гр. дело №2-1829/10 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 ноября 2010г. гор. Минеральные Воды Минераловодский районный суд Ставропольского края, в составе: председательствующего судьи Коренец Т.Н. при секретаре Захаровой Н.Ф. с участием: истца Емельянова Г.Ф., представителя ответчика администрации г. Минеральные Воды по доверенности Гриценко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова Г.Ф. к администрации г. Минеральные Воды о возложении обязанности на администрацию г. Минеральные Воды сформировать земельный участок под домом .. по .. обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, утвердить проект границ и предоставить Емельянову Г.Ф. перечисленные документы, установил: В Минераловодский суд 13.10.2010г. с иском к администрации г. Минеральные Воды о возложении обязанности на администрацию г. Минеральные Воды сформировать земельный участок под домом .. по .., обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, утвердить проект границ и предоставить Емельянову Г.Ф. перечисленные документы, обратился Емельянов Г.Ф. /л.д.9-10/. В судебном заседании истец Емельянов Г.Ф. поддержал исковые требования в заявленном объеме, дал пояснения, аналогичные содержащимся в исковом заявлении о том, что .. он обратился к главе администрации г. Минеральные Воды с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирный дом, где истец проживает. К заявлению приложил государственный акт .. на право пользования землей, согласно которому земельный участок .. закреплялся в бессрочное и бесплатное пользование за Управлением капитального строительства Крайисполкома, для строительства 144-квартирного дома. Спустя 28 лет сам дом, объекты недвижимости этого дома: проезды и пешеходные дорожки, ведущие к дому, придомовые зеленые насаждения (клумбы, деревья), площадки для игр и отдыха детей, хозяйственные и физкультурные площадки, парковочная площадка под автотранспорт, располагались, как раз, в пределах выделенных .. Эта площадь сегодня соответствует требованиям «Методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах» (приказ Минземстроя России от 26.08.1998г. № 59), санитарным правилам и нормам 2.1.2.2645-10, требованиям Земельного и Градостроительного кодексов РФ. Именно этот участок земли, истец рассчитывал, будет сформирован под многоквартирный дом и на него истребовал необходимые документы. Закон обязывает органы местного самоуправления предоставлять запрашиваемые документы не более чем через две недели - при уже сформированном земельном участке и наличии кадастрового плана, и один месяц - если участок не сформирован. Кадастровый план испрашиваемого участка не составлялся, потому как служба кадастра в России была учреждена значительно позже даты заселения дома. Потому в соответствии со ст. 36 (п. 5-8) ст. 28 (п. 2) ЗК РФ ст. 16 (п. 2,3) действует следующая формулировка: «В случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана) содержащей сведения о местоположении земельного участка и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ». Именно эти документы на земельный участок в границах 1982г. истец рассчитывал получить. В ответ на заявление истцу предлагалось самостоятельно за свой счет выполнить работы, которые Закон возлагает на органы местного самоуправления - то есть через специализированную организацию заказать изготовление кадастровой карты и потом предоставить эту карту ответчику для утверждения. Истец считает, что его права были нарушены, требования частей 1, 3, 4 и 5 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004г. №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ст. 66, 67, 68 Постановления от 29.04.2010г. (Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ. № 22) «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 №12-П, администрацией города были игнорированы и не выполнены. Указанные документы дают разъяснения, что региональные власти и органы местного самоуправления должны осознавать, что формирование земельного участка для передачи в общую долевую собственность собственникам помещений в многоквартирном доме не представляет собой какой-то акт по распоряжению землей, зависящей от их воли, и не требуют дополнительных творческих бюрократических усилий. Это - обязанность данных органов. Таким образом, своим отказом и бездействием администрация г. Минеральные Воды препятствует истцу в осуществлении его прав на объекты недвижимого имущества, являющихся общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Просит суд обязать администрацию г. Минеральные Воды сформировать земельный участок под домом .. по .., обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, утвердить проект границ и предоставить Емельянову Г.Ф. перечисленные документы. Представитель ответчика администрации г. Минеральные Воды по доверенности Гриценко А.В. исковые требования Емельянова Г.Ф. не признала, пояснила суду, что администрация считает не подлежащими удовлетворению требования, заявленные Емельяновым Г.Ф. по следующим основаниям. .. УКСу крайисполкома был выдан государственный акт на право пользования землей .., о том, что за указанным землепользователем закрепляется в бессрочное пользование земельный участок .. в границах согласно плану землепользования. Из чего следует, что земельный участок был сформирован для строительства многоквартирного жилого дома. В соответствии с п. 9 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", т.е. для оформления земельного участка в собственность заявителю необходимо провести государственный кадастровый учет земельного участка, ранее сформированного для строительства дома, но при этом обязанность по оплате расходов законодатель возлагает на лицо, заинтересованное в оформлении прав на данный земельный участок. При этом в силу п. 5 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований заявленных Емельяновым Г.Ф. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу, что требования истцом заявлены обоснованно, доказаны и подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. На основании решения исполнительного комитета Минераловодского городского совета народных депутатов .. от .., было разрешено УКСу крайисполкома проектирование 144 кв. жилого дома .. /л.д.32/. Из решения исполнительного комитета Минераловодского городского совета народных депутатов .. от .. видно, что было разрешено УКСу крайисполкома строительство 144 квартирного крупнопанельного 9-ти этажного дома в микрорайоне .. на генплане .. /л.д.33/. Согласно договора приватизации жилой площади от .., заключенного между Минераловодской городской администрации и ..., ... администрация на основании постановления от .. .. передала, а ..., ... приобрели по 1\2 доли каждому в собственность занимаемую ими .. /л.д.31/. Требованиями ч. 5 ст. 36 ЗК РФ установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Земельный участок под многоквартирным домом .. по .. в настоящее время не сформирован и его границы не определены, что подтвердили обе стороны в судебном заседании. Истец Емельянов Г.Ф. обратился в администрацию г. Минеральные Воды с заявлением от .. в котором просит документально подтвердить границы земельного участка, сформированного и утвержденного председателем исполнительного комитета Минераловодского районного Совета народных депутатов «Акт на право пользования землей» .. от .. и предоставить необходимые документы для регистрации права собственности жителей .. на указанный земельный участок /л.д.14-15/. Согласно сообщению исх. .. от .. администрацией г. Минеральные Воды Емельянову Г.Ф. было отказано в формировании земельного участка под многоквартирным домом .. по .., и предложено обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в специализированной организации для дальнейшего его утверждения, установления границ участка местности и определения вида его разрешенного использования /л.д.19-20/. В соответствие с ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. В силу ст. 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок. В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование «земельного участка» на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании «земельного» участка», на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования «земельного» «участка» и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета «земельного» «участков» в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция. В соответствии с Федеральным Законом «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ, в результате кадастровых работ обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для кадастрового учета сведения о «земельном» «участке» (ст.1 ч.4), при этом результатом таких работ является изготовление межевого плана «земельного» «участка», в котором содержатся все необходимые сведения об «участке» (границы, площадь, местоположение «земельного » «участка» и т.д. (ст. 38). Статьей 22 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 года № 221-ФЗ предусмотрен перечень документов, необходимых для кадастрового учета объекта недвижимости, в соответствии с которым в кадастровый орган, осуществляющий кадастровый учет, обязательно предоставляется межевой план «участка». Таким образом, из правового смысла вышеуказанных норм закона, следует, что формирование «земельного» «участка» включает в себя выполнение в отношении «земельного» «участка» в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", всех работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком «земельном » «участке». Из указанных правовых норм следует, что для начала проведения таких работ достаточно только заявления заинтересованного лица - собственника помещений в многоквартирном доме, а подготовка, оформление и выдача необходимых документов возложена законодателем на органы местного самоуправления. Доводы представителя Администрации г. Минеральные Воды о том, что в бюджете города на 2010г. не заложено денежных средств на проведение соответствующих работ, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требованиях, как и доводы представителя о том, что истец должен производить оплату стоимости работ по оформлению и выдаче кадастровой карты (плана) земельного участка, утверждению проекта границ, суд считает необоснованными по следующим основаниям. В соответствии со ст. 19 ФЗ от .. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами. В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Аналогичная правовая норма содержится в ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" согласно которой, формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. Пунктом 5 ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов, при этом органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования. В соответствии со ст.9 Бюджетного Кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относится составление, рассмотрение проекта бюджета, утверждение и его исполнение, установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. Следовательно, органы местного самоуправления, исходя из полномочий, возложенных на них действующим законодательством, обязаны предусматривать в бюджете финансовые расходы, связанные с осуществлением передачи в собственность «земельных» «участков» под многоквартирными домами, либо обращаться в соответствующие бюджеты для получения необходимых субвенций, либо использовать иные собственные материальные ресурсы и финансовые средства. На основании ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Ответчиком в условиях состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ) не представлено доказательств, опровергающих доказательства представленные истцом, как и не представлено доказательств в обоснование обстоятельств, на которые ссылается ответчик как на возражения по заявленным требованиям истца, а поэтому требования истца как заявленные законно и обоснованные подлежат удовлетворению, о возложении обязанности на администрацию г. Минеральные Воды «сформировать» «земельный» «участок» под .., обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка с утверждением проекта его границ и предоставление их истцу для дальнейшего осуществления им как долевым собственником в праве общей долевой собственности правомочий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком под многоквартирным домом как общим имуществом (ст. 36 ч.2 ЖК РФ), исполнения собственниками указанного многоквартирного дома своей обязанности по уплате земельного налога и выполнения иных обязанностей собственников в многоквартирном жилом доме, предусмотренным действующим законодательством по содержанию собственности – земельного участка под жилым домом .. Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 6-7, 10-11, 12-13, 55-57, 67-68, 194-199, 214 ГПК РФ, ст.ст. 35-36 ЗК РФ, ч. 4 ст. 16 ФЗ от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", ст. 36 ЖК РФ, суд решил: Исковые требования Емельянова Г.Ф. удовлетворить, обязать администрацию г. Минеральные Воды сформировать земельный участок и обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка под домом .., утвердить проект границ земельного участка под домом .., предоставить Емельянову Г.Ф. кадастровую карту (план), утвержденный проект границ земельного участка под домом .. С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться в Минераловодском суде 07.12.2010г. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 07.12.2010г., путем подачи жалобы через Минераловодский суд, с оплатой государственной пошлины. Решение принято в окончательной форме 06.12.2010г. Председательствующий: Судья Коренец Т.Н.