Решение по делу 2-1675/2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


03 ноября 2010 года гор. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего - судьи Дергаусовой И.Е.

при секретаре Сушковой О.А.,

с участием истца Жукова А.Н., представителя ответчика ГУП «Ставрополькрайводоканал» по доверенности Запорожцевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску Жукова А.Н. к ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" и его Минераловодскому филиалу о защите прав потребителей,-

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований в своем заявлении и в судебном заседании, которые им были уточнены, истец сослался на то, что ему принадлежит 2/16 доли дома, расположенного по ............... на основании договора дарения строения, удостоверенного нотариусом Т.Н.С. ---------------, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ---------------. Его дом подключен к сетям коммунальной инфраструктуры подающему центральному водоводу с 1988 года. Также в доме с того времени установлен индивидуальный прибор учёта объёмов потребления коммунальных ресурсов -холодной воды, законность установки которого всегда признавалась ответчиком, который на протяжении всех этих лет получал оплату за потреблённые коммунальные ресурсы и претензий никаких не выставлял. Контролёром Минераловодского Водоканала в ноябре 2009 года он был извещён об окончании в январе 2010 года меж поверочного срока прибора учёта, он приобрел новый прибор учёта и Водоканалу 20 января 2010 года направил заявление с просьбой его пломбировки. В ответ 25 января 2010 года ему предложили предоставить проектную документацию на водоснабжение его дома, а при отсутствии таковой сделать заявку на получение технических условий на проектирование водопроводного ввода и сообщили, что опломбирование прибора учёта будет произведено на основании указанной проектной документации и оплаты услуг за опломбирование. Также дополнительно сообщили, что в соответствии с п. 7 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006г. № 307 собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 29 января 2010 года им направлена повторная претензия с просьбой дать по ней разъяснения, на которую 02 февраля 2010 года за № 01/04-373 получен ответ, согласно которому истцу предложено прийти в Производственно технический отдел Минераловодского «Водоканала» для корректировки проекта. Данное письмо содержало ссылку на письмо Министерства регионального развития РФ от 24 октября 2008 г. № 27324-АД/14, согласно которому собственникам жилых домов, получивших технические условия на установку приборов учёта холодной воды не на границе сетей до принятия Правил, надлежит перенести соответствующие приборы учёта на границу сетей. 20.02.2010 года Жуковым А.Н. в третий раз в адрес ответчика была направлена претензия с просьбой дать по ней разъяснение, на которую 02.03.2010 года за №01/04-801 был дан аналогичный ответ. 25.06.2010 года Жуковым А.Н. в четвертый раз была направлена претензия в адрес ответчика с просьбой дать по ней разъяснение, на которую 22.07.2010 года был дан ответ, в соответствии с которым Жукову А.Н. предложено привести в соответствие с нормативными документами водопроводно-канализационные сети своего домовладения, в том числе монтаж водомеров в колодце на подключение к уличному водопроводу. В случае отсутствии индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, водоотведения производится в порядке, установленном п.19 Правил №307, то есть по нормативу потребления. Он считает действия ответчика незаконными по не опломбированию прибора учета холодной воды, находящегося на территории его домовладения, просит суд обязать ГУП «Ставропольводоканал» Минераловодский филиал «Водоканал» опломбировать прибор учета холодной воды и обязать заключить соглашение об эксплуатационной ответственности, в соответствии с которым на ответчике должна лежать обязанность по обслуживанию сетей от прибора учета, находящегося на территории его домовладения, до системы коммунальной инфраструктуры.

В качестве соответчика судом привлечено ГУП СК «Ставрополькрайводоканал».

Представитель ответчика ГУП СК « Ставрополькрайводоканал»-Минераловодский «Водоканал» по доверенности Запорожцева Н.В. не признала исковые требования, заявленные истцом, сослалась на то, что в соответствии со ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организа­ция обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. В соответствии с п. 2 ст. 426 ГК РФ о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. № 307 (далее - Правила № 307) устанавливают на территории Российской Федерации обязательные для сторон единые правила по внесению платы за приобретенные у ресурсоснабжающей организации ресурсы при заключении и исполнении публич­ных договоров. Согласно пункту 7 Правил № 307 собственники жилых домов вносят пла­ту за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количест­во) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показа­ний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих соб­ственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. В случае отсутствия указанных приборов учета, расчет размера платы произво­дится в порядке, установленном пунктом 19 Правил № 307, то есть по норма­тиву потребления. Таким образом, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению, допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жи­лых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, либо расчетным пу­тем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления. Судебные органы неоднократно проверяли абз. 2 п. 7 Правил № 307 на со­ответствие действующему законодательству и не обнаружили нарушений в действующей системе оплаты за коммунальные ресурсы положениям Жи­лищного кодекса РФ, другим федеральным законом, в том числе и Закону РФ от 07.02.1992 № 2300-1 « О защите прав потребителей». Верховный суд Рос­сийской Федерации в своем определении от 19 июня 2008г. № КАС08-236 также указал, что собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды и за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, уста­новленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, а в случае отсутствия указан­ных приборов учета, расчет размера платы производится по нормативу по­требления, что, как правильно признано судом, не противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Пунктом 6 Правил № 307 установлено, что разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство ре­гионального развития Российской Федерации (далее- Минрегион России). В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятель­ность. Осуществляя свои полномочия в сфере руководства федеральными мини­стерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, Пра­вительство Российской Федерации установило, что Минрегион России как федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулирова­нии в сфере жилищно-коммунального хозяйства, уполномочен давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг граж­данам. Речь идет о применении норм права, что не исключает право уполно­моченного федерального органа исполнительной власти давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам. Согласно письму Минрегиона России от 24.10.2008г. №27324-АД/14 соб­ственникам жилых домов, получившим технические условия на установку приборов учета холодной воды не на границе сетей до принятия Правил № 307, надлежит перенести соответствующие приборы учета на границу сетей. Данная правовая позиция так же выражена в постановлении суда надзорной инстанции, Президиум Ставропольского краевого суда от 18 марта 2010 го­да, дело № 44г-49/10. Просит суд исковые требования Жукова А.Н. к ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», Минераловодскому «Водоканалу» оставить без удовле­творения.

Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (статья 46), в том числе и юридическим лицам (статья 47) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом.

Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в Российской Федерации, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

При этом лицо, как физическое, так и юридическое, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой к государственным или иным компетентным органам (в частности в суд общей юрисдикции).

В соответствии с положениями стст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (стст. 55 и 67 ГПК РФ).

В силу ст. 36 ГПК РФ гражданская процессуальная правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и организациями, обладающими согласно законодательству Российской Федерации правом на судебную защиту прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 1 ст. 37 ГПК РФ способность своими действиями осуществлять процессуальные права, выполнять процессуальные обязанности и поручать ведение дела в суде представителю принадлежит в полном объеме гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет, и организациям.

Гражданским кодексом Российской Федерации из организаций, учреждений, предприятий таким правом наделены только юридические лица (стст. 48, 49 ГК РФ).


Согласно Положению о филиале ГУП СК "Ставрополькрайводоканал"-Минераловодский "Водоканал", утвержденного приказом генерального директора № 143 от 15 февраля 2007 года филиал является обособленным подразделением ГУП СК "Ставропольскрайводоканал" (п. 1.1.) и не является юридическим лицом (п. 1.8).

Поскольку филиал не вправе участвовать в гражданском процессе, то в иске к нему суд отказывает как к ненадлежащему ответчику и рассматривает дело по существу заявленных требований к ГУП СК "Ставрополькрайводоканал".

Согласно п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть, энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

На основании договора дарения строения, удостоверенного нотариусом Т.Н.С. ---------------, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ---------------, Жукову А.Н. принадлежит 2/16 доли дома, расположенного по ................ Между совладельцами определен порядок пользования земельным участком, расположенным по адресу: ............... что подтверждается постановлением Главы Минераловодской территориальной государственной администрации Ставропольского края от ---------------.

Пунктом 1 ст. 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Как установлено в судебном заседании по акту, составленному представителем Минераловодского "Водоканала", абоненту Жукову А.Н. было предложено пройти установленному прибору учета очередную госповерку.

20 января 2010 года Жуков А.Н. направил заявление в Минераловодский «Водоканал» с просьбой пломбировки прибора учета. В ответ 25 января 2010 года ему предложили предоставить проектную документацию на водоснабжение его дома, а при отсутствии таковой сделать заявку на получение технических условий на проектирование водопроводного ввода. Опломбирование прибора учёта будет произведено на основании указанной проектной документации и оплаты услуг за опломбирование. Также дополнительно сообщено, что в соответствии с п. 7 Правил о порядке предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006г. № 307 собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. 29 января 2010 года Жуковым А.Н. направлена повторная претензия с просьбой дать по ней разъяснения, на которую 02 февраля 2010 года за № 01/04-373 получен ответ, согласно которому истцу предложено прийти в Производственно технический отдел Минераловодского «Водоканала» для корректировки проекта. Данное письмо содержало ссылку на письмо Министерства регионального развития РФ от 24 октября 2008 г. № 27324-АД/14, согласно которому собственникам жилых домов, получивших технические условия на установку приборов учёта холодной воды не на границе сетей до принятия Правил, надлежит перенести соответствующие приборы учёта на границу сетей. 20.02.2010 года Жуковым А.Н. в третий раз в адрес ответчика была направлена претензия с просьбой дать по ней разъяснение, на которую 02.03.2010 года за №01/04-801 был дан аналогичный ответ. 25.06.2010 года Жуковым А.Н. в четвертый раз была направлена претензия в адрес ответчика с просьбой дать по ней разъяснение, на которую 22.07.2010 года был дан ответ, в соответствии с которым Жукову А.Н. предложено привести в соответствие с нормативными документами водопроводно-канализационные сети своего домовладения, в том числе монтаж водомеров в колодце на подключение к уличному водопроводу. В случае отсутствия индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, водоотведения производится в порядке, установленном п.19 Правил №307, то есть по нормативу потребления.

Жуков А.Н. обратился в суд за признанием данного отказа незаконным. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

Согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Как указано в п. 4 данной нормы в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются "Правилами предоставления коммунальных услуг", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 (далее Правила).

В соответствии с абз. 2 п. 7 данных Правил, собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.

В соответствии с п. 8 данных Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Как указано в п. 5 ст. 426 ГК РФ условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Исходя из вышеуказанного следует, что действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению, допускает учет фактического потребления питьевой воды и
сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета, установленных на границе сетей, принадлежащих собственникам жилых домов, с системами
коммунальной инфраструктуры, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных в установленном порядке нормативов водопотребления.

Кроме того, согласно разъяснению Министерства регионального развития Российской Федерации от 24 октября 2008 года № 27324-АД/14 собственникам жилых домов, получившим технические условия на установку приборов учета холодной воды не на границе сетей до принятия Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 307 от 23 мая 2006 года, надлежит перенести соответствующие приборы учета на границу сетей.

В соответствии с п. 6 вышеуказанного Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307 разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

«Согласно пп. 5.2.8 "Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26 января 2005 года № 40, к полномочиям Министерства относится самостоятельное принятие на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации нормативных правовых актов по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства, за исключением вопросов, правовое регулированиея, которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 13 Правил обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Жилищный кодекс Российской Федерации в ч. 3 ст. 30 также обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения.

При этом федерального закона, который бы освобождал собственника от обязанности нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, не имеется.

Часть 2 ст. 543 ГК РФ возлагает на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами, обязанность по обеспечению надлежащего состояния и безопасности энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления.

Данная норма Гражданского кодекса РФ допускает иное регулирование отношений по договору энергоснабжения, если это установлено законом или иными правовыми актами. Содержание ее не означает, что гражданин, выступающий потребителем через присоединенную сеть, не должен соблюдать правила техники безопасности при пользовании энергией, поддерживать в исправном состоянии механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в жилом помещении (квартире), и не должен нести бремя расходов по содержанию данного оборудования.

Аналогичная позиция также отражена в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2007 года № КАС06-563 и от 8 ноября 2006 года № ГКПИ06-928.

Кроме того, истцом не представлено суду какого-либо договора, по условиям которого обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, а также механического, электрического, санитарно-технического иного оборудования, находящихся в его жилом доме возлагается на ответчика.

Суд считает несостоятельной ссылку истца о том, что границей сетей является колодец, расположенный на территории его земельного участка, поскольку согласно п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 года № 167):

- граница балансовой принадлежности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации и сооружений на них между владельцами по признаку собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления;

- граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов систем водоснабжения и (или) канализации (водопроводных и канализационных сетей и сооружений на них) по признаку обязанностей (ответственности) за эксплуатацию элементов систем водоснабжения и (или) канализации, устанавливаемая соглашением сторон. При отсутствии такого соглашения граница эксплуатационной ответственности устанавливается по границе балансовой принадлежности.

Вместе с этим суд также исходит из того, что в соответствии с ч. 7. ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения и иные объекты, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, в том числе временные объекты, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на дату их ввода в эксплуатацию должны быть оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов, аналогичными указанным в частях 3-6 настоящей статьи.

Как указано в ч.6 данной нормы Закона до 1 января 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или), системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Исходя из вышеуказанных норм Закона следует, что собственники жилых домов до 1 января 2012 года обязаны обеспечить установку (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды.

Суд также не согласен с доводами истца, считавшего, что представленная им проектно-техническая документация соответствует требованиям закона и не требуется ее корректировка, как и переносе прибора учета потребления холодной воды на границу сетей на основании следующего.

Согласно пп. 1, 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов (далее также - капитальный ремонт). Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведений затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Как указано в пп. 7, 8 данной нормы технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков. Срок действия предоставленных технических условий и срок платы за подключение устанавливаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, не менее чем на два года, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Правообладатель земельного участка в течение года с момента получения технических условий и информации о плате за подключение должен определить необходимую ему подключаемую нагрузку к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах предоставленных ему технических условий.

Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение, предоставленными правообладателе земельного участка.

Исходя из этого для подключения жилых домов с системами коммунальной инфраструктуры, необходимо наличие проектной документации, а также технических условий.

Действительно, отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения, регулируются "Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. № 83.

Между тем истец не согласен корректировать имеющийся у него проект на водопровод и канализацию, что является нарушением требования Закона.

Как следует из объяснений истца и из проектной документации прибор учета холодной воды находится на территории домовладения, расположенного по ул.Свободы, 135, г.Минеральные Воды.

В случае, если прибор учета коммунального ресурса установлен не в точке подключения к сетям ресурсоснабжающей организации, не происходит надлежащего учета объемов воды.

Исходя из изложенного суд приходит к выводу о том, что отказ опломбировать новый прибор потребления холодной воды на месте прежнего является законным, а потому в удовлетворении требования о признании данного отказа незаконным и возложении обязанности на ответчика произвести опломбировку нового прибора учета, суд отказывает как необоснованного, как и в удовлетворении требований о заключении договора разграничения эксплуатационной ответственности, поскольку истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в заключении данного договора ему было отказано, поскольку в деле имеется сообщение Минераловодского «Водоканала» от 02.03.2010 года №801, где указано о том, что в случае, если Жуков А.Н. хочет временно опломбировать счетчик по месту прежней установки, ему нужно обратиться за разрешением к заместителю директора «Минераловодского водоканала» и заключить договор разграничения эксплуатационной ответственности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований, заявленных Жуковым А.Н. отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течении 10 дней с момента составления решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Минераловодский городской суд.

Решение принято в окончательной форме 08 ноября 2010 года.

Судья: И.Е.Дергаусова