Решение по делу № 2-1787/2010



Дело ...

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 ноября 2010 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чебанной О.М.,

при секретаре Михайленко Е.И.,

с участием истца Степановой В.Г., представителя истца Емельянова Г.Ф., представителя ответчика Администрации г. Минеральные Воды по доверенности Меньшиковой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой В.Г. к Администрации г. Минеральные Воды об истребовании кадастровой карты (плана) земельного участка с утвержденным проектом его границ под ...,

УСТАНОВИЛ:

Степанова В.Г. обратилась в суд с иском к Администрации г. Минеральные Воды о возложении обязанности по формированию земельного участка под ... обеспечении изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, утверждении проекта его границ, предоставив истице указанные документы.

... истица обратилась к главе администрации города г. Минеральные Воды с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирный дом, расположенный по адресу: ....

Согласно государственного акта на право пользования землей серии ... от ... земельный участок площадью 0,71 га закреплялся в бессрочное и бесплатное пользование за Минераловодским объединенным авиаотрядом для строительства 100 квартирного дома.

Дом, объекты недвижимости данного дома: проезды и пешеходные дорожки, ведущие к дому, придомовые зеленые насаждения (клумбы, деревья), площадки для игр и отдыха детей, хозяйственные и физкультурные площадки, парковочная площадка под автотранспорт, спустя 25 лет, располагались в пределах, выделенных 0,71 га. Указанная площадь соответствует требованиям «Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» (приказ Минземстроя России от 26.08.1998 г. № 59, санитарным правилам и нормам 2.1.2.2645-10, требованиям Земельного и Градостроительного кодекса РФ.

Закон обязывает органы местного самоуправления предоставлять, запрашиваемые документы, не более чем через две недели при уже сформированном земельном участке и наличии кадастрового плана, один месяц, если участок не сформирован. Кадастровый план на вышеуказанный участок не составлялся, так как служба кадастра была учреждена позже даты заселения дома.

Истице было предложено самостоятельно, за свой счет, заказать через специализированную организацию изготовление кадастровой карты и потом предоставить эту карту ответчику для утверждения.

Таким образом, Степанова В.Г. считает, что Администрация г. Минеральные Воды своим отказом и бездействием препятствует ей в осуществлении своих прав на объекты недвижимого имущества, являющихся общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме в связи с чем, Степанова В.Г. вынуждена обратиться в суд.

Истица Степанова В.Г. в судебном заседании иск поддержала, пояснила, что 06 сентября 2010 года она обратилась к главе администрации г. Минеральные Воды с заявлением о формировании земельного участка многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., в котором она проживает. На данное заявление ей было предложено самостоятельно заказать изготовление кадастровой карты (схемы, плана) для проведения кадастрового учета и предоставить ответчику для утверждения. Считает, что ответчик препятствует ей в осуществлении своих прав на объекты недвижимого имущества, являющихся общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Просит обязать администрацию г. Минеральные Воды сформировать земельный участок под ..., обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, утвердить проект его границ, предоставить указанные документы.

Представитель истицы Емельянов Г.Ф. требования истицы поддержал, пояснив, что в соответствии с законом истица обратилась с заявлением в администрацию о формировании земельного участка под многоквартирным домом ..., однако, получила отказ в связи с тем, что у администрации нет денег на формирование и кадастровый учет. Просит обязать администрацию г. Минеральные Воды, в соответствии со ст. 36 ЖК РФ сформировать земельный участок под ..., изготовить кадастровую карту земельного участка с утверждением проекта его границ.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Минеральные Воды Меньшикова И.В., действующая на основании надлежаще оформленной доверенности, иск не признала, пояснив, что действительно, в соответствии с действующим законодательством формирование земельных участков, проведение кадастровых работ под многоквартирными домами, полностью возложено на органы местного самоуправления. Однако в городском бюджете не предусмотрено средств на проведение указанных работ, в связи с чем просила отказать в удовлетворении иска.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Истица является собственником ..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии ... от ..., выданного Степановой В.Г., на основании справки ТСЖ «Пилот» ... от ..., копия которого приобщена к делу.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

В силу ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В ч.5 ст. 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Земельный участок под многоквартирным домом ... в настоящее время не сформирован, его границы не определены, что подтвердили обе стороны в судебном заседании.

Истица Степанова В.Г. обратилась в администрацию г. Минеральные Воды с заявлением от ... о формировании земельного участка под многоквартирный ... и проведения его кадастрового учета.

Согласно сообщению исх. ... от ... администрацией г. Минеральные Воды Степановой В.Г. было отказано в формировании земельного участка под многоквартирным домом ..., и предложено обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Копия отказа приобщена к материалам дела.

В соответствие с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

В соответствии с Федеральным Законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ, в результате кадастровых работ обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о земельном участке (ст.1 ч.4), при этом результатом таких работ является изготовление межевого плана земельного участка, в котором содержатся все необходимые сведения об участке (границы, площадь, местоположение земельного участка и т.д. (ст. 38).

Статьей 22 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ предусмотрен перечень документов, необходимых для кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с которым в кадастровый орган, осуществляющий кадастровый учет, обязательно предоставляется межевой план участка.

Таким образом, из правового смысла вышеуказанных норм закона, следует, что формирование земельного участка включает в себя выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", всех работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке.

Следовательно, для начала проведения таких работ достаточно только заявления заинтересованного лица - собственника помещений в многоквартирном доме, а все необходимые документы, готовят органы местного самоуправления.

Доводы представителя Администрации города Минеральные Воды о том, что отсутствие в бюджете города средств на проведение соответствующих работ, является основанием для отказа в исковых требованиях, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами.

Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Пунктом 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, при этом органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии со ст.9 Бюджетного Кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится составление, рассмотрение проекта бюджета, утверждение и его исполнение, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования.

Следовательно, органы местного самоуправления, исходя из полномочий, возложенных на них действующим законодательством, обязаны предусматривать в бюджете финансовые расходы, связанные с осуществлением передачи в собственность земельных участков под многоквартирными домами, либо обращаться в соответствующие бюджеты для получения необходимых субвенций, либо использовать иные собственные материальные ресурсы и финансовые средства.

В условиях состязательного процесса, предусмотренного ст.56 ГПК РФ, по мнению суда, истец надлежащим образом обосновал те обстоятельства, на которые ссылается, как на основания своих требований.

Таким образом, суд находит требования Степановой В.Г. об обязании администрации г. Минеральные Воды сформировать земельный участок под ..., обеспечив изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, утвердив проект его границ, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 35, 36 К РФ, ч. 4 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", ст. 36 ЖК РФ, ст. 36 ЗК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Степановой В.Г. – удовлетворить.

Обязать администрацию г. Минеральные Воды сформировать земельный участок под многоквартирный ... обеспечив изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, утверждение проекта границ земельного участка, в установленном законом порядке.

Обязать администрацию г. Минеральные Воды предоставить землеустроительные документы по формированию земельного участка под многоквартирным домом ..., Степановой В.Г.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд, в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме (21 ноября 2010 года).

Судья