решение по делу 2-1517/2010



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                                                                              Дело № 2-1517/10

16 сентября 2010 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Залугина С.В.

при секретаре Русановой М.С.,

с участием: заявителя Родионова Н.А. и его представителя адвоката Хрипковой Е.В., представителей заинтересованных лиц – Минераловодской городской Думы по доверенности Шамилёвой И.А. и Избирательной комиссии муниципального образования города Минеральные Воды по доверенности Гайдина Р.А., старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по заявлению Родионова Н.А. к Минераловодской городской Думе и к избирательной комиссии муниципального образования города Минеральные Воды о признании недействующим положения Устава города Минеральные Воды (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года) в части, устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды,

У С Т А Н О В И Л:

Родионов Н.А. обратился в суд с указанным заявлением о признании недействующим положения Устава города Минеральные Воды (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года) в части, устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, в обоснование которого указал, что 10 октября 2010 года в Минераловодском поселении городе Минеральные Воды назначены выборы депутатов в представительный орган очередного созыва.

     Однако, на этих выборах он не может реализовать свои конституционные права избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, и выдвинуть свою кандидатуру в Минераловодскую городскую Думу, а также голосовать за граждан, выдвижение которых кандидатами в депутаты он поддерживает, так как при проведении выборов применена пропорциональная избирательная система с закрытыми списками кандидатов. Применение указанной избирательной системы установлено уставом города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края.

     Считает положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года) в части, установления пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов, как единственной системы применяемой на выборах в представительный орган муниципального образования, нарушающими его права, установленные Конституцией Российской Федерации, а также права, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на основании следующего.

     Так, в соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

     Частью 2 статьи 19 Конституции установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

     Частями 2 и 3 статьи 55 Конституции установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

     Статьей 30 Конституции установлено, что каждый имеет право на объединение. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

     Статьями 12 и 130 Конституции установлено, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

     С целью обеспечения указанных конституционных гарантий приняты федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

     Пунктами 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ установлено, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

     Пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

     Указанные положения Конституции Российской Федерации и федеральных законов не обуславливают право граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления их принадлежностью к общественным объединениям граждан, в том числе политическим партиям. Напротив, в них устанавливается, что граждане независимо от их убеждений, принадлежности к общественным объединениям, в том числе к политическим партиям, имеют равные права.

     В нарушение указанных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (абзац 2 пункт 1 статьи 9 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года) устанавливают в городе Минеральные Воды пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов.

     При применении такой избирательной системы выдвижение списков для голосования допускается лишь общественными объединениями - политическими партиями, а также их структурными подразделениями.

     Следовательно, он как отдельный гражданин, оказывается лишенным права выдвинуть свою кандидатуру на выборах в депутаты представительного органа муниципального образования, и тем самым лишен права непосредственно реализовать свое конституционное право быть избранным в орган местного самоуправления.

     Таким же образом избиратели лишаются своего конституционного права избирать гражданина депутатом представительного органа муниципального образования, выдвижение которого кандидатом в депутаты они поддерживают.

     В случае намерения гражданина, не являющегося членом общественного объединения - политической партии, выдвинуться кандидатом в депутаты в списке для голосования, выдвигаемом общественным объединением - политической партией, реализация его конституционного права быть избранным в орган местного самоуправления обусловлена необходимостью определить свою принадлежность к конкретному общественному объединению - политической партии, в составе списка которой гражданин сможет реализовать свое право, и волеизъявлением граждан, состоящих в этом общественном объединении - политической партии.

     Пунктом 10 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ предусмотрено обязательное опубликование выдвинувшей список кандидатов политической партией предвыборной программы.

     Следовательно, беспартийный гражданин, не разделяющий идеологию, политические цели и программу какой-либо политической партии, в случае своего выдвижения кандидатом в депутаты по списку политической партии, оказывается принужден поддерживать ее идеологию, политические цели и программу, либо отказаться от конституционного права быть избранным в органы местного самоуправления.

     На основании изложенного положения (Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года) в части, установления пропорциональной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов, как единственной системы применяемой на выборах в представительный орган муниципального образования, нарушают его права, установленные Конституцией Российской Федерации, и его права, установленные федеральными законами в следующем.

     Так избирательная комиссия отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Минераловодской городской Думы в связи с тем, что Уставом города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края была установлена пропорциональная избирательная система с закрытыми списками кандидатов, как единственная система применяемая на выборах.

     Таким образом, его право быть избранным в депутаты Минераловодской городской Думы было нарушено на основании положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года), устанавливающего пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, которое противоречит положениям статей 17, 18 и 32 Конституции Российской Федерации, так как лишают его права непосредственно быть избранным в указанный выборный орган местного самоуправления. При этом его конституционное право не может действовать непосредственно, как это установлено статьей 18, а гарантии его прав, установленные статьей 17 Конституции, оказались нарушены.

     Ограничение непосредственного действия его права быть избранным в выборный орган местного самоуправления города Минеральные Воды противоречит положению части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации, установившей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, так как отменили его право непосредственно выдвигать свою кандидатуру на выборах в депутаты Минераловодской городской Думы и умали права его избирателей непосредственно избирать в представительный орган местного самоуправления, граждан, выдвижение которых кандидатами в депутаты они поддерживают.

     Ограничение непосредственного действия его права быть избранным в выборный орган местного самоуправления города Минеральные Воды противоречит положению части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, установившей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, поскольку ограничение его права выдвигать свою кандидатуру на выборах в депутаты Минераловодской городской Думы с целью реализации конституционного права быть избранным в выборный орган местного самоуправления и ограничение права граждан избирать в выборный орган местного самоуправления, граждан, выдвижение которых кандидатами в депутаты они поддерживают, не обусловлено признанными указанным положением Конституции условиями;

     Ограничение непосредственного действия его права быть избранным в выборный орган местного самоуправления города Минеральные Воды противоречат части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, положениям пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, которыми установлено, что гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, независимо от убеждений и принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, поскольку обуславливают действие указанного его права принадлежностью к определенному общественном объединению - политической партии, либо волеизъявлением членов общественного объединения - политической партии в отношении граждан, не состоящих в политических партиях или общественных объединениях.

     Ограничения непосредственного действия его права быть избранным в выборный орган местного самоуправления города Минеральные Воды противоречат положениям части 2 статьи 130 Конституции и пунктов 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ, которыми установлено, что граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в муниципальных выборах и имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от убеждений и принадлежности к общественным объединениям, поскольку обуславливают право граждан на участие в осуществлении местного самоуправления посредством участия в муниципальных выборах принадлежностью к политической партии или избирательному объединению, либо волеизъявлением членов общественного объединения - политической партии в отношении граждан, не состоящих в политических партиях или избирательных объединениях.

     Положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года) в части, устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, нарушают его конституционное право и конституционные права других беспартийных граждан, не разделяющих убеждения, идеологию, политические цели и программы политических партий и избирательных объединений, осуществлять местное самоуправление через выборный орган местного самоуправления города Минеральные Воды, так как препятствует непосредственному выдвижению и избранию в депутаты Минераловодской городской Думы беспартийных граждан, не разделяющих убеждения, идеологию, политические цели и программы существующих политических партий и избирательных объединений, что противоречит части 2 статьи 130 Конституции, не обуславливающей осуществление гражданами местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления убеждениями и принадлежностью к общественным объединениям членов выборных органов местного самоуправления, противоречит положениям пунктов 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, устанавливающим равные права граждан на осуществление местного самоуправления независимо от убеждений и принадлежности к общественным объединениям, нарушает установленные частью 2 статьи 19 Конституции гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от убеждений и принадлежности к общественным объединениям, и тем самым противоречит части 2 статьи 19 Конституции РФ.

     Положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года) в части, устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, нарушают его права и свободы, права и свободы других беспартийных граждан на объединение, установленные статьей 30 Конституции Российской Федерации, в связи со следующим.

     Так, чтобы реализовать свое избирательное право, он вынужден обозначить принадлежность к конкретному общественному объединению - политической партии, поскольку может участвовать в выборах и быть избранным только в составе списка конкретного общественного объединения - политической партии. Для того, чтобы его кандидатура, так же как и кандидатура другого беспартийного гражданина, могла быть выдвинута по списку политической партии или избирательного объединения, он должен либо вступить в политическую партию или избирательное объединение, обладающие правом выдвигать кандидатов на выборах в депутаты Минераловодской городской Думы, либо предложить свою кандидатуру для включения в список кандидатов, не будучи членом партии.

     Поскольку он не разделяет идеологию (убеждения), политические цели, программу никакой политической партии, оказывается, что он либо вынужден отказаться от реализации своих конституционных прав быть избранным в органы местного самоуправления, либо с целью реализации своего конституционного права быть избранным в орган местного самоуправления принужден вступить в политическую партию (избирательное объединение), или принужден отказаться от своих убеждений и способствовать утверждению в обществе идеологии какой-либо партии, ее политических целей и программы, что противоречит положениям статьи 30 и части 3 статьи 29 Конституции, так как принуждает его либо отказаться от реализации своего конституционного права быть избранным в органы местного самоуправления, либо вступить в политическую партию (избирательное объединение), либо отказаться от своих убеждений.

     В соответствии с пунктом 10 статьи 48 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ политическая партия, выдвинувшая список кандидатов обязана опубликовать свою предвыборную программу в периодическом печатном издании, а также разместить ее в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».

     Если он, как беспартийный гражданин, не разделяющий убеждения, идеологию, политические цели и программы какой-либо политической партии (избирательного объединения), будет выдвинут по списку политической партии (избирательного объединения), его убеждения будут подменены убеждениями политической партии (избирательного объединения), опубликованной в ее предвыборной программе, что противоречит части 1 статьи 29 Конституции, так как ограничивает его право на своду мысли и слова.

     Часть 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, определившей, что виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения устанавливается законом субъекта Российской Федерации, избирательная система, применяемая при проведении муниципальных выборов определяется уставом муниципального образования, не содержит положений, указывающих на допустимость ограничения при этом права граждан непосредственно выдвигать свои кандидатуры на выборах в органы местного самоуправления, а также права граждан непосредственно избирать в орган местного самоуправления, граждан, выдвижение которых кандидатами в депутаты они поддерживают, следовательно, положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня года) в части, устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, противоречат части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.

     В связи с чем, просит признать недействующими положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года) в части, устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, как противоречащие положениям статей 17, 18, части 2 статьи 19, части 3 статьи 29, статьям 30 и 32, части 2 статьи 55, части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации, а также положениям пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 3 и части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

     Определением Минераловодского городского суда от 16 сентября 2010 года производство по заявлению Родионова А.Н. в части признания недействующими положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года), устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, как противоречащие положениям статей 17, 18, части 2 статьи 19, части 3 статьи 29, статьям 30 и 32, части 2 статьи 55, части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации, а также противоречащие положениям пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 3 и части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - прекращено на основании абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ, поскольку не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части первой статьи 134 ГПК РФ.

     В судебном заседании заявитель Родионов Н.А. заявление о признании недействующими положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года) в части, устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, поддержал в полном объеме, дал суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в заявлении.

     Просит суд признать недействующими положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года) в части, устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды.

     Представитель заявителя адвоката Хрипкова Е.В. считает заявление Родионова Н.А. подлежит удовлетворению, поскольку положения статьи 12 Устава города Минеральные Воды в части, устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, противоречат положениям пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 3 и части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и нарушают его конституционные права быть избранным в органы местного самоуправления.

     Также просит суд заявление Родионова Н.А. удовлетворить.

     Представитель Минераловодской городской Думы по доверенности Шамилёва И.А. считает заявление Родионова Н.А. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

     Так, Родионовым Н.А. оспаривается часть 1 статьи 12 Устава города, определяющая избирательную систему, применяемую на территории города Минеральные Воды, в силу которой выборы депутатов Минераловодской городской Думы проводятся по единому избирательному округу, границы которого совпадают с границами города. Допущенными к распределению депутатских мандатов признаются зарегистрированные по единому избирательному округу списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и за эти списки в совокупности было подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

     На сегодняшний день виды избирательных систем на территории Ставропольского края установлены Законом Ставропольского края от 26 июня 2008 года № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае».

     Уставом города определена избирательная система, предусмотренная частью 6 статьи 2 Закона № 37-кз.

     Наличие указанного положения в Уставе города, определяющего вид избирательной системы, полностью соответствует требованиям действующего федерального и краевого законодательства.

     Более того, в случае если уставом муниципального образования вид избирательной системы не определен, то, в силу положений части 2 статьи 3 Закона № 37-кз, при проведении выборов депутатов представительного органа городского поселения применяется избирательная система, установленная частью 6 статьи 2 Закона № 37-кз. То есть, та же система, которая на сегодняшний день установлена оспариваемой статьи 12 Устава города.

     Что касается возможности выдвижения кандидатов в депутаты представительного органа города Минеральные Воды, то в силу пункта 3.1 статьи 32 Закона № 67-ФЗ и части 1 статьи 13 Закон № 37-кз, Родионов Н.А., обладающий пассивным избирательным правом, не позднее чем через 3 дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов, вправе был при проведении муниципальных выборов по пропорциональной избирательной системе обратиться в любое общественное объединение, которое в соответствии с Законом № 67-ФЗ является избирательным объединением, устав которого предусматривает участие в выборах, с предложением включить его в список кандидатов, выдвигаемый этим объединением. Однако, Родионов Н.А. этим правом не воспользовался.

     Также указала, что процедура принятия Минераловодской городской Думой решения № 1954 от 30 июня 2010 года была соблюдена в полном объеме, так как такое решение принято полномочным органом на издание нормативных правовых актов и в своих пределах, с соблюдением правил введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

     На основании изложенного, считает заявление Родионова Н.А. о признании недействующими положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (статья 12) в части, устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяю на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, не подлежащим удовлетворению.

     Представитель избирательной комиссии муниципального образования города Минеральные Воды по доверенности Гайдин Р.А. также считает заявление Родионова Н.А. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

     Так в соответствии с частью 2.1. статьи 3 Закона Ставропольского края № 37-КЗ «О некоторых принципах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае», статьёй 12 Устава города Минеральные Воды, в городе Минеральные Воды установлена избирательная система при которой выборы проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию города Минеральные Воды. К распределению депутатских мандатов в Минераловодскую городскую Думу допускаются зарегистрированные по единому избирательному округа списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями.

     Таким образом, при ныне действующей в городе Минеральные Воды избирательной системе выборов в Минераловодскую городскую Думу, предусмотрено выдвижение кандидатов в депутаты в составе списка, выдвигаемого избирательным объединением.

     Выдвижение кандидатов в депутаты в порядке самовыдвижения действующей в городе Минеральные Воды избирательной системой не предусмотрено.

     16 июля 2010 года решением Минераловодской городской Думы первого созыва, были назначены выборы депутатов Минераловодской городской Думы второго созыва.

     В установленном законом порядке, 20 июля 2010 года решение о назначении выборов было опубликовано в средствах массовой информации - периодических печатных изданиях, газетах «Время» и «Минеральные Воды».

     Выборы назначены на единый день голосования - 10 октября 2010 года. Организующей выборы комиссией является избирательная комиссия города Минеральные Воды.

     27 и 28 июля 2010 года в избирательную комиссию города Минеральные Воды поступили заявления от Родионова Н.А. с уведомлением о выдвижении своей кандидатуры в депутаты на выборах в Минераловодскую городскую Думу второго созыва.

     2 августа 2010 года избирательной комиссией города Минеральные Воды было предложено Родионову Н.А. устранить выявленные неточности, нарушения закона и недостатки при выдвижении на выборах депутатов Минераловодской городской Думы второго созыва.

     В том числе, Родионову Н.А. было предложено указать каким именно избирательным объединением он выдвинут и представить подтверждающие это документы.

     Между тем на день предшествующий заседанию избирательной комиссии города Минеральные Воды по рассмотрению вопроса о регистрации (отказа в регистрации) Родионова Н.А. кандидатом в депутаты, им не были устранены указанные в извещении нарушения и недостатки.

     В связи с изложенным, на основании Постановления избирательной комиссии города Минеральные Воды № 31/138 от 6 августа 2010 года, гр-ну Родионову Н.А. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Минераловодской городской Думы второго созыва.

     Родионов Н.А. указанное решение избирательной комиссии не оспаривает.

     Доводы заявителя о том, что списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями - политическими партиями, являются «закрытыми» - несостоятельны.

     Избирательной комиссией города Минеральные Воды неоднократно разъяснялась Родионову Н.А. возможность реализации его пассивного избирательного права, путём включения в список кандидатов любого избирательного объединения - политической партией, в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктами 5, 5.1., 6 статьи 25 ФЗ «О политических партиях» № 95-ФЗ, статьёй 13 закона № 37-КЗ.

     Также указал, что при принятии обжалуемых изменений в Устав города Минеральные Воды, предварительно проводились публичные слушания среди жителей города в порядке демократической процедуры предусмотренной статьёй 28 Федерального закона № 131-ФЗ.

     Заявитель Родионов Н.А. присутствовал на указанных слушаниях, высказывал своё мнение по поводу обсуждаемого вопроса и остался в «подавляющем» меньшинстве.

     В связи с чем, просит суд в удовлетворении заявления Родионова Н.А. отказать.

     Старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. дала заключение о том, что производство по данному делу в части признании недействующим положения Устава города Минеральные Воды (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года), устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, как противоречащие положениям статей 17, 18, части 2 статьи 19, части 3 статьи 29, статьям 30 и 32, части 2 статьи 55, части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации, а также положениям пунктов 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктов 1 и 2 статьи 3 и части 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подлежит прекращению, поскольку Родионовым Н.А. оспаривается содержание той части статьи 12 Устава города Минеральные Воды, которая дословно воспроизводит положения части 6 статьи 2 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления Ставропольского края» от 26 июня 2008 года № 37-кз (в редакции от 12 мая 2010 года № 28-кз), требование об оспаривании которого неподведомственно суду общей юрисдикции, поскольку проверка конституционности нормы закона субъекта Российской Федерации отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации.

     При этом считает, что в данном случае Минераловодская городская Дума, как представительный орган муниципального образования, правомочен на принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений. Порядок принятия решения № 1054 от 30 июня 2010 года нарушен не был, проект решения публиковался в печатном издании, проводись публичные слушания.

     В связи с чем, оснований для удовлетворения заявления Родионова Н.А. в части признания недействующими положения Устава города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края (статья 12), устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяю на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, удовлетворению не подлежит.

     Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, заключение старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу, что заявление Родионова Н.А. в части признания недействующим положения Устава города Минеральные Воды (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года), устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

     В соответствии со статьёй 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

     Согласно разъяснений, содержащихся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» от 29 ноября 2007 года № 48, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.

     Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

     Так в судебном заседании установлено, что в соответствии с Законом Ставропольского края «О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» от 4 октября 2004 года № 88-кз город Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края наделен статусом городского поселения муниципальные образования Ставропольского края.

     Решением Минераловодской городской Думы 18 сентября 2008 года № 793 принят Устав города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края.

     Согласно статьи 22 Устава города Минеральные Воды, структуру органов местного самоуправления города составляют: представительный орган города – Минераловодская городская Дума; глава города – глава города Минеральные Воды; местная администрация – администрация города Минеральные Воды; иные выборные должностные лица местного самоуправления.

     В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления города обладают такими полномочиями, как принятие устава города и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов (статья 8 Устава).

     При этом такие полномочия, как принятие Устава города и внесение в него изменений и дополнений находится в исключительной компетенции Минераловодской городской Думы (статья 25 Устава).

     В систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (статья 40 Устава).

     Проект Устава города, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии Устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав Минераловодской городской Думой подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного Минераловодской городской Думой порядка учета предложений по проекту Устава, проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав города, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения Устава города в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.

     Устав города, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законодательством.

     Устав города, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в течение 30 дней после государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (статья 41 Устава).

     При этом, проект Устава города, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав должен выноситься на публичные слушания (статья 15 Устава) л.д. 80-169/.

     Порядок проведения публичный слушаний на территории города Минеральные Воды утвержден решением Минераловодской городской Думы от 31 марта 2006 года № 124 л.д. 170-175/.

     В судебном заседании также установлено, что в мае 2010 года Минераловодской городской Думой был разработан проект решения о внесении в Устав города Минеральные Воды изменений и дополнений, в том числи и о внесении дополнений в часть 1 статьи 12 Устава города Минеральные Воды абзацем 2 следующего содержания: выборы депутатов Минераловодской городской Думы проводятся по единому избирательному округу, границы которого совпадают с границами города. Допущенными к распределению депутатских мандатов признаются зарегистрированные по единому избирательному округу списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и за эти списки в совокупности было подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, производится в соответствии с порядком, предусмотренным частью 6 статьи 25 и статьей 26 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае». Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, производится в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке, установленным при регистрации этого списка избирательной комиссией муниципального образования и рассматриваемым как порядок очередности получения депутатских мандатов л.д. 177, 178/.

     Решением Минераловодской городской Думы № 1044 от 25 мая 2010 года, указанный проект о внесении изменений в Устав города Минеральные Воды направлен для публикации в газете «Время Минеральных Вод» с предложением направления замечаний и предложений по предложенному проекту в Минераловодскую городскую Думу до 26 июня 2010 года л.д. 176/.

     Также, 25 мая 2010 года Минераловодской городской Думой принято решение № 1045 о проведении публичных слушаний на территории города Минеральные Воды по проекту решения Минераловодской городской Думы о внесении изменений в Устав города Минеральные Воды, проведение которых было назначено на 15 часов 28 июня 2010 года.

     Этим же решением утверждена комиссия по проведению публичных слушаний л.д. 179, 180/.

     28 июня 2010 года были проведены публичные слушания по проекту решения Минераловодской городской Думы о внесении изменений в Устав города Минеральные Воды, на которых присутствовали жители города Минеральные Воды, в том числе и заявитель Родионов Н.А.

     На указанных публичных слушаниях принято решение – рекомендовать Минераловодской городской Думе внести изменения в Устав города Минеральные Воды л.д. 182, 183/.

     Протокол публичных слушаний по проекту решения Минераловодской городской Думы о внесении изменений в Устав города Минеральные Воды от 28 июня 2010 года был опубликован в газете «Время Минеральных Вод» № 25 (77) от 29 июня 2010 года л.д. 181/.

     Также проект решения Минераловодской городской Думы о внесении изменений в Устав города Минеральные Воды был направлен в Минераловодскую межрайонную прокуратуру для дачи заключения.

     Согласно заключения Минераловодского межрайонного прокурора от 29 июня 2010 года о том, что устанавливаемые проектом решения нормы, не противоречат действующему законодательству и принятие проекта решения входит в компетенцию Минераловодской городской Думы л.д. 77, 78/.

     Решением Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года часть 1 статьи 12 Устава города Минеральные Воды была дополнена абзацем 2 следующего содержания: выборы депутатов Минераловодской городской Думы проводятся по единому избирательному округу, границы которого совпадают с границами города. Допущенными к распределению депутатских мандатов признаются зарегистрированные по единому избирательному округу списки кандидатов, выдвинутые избирательными объединениями, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и за эти списки в совокупности было подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Распределение депутатских мандатов между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов, производится в соответствии с порядком, предусмотренным частью 6 статьи 25 и статьей 26 Закона Ставропольского края от 26.06.2008 № 37-кз «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления в Ставропольском крае». Распределение депутатских мандатов внутри списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов, производится в соответствии с порядком размещения кандидатов в списке, установленным при регистрации этого списка избирательной комиссией муниципального образования и рассматриваемым как порядок очередности получения депутатских мандатов л.д. 51-53/.

     Указанное решение Минераловодской городской Думы от 30 июня 2010 года было опубликовано в газете «Время Минеральных Вод» № 28 (80) от 20 июля 2010 года л.д. 27/.

     Исследованные в судебном заседании доказательства, объективно свидетельствуют о том, что решение Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года о внесении изменений в Устав города Минеральные Воды, в том числе и в статью 12 Устава города, устанавливающую пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды, принято уполномоченным органом местного самоуправления, а именно представительным органом города – Минераловодской городской Думой, к полномочиям которой отнесены вопросы как принятия устава города и внесения в него изменений и дополнений, с соблюдением порядка проведения публичных слушаний и порядка его публикации.

     При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

     На основании изложенного и руководствуясь ч.3 ст.23 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, п.3.1 ст.32 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, ч.6 ст.2, ч.2.1. ст.3 Закона Ставропольского края «О некоторых вопросах проведения выборов в органы местного самоуправления Ставропольского края» от 26 июня 2008 года № 37-кз (в редакции от 12 мая 2010 года № 28-кз), ст.ст.194-199, 252, 253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Родионова Н.А. к Минераловодской городской Думе и к избирательной комиссии муниципального образования города Минеральные Воды о признании недействующим положения Устава города Минеральные Воды (статья 12 в редакции Решения Минераловодской городской Думы № 1054 от 30 июня 2010 года), устанавливающей пропорциональную избирательную систему с закрытыми списками кандидатов, применяемую на выборах в представительный орган города Минеральные Воды – отказать.

     Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня его изготовления окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение будет составлено 21 сентября 2010 года.

Судья Залугин С.В.