гр. дело № 2 -1350/2010г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 26 ноября 2010г. гор. Минеральные Воды Минераловодский районный суд Ставропольского края, в составе: председательствующего судьи Коренец Т.Н. при секретаре Захаровой Н.Ф. с участием: истца Миляева Д.В, представителя ответчика Минераловодской таможни по доверенности Кузнецова А.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миляева Д.В. к Минераловодской таможне о взыскании компенсации за не предоставленные дни отдыха, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с .. по день увольнения .. в сумме 296439 руб. 18 коп., взыскании компенсации морального вреда в сумме 800 000 руб., взыскании процентов – денежной компенсации в сумме 10 860 руб. за задержку выплат, установил: В Минераловодский суд 21.07.2010г. с исковым заявлением к Минераловодской таможне о взыскании компенсации за не предоставленные дни отдыха, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с ... по день увольнения ... в сумме 296 439 руб. 18 коп., взыскании компенсации морального вреда в размере 800 000 руб., обратился Миляев Д.В. /т. 1 л.д.4-6/. Истец Миляев Д.В. 16.09.2010г. предъявил увеличенные исковые требования к Минераловодской таможне, просит взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за не предоставленные дни отдыха, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с .. по день увольнения .. в сумме 296439 руб. 18 коп., компенсацию морального вреда в сумме 800 000 руб., проценты – денежную компенсацию в сумме 10 860 руб. за задержку выплат /т.2 л.д.68/. Истец Миляев Д.В. поддержал исковые требования в заявленном объеме, дал пояснения, аналогичные содержащимся в исковом заявлении о том, что он с .. по .. состоял с Минераловодской таможней в трудовых отношениях, занимал должность инспектора отдела таможенной охраны, инспектора дежурной службы, что подтверждается записями в трудовой книжке и контрактами о службе в таможенных органах. В должностные обязанности истца входило несение круглосуточного дежурства в таможне согласно утвержденному начальником таможни плану-графику. Согласно ст. 34 ФЗ «О службе в таможенных органах РФ», продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде, т.е. 40 часов в неделю. Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха. Истец нес службу сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни, без предоставления таможней дополнительного времени отдыха. Согласно приказу ФТС РФ № 892 от 18.09.2006г. "Об утверждении Типовых правил внутреннего распорядка таможенных органов Российской Федерации", п.п. 4, 5, 10, нормальная продолжительность служебного времени в таможенных органах не должна превышать 40 часов в неделю. Правилами внутреннего распорядка конкретного таможенного органа для сотрудников может устанавливаться пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также начало и окончание служебного времени. При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени составляет 8 часов. При шестидневной рабочей неделе продолжительность ежедневного служебного времени не должна превышать 7 часов, а накануне выходных дней - 5 часов. В предпраздничные дни продолжительность служебного времени сокращается на 1 час, как при пяти, так и при шестидневной рабочей неделе. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, сотрудники приказом по таможенному органу могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и нерабочие праздничные дни. В этих случаях сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможенного органа. Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год для каждого сотрудника таможенного органа. Вопреки изложенным нормам права вплоть до момента увольнения со службы в таможенных органах истцу дополнительные дни отдыха не предоставлялись, денежная компенсация за переработку в день увольнения выплачена не была, что грубо нарушает трудовые права истца. Согласно ст. 55 "О службе в таможенных органах Российской Федерации", за нарушение законодательства Российской Федерации о службе в таможенных органах, несоблюдение гарантий правовой и социальной защиты сотрудников таможенных органов виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с чем, руководствуясь ст. 226 ГПК РФ, при рассмотрении настоящего иска просит суд рассмотреть вопрос о вынесении в адрес руководства Минераловодской таможни частного определения. Нарушенное право на отдых возможно компенсировать в денежном выражении, о чем говорит ст. 127 ТК РФ - при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. При расчете размера такой компенсации следует руководствоваться ст. 152 ТК РФ, указывающей, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно. Нарушением администрацией трудовых прав истца причинены моральные страдания, вызванные подорванным руководством таможни положительным образом такого государственного органа, как таможенная служба, полным развенчанием, как оказалось, мифа, о России как социальном государстве, соблюдающем Закон и чтящем права своих граждан и людей, прослуживших государству не один год. Согласно ст. 21 ТК РФ, работник имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Согласно ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. Согласно ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Просит суд взыскать с ответчика компенсацию за не предоставленные дни отдыха, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с .. по день увольнения .. в сумме 296 439 руб. 18 коп., взыскать компенсацию морального вреда в сумме 800 000 руб., взыскать проценты – денежную компенсацию в сумме 10 860 руб. за задержку выплат. Представитель истца Миляева Д.В. по доверенности Сорокин Т.В., надлежащим образом уведомлен судом о дне, времени и месте слушания дела, что подтверждено распиской от 22.11.2010г. о вручении судебной повестки Сорокину Т.В. лично на 26.11.2010г. в 11 час. 00 мин. /т.2 л.д.177/, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суд не уведомил и не просил об отложении дела слушанием, хотя имел реальную возможность уведомления суда о причинах не явки направлением телефонограммы, телеграммы, по факсу или иным способом, предусмотренным законом. Истец Миляев Д.В. представил суду заявление от 26.11.2010г., в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя по доверенности Сорокина Т.В., свои интересы в суде будет представлять сам, любой другой адвокат ему не нужен /т.2 л.д.178/. На основании ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд признает причину не явки в судебное заседание представителя истца Миляева Д.В. по доверенности Сорокина Т.В. вызванных не уважительными причинами, явку представителя истца в судебное заседание - не обязательной, а имеющиеся материалы дела достаточными для разрешения по существу заявленных истцом Миляевым Д.В. исковых требований. Представитель ответчика Минераловодской таможни по доверенности Кузнецов А.Н. исковые требования Миляева Д.В. не признал, дал пояснения, аналогичные содержащимся в возражениях на исковое заявление /т.1 л.д. 251-260, т.2 л.д.6-10, т.2 л.д. 169-170/ о том, что ознакомившись с исковым заявлением Миляева Д.В. о взыскании с Минераловодской таможни компенсации за не предоставленные истцу дни отдыха за выполненную им работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с .. по .. в сумме 296 439,18 руб., компенсации морального вреда в сумме 800 000 руб., считает исковые требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 21.07.1997 №114-ФЗ) с .. по .. Миляев Д.В. проходил службу в Минераловодской таможне в должностях: младшего инспектора отряда таможенной охраны (Приказ Минераловодской таможни от .. ..-лс); младшего инспектора ? дежурного поста охраны 4 разряда отделения таможенной охраны отдела таможенной охраны (Приказ Минераловодской таможни от .. ..-лс); младшего инспектора ? дежурного поста охраны 4 разряда отделения таможенной охраны отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы (Приказ Минераловодской таможни от .. ..-лс); младшего инспектора ? дежурного поста охраны 4 разряда отдела таможенной охраны (Приказы Минераловодской таможни: от .. ..-лс, от .. ..-к, от .. ..-к, от .. ..-к, от .. ..-к); младшего инспектора ? дежурного поста охраны отдела таможенной охраны (Приказ Минераловодской таможни от .. ..-к). .. Миляев Д.В. был уволен со службы в таможенных органах РФ в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от .. №114-ФЗ (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) – Приказ Минераловодской таможни от .. .. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27.05.2003г. согласно разделению федеральной государственной службы по видам, ранее занимаемые Миляевым Д.В. должности относятся к категории «сотрудники» правоохранительной службы. Пунктом 4 ст. 10 Федерального закона №58-ФЗ установлено, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. В данном случае, указанные правовые нормы регламентируются Федеральным законом №114-ФЗ от 21.07.1997г., определяя порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов. Применительно к рассматриваемому вопросу главой V Федерального закона №114-ФЗ определены условия прохождения службы в таможенных органах РФ. Так, статьей 33 настоящего Федерального закона установлено, что порядок прохождения службы в таможенных органах устанавливается правилами внутреннего распорядка. Согласно пунктам 1 и 2 ст. 34 Федерального закона №114-ФЗ продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде. Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени. Порядок учета служебного времени определяется руководителем Федеральной таможенной службы. Во исполнение статей 33 и 34 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ Федеральной таможенной службой России были разработаны и утверждены приказом от .. .. Типовые правила внутреннего трудового распорядка таможенных органов Российской Федерации. Приказами Минераловодской таможни от .. .., от .. .. с учетом разработанных ФТС России указанных выше Типовых правил внутреннего трудового распорядка таможенных органов РФ утверждены Правила внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни, согласно которым нормальная продолжительность служебного времени в Минераловодской таможне не должна превышать 40 часов в неделю. Указанными Правилами внутреннего распорядка в Минераловодской таможне установлена пятидневная рабочая неделя с 8-ми часовой ежедневной продолжительностью рабочего времени и ежедневным почасовым режимом рабочего времени. Исключением из Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни по режиму прохождения службы является в числе иных структурных подразделений таможни отдел таможенной охраны, для сотрудников которых установлен круглосуточный режим работы согласно графикам дежурств (сменности) с указанием в них начала и окончания служебного времени. Пунктом 3 ст. 34 ФЗ от 21.07.1997 №114-ФЗ предусмотрена компенсация за привлечение сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени только путем предоставления ему в течение месяца дополнительных дней отдыха. Равно как и утвержденными приказами Минераловодской таможни от .. .., от .. .. Правилами внутреннего распорядка сотрудников таможни, со ссылкой в п. 10 и п. 9 Правил внутреннего распорядка сотрудников таможни, на единственную возможность компенсации за исполнение сотрудником должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени путем предоставления в течение месяца дополнительных дней отдыха. При этом указанным Федеральным законом от 21.07.1997 №114-ФЗ компенсация сверхурочной работы сотрудникам таможенного органа в денежной форме не предусмотрена. Выплата денежного довольствия сотрудникам таможенных органов производится в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002 №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (далее – Федеральный закон от 30.06.2002 №78-ФЗ). Согласно статье 1 Федерального закона от 30.06.2002 №78-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат, устанавливаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Выплаты сотрудникам таможенных органов за сверхурочную работу вышеуказанным Федеральным законом от 30.06.2002 №78-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не установлены. Также следует отметить, что финансирование таможенных органов, в том числе на денежное довольствие сотрудников таможенных органов, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Учитывая, что нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих размеры оплаты труда сотрудников таможенных органов за сверхурочную работу не принято, денежные средства на указанные цели Минфином России не выделяются. Таким образом, с учетом изложенного выше правовые основания для осуществления Минераловодской таможней указанных выплат бывшему сотруднику оперативно-дежурного отдела таможни Миляеву Д.В. отсутствуют. Кроме того, об отсутствии правовых оснований осуществления Миляеву Д.В. требуемых им выплат подтверждается разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД), данными в обращенном к Федеральной таможенной службе России письме от .. .., согласно которому вопросы организации службы и оплаты труда сотрудников таможенных органов должны регулироваться вышеназванными Федеральными законами: №114-ФЗ от 21.07.1997, №78-ФЗ от 30.06.2002, а не положениями Трудового кодекса Российской Федерации. Между тем, ФЗ от .. №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (пункт 8 статьи 1) в качестве компенсаций за особые условия несения службы предусмотрено осуществление дополнительных выплат сотрудникам, в том числе за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Во исполнение пункта 8 статьи 1 вышеуказанного Федерального закона от 30.06.2002 №78-ФЗ приказом Федеральной таможенной службы РФ от .. .. «О выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» утверждена инструкция, согласно пункту 1 которой, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 120 процентов должностного оклада устанавливается сотрудникам таможенных органов, выполнение служебных обязанностей которых связано с решением задач, требующих высокого уровня профессиональной подготовки, либо сопряжено с напряженным специальным режимом несения службы, в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы. Так, во исполнение приказа Федеральной таможенной службы РФ от .. .. Минераловодской таможней были изданы приказы «Об установлении сотрудникам Минераловодской таможни надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» от .. ..-А, от .. ..-А, от .. ..-А, от .. ..-А, от .. согласно которым отделу бухгалтерского учета и финансовой экспертизы таможни было предписано осуществлять выплаты за периоды: с .., с .., с .., с .. сотрудникам Минераловодской таможни в виде ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы согласно списку сотрудников, указанных в приложении к данному приказу. В указанное число сотрудников был также включен инспектор отдела таможенной охраны таможни Миляев Д.В. с установлением ему процентной надбавки в размере от 90 до 110 процентов оклада по занимаемой штатной должности, что составляло ежемесячно за вышеуказанные оспариваемые Миляевым Д.В. периоды от 1951,77 руб. до 2935,90 руб. Начисление указанной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, а также их выплата Миляеву Д.В. осуществлялась Минераловодской таможней ежемесячно в течение всего оспариваемого им периода 2007-2010г.г. за время работы Миляева Д.В. в Минераловодской таможне по день его увольнения. Применение положений Федерального закона от 30.06.2002 №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (пункт 8 статьи 1) и приказа Федеральной таможенной службы РФ от .. .. «О выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» в части осуществления дополнительных выплат сотрудникам таможенных органов РФ связано с их компенсационным характером, устанавливаемым только для данной категории федеральных государственных служащих (сотрудников) в зависимости от объема и характера выполняемой ими работы. О компенсационной природе указанных дополнительных выплат, производимых сотрудникам таможенных органов в виде ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы и ее неразрывной связи с оплатой за отработанное сверх установленного внутренним распорядком время ранее также указывалось Финансовым управлением ГТК РФ в своем письме от .. .. Северо-Западному таможенному управлению при разъяснении порядка применения приказа ГТК России от .. .., ранее действовавшего до вступления в законную силу упомянутого выше Федерального закона от .. №78-ФЗ и приказа Федеральной таможенной службы РФ от .. ... Так, согласно указанному письму Финансового управления ГТК РФ следует: «Положением о денежном довольствии сотрудников не предусмотрены компенсации за сверхурочно проработанное время. Отработанное сверх установленного внутренним распорядком время компенсируется предоставлением ему дополнительных дней отдыха. В случае, если обстоятельства службы не позволяют предоставить сотруднику компенсационные дни отдыха, ему может быть установлена надбавка до 50% должностного оклада за сложность, напряженность и специальный режим службы». В подтверждение указанных доводов о компенсационной природе вышеуказанной дополнительной выплаты (ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы) свидетельствуют положения действующего приказа Федеральной таможенной службы РФ от .. .. о том, что данная надбавка не является обязательной выплатой, не может применяться в равной степени к каждому сотруднику таможенного органа и зависит от условий, в которых сотрудникам приходится выполнять свои служебные обязанности. Таким образом, на основании вышеизложенного все предусмотренные Федеральным законом от .. №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» выплаты, в том числе компенсационного характера были произведены Минераловодской таможней Миляеву Д.В. в период его работы в занимаемых должностях отдела таможенной охраны таможни в полном объеме. Помимо указанных выше обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии предмета рассматриваемого спора, также имеются доказательства пропуска Миляевым Д.В. без уважительных причин установленного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, трехмесячного срока для реализации им права на обращение в суд за разрешением индивидуального спора, контрольной точкой исчисления которого служит день, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Как было указано выше, приказами Минераловодской таможни от .. .., от .. .. регулируется внутренний распорядок прохождения сотрудниками отдела таможенной охраны службы в таможне с наличием в утвержденных ими Правилах положений, предусматривающих порядок привлечения сотрудников к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени со ссылкой на предельно допустимое время выполнения работы за пределами установленной продолжительности служебного времени равное 120 часам в год и возможность его компенсации сотрудникам путем предоставления дополнительных дней отдыха. Так, с первым из указанных приказов Минераловодской таможни от .. .. «О введении в действие правил внутреннего распорядка сотрудников, служебного распорядка государственных гражданских служащих, внутреннего трудового распорядка работников Минераловодской таможни», Миляев Д.В. был ознакомлен .., о чем имеется его подпись в листе ознакомления с приказом в числе других сотрудников подразделения таможенной охраны Минераловодской таможни, в котором проходил службу МиляевД.В. Как следует при сопоставлении указанных дат ознакомления Миляева Д.В. с правилами внутреннего распорядка сотрудников и даты его обращения с иском в суд (19.07.2010г.), со дня ознакомления Миляева Д.В. с приказом таможни от .. .., предоставляющего возможность реализовать свое право на обращение к работодателю за предоставлением своевременной компенсации за сверхурочно отработанное время дополнительных дней отдыха и (или) на одновременное обращение за защитой нарушенных прав в суд, на момент подачи Миляевым Д.В. искового заявления в Минераловодский городской суд прошло более 3 года 5 месяцев, что свидетельствует о пропуске Миляевым Д.В. срока исковой давности, установленного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, что в силу разъяснений пункта 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.06.2008г. №11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» исключает возможность для дальнейшего исследования судом фактических обстоятельств возникшего спора по существу. Статья 392 ТК РФ направлена на обеспечение функционирования механизма судебной защиты трудовых прав и в системе действующего правового регулирования призвана гарантировать возможность реализации работниками права на индивидуальные трудовые споры (статья 37, часть 4, Конституции Российской Федерации), устанавливая условия, порядок и сроки для обращения в суд за их разрешением. Предусмотренный частью первой данной статьи трехмесячный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством. Однако такой срок, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным; установленные данной статьей сокращенный срок для обращения в суд и правила его исчисления направлены на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и по своей продолжительности этот срок является достаточным для обращения в суд. Начало течения трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, которое, относительно данного спора, возникло у Миляева Д.В. с 11.01.2007г. ? с момента, когда он был ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни, введенными в действие приказом таможни от .. ... При том, что данное событие произошло задолго до обращения Миляева Д.В. за разрешением спора в Минераловодский городской суд, тем самым, в свою очередь, исключая признание судом обстоятельств пропуска Миляевым Д.В. срока исковой давности уважительными. Тем более, что соответствующее обращение о восстановлении данного срока от Миляева Д.В. в суд не поступало, предопределяя в связи с этим вынесение судом решения об отказе Миляеву Д.В. в иске. Относительно же произведенных Миляевым Д.В. расчетов предполагаемой денежной компенсации за не предоставленные дни отдыха за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с .. по .., то данные расчеты не основаны на нормах закона и не могут быть приняты судом в обоснование исковых требований Миляева Д.В. Как следует из представленного Миляевым Д.В. расчета денежной компенсации за не предоставленные дни отдыха за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с .. по .., в основу произведенного им расчета компенсационных выплат за сверхурочно отработанное время была положена среднемесячная заработная плата, исчисленная с учетом всех произведенных ему за оспариваемые периоды выплат, в том числе премий, имеющих единовременный характер, а не оклад денежного содержания (формируется из оклада по занимаемой штатной должности и оклада по специальному званию) от которого подлежит расчету почасовая ставка заработной платы за отработанное федеральными государственными служащими категории «сотрудники» время. Что, в свою очередь, полностью опровергает исчисление представленного Миляевым Д.В. суду сверхурочно отработанного времени и тем самым исключает взятие его за основу при подсчете предполагаемой невыплаченной ему суммы денежной компенсации за сверхурочно отработанное в Минераловодской таможне время за указанные им периоды несения службы с .. по .. В случае предположения необходимости осуществления Минераловодской таможней Миляеву Д.В. требуемых им выплат за сверхурочно отработанное время, то расчет указанной суммы должен был осуществляться следующим образом. В соответствии с приказами Минераловодской таможни «Об организации охраны таможенных объектов Минераловодской таможни»: .. от .., .. от .., .. от .., .. от .., .. от .., .. от .., .. от .., .. от .. определены объекты Минераловодской таможни, охраняемые сотрудниками отдела таможенной охраны таможни с установлением режима и порядка несения ими службы на каждом из охраняемых объектов. На основании вышеуказанных приказов в Минераловодской таможне ежемесячно утверждаются планы-графики дежурств сотрудников отдела таможенной охраны. С учетом установленных вышеуказанными приказами Минераловодской таможни временных режимов несения службы на охраняемых сотрудниками отдела таможенной охраны объектах таможни, а также рассчитанной согласно производственному календарю с .. по .. нормы рабочего времени для 40 часовой рабочей недели за минимально установленный ст. 104 Трудового кодекса РФ расчетный период равный одному месяцу, расчет предполагаемого фактически отработанного Миляевым Д.В. времени должен быть произведен согласно прилагающемуся к настоящим возражениям на исковое заявление Миляева Д.В. контррасчету. При этом, с учетом установления приказом Минераловодской таможни от .. .. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни» суммированного учета рабочего времени, равного одному году, за период с .. по .. факт предполагаемого сверхурочно отработанного Миляевым Д.В. времени отсутствует. Кроме того, часть из предъявленных к Минераловодской таможне исковых требований, связанных с денежной компенсацией Миляеву Д.В. за сверхурочно отработанное время за период с января 2007г. по .., помимо нарушений им, как указывалось выше, срока установленного ст. 392 ТК РФ для обращения в суд за защитой трудовых прав, выходит за пределы общего трехлетнего срока исковой давности, предусмотренного ст. 39 ГПК РФ. Так, согласно указанным разъяснениям Пленума ВС РФ в случае, когда требование о компенсации морального вреда вытекает из нарушения имущественных или иных прав, для защиты которых законом установлена исковая давность или срок обращения в суд (например, установленные статьей 392 ТК РФ, сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора), на такое требование распространяются сроки исковой давности или обращения в суд, установленные законом для защиты прав, нарушение которых повлекло причинение морального вреда. Таким образом, исковые требования гр. Миляева Д.В., связанные с производством выплаты ему Минераловодской таможней компенсации морального вреда в сумме 800000 руб., также не подлежат удовлетворению. 16.08.2010 г. в ходе предварительного судебного заседания по делу по иску Миляева Д.В. к Минераловодской таможне о взыскании компенсации за работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в период с .. по .. в сумме 296 439,18 руб. при рассмотрении доводов истца относительно наличия допущенных со стороны Минераловодской таможни нарушений, судом перед участвующим в судебном заседании представителем Минераловодской таможни были поставлены вопросы относительно наличия либо отсутствия факта предоставления Миляеву Д.В. в оспариваемый период службы приказами Минераловодской таможни дополнительных дней отдыха за сверхурочно отработанное время, наличия (отсутствия) в таможне Комиссии по трудовым спорам, а также необходимости предоставления пояснений по имеющимся в графе «переработка в месяц» утвержденных графиков дежурств личного состава отдела таможенной охраны цифровых обозначений с отрицательным значением и предоставлением суду таможней контррасчета за период с .. по .. Ознакомившись с изложенными в ходе предварительного судебного заседания доводами представителя истца – адвоката Сорокина Т.В., в дополнение к ранее представленным таможней возражениям от .. .. в обоснование позиции Минераловодской таможни, а также относительно указанных выше поставленных судом в предварительном судебном заседании вопросов поясняет, как указывалось ранее в представленных таможней возражениях ФЗ от 21.07.1997 №114-ФЗ компенсация сверхурочной работы сотрудникам таможенного органа, к которым относился Миляев Д.В. в период прохождения им службы в таможенных органах в денежной форме не предусмотрена. Выплата денежного довольствия сотрудникам таможенных органов производится в соответствии с Федеральным законом от 30.06.2002 №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (далее – Федеральный закон от 30.06.2002 №78-ФЗ). Согласно статье 1 ФЗ от 30.06.2002г. №78-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат, устанавливаемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации. Выплаты сотрудникам таможенных органов за сверхурочную работу вышеуказанным Федеральным законом от 30.06.2002 №78-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не установлены. Финансирование таможенных органов, в том числе на денежное довольствие сотрудников таможенных органов, осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Учитывая, что нормативных правовых актов Российской Федерации, определяющих размеры оплаты труда сотрудников таможенных органов за сверхурочную работу не принято, денежные средства на указанные цели Минфином России не выделяются. Таким образом, с учетом изложенного выше правовые основания для осуществления Минераловодской таможней указанных выплат бывшему сотруднику отдела таможенной охраны таможни Миляеву Д.В. отсутствуют. Приказы о выполнении Миляевым Д.В. сверхурочной работы и соответственно предоставлении ему дополнительных дней отдыха Минераловодской таможней в оспариваемые им периоды времени не издавались. Между тем, во исполнение п. 8 ст. 1 вышеуказанного Федерального закона от 30.06.2002 №78-ФЗ в соответствии с п. 1 приказа ФТС России от .. .. «О выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» ежемесячно Миляеву Д.В. в течение всего оспариваемого периода службы на основании приказов Минераловодской таможни «Об установлении сотрудникам Минераловодской таможни надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» от .., производились соответствующие компенсационные выплаты в виде ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в зависимости от объема и характера выполняемой им работы. Таким образом, все предусмотренные Федеральным законом от 30.06.2002 №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» выплаты, в том числе компенсационного характера были произведены Минераловодской таможней Миляеву Д.В. в период его работы в занимаемых должностях отдела таможенной охраны таможни в полном объеме. Помимо указанных выше обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии предмета рассматриваемого спора, также имеются доказательства пропуска Миляевым Д.В. без уважительных причин установленного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ трехмесячного срока для реализации им права на обращение в суд за разрешением индивидуального спора, контрольной точкой исчисления которого служит день, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Как указывалось Минераловодской таможней ранее в представленных суду возражениях, приказами Минераловодской таможни от .. .., от .. .. регулируется внутренний распорядок прохождения сотрудниками отдела таможенной охраны службы в таможне с наличием в утвержденных ими Правилах положений, предусматривающих порядок привлечения сотрудников к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени со ссылкой на предельно допустимое время выполнения работы за пределами установленной продолжительности служебного времени равное 120 часам в год и возможность его компенсации сотрудникам путем предоставления дополнительных дней отдыха. С данными приказами Минераловодской таможни от .. .. «О введении в действие правил внутреннего распорядка сотрудников, служебного распорядка государственных гражданских служащих, внутреннего трудового распорядка работников Минераловодской таможни», от .. .. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни» Миляев Д.В. был ознакомлен соответственно .. и .., о чем имеются его подписи в листах ознакомления с указанными приказами наряду с подписями других сотрудников отдела таможенной охраны таможни. Как следует при сопоставлении указанных дат ознакомления Миляева Д.В. с правилами внутреннего распорядка сотрудников и даты его обращения с иском в суд (..), со дня ознакомления Миляева Д.В. с приказом таможни от .. .., предоставляющего возможность реализовать свое право на обращение к работодателю за предоставлением своевременной компенсации дополнительных дней отдыха и на одновременное обращение за защитой нарушенных прав в судебные органы, на момент подачи Миляевым Д.В. искового заявления в Минераловодский городской суд прошло более трех с половиной лет и более 15 месяцев – с момента ознакомления с приказом таможни от .. ... При этом, с ноября 2008г. в утверждаемых начальником Минераловодской таможни планах-графиках дежурств отдела таможенной охраны таможни, в котором проходил службу Миляев Д.В., стала предусматриваться графа о количестве часов фактически отработанных сотрудниками данного отдела таможни за учетный период (месяц) с их подсчетом в соответствующем столбце указанных планов-графиков и графа о часах сверхурочно отработанных. Что предоставляло реальную возможность истцу при сопоставлении количества отработанных часов с нормальной продолжительностью рабочего времени из расчета сорока часовой рабочей недели (как указывалось выше информация о данном режиме работы сотрудников было доведена в приказах таможни от .. .., от .. .. под роспись истцу) своевременно осуществить реализацию судебной защиты нарушенных прав. Возможность обращения в суд также могла быть реализована Миляевым Д.В. и по истечении предусмотренного ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ трехмесячного срока с момента его ознакомления с планом-графиком на март 2009г., утвержденного начальником таможни .., с которым был ознакомлен Миляев Д.В. под роспись этого же числа, в соответствующем столбце которого указано время «переработки» (4 часа). Положения ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ также возможно применить и с 16 марта 2010г., т.е. со дня, когда Миляев Д.В. ознакомился с утвержденным начальником таможни планом-графиком дежурств отдела таможенной охраны с изменениями на март 2010г. в соответствующем столбце которого время переработки превышает нормальную продолжительность служебного времени на 32 часа, зная при этом на момент ознакомления с планом-графиком о том, что по истечении срока последнего заключенного контракта .. от .. контракт на новый срок с Миляевым Д.В. заключаться не будет. Данные указанные выше обстоятельства свидетельствуют о пропуске им срока исковой давности, установленного ч. 1 ст. 392 ТК РФ, что в силу разъяснений пункта 30 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.06.2008г. № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» исключает возможность для дальнейшего исследования судом фактических обстоятельств возникшего спора по существу. Что касается произведенного таможней контррасчета предполагаемой денежной компенсации за не предоставленные Миляеву Д.В. дни отдыха за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период с .. по .. в противовес предъявленным Миляевым Д.В. соответствующим требованиям материального характера, поясняю, что с учетом установленного в силу положений ст. 104 Трудового кодекса РФ приказом Минераловодской таможни от .. .. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни» суммированного учета рабочего времени, равного одному году, за период с .. по .. с применением к указанным периодам службы нормальной продолжительности рабочего времени, отраженных в производственных календарях на 2009 и 2010гг., выполнение работы за пределами нормальной продолжительности служебного времени Миляевым Д.В. не производилось, в связи с чем отсутствует необходимость принимать в расчет истребованный судом расчет предполагаемой выплаты Миляеву Д.В. денежной компенсации за вышеуказанный период службы (с .. по ..). Что касается вопроса о наличии в графе «переработка в месяц» утвержденных графиков дежурств личного состава отдела таможенной охраны таможни цифровых обозначений с отрицательным значением (минус), путем выборки установлено, что соответствующие значения проставлены в графах «переработка в месяц» планов-графиков дежурств на май, июнь, июль, октябрь и декабрь 2009 года и обозначают путем проведения простых арифметических действий отсутствие в указанные периоды времени каких-либо отклонений фактически отработанного Миляевым Д.В. времени от установленной нормальной продолжительности служебного времени. .. в ходе предварительного судебного разбирательства по делу по иску Миляева Д.В. к Минераловодской таможне о взыскании компенсации за работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в период с .. по .. в сумме 296439,18 руб. истцом были изменены исковые требования в части предъявления ко взысканию с таможни компенсации за работу за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в оспариваемый им вышеуказанный период прохождения службы в таможенном органе с требуемой суммы на сумму 84141,07 руб. обоснованной вновь представленным суду расчетом с учетом включения в него расчета компенсации в увеличенном размере за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также в ночное время суток. Ознакомившись с расчетом Миляева Д.В., в дополнение к ранее представленным таможней возражениям от .. .., от .. .. считает данный расчет необоснованным и неприменимым к установленному в Минераловодской таможне порядку прохождения должностными лицами категории «сотрудники» службы в подразделении таможенной охраны, в связи со следующим. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» согласно разделению федеральной государственной службы по видам, ранее занимаемые Миляевым Д.В. должности относятся к категории «сотрудники» правоохранительной службы. Пунктом 4 ст. 10 Федерального закона № 58-ФЗ установлено, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы. Из чего следует, что правоотношения, возникающие в связи с прохождением службы в таможенных органах регламентируются нормами специального законодательства, а не общими положениями Трудового кодекса РФ. Что подтверждается разъяснениями Федеральной службы по труду и занятости (РОСТРУД), данными в обращенном к Федеральной таможенной службе России письме от .. ..-Т3 (копия имеется в материалах судебного дела). В данном случае, указанные правовые нормы регламентируются Федеральным законом от .. № 114-ФЗ, определяя порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы и основы правового положения должностных лиц таможенных органов. Применительно к рассматриваемому вопросу главой V Федерального закона №114-ФЗ определены условия прохождения службы в таможенных органах РФ. Так, статьей 33 настоящего Федерального закона установлено, что порядок прохождения службы в таможенных органах устанавливается правилами внутреннего распорядка. Согласно пунктам 1 и 2 ст. 34 Федерального закона № 114-ФЗ продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде. Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени. Порядок учета служебного времени определяется руководителем Федеральной таможенной службы. Во исполнение статей 33 и 34 Федерального закона от 21.07.1997 № 114-ФЗ Федеральной таможенной службой России были разработаны и утверждены приказом от .. .. Типовые правила внутреннего трудового распорядка таможенных органов Российской Федерации. Приказами Минераловодской таможни от .. .., от .. .. с учетом разработанных ФТС России указанных выше Типовых правил внутреннего трудового распорядка таможенных органов РФ утверждены Правила внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни, согласно которым нормальная продолжительность служебного времени в Минераловодской таможне не должна превышать 40 часов в неделю. Указанными Правилами внутреннего распорядка в Минераловодской таможне установлена пятидневная рабочая неделя с 8-ми часовой ежедневной продолжительностью рабочего времени и ежедневным почасовым режимом рабочего времени. Исключением из Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни по режиму прохождения службы является в числе иных структурных подразделений таможни отдел таможенной охраны, для сотрудников которых установлен круглосуточный режим работы согласно графикам дежурств (сменности) с указанием в них начала и окончания служебного времени. Что указывает на необоснованность требований истца об оплате ему труда в повышенном размере за работу в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, поскольку исполнение им своих обязанностей по графику дежурства (сменности) само по себе предполагает работу в ночное время, в выходные и праздничные дни. Данное положение также подтверждается Федеральным законом от 30.06.2002 №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (далее – Федеральный закон от 30.06.2002 № 78-ФЗ), устанавливающим для данной категории федеральных государственных служащих (сотрудников таможенных органов) определенный перечень видов денежного довольствия, порядок и условия их выплат. Так, согласно статье 1 Федерального закона от 30.06.2002 № 78-ФЗ денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, а также иных видов дополнительных выплат, возможность применения которых в предусмотренной настоящим Федеральным законом РФ системе оплаты труда сотрудников таможенных органов ставится в зависимость от установления их Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, тем самым, исключая применение к трудовым отношениям указанной категории федеральных государственных служащих в области оплаты труда общих положений Трудового кодекса РФ. В частности, положений ст. 153 (оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни), ст. 154 (оплата труда в ночное время) Трудового кодекса РФ, на которые ссылается в своем расчете Миляев Д.В. Выплаты сотрудникам таможенных органов за работу в выходные и нерабочие праздничные дни, а также ее выполнение в ночное время, в том числе с применением к соответствующему рабочему времени каких-либо повышающих коэффициентов, вышеуказанным Федеральным законом от 30.06.2002 № 78-ФЗ и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в пределах ассигнований, предусматриваемых на выплату денежного довольствия сотрудникам в составе расходов федерального бюджета на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти не установлены. В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 21.07.1997 №114-ФЗ предусмотрена компенсация за привлечение сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени только путем предоставления ему дополнительных дней отдыха, равно как и утвержденными приказами Минераловодской таможни от .. .., от .. .. Правилами внутреннего распорядка сотрудников таможни (пункты 10 и 9 Правил). При этом, пунктом 4 Правил внутреннего распорядка сотрудников таможни, утвержденного приказом Минераловодской таможни от .. .., установлено, что порядок предоставления выходных дней сотрудникам, исполняющим должностные обязанности в соответствии с графиком дежурства (сменности) определяется соответствующими графиками дежурства (сменности). С данным приказом, как уже отмечалось ранее в представленных суду Минераловодской таможней возражениях, истец был ознакомлен под подпись .., подтверждением чему является лист ознакомления МиляеваД.В. с данным приказом таможни (копия листа ознакомления имеется в материалах судебного дела). В ходе проверки информации о предоставлении Минераловодской таможней дополнительных дней отдыха, как следует из планов-графиков дежурств: на март 2010г. с изменениями от .., утвержденного начальником таможни .. (Миляев Д.В. ознакомлен ..) и апрель 2010г., утвержденного начальником таможни .. (Миляев Д.В. ознакомлен ..), соответствующие дополнительные дни отдыха (выходные дни) за исполнение истцом должностных обязанностей сверх установленного служебного времени были предоставлены Миляеву Д.В. таможней в период с .. по .. в общем количестве 29 дней. При сопоставлении предполагаемого отработанного Миляевым Д.В. в период установленного ст. 196 ГК РФ общего трехлетнего срока исковой давности (с .. по .. – день подачи искового заявления) сверхурочного времени (480 часов) в соответствии с выполненным подсчетом по утвержденным в таможне планам-графикам дежурств и количества часов отдыха (696 часов), предоставленных таможней в период с .. по .. установлено, что за указанный период службы Миляеву Д.В. таможней было возмещено отработанное им сверхурочное время в полном объеме, что тем самым исключает наличие по рассматриваемому Минераловодским городским судом делу предмета спора. Приказы о выполнении Миляевым Д.В. сверхурочной работы и соответственно предоставлении ему дополнительных дней отдыха Минераловодской таможней в оспариваемые им периоды времени не издавались. Между тем, это не свидетельствует само по себе о нарушении Минераловодской таможней каких-либо прав истца, тем более что возможность предоставления дополнительных дней отдыха (выходных дней) путем отражения соответствующей информации в утверждаемых начальником таможни графиком дежурства (сменности) закреплено в пункте 4, изданного таможней приказа от .. .. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни». На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством: п. 8 ст. 1 Федерального закона от 30.06.2002 №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)», приказа Федеральной таможенной службы РФ от .. .. «О выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы», ч. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, ст.ст. 35, 38, 55, 56, 59, 60, 195 ГПК РФ, просит суд отказать Миляеву Д.В. в удовлетворении заявленных им исковых требований в полном объеме, применить общий трехлетний срок исковой давности и сокращенный трехмесячный срок за обращением в суд за защитой нарушенного права, установленный нормами ТК РФ. Суд, выслушав истца Миляева Д.В., представителя ответчика Минераловодской таможни по доверенности Кузнецова А.Н., исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу, что исковые требования истцом заявлены не обоснованно, не доказаны и не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. Согласно записям в трудовой книжке Миляева Д.В. .., заполненной .. Миляев Д.В. с .. проходил службу в Минераловодской таможне в различных должностях отдела таможенной охраны и оперативно-дежурной службы и .. уволен по окончании срока службы, предусмотренного контрактом /т.1 л.д.13-16/. Согласно Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни, введенных приказом начальника Минераловодской таможни .. от .., в Минераловодской таможне установлена пятидневная рабочая неделя с нормальной продолжительностью служебного времени 40 часов в неделю. При этом для отдела таможенной охраны установлен круглосуточный режим работы согласно графика дежурств. Сотрудники могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей за пределами установленной продолжительности служебного времени, а также в выходные и не рабочие праздничные дни. В этих случаях сотрудникам предоставляются дополнительные дни отдыха в течение месяца согласно порядку, установленному начальником таможни. Работа за пределами установленной продолжительности служебного времени не должна превышать 4 часов в течение 2 дней подряд и 120 часов в год для каждого сотрудника таможни /т.1 л.д.237-242/. С указанным приказом начальника таможни Миляев Д.В. был ознакомлен 11.01.2007г. /т.1 л.д.243/. В соответствии со ст.392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Начало течения трехмесячного срока для обращения в суд законодатель связывает с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а при пропуске срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судом /ст. 392 ч.3 ТК РФ/. Истец Миляев Д.В. узнал о нарушении своих прав 11.01.2007г., что подтверждено листом ознакомления сотрудников таможни с приказом начальника Минераловодской таможни .. от .., о введении в действие Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни. С иском к Минераловодской таможне за защитой своих трудовых прав Миляев Д.В. обратился .. \т.1 л.д.4\, тем самым истец пропустил установленный ст.392 ТК РФ, срок для обращения в суд с трудовым спором. С ходатайством о восстановлении пропущенного срока Миляев Д.В. не обращался, доказательств уважительности причин пропуска срока исковой давности и срока за обращением в суд за защитой нарушенного права суду не представил, в судебном заседании .. истец и его представитель на вопрос суда намерен ли истец подавать такое заявление о восстановлении пропущенных сроков и его представитель адвокат Сорокин Т.В. пояснили, что они считают, что процессуальные сроки ими не нарушены и у них отсутствует необходимость обращения к суду с заявлением о восстановлении сроков, что отражено в протоколе судебного заседания. В соответствии со ст. 196 ГК РФ). Статьей 197 ГК РФ, предусмотрено, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила статей 195, 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное. На основании ст. 199 ГК РФ, требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске, а поэтому поскольку представителем ответчика заявлено о применении срока исковой давности по заявленным исковым требованиям, суд обязан его применить, т.к. истцом не заявлено о восстановлении пропущенного срока и не представлено доказательств, уважительности пропуска срока исковой давности, что является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении иска. При этом суд исходит из того, что истец Миляев Д.В. пропустил общий срок исковой давности, поскольку был ознакомлен с приказом Минераловодской таможни от .. .. под роспись .. и трехлетний срок исковой давности по заявленным требованиям о взыскании денежных средств с даты .. начал течь для истца с даты ознакомления с приказом .. от .. и истек .. Сокращенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора (ст.392 ТК РФ) для истца начинает течь со дня ознакомления его с очередным графиком работы, поскольку именно в день ознакомления с графиком истцу работодатель доводит информацию о днях отдыха за предшествующие дни работы выходящие за пределы нормальной продолжительности рабочего времени и прекращается такой срок по истечении трех месяцев со дня ознакомления истца с соответствующим графиком работы, а потому право на предъявление иска в суд в связи с не предоставлением истцу дней отдыха в связи с переработкой за пределами нормальной продолжительности рабочей недели (месяца) истекает через три месяца со дня ознакомления с последним приказом утвержденного графика дежурств, в том числе работы на март 2010г. с изменениями от .., утвержденного начальником таможни .., с которым Миляев Д.В. ознакомлен .. и апрель 2010г., утвержденного начальником таможни .., с которым истец ознакомлен .., тем самым у истца истек срок соответственно .. и .. для обращения в суд с соответствующим заявлением, что влечет отказ в удовлетворении требований заявленных к ответчику о взыскании компенсации за не предоставленные дни отдыха, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период времени с .. по день увольнения .. в сумме 296 439 руб. 18 коп., взыскании компенсации морального вреда в сумме 800 000 руб., взыскании процентов – денежной компенсации в сумме 10 860 руб. за задержку выплат. Суд не может принять во внимание доводы истца о том, что он обратился в суд в течение 3-х месячного срока со дня увольнения с .. и подал иск .., поскольку данное утверждение не соответствует положению ст. 392 ТК РФ, согласно которой законодатель связывает начало течения срока за обращением в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права и не связывает начало течения срока обращения в суд со днем увольнения работника (прекращения трудовых отношений) и только для обращения в суд по спорам об увольнении предусмотрено начало течения срока – в течение одного месяца со дня вручения трудовой книжки или копии приказа об увольнении. Ответчиком доказано, что возможность предоставления дополнительных дней отдыха (выходных дней) отражается и информация об этом содержится в утверждаемых начальником таможни графиком дежурства (сменности), что закреплено в п. 4 изданного таможней приказа от .. .. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни» и приказа от .. .. (ознакомлен ..), которыми регулируется внутренний распорядок прохождения сотрудниками отдела таможенной охраны службы в таможне с наличием в утвержденных ими Правилах положений, предусматривающих порядок привлечения сотрудников к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени со ссылкой на предельно допустимое время выполнения работы за пределами установленной продолжительности служебного времени равное 120 часам в год и возможность его компенсации сотрудникам путем предоставления дополнительных дней отдыха. С обоими приказами Минераловодской таможни от .. .. «О введении в действие правил внутреннего распорядка сотрудников, служебного распорядка государственных гражданских служащих, внутреннего трудового распорядка работников Минераловодской таможни» и от .. .. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни» истец Миляев Д.В. был ознакомлен лично соответственно .. и .., о чем имеются его подписи в листах ознакомления с указанными приказами наряду с подписями других сотрудников отдела таможенной охраны таможни, что подтвердил истец и не оспорил в судебном заседании. Более того, суд отмечает, что ответчиком доказано, что приказом Минераловодской таможни от .. .. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни» суммированный учет рабочего времени, равного одному году, за период с .. по .. с применением к указанным периодам службы нормальной продолжительности рабочего времени, отраженных в производственных календарях на 2009 и 2010гг., выполнение работы за пределами нормальной продолжительности служебного времени истцом Миляевым Д.В. не производилось, в связи с чем отсутствуют вообще какие-либо основания для взыскания компенсации за не предоставленные дни отдыха за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени за 2009г. и 2010г., поскольку иное истцом не доказано в условиях состязательности процесса, а поэтому и ввиду не доказанности взысканию в пользу истца с ответчика не подлежит денежная компенсация за период службы с .. по .. Доводы ответчика о наличии в графе «переработка в месяц» утвержденных графиков дежурств личного состава отдела таможенной охраны таможни цифровых обозначений с отрицательным значением (минус), путем выборки представленной ответчиком, которую у суда не имеется оснований подвергать сомнению - видно, что соответствующие значения проставлены в графах «переработка в месяц» планов-графиков дежурств на май, июнь, июль, октябрь и декабрь 2009г. и обозначают путем проведения простых арифметических действий отсутствие в указанные периоды времени каких-либо отклонений фактически отработанного Миляевым Д.В. времени от установленной нормальной продолжительности служебного времени. В соответствии со ст.1 ФЗ РФ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы) от 30.06.2002г. № 78-ФЗ, денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат. Согласно ст. 2, ФЗ РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997г. № 114-ФЗ, Законодательство Российской Федерации о службе в таможенных органах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Таможенного кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок прохождения службы в таможенных органах. В соответствии со ст. 34 названного Закона продолжительность еженедельного служебного времени сотрудников таможенных органов не должна превышать продолжительности еженедельного рабочего времени, установленной законодательством Российской Федерации о труде. Для сотрудников таможенных органов правилами внутреннего распорядка устанавливаются пятидневная или шестидневная рабочая неделя, а также продолжительность ежедневного служебного времени. Порядок учета служебного времени определяется руководителем Федеральной таможенной службы. Для исполнения неотложных или непредвиденных обязанностей по службе сотрудник таможенного органа может привлекаться к исполнению своих должностных обязанностей сверх установленного служебного времени, а также в выходные и праздничные дни на основании приказа начальника таможенного органа. Привлечение указанного сотрудника к исполнению должностных обязанностей сверх установленного служебного времени компенсируется предоставлением ему в течение месяца дополнительных дней отдыха. Федеральным законом от 30.06.2002 №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (пункт 8 статьи 1) в качестве компенсаций за особые условия несения службы предусмотрено осуществление дополнительных выплат сотрудникам, в том числе за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Минераловодской таможней были изданы приказы «Об установлении сотрудникам Минераловодской таможни надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы», «О выплате процентной надбавки за сложность, напряженность и особые условия государственной гражданской службы, ежемесячного денежного поощрения, сотрудникам, федеральным государсвтенным гражданским служащим и работникам таможни» .. /т.1 л.д. 204-221, 225-233/, согласно которым отделу бухгалтерского учета и финансовой экспертизы таможни было предписано осуществлять выплаты за периоды: с .. сотрудникам Минераловодской таможни в виде ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы согласно списку сотрудников, указанных в приложении к данному приказу. В указанное число сотрудников был также включен инспектор отдела таможенной охраны таможни Миляев Д.В. с установлением ему процентной надбавки в размере от 90 до 110 процентов оклада по занимаемой штатной должности, что составляло ежемесячно за вышеуказанные оспариваемые Миляевым Д.В. периоды от 1951,77 руб. до 2935,90 руб. Начисление указанной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы, а также их выплата Миляеву Д.В. осуществлялась Минераловодской таможней ежемесячно в течение всего оспариваемого им периода 2007-2010г.г., т.е. за время работы Миляева Д.В. в Минераловодской таможне по день его увольнения. Применение положений Федерального закона от 30.06.2002 №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (пункт 8 статьи 1) и приказа Федеральной таможенной службы РФ от .. .. «О выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» в части осуществления дополнительных выплат сотрудникам таможенных органов РФ связано с их компенсационным характером, устанавливаемым только для данной категории федеральных государственных служащих (сотрудников) в зависимости от объема и характера выполняемой ими работы. Таким образом, денежные выплаты Миляеву Д.В., в том числе компенсационного характера были произведены Минераловодской таможней в период его работы в занимаемых должностях отдела таможенной охраны таможни в полном объеме, что не оспаривалось истцом в судебном заседании и у суда не имеется оснований подвергать сомнению представленные ответчиком доказательства, которые являются относимыми и допустимыми (ст.ст. 59-60 ГПК РФ). Кроме того, суд считает не доказанным истцом вообще факта переработки в оспариваемый им период времени за 2009-2010г.г. по сравнению с установленной нормальной продолжительностью рабочего времени, установленного нормами ТК РФ и приказом Минераловодской таможни от .. .. «Об утверждении Правил внутреннего распорядка сотрудников Минераловодской таможни» и др. приказами, что объективно подтверждено графиками дежурств, приобщенных к материалам дела и исследованным в судебном заседании, что отражено в протоколе судебного заседания, что дает суду основания считать недоказанными истцом заявленных им исковых требований, что исключает возможность взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 800000руб., поскольку какая-либо вина ответчика в невыплате денежных средств, подлежащих выплате на день увольнения истца в соответствии с трудовым законодательством и нарушение ответчиком положений ФЗ от 30.06.2002 №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» (пункт 8 статьи 1) и приказа Федеральной таможенной службы РФ от .. .. «О выплате сотрудникам таможенных органов Российской Федерации ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы» в части осуществления дополнительных выплат сотрудникам таможенных органов РФ связанных с их компенсационным характером, устанавливаемым только для данной категории федеральных государственных служащих (сотрудников) в зависимости от объема и характера выполняемой ими работы - судом не установлено, что также влечет отказ в удовлетворении требований о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации с сумме 10860руб., т.к. задержки выплат ответчиком истцу при увольнении судом не установлено, а истцом такие доказательства суду не представлены. Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 6-7, 10-13, 55-57, 67-68, 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 2,34 ФЗ РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» от 21.07.1997г. № 114-ФЗ, ст. 1 ФЗ РФ «О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплат этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы) от 30.06.2002г. № 78-ФЗ, ст.ст. 99, 104, 129, 143, 152, 153, 237, ст. 392 ТК РФ, ст.ст. 150-151, 195-198, 199-200 ГК РФ, суд решил: В удовлетворении исковых требований Миляеву Д.В. к Минераловодской таможне о взыскании компенсации за не предоставленные дни отдыха, за работу за пределами нормальной продолжительности служебного времени в период времени с .. по день увольнения .. в сумме 296 439 руб. 18 коп., взыскании компенсации морального вреда в сумме 800 000 руб., взыскании процентов – денежной компенсации в сумме 10 860 руб. за задержку выплат – отказать за необоснованностью и недоказанностью исковых требований, пропуском (сокращенного) срока на обращение в суд для разрешения индивидуального трудового спора и пропуском общего срока исковой давности. С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться в Минераловодском суде 02.12.2010г. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, т.е. со 02.12.2010г., путем подачи жалобы через Минераловодский суд, с оплатой государственной пошлины. Решение принято в окончательной форме 01.12.2010г. Председательствующий: Судья Коренец Т.Н.