протокола) путем обращения в избирательную комиссию. И доказательств этого заявителем не представлено. С заявлением от его имени обратилось третье лицо лишь 02.09.2010 года (после принятия 24.08.2010 года решения об отказе в регистрации кандидата), которым не было представлено документов, дающих ему право действовать от имени Исмайлова Р.Х., в том числе получать от его имени касающиеся его документы. Предоставление документов постороннему лицу комиссией было невозможно, так как это нарушило бы целый ряд правовых актов, регламентирующих тайну частной жизни, защиту персональных данных и информации. Кроме того, в заявлении о предоставлении документов имеется подпись не Исмалова Р.Х., а другого лица, что подтверждается путем сличения подписей в заявлении и подписных листах. Безосновательны утверждения заявителя о том, что проверка подписных листов и заседание комиссии по вопросу регистрации кандидата проведены в один день, т.к. согласно протоколу проверки достоверности подписей кандидата Исмайлова Р.К., проверка проводилась 19 августа 2010 года, а заседание комиссии по вопросу о регистрации Исмайлова Р.К. в качестве кандидата проведено и постановление принято 24.08.2010 года. Из показаний свидетеля ФИО13, являющейся секретарем территориальной избирательной комиссии Минераловодского района, следует, что Исмайлов Р.К. при сдаче 15.08.2010г. подписных листов в территориальную избирательную комиссию, председателем комиссии ФИО12 был устно извещен о дне проведения проверки подписных листов-19.08.2010г., и о предполагаемой дате заседания территориальной избирательной комиссии по вопросу регистрации его в качестве кандидата -24.08.2010г. Кроме того, 15.08.2010г. Исмайлову Р.К. был выдан на руки акт приема подписных листов, где так же указана дата проведения проверки- 19.08.2010г. После вынесения 24.08.2010г. постановления территориальной избирательной комиссии по отказу Исмайлову Р.К. в регистрации в качестве кандидата в депутаты, он подходил к ней с просьбой выдать ему копию постановления комиссии, и она сама лично ему вручила копию постановления. Затем, 02.09.2010г. с заявлением от имени Исмайлова, без доверенности, пришел кандидат в депутаты по Побегайловскому избирательному округу - ФИО17 Р.С., с просьбой предоставить ему копии официальных документов, на основании которых подписи избирателей в поддержку Исмайлова были признаны недействительными. ФИО11 было отказано в выдаче документов в отношении Исамйлова. Сам Исмайлов или его представитель за получением указанных документов не обращались. Выслушав объяснения сторон, показания свидетеля, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Исмайлова Р.К. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. В соответствии с положениями ст.ст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий органов местного самоуправления, должностных лиц и муниципальных служащих возлагается на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемого решения, действия (бездействия), но в силу вышеизложенных правовых норм обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Согласно п.п.1-3 ст.1 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон №67), настоящим Федеральным законом, имеющим прямое действие и применяемым на всей территории Российской Федерации, определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом. В соответствии пунктом 6 статьи 76 Федерального закона №67, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона №67, в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей. Аналогичное положение содержится в п.3 ст.14 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 года № 37-кз "О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае", принятого во исполнение и на основании Федерального закона. Согласно п. 3 ст. 14 Закона Ставропольского края, каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и кандидатом. При его заверении лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Согласно п. 1 ст. 38 Федерального закона №67, регистрация кандидата осуществляется избирательной комиссией при наличии, в том числе, необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата. Пунктом 3 ст. 38 Федерального закона №67установлено, что законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, подписей избирателей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата (п. 7 ст. 38). В силу ст. 15 Закона Ставропольского края, соответствующая избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований федерального законодательства, настоящего Закона при выдвижении кандидата, списка кандидатов (п. 1). В случае представления подписных листов избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (п. 2). Проверке подлежит не менее 25 процентов от необходимого для регистрации количества подписей, собранных в поддержку кандидатов, списков кандидатов. Конкретное количество подписей, подлежащих проверке, определяется соответствующей избирательной комиссией. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании соответствующей избирательной комиссии. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты или их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов. Соответствующая избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения соответствующей проверки подписных листов. Согласно п. 10 данной статьи недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа (п.п. 7), и в других случаях. В случае если количество достоверных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных и недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, избирательная комиссия, проверявшая соблюдение порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверность содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, обязана изготовить заверенные руководителем рабочей группы ведомости проверки, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными. В этом случае избирательная комиссия обязана немедленно после получения соответствующего требования выдать ведомости проверки кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными (п. 13). Согласно п. 1 ст. 15-1 Закона Ставропольского края, регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом, т.е. п.1 ст.38 Федерального закона №67. Основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. (пп. "д" п. 24 ст. 38 Федерального закона). Аналогичные положения содержатся в п.п.7 п.10 ст.15 Закона Ставропольского края. По окончании проверки подписных листов по каждому кандидату составляется итоговый протокол, который представляется избирательной комиссии для принятия решения о регистрации или об отказе в регистрации кандидата. Из материалов дела следует, что решением Думы Левокумского сельсовета на 10 октября 2010 года назначены выборы депутатов Думы Левокумского сельсовета Минераловодского района. Исмайлов Р.К. 12.08.2010 года уведомил территориальную избирательную комиссию о самовыдвижении кандидатом в депутаты Думы Левокумского сельсовета и 15 августа 2010 года представил в территориальную избирательную комиссию предусмотренные законом документы для его регистрации в качестве кандидата в депутаты, в том числе и три подписных листа с 11 подписями избирателей. 19.08.2010г. территориальной избирательной комиссией проведена проверка подписных листов на трех листах в количестве 11 подписей, из которых выявлено 11 недействительных подписей, о чем составлен протокол итогов проверки подписных листов от 19.08.2010 года, что в процентом соотношении составляет 100% недействительных подписей. Постановлением территориальной избирательной комиссии Минераловодского района на основании подпункта "7" пункта 10 статьи 15 Закона Ставропольского края" и п.п. "д" пункта 24 статьи 28 Федерального закона, в связи с выявлением 11 (или 100%) недействительных подписей Исмайлову Р.К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Думы Левокумского сельсовета по многомандатному избирательному округу №2. Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата Исмайлова Р.К. на трех листах, исследованные в судебном заседании, вопреки требованиям п. 3 ст. 14 Закона Ставропольского края, не заверены лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей и в них нет даты ее внесения. Указанные обстоятельства отражены в ведомости проверки подписных листов и итоговом протоколе о результатах проверки достоверности подписей избирателей от 19.08.2010г., в связи с чем все 11 подписей, содержащихся на 3 подписных листах, правомерно были признаны недействительными, т.к. при отсутствии подписи и даты внесения подписи лицом, осуществляющим сбор подписей, все подписи избирателей в подписном листе признаются недействительными. Основания, по которым все подписи, собранные в поддержку кандидата Исмайлова Р.К., признаны недействительными, предусмотрены п.п.7 п. 10 ст. 15 Закона Ставропольского края № 37-кз. Эти обстоятельства не оспариваются самим заявителем Исмайловым Р.К. и его представителем Разживиным С.А. Поскольку Исмайловым Р.К. не было представлено в территориальную избирательную комиссию необходимое количества достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, территориальная избирательная комиссия Минераловодского района законно и обоснованно отказала ему в регистрации в качестве кандидата, поэтому не подлежат удовлетворению требования заявителя Исмайлова Р.К. об отмене постановления территориальной избирательной комиссии от 24.08.2010г. № 10/56 об отказе в регистрации Исмайлову Р.К. в качестве кандидата в депутаты Думы Левокумского сельсовета по многомандатному избирательному округу № 2 и возложение на комиссию обязанности зарегистрировать его в качестве кандидата. Так же не подлежат удовлетворению требования Исмайлова Р.К. о признании незаконным бездействий территориальной избирательной комиссии не известившей его о времени, месте проведения проверки подписных листов и проведения заседания избирательной комиссии. Доводы Исмайлова Р.К. и его представителя о том, что Исмайлов не был извещен о дате и месте проверки подписных листов не нашли своего подтверждения, т.к. полностью опровергнуты объяснениями представителя территориальной избирательной комиссии, Яковенко И.В., и показаниями свидетеля ФИО13 из которых следует, что председателем избирательной комиссии ФИО12, при принятии 15.08.2010г. подписных листов у Исмайлова Р.К., он был устно уведомлен о проверке его подписных листов 19.08.2010г., кроме того, это ему был вручен акт приема подписных листов, где так же отражена данная информация. Кроме того, п.6 ст.15 Закона Ставропольского края предусмотрена обязанность комиссии не по направлению извещения о проведении проверки, а обязанность заблаговременно сообщить о времени проведения соответствующей проверки подписных листов. При этом в законе не конкретизировано, в какой форме данная информация должна быть сообщена. Как установлено в судебном заседании Исмайлову устно и письменно было сообщено о дате и времени проверки подписных листов. В имеющемся в территориальной избирательной комиссии экземпляре акта от 15.08.2010г. отсутствует подпись кандидата Исмайлова в графе «Подписные листы на проверку сдал: кандидат», однако указанное обстоятельство существенного значения не имеет, т.к. в судебном заседании из объяснений сторон и показаний свидетеля следует, что 15.08.2010г. Исмайлов лично сдал в территориальную избирательную комиссию подписные листы. Исмайлов Р.К. не воспользовался своим правом, предусмотренным п. 6 ст. 15 Закона Ставропольского края, на присутствие при проведении проверки подписных листов. Заявитель ссылается на нарушение территориальной избирательной комиссией положений пп.1 п.1 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ в связи с неизвещением кандидата за три дня до дня регистрации кандидата, в связи с чем были нарушены права кандидата на замену представленных подписных листов, оформленных с нарушением, до момента заседания комиссии. Однако, у кандидата Исмайлова Р.К. неполноты сведений в документах или несоблюдения требований закона к оформлению документов (за исключением подписных листов) выявлено не было, соответственно необходимость и (или) обязанность извещать его за три дня до заседания избирательной комиссии отсутствовала. Возможность приведения в соответствии с требованиями закона (исправления, дополнения, изменения, замены) подписных листов действующим законодательством не предусмотрена. Заявитель ошибочно полагает, что имел возможность замены подписных листов в случае его своевременного извещения о дате заседания рабочей группы по проверке подписных листов, т.к. пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ допускает внесение уточнений, дополнений и замену документов, содержащих сведения о кандидате, но не подписных листов с подписями избирателей. Указанные выводы соответствуют Разъяснениям порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "6.1", "6.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", утвержденным постановлением Центральной избирательной комиссии от 23 марта 2007 г. N 203/1272-4, где в п.4 указано, что в целях устранения выявленных избирательной комиссией недостатков в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе осуществлять действия, предусмотренные пунктом 2 настоящих Разъяснений. Согласно п. 2 Разъяснений, кандидат в соответствии с п.1.1 ст.38 Федерального закона кандидат вправе уточнять и дополнять сведения, содержащиеся в документах, представленных в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 Федерального закона, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации; исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона. Доводы заявителя о нарушении в отношении него п. 7 ст. 38 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ, выразившиеся в непредоставлении ему протокола по результатам проверки подписных листов, не позднее, чем за 2 суток до заседания территориальной избирательной комиссии о рассмотрении вопроса о регистрации кандидата, так же не состоятельны. Согласно п. 6 ст. 38 Федерального закона, кандидат вправе присутствовать при проведении проверки подписей избирателей. Однако, кандидат Исмайлов Р.К. данным правом не воспользовался. Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона, копия протокола о результатах проверки передается кандидату. В силу отсутствия кандидата на проверке подписей, данный протокол ему не передавался. Не воспользовался кандидат и своим правом на получение документов, в том числе протокола, путем обращения в избирательную комиссию. Законодательством не возложена на территориальную избирательную комиссию обязанность направить или вручить копию прокола кандидату. Пунктом13 ст.15 Закона Ставропольского края предусмотрена обязанность избирательной комиссии после получения соответствующего требования немедленно выдать кандидату или уполномоченному лицу ведомости проверки, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи избирателей были признаны недостоверными или недействительными. Однако, исходя из показаний свидетеля ФИО13, являющейся секретарем территориальной избирательной комиссии Минераловодского района, следует, что копию постановления комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата Исмайлов Р.К. получил лично, но за получением копии протокола рабочей группы и других документов он, или его полномочный представитель, не обращались. С заявлением от имени Исмайлова Р.К. обратилось другое лицо, у которого отсутствовали полномочия по представлению интересов Исмайлова, в связи с чем копии документов, в том числе протокола, данному лицу не были выданы. Наличие или отсутствие нарушений прав заявителя на получение копии протокола о результатах проверки подписных листов, не позднее, чем за 2 суток до заседания территориальной избирательной комиссии, не может являться безусловным основанием для признания незаконным и отмене решения избирательной комиссии. Так же не состоятельны доводы Исмайлова Р.К., изложенные в его заявлении, в той части, что в нарушение п. 7 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, итоговый протокол о проверке подписных листов и заседание комиссии по вопросу регистрации кандидата проведены с нарушением положений действующего законодательства- в один день, т.к. противоречат представленным в суд доказательствам, поскольку установлено, что протокол о результатах проверки подписных листов составлен 19.08.2010г., а постановление территориальной избирательной комиссией вынесено 24.08.2010г. Вышеизложенное свидетельствует о том, что нарушений избирательных прав кандидата в депутаты Исмайлова Р.К. и бездействий со стороны территориальной избирательной комиссии Минераловодского района не было, обжалуемое постановление об отказе в регистрации Исмайлова в качестве кандидата в депутаты является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется, поэтому в удовлетворении заявления Исмайлова Р.К. надлежит отказать. Руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Отказать Исмайлову ФИО18 в удовлетворении заявления об оспаривании бездействий территориальной избирательной комиссии не известившей его о времени, месте проведения проверки подписных листов и проведения заседания избирательной комиссии, об отмене решения территориальной избирательной комиссии Минераловодского района от 24.08.2010г. об отказе ему в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Левокумского сельсовета по выборам депутатов Думы Левокумского сельсовета и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Думы Левокумского сельсовета по многомандатному избирательному округу №2 и направлении копии решения суда для немедленного исполнения. На решение может быть подана кассационная жалоба или кассационное представление в Ставропольский краевой суд через Минераловодский горсуд в течение 5 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме (12.09.2010г.). Судья – подпись Решение вступило в законную силу- Копия верна: