Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дело № 2-1518/10 16 сентября 2010 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Залугина С.В. при секретаре Русановой М.С., с участием: помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гладилиной Е.А., представителя заинтересованного лица – администрации Минераловодского муниципального района по доверенности Горбачева Д.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по заявлению Минераловодского межрайонного прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, о признании неполным объем мер, принимаемых администрацией Минераловодского муниципального района по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Минераловодского муниципального района, а также возложения обязанности в срок до 1 января 2012 года обеспечить на территории Минераловодского муниципального района возможность получения всеми малолетними жителями общедоступного бесплатного дошкольного образования, У С Т А Н О В И Л: Минераловодский межрайонный прокурор, выступающий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие администрации Минераловодского муниципального района в предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Минераловодского муниципального района, а также возложения обязанности в срок до 1 января 2011 года обеспечить на территории Минераловодского муниципального района возможность получения всеми малолетними жителями общедоступного бесплатного дошкольного образования. В обоснование своего заявления указал, что согласно статей 5, 18 и 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований. Для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования. Согласно статей 15 и 50 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, в собственности муниципального района может находиться имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного образования. На территории Минераловодского муниципального района имеется 36 детских садов, находящихся в муниципальной собственности. Вместе с тем, в настоящее время 2850 детей, проживающих на территории Минераловодского муниципального района, состоят в очереди на получение места в детском саду. Таким образом, администрацией Минераловодского муниципального района не обеспечено предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования жителям Минераловодского муниципального района. Бездействие органа местного самоуправления нарушает права малолетних жителей города Минеральные Воды и Минераловодского района на образование, а взрослых на труд и иную полезную деятельность в связи с занятостью с детьми. Просит признать незаконным бездействие администрации Минераловодского муниципального района в не предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Минераловодского муниципального района, и возложить на администрацию Минераловодского муниципального района обязанность в срок до 1 января 2011 года обеспечить на территории Минераловодского муниципального района возможность получения всеми малолетними жителями данного муниципального образования общедоступного бесплатного дошкольного образования. В процессе рассмотрения данного дела, прокурор отказался от заявления об оспаривании бездействия администрации Минераловодского муниципального района в не предоставлении общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Минераловодского муниципального района, и предъявил заявление о признании неполным объем мер, принимаемых администрацией Минераловодского муниципального района по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Минераловодского муниципального района, а также возложения обязанности в срок до 1 января 2012 года обеспечить на территории Минераловодского муниципального района возможность получения всеми малолетними жителями общедоступного бесплатного дошкольного образования. В обоснование своего заявления указал, что на территории Минераловодского района действует долгосрочная целевая программа «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы», утвержденная Постановлением администрации Минераловодского муниципального района от 24 июля 2009 года № 585. Согласно указанной программе в результате реконструкции и строительства новых зданий детских садов до 2015 года планируется добавить 790 мест в дошкольных образовательных учреждениях. Вместе с тем, как показал анализ, на сентябрь 2009 года на территории Минераловодского муниципального района в очереди в дошкольные образовательные учреждения состояло 1936 детей. На конец августа 2010 года эта цифра возросла до 2850 детей, то есть практически в два раза. Следовательно, при введении до 2015 года еще 790 свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях не сможет в полном объеме обеспечить всех нуждающихся несовершеннолетних в местах в детских садах, что свидетельствует о неполноте мер, принимаемых администрацией Минераловодского муниципального района по реализации предоставленных ей федеральным законом полномочий по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования. Кроме того, как установлено, на реализацию вышеуказанной Долгосрочной целевой программы в 2010 году денежные средства в бюджет Минераловодского муниципального района заложены не были, что свидетельствует о том, что в 2010 году данная программа не выполняется. Вместе с тем, при формировании бюджета Минераловодского муниципального района на 2010 год администрацией Минераловодского муниципального района, как исполнительным органом, заблаговременно не был принят достаточный комплекс мер, направленный на включение в бюджет района средств на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 год». Работа администрации Минераловодского муниципального района свелась к направлению писем в адрес Министерства образования Ставропольского края в 2010 году, когда бюджет на текущий год уже был сформирован и принят. В соответствии со статьёй 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными законодательством Российской Федерации, разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договоров и соглашением, должно происходит в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов. Таким образом, доводы об отсутствии денежных средств на создание сети дошкольных образовательных учреждений в районе не обоснованы, поскольку еще при вынесении постановление от 24 июля 2009 года № 585 «О внесении изменений в долгосрочную целевую программу «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы» уже должны быть разрешены вопросы финансирования, только тогда принятая Программа будет аргументированной и справедливой, поскольку в соответствии с Конституцией РФ все граждане должны иметь равную возможность реализации своего права на образование, в противном случае гарантированность общедоступности и бесплатности образования действительно может остаться провозглашенной только на бумаге. Согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансирование расходов на организацию предоставления дошкольного, общего и дополнительного образования детей как составная часть соответствующих вопросов местного значения относится к компетенции органов местного самоуправления и соответственно осуществляется за счет местного бюджета. Заложенная планом мероприятий по выполнению краевой целевой программы «Развитие сети дошкольных учреждений в Ставропольском крае на 2009-2011 годы» строительство детского сада в селе Сунжа Минераловодского района осталась на бумаге, в связи с приостановлением указанного мероприятия, поскольку заинтересованное лицо не использует предусмотренные нормой Закона положение о том, что при недостаточности средств необходимо заблаговременно, до утверждения бюджета на следующий финансовый год направлять обращения в адрес органов государственной власти субъектов РФ с просьбой о выделении субсидий, сопровождая их соответствующими обоснованиями и расчетами. Таким образом, администрацией Минераловодского муниципального района не в полном объеме обеспечено предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования жителям Минераловодского муниципального района. Неполнота принимаемых мер органом местного самоуправления нарушает права малолетних жителей города Минеральные Воды и Минераловодского района на образование, а взрослых на труд и иную полезную деятельность в связи с занятостью с детьми. Просит суд признать неполным объем мер, принимаемых администрацией Минераловодского муниципального района по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Минераловодского муниципального района, а также возложить на администрацию Минераловодского муниципального района обязанность в срок до 1 января 2012 года обеспечить на территории Минераловодского муниципального района возможность получения всеми малолетними жителями общедоступного бесплатного дошкольного образования. В судебном заседании помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гладилина Е.А., указанное заявление поддержала в полном объеме, дала суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в заявлении. Также указала, что администрация несмотря на направление писем в министерство образования Ставропольского края, не приняла меры по инициации процесса выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов, как в 2009, так и в текущем году. Кроме того, включение либо невключение Минераловодского муниципального района в краевую целевую программу «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2012 годы», утвержденную постановлением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 года № 330-П, никаким образом не должно влиять на финансовую обеспеченность долгосрочной целевой программы «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы», поскольку данная программа разрабатывалась и принималась не в совокупности с краевой целевой программой, и изначально подразумевали иные строки финансирования. Данное подтверждается тем, что при принятии и внесении изменений в краевую целевую программу «Развитие образования в Ставропольском крае на 2010-2012 годы» денежные средства на развитие сети дошкольных учреждений Минераловодского муниципального района не закладывались. На территории Минераловодского района действует долгосрочная целевая программа «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы», в редакции Постановления администрации Минераловодского муниципального района от 29 апреля 2010 года № 293. Кроме того данная программа предусматривает только действия, требующие значительных материальных затрат, что при несбалансированности бюджета фактически ведет к ее затягиванию. Вместе с тем, администрацией района не анализируется опыт других муниципальных образований края, решающих вопросы по предоставлению общедоступного бесплатного образования за счет внутренних резервов, в частности: открытие дополнительных группы в дошкольных образовательных учреждениях края, на базе учреждений дополнительного образования и общеобразовательных учреждений края, не принимаются меры по развитию новых форм дошкольного образования (группы кратковременного пребывания детей, частное дошкольное образование, развитие гувернантских служб). Вместе с тем, вопрос дошкольного образования в настоящее время является социальной остротой проблемой и относится приоритетным вопросам государственной. Просит суд признать неполным объем мер, принимаемых администрацией Минераловодского муниципального района по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Минераловодского муниципального района, и обязать администрацию Минераловодского муниципального района в срок до 1 января 2012 года обеспечить на территории Минераловодского муниципального района возможность получения всеми малолетними жителями общедоступного бесплатного дошкольного образования. Представитель заинтересованного лица – администрации Минераловодского муниципального района по доверенности Горбачев Д.Е. считает, что заявление Минераловодского межрайонного прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, является необоснованным по тем основаниям, что в настоящее время в собственности Минераловодского муниципального района находится 35 детских дошкольных учреждений, обеспечивающих предоставление бесплатного общедоступного дошкольного образования. Как следует из письма управления образования администрации Минераловодского муниципального района от 6 сентября 2010 года, возможность получения малолетними гражданами общедоступного бесплатного дошкольного образовании обеспечивается в порядке очередности с учетом имеющейся социальной инфраструктуры. Вместе с тем, принимая во внимание имеющуюся очередь в дошкольные образованные учреждения, администрацией Минераловодского муниципального района постановлением от 26 августа 2008 года № 666 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009 - 2015 годы». В целях развития вышеуказанной социальной инфраструктуры Управлением образования администрации Минераловодского муниципального района были заключены муниципальный контракт № 75 от 2 июня 2008 года «На выполнение работ по проектированию объекта: «Реконструкция мастерской МОУ СОШ № 17 села Сунжа под детский сад на 50 мест села Сунжа Минераловодского района», а также муниципальный контракт № 159 от 28 октября 2008 года «На выполнение строительно-монтажных работ в рамках проведения реконструкции мастерских МОУ СОШ № 17 под детский сад на 50 мест села Сунжа Минераловодского района». В соответствии с вышеуказанными контрактами были оплачены следующие платежные поручения № 43442 от 19.12.2008 г. на сумму 1 367 549 рублей 75 коп., платежное поручение № 39198 от 28.11.2008 г. на сумму 586 092 рубля 75 коп. В последующем МБУ «Управление капитального строительства и ремонта Минераловодского муниципального района» также заключило муниципальный контракт № 5 от 18 июня 2009 года и муниципальный контракт № 6 от 17 августа 2009 года по реконструкции мастерских МОУ СОШ № 17 под детский сад на 50 мест села Сунжа Минераловодского района. В соответствии с письмом Финансового управления Минераловодского района от 9 сентября 2010 года № 884 в 2009 году из бюджета Минераловодского муниципального района на реконструкцию мастерской средней школы № 17 под детский сад на 50 мест в селе Сунжа были выделены ассигнования 15221,9 тыс. рублей, в том числе 10000 тыс. рублей за счет средств краевого фонда софинансирования, а 5221,9 тыс. рублей за счет бюджета Минераловодского муниципального района. Вместе с тем, согласно письма финансового управления Минераловодского муниципального района от 6 сентября 2010 года, по состоянию на 1 сентября 2010 года в бюджете Минераловодского муниципального района представительным органом Минераловодского муниципального района средств на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009 - 2015 годы» не предусмотрено. Из вышестоящих бюджетов средства на указанные цели также не поступали. Учитывая вышеизложенное администрацией Минераловодского муниципального района была подана Министру образования Ставропольского края заявка от 30 апреля 2010 года № 321 для включения объекта «реконструкция мастерской средней школы № 17 под детский сад на 50 мест в селе Сунжа» в краевую целевую программу «Развитие образования Ставропольского края на 2010-2012 годы» и долгосрочную краевую целевую адресную инвестиционную программу на 2010-2012 годы. Также направлена была заявка от 18 июня 2010 года № 1455 на завершение реконструкции детского сада на 50 мест в селе Сунжа в сумме 27260 тыс. рублей из них за счет средств бюджета Ставропольского края 24560 тыс. рублей и за счет софинансирования из бюджета Минераловодского муниципального района 2700 тыс. рублей. Администрацией Минераловодского муниципального района в адрес Министра образования Ставропольского края письмами от 8 июня 2010 года № 1762 и от 9 июня 2010 года были направлены предложения по принятию ряда мер направленных на снижение социальной напряженности в области предоставления бесплатного общедоступного дошкольного образования, а также просьба о выделении финансовых средств на строительство новых детских садов. Глава Минераловодского муниципального района в своем письме от 28 июля 2010 года в адрес Губернатора Ставропольского края, также просил вернуться к рассмотрению вопроса и включить объект «реконструкция мастерской средней школы № 17 под детский сада на 50 мест в селе Сунжа» в краевую целевую программу «Развитие образования Ставропольского края на 2010-2012 годы» и долгосрочную краевую целевую адресную инвестиционную программу на 2010-2012 годы. Однако как следует из письма заместителя министра образования Ставропольского края от 20 июля 2010 года № 01-54/5771 в адрес главы администрации Минераловодского муниципального района, учитывая ограниченность средств выделяемых из бюджета Ставропольского края на строительство объектов образования и большой объем незавершенного строительства, выделение средств согласно краевой программе «Развитие образования Ставропольского края на 2010-2012 годы» не предусмотрено, необходимость завершения реконструкции указанного объекта взята на контроль и будет рассмотрена при дополнительном выделении средств из краевого бюджета. Также согласно писем главы администрации Минераловодского муниципального района главе Минераловодского муниципального района, являющегося председателем Минераловодского Совета, от 2 октября 2009 года № 2304 и от 6 мая 2010 года № 1072/1 администрация просила при формировании проекта бюджета на 2010 год и корректировке бюджета учесть средства на финансирование долгосрочной целевой программы «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы». Однако как следует из письма Финансового управления Минераловодского района от 13 сентября 2010 года № 890 при формировании проекта местного бюджета Министерством Финансов СК (решение расширенного заседания коллегии Министерства Финансов СК от 2 сентября 2009 года № 2) рекомендовано обеспечить сбалансированность бюджета, то есть сократить планируемые расходы, доведя их размер до объема планируемых доходов. В связи с чем, многие расходы, за исключением приоритетных, подверглись вынужденному сокращению. При этом приоритетными статьями расходов, требующими обеспечения финансирования в первоочередном порядке и в полном объеме, являются расходы на оплату труда, коммунальные услуги учреждений бюджетной сферы, финансовая помощь из фонда финансовой поддержки поселений. В бюджете Минераловодского муниципального района на 2010 год удалось предусмотреть в полном объеме расходы на социально-защищенные статьи такие как: заработная плата с начислениями, оплата коммунальных услуг бюджетных учреждений (с учетом прогнозируемого роста цен и тарифов) и частично на оплату услуг связи, оплату налогов, ГСМ, а также продукты питания, медикаменты. В силу статей 52, 53 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет); органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований; расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Согласно статьи 33 Бюджетного кодекса РФ принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов; при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. На основании вышеизложенного с учетом утвержденного представительным органом бюджета на 2010 год и отсутствием финансовой помощи в текущем году со стороны вышестоящих бюджетных уровней, администрация Минераловодского муниципального района не вправе осуществлять расходы по строительству или реконструкции имеющихся объектов дошкольного образования с превышением суммарного объема доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита. Таким образом, администрация Минераловодского муниципального района исполняет возложенные на нее действующим законодательством обязанности по организации предоставления бесплатного общедоступного дошкольного образования на территории муниципального района. Просит суд в удовлетворении заявления Минераловодского прокурора отказать в полном объеме. Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает необходимым в удовлетворении требований Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, отказать в полном объёме, по следующим основаниям. Так, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Постановлением Пленума ВС РФ от 10 февраля 200 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие): - федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий; - органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица; - органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Так в судебном заседании установлено, что в соответствии с Законом Ставропольского края «О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района» от 4 октября 2004 года № 88-кз Минераловодское территориальное муниципальное образование наделено статусом муниципального района муниципального образования Ставропольского края. Решением Минераловодского Совета 26 июня 2009 года № 27/394 принят Устав Минераловодского муниципального района Ставропольского края. Согласно статьи 12 Устава Минераловодского муниципального района у вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального образования, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Ставропольского края; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время (пункт 12). Согласно статьи 28 Устава Минераловодского муниципального района, структуру органов местного самоуправления Минераловодского муниципального района составляют: представительный орган – Минераловодский Совет; высшее должностное лицо – глава Минераловодского муниципального района; исполнительно-распорядительный орган муниципального района – администрация Минераловодского муниципального района. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают такими полномочиями, как формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района (статья 12 Устава). При этом такие полномочия, как рассмотрение и утверждение местного бюджета и отчетов о его исполнении находятся в исключительной компетенции Минераловодского Совета (статья 32 Устава) /т.1л.д. 120-147/. Решением Минераловодского Совета от 11 декабря 2009 года № 30/447 утвержден бюджет Минераловодского муниципального района на 2010 год. Согласно статьи 1 данного решения, общий объем доходов местного бюджета в 2010 году составит 1 340 658 050 рублей, общий объём расходов местного бюджета в 2010 году также составит 1 340 658 050 рублей /т.1л.д. 148-271/. В судебном заседании также установлено, что согласно выписки из реестра имущества муниципальной собственности Минераловодского муниципального района, в реестр имущества муниципальной собственности включены 35 муниципальных дошкольных учреждений /т.2л.д. 1-4/. Согласно сообщения Управления образования Минераловодского муниципального района от 6 сентября 2010 года № 1197, по состоянию на 1 сентября 2010 года в детских садах Минераловодского муниципального района наполняемость составляет 4221 человек, количество детей стоящих в очереди – 2856 человек. Возможность получения общедоступного и бесплатного дошкольного образования на территории Минераловодского муниципального района обеспечивается в порядке очередности с учетом имеющихся дошкольных образовательных учреждений. Постановлением главы администрации Минераловодского муниципального района от 26 августа 2008 года № 666 утверждена Долгосрочная целевая программа «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы», целью которой является создание необходимых условий для обеспечения государственных гарантий доступности качественного дошкольного образования путем полного удовлетворения потребностей населения в дошкольных образовательных учреждениях. Задачами программы являются: увеличение фактического количества мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; увеличение фактического количества мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; строительство новых зданий и реконструкция сети существующих зданий для размещения дошкольных образовательных учреждений. Указанной долгосрочной программой предусмотрено реконструкция мастерской средней школы № 17 под детский сад на 50 мест в селе Сунжа Минераловодского района, а также проектирование и строительство детского сада на 240 мест в микрорайоне № 2 города Минеральные Воды (приложение № 3). Финансирование указанной программы планировалось за счет средств бюджетов Российской Федерации, Ставропольского края и Минераловодского района (приложение № 5) /т.2л.д. 6-19/. 2 июня 2008 года был заключен муниципальный контракт по проектированию объекта: реконструкция мастерской средней школы № 17 под детский сад на 50 мест в селе Сунжа Минераловодского района, стоимостью 497500 рублей /т.2л.д.38-41/. 28 октября 2008 года заключен муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ в рамках проведения реконструкции мастерской средней школы № 17 под детский сад на 50 мест в селе Сунжа Минераловодского района, стоимостью 1 993 642,50 рублей /т.2л.д.42-45/. 18 июня 2009 года заключен муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ в рамках проведения реконструкции мастерской средней школы № 17 под детский сад на 50 мест в селе Сунжа Минераловодского района, стоимостью 5 221 900 рублей /т.2л.д.48-54/. 17 августа 2009 года заключен муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных работ в рамках проведения реконструкции мастерской средней школы № 17 под детский сад на 50 мест в селе Сунжа Минераловодского района, на общую сумму 29 042 203,50 рублей /т.2л.д.58-67/. Согласно письма Финансового управления Минераловодского муниципального района № 884 от 9 сентября 2010 года, в 2009 году из бюджета Минераловодского муниципального района на реконструкцию мастерской средней школы № 17 села Сунжа под детский сад на 50 мест были выделены бюджетные ассигнования в сумме 15221,9 тысяч рублей, в том числе: 10000 тысяч рублей за счет средств краевого фонда софинансирования; 5221,9 тысяч рублей за счет средств местного бюджета /т.2л.д. 20/. По сообщению Финансового управления Минераловодского муниципального района № 876 от 6 сентября 2010 года, в бюджете Минераловодского муниципального района на 2010 год (с учетом изменений и дополнений) средства на реализацию Долгосрочной целевой программы «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы» не предусмотрены /т.2л.д. 21/. 18 июня 2010 года администрацией Минераловодского муниципального района была направлена заявка № 1455 на завершение реконструкции детского сада на 50 мест в селе Сунжа в сумме 27260 тыс. рублей из них за счет средств бюджета Ставропольского края 24560 тыс. рублей и за счет софинансирования из бюджета Минераловодского муниципального района 2700 тыс. рублей. Администрацией Минераловодского муниципального района в адрес Министра образования Ставропольского края письмами от 8 июня 2010 года № 1762 и от 9 июня 2010 года были направлены предложения по принятию ряда мер направленных на снижение социальной напряженности в области предоставления бесплатного общедоступного дошкольного образования, а также просьба о выделении финансовых средств на строительство новых детских садов. Глава Минераловодского муниципального района в своем письме от 28 июля 2010 года в адрес Губернатора Ставропольского края, также просил вернуться к рассмотрению вопроса и включить объект «реконструкция мастерской средней школы № 17 под детский сада на 50 мест в селе Сунжа» в краевую целевую программу «Развитие образования Ставропольского края на 2010-2012 годы» и долгосрочную краевую целевую адресную инвестиционную программу на 2010-2012 годы. Однако как следует из письма заместителя министра образования Ставропольского края от 20 июля 2010 года № 01-54/5771 в адрес главы администрации Минераловодского муниципального района, учитывая ограниченность средств выделяемых из бюджета Ставропольского края на строительство объектов образования и большой объем незавершенного строительства, выделение средств согласно краевой программе «Развитие образования Ставропольского края на 2010-2012 годы» не предусмотрено, необходимость завершения реконструкции указанного объекта взята на контроль и будет рассмотрена при дополнительном выделении средств из краевого бюджета. Также согласно писем главы администрации Минераловодского муниципального района главе Минераловодского муниципального района, являющегося председателем Минераловодского Совета, от 2 октября 2009 года № 2304 и от 6 мая 2010 года № 1072/1 администрация просила при формировании проекта бюджета на 2010 год и корректировке бюджета учесть средства на финансирование долгосрочной целевой программы «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы». По сообщению Финансового управления Минераловодского района от 13 сентября 2010 года № 890 при формировании проекта местного бюджета Министерством Финансов СК (решение расширенного заседания коллегии Министерства Финансов СК от 2 сентября 2009 года № 2) рекомендовано обеспечить сбалансированность бюджета, то есть сократить планируемые расходы, доведя их размер до объема планируемых доходов. Разрешая требования, заявленные Минераловодским межрайонным прокурором, выступающим в защиту неопределенного круга лиц, суд принимает во внимание, что обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации). В соответствии со статьёй 5 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 (с изменениями и дополнениями) государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования (часть 3). Согласно статьи 28.1 названного закона, к полномочиям Российской Федерации в области образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия: надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области образования расположенными на территории субъекта Российской Федерации образовательными учреждениями, а также органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (пункт 3 части 1). Средства на осуществление переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (часть 2). Согласно статьи 29 этого же закона, к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования относятся: - обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (пункт 6.1 части 1); - организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (пункт 6.2. части 1) Согласно статьи 31 этого же закона, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2 части 1). Статьей 26.3 Федерального Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, также установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относит решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации (подпункт 13 пункта 2). Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П по делу о проверке конституционности положений статей 155, 156 и 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац третий пункта 1 и пункт 3 статьи 86, статьи 129 и 135). В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 15 и пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территориях муниципального района и городского округа, а также организация содержания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях с учетом установленных федеральных гарантий относятся к вопросам местного значения. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 мая 2006 года № 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-Ф, в условиях перехода к новой системе социальной защиты граждан возложение на субъекты Российской Федерации, которые в силу взаимосвязанных положений статей 1, 2, 7, 18, 71 (пункт «е») и 72 (пункты «е», «ж» части 1) Конституции Российской Федерации совместно с Российской Федерацией участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, предполагает и участие и ответственность Российской Федерации за состояние дел в этой сфере. Поэтому в силу пункта 2.1 статьи 28 Закона Российской Федерации «Об образовании» обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования отнесено к ведению Российской Федерации. Из приведенных положений Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их положений Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации «Об образовании» и Бюджетного кодекса Российской Федерации в ныне действующих редакциях следует, что расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов. Конкретные формы компенсации дополнительных расходов и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке. Как было установлено в судебном заседании, постановлением главы администрации Минераловодского муниципального района от 26 августа 2008 года № 666 утверждена Долгосрочная целевая программа «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы» (с последующими изменениями и дополнениями). Финансирование указанной программы планировалось за счет средств бюджетов Российской Федерации, Ставропольского края и Минераловодского района (приложение № 5). В 2009 году из бюджета Минераловодского муниципального района на реконструкцию мастерской средней школы № 17 села Сунжа под детский сад на 50 мест были выделены бюджетные ассигнования в сумме 15221,9 тысяч рублей, в том числе: 10000 тысяч рублей за счет средств краевого фонда софинансирования; 5221,9 тысяч рублей за счет средств местного бюджета. Согласно бюджет Минераловодского муниципального района на 2010 год, общий объем доходов местного бюджета в 2010 году составит 1 340 658 050 рублей, общий объём расходов местного бюджета в 2010 году также составит 1 340 658 050 рублей. При этом в бюджете Минераловодского муниципального района на 2010 год (с учетом изменений и дополнений) средства на реализацию Долгосрочной целевой программы «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы» предусмотрены не были. Администрацией Минераловодского муниципального района как 2009 году, так и в 2010 году принимались меры для реализации Долгосрочной целевой программы «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы», в части её финансирования за счет местного бюджета так и за счет средств краевого фонда софинансирования. Однако, из-за ограниченности денежных средств, как выделяемых из местного бюджета, так и из бюджета Ставропольского края, в 2010 году Долгосрочная целевая программа «Развитие и реконструкция сети зданий дошкольных образовательных учреждений Минераловодского муниципального района на 2009-2015 годы» не финансировалась. При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что рассмотрение и утверждение местного бюджета находится в исключительной компетенции Минераловодского Совета, а администрация Минераловодского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом, обеспечивающим исполнение местного бюджета, а также то, что в пределах своих полномочий и в рамках утвержденного Советом бюджета, администрация Минераловодского муниципального района принимает все необходимые меры по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Минераловодского муниципального района., что является основанием для отказа в удовлетворении заявления Минераловодского межрайонного прокурора в полном объеме. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.5, 18, 28.1, 29, 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1, ст.26.3 Федерального Закона Российской Федерации «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, ст.ст.15, 52, 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, ст.ст.33, 86, 129, 135 Бюджетного кодекса РФ, ст.ст.194-199, 254, 255, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Минераловодского межрайонного прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, о признании неполным объем мер, принимаемых администрацией Минераловодского муниципального района по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Минераловодского муниципального района, а также возложения обязанности в срок до 1 января 2012 года обеспечить на территории Минераловодского муниципального района возможность получения всеми малолетними жителями общедоступного бесплатного дошкольного образования – отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня его изготовления окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение будет составлено 21 сентября 2010 года. Судья Залугин С.В.