Решение по делу № 2-1837/2010



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 ноября 2010 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Белозер О.М.,

при секретаре Гарибовой М.Н.,

с участием представителя заявителя Кузнецовой А.В. по доверенности Андрейчук Н.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по заявлению Кузнецов А.В. об оспаривании отказа в строительстве нового индивидуального жилого дома,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользования Администрации муниципального образования Левокумского совета Минераловодского района, ссылаясь на то, что ему, на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 400 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство по адресу ..............., на основании Договора купли-продажи земельного участка, совершенного в простой письменной форме 22.07.2009года, право зарегистрировано в Управлении федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю в Минераловодском отделе, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 31.07.2009г, серии . В связи с паводком, произошедшим в июне 2002года, на территории Южного федерального округа, приведшем к разрушению жилых домов, расположенных на территории города Минеральные Воды и Минераловодского района, Постановлением Главы администрации города Минеральные Воды и Минераловодского района от 20.02.2003года №327 (вынесенным на основании Постановления Губернатора Ставропольского края от 10.06.1997г №381), запрещено владельцам разрушившихся жилых домов их восстановление, реконструкция или новое строительство на данных земельных участках, до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам.

До настоящего времени мероприятия по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам, не разработаны. Кроме того, Постановление Губернатора Ставропольского края от 10.06.1997г №381 «Об утверждении временного порядка осуществления хозяйственной деятельности на территориях, подверженных наводнениям, в крае», утратило силу Постановлением Губернатора Ставропольского края от 30.12.2004г №783 «О признании утратившими силу некоторых правовых актов Главы администрации Ставропольского края и Губернатора Ставропольского края». Земельный участок по вышеуказанному адресу принадлежит ему на праве собственности, категория земель - земли населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство, он своевременно оплачивал земельный налог и, в соответствии со ст.40-43 Земельного кодекса РФ, нес все права и обязанности по владению, пользованию и распоряжению указанным земельным участком. Постановление же Главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от 20.02.2003г №327 является нормативным актом органа местного самоуправления и не может ограничивать права граждан на получение ими разрешения на строительство новых индивидуальных жилых домов. В настоящее время у него возникла необходимость в строительстве нового индивидуального жилого дома на отведенном земельном участке. За получением соответствующего разрешения на строительство нового индивидуального жилого дома он - Кузнецов А. В., обратился к Главе администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края, его заявление было передано на рассмотрение межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета. Однако 05.10.2010 года, ему было отказано в выдаче разрешения на строительство нового индивидуального жилого дома «...т.к. на данном земельном участке запрещено владельцам разрушившихся жилых домов их восстановление, реконструкция или новое строительство до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам». Считаю данный отказ незаконным, вынесенным с нарушением положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст.27 Земельного кодекса РФ, так как он нарушает и ущемляет права, как правообладателя вышеуказанным земельным участком. В данном конкретном случае отсутствует федеральный закон, ограничивающий его право на строительство индивидуального жилого дома. В связи с этим, просит признать Решение межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края от 05 октября 20Югода в части отказа Кузнецову А. В., в строительстве индивидуального жилого дома по адресу Ставропольский край ..............., - незаконным. Обязать межведомственную комиссию по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельского Совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края выдать ему - Кузнецову А. В., разрешение на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке в селе ................

Заявитель Кузнецов А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения заявления, в судебное заседание не явился, представив суду заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя по доверенности – Андрейчук Н.К.

В судебном заседании представитель заявителя Кузнецова А.В. по доверенности – Андрейчук Н.К. поддержала заявленные требования в полном объеме и просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица - Глава Левокумского сельского совета Минераловодского района Китаров А.А., в судебное заседание, надлежащим образом уведомлённым о времени и месте рассмотрения заявления Кузнецова А.В., не явился, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения требований заявителя не возражает.

Суд, изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в судебном заседании установлено, что Кузнецову А.В. на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 400 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов под индивидуальное жилищное строительство по адресу ..............., на основании Договора купли-продажи земельного участка, совершенного в простой письменной форме 22.07.2009года, право зарегистрировано в Управлении федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю в Минераловодском отделе, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от 31.07.2009г, серии

В связи с паводком, произошедшим в июне 2002 года на территории Южного федерального округа, приведшим к разрушению жилых домов, расположенных на территории города Минеральные Воды и Минераловодского района, Постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от 20 февраля 2003 года № 327, владельцам разрушившихся жилых домов в результате паводка, было запрещено их восстановление, реконструкция или новое строительство жилья на земельных участках, подвергшихся наводнению до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам.

Кузнецов А.В. обратился к Главе Администрации Левокумского сельского совета Минераловодского муниципального района Ставропольского края с заявлением о выдаче ему разрешения на строительство нового индивидуального жилого дома по адресу: ................ Его заявление было передано на рассмотрение в Межведомственную комиссию.

Решением межведомственной комиссии от 05.10.2010 года ему было отказано в строительстве нового индивидуального жилого дома.

Основанием для отказа явилось то, что постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от 20 февраля 2003 года на данном земельном участке было запрещено владельцам разрушившихся жилых домов их восстановление, реконструкцию или новое строительство до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его права и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Проверяя законность и обоснованность отказа межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района в выдаче разрешения на строительство нового жилого дома, суд проверяет, принято ли такое решение в соответствии с законом и в пределах полномочий межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам, и не были ли нарушены права либо свободы заявителя.

Так, Федеральным законом от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ определена роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его осуществления, а также установлены общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

Согласно статьи 6 названного Закона, к вопросам местного значения относятся: регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований; контроль за использованием земель на территории муниципального образования.

Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ, также установлены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, к которым относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений.

В судебном заседании также установлено, что при администрации города Минеральные Воды создана постоянно действующая межведомственная комиссия по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию, к компетенции которой отнесено рассмотрение таких вопросов, как выдача разрешений на реконструкцию старых, строительство новых жилых и нежилых строений, согласование самовольных строений на отведенном земельном участке.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что межведомственная комиссия по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района в выдаче разрешения на строительство нового жилого дома вправе решать вопросы о разрешении на строительство нового жилого дома, либо на запрет в таком разрешении.

Однако, запрет на строительство только на основании Постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от 20 февраля 2003 года № 327 является необоснованным и незаконным.

Данное постановление было принято во исполнение Постановления Правительства Ставропольского края от 10.06.1997 года № 381, которое было впоследствии отменено.

В силу статьи 35 Конституции РФ, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

При этом, статьей 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как было установлено в судебном заседании земельный участок площадью 400 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов, расположенный по адресу: ..............., был приобретен Кузнецовым А.В. в собственность и его назначение - земельный участок под индивидуальное жилищное строительство.

Положениями Гражданского, Земельного и Градостроительного кодексов каждому гражданину предоставлено право на отведенном для этих целей земельном участке, с соблюдением требований закона и иных правовых актов, с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, возвести индивидуальный жилой дом.

При этом указанное право гражданина может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Однако, такой федеральный закон, который бы в данном конкретном случае ограничивал бы право заявителя на строительство индивидуального жилого дома отсутствует.

Постановление главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от 20 февраля 2003 года № 327 запрещающее владельцам разрушившихся жилых домов в результате паводка, их восстановление, реконструкцию или новое строительство жилья на земельных участках, подвергшихся наводнению до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам, является нормативным актом органа местного самоуправления, и не может ограничивать права граждан на получение ими разрешений на строительство новых индивидуальных жилых домов.

В силу части 2 статьи 120 Конституции РФ, суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В соответствии с пунктом 7 Постановления Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 года № 8, если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу части 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления палат Федерального Собрания Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, предприятий, организаций и т.д.).

Суд считает, что положения пункта 3 Постановления главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от 20 февраля 2003 года № 327 в части запрета владельцам разрушившихся жилых домов в результате паводка, их восстановление, реконструкцию или новое строительство жилья на земельных участках, подвергшихся наводнению до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам, противоречит положениям статьи 51 Градостроительного кодекса РФ статьи 27 Земельного кодекса РФ, поскольку земельный участок был предоставлен заявителю в постоянное (бессрочное) пользование под индивидуальное жилищное строительство, при этом какого-либо ограничения оборотоспособности этого земельного участка не установлено, тогда как запрет строительства нового жилья ограничивает права Кузнецова А.В. и лишает его возможности создать для себя с соблюдением закона и иных правовых актов новый жилой дом.

При таких обстоятельствах требование Кузнецова А.В. об отмене решения межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района в части отказа в строительстве нового жилого дома, подлежит удовлетворению.

Суд так же приходит к выводу о том, что заявление Кузнецова А.В. в части возложения обязанности на межведомственную комиссию по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района в выдаче разрешения на строительство нового жилого дома, при предоставлении им необходимых для строительства разрешений и документов, также подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 254- 257 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Кузнецова А.В. удовлетворить.

Отменить решение межведомственной комиссии по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района от 05.10.2010 года в части отказа Кузнецову А.В. в строительстве нового жилого дома на основании Постановления главы Администрации города Минеральные Воды и Минераловодского района от 20 февраля 2003 года № 327.

Обязать межведомственную комиссию по архитектурно-строительным вопросам и землепользованию администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района выдать Кузнецову А.В., при предоставлении им необходимых для строительства документов, разрешение на строительство нового индивидуального жилого дома по адресу: ...............

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней, со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Решение составлено в окончательной форме 07 ноября 2010 года.

Судья