Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дело № 2-13/11 8 февраля 2011 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Залугина С.В., при секретаре Русановой М.С., с участием: помощника Минераловодского транспортного прокурора Михайловой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску Минераловодского транспортного прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, к Сагателян Ю.Б. о признании незаконным действия, выразившееся в неисполнении требований «Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 318, а именно использование воздушного пространства РФ при отсутствии согласования на строительство объекта в приаэродромной зоне со старшим авиационным начальником, а также в неисполнении статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, а именно осуществление строительства без разрешения, предусмотренного законодательством РФ, а также запрещения использования воздушного пространства в нарушение требований «Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138, У С Т А Н О В И Л: Минераловодский транспортный прокурор, выступающий в защиту неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском к Сагателян Ю.Б. в обоснование которого указал, что проведённой Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проверкой выявлен факт нарушения требований законодательства в сфере обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов при размещении и строительстве Сагателян Ю.Б. высотного здания. Также установлено, что на территории Минераловодского района по адресу: .............., Сагателян Ю.Б. осуществляется строительство высотного здания в непосредственной близости от аэропорта «Минеральные Воды», в нарушение требований воздушного законодательства РФ. Согласно пункту 58 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138, для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов – окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. В пределах приародромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. Согласно ответу генерального директора ФГУАП «Кавминводыавиа» от 28 октября 2010 года, размещение объекта по адресу: .............., не согласовывалось в установленном порядке со старшим авиационным начальником. Не согласован проект по размещению стоящегося объекта и в Южном управлении Росаэронавигации, в тоже время он расположен на приаэродромной территории в пределах радиуса 30 км от контрольной точки аэродрома Минеральные Воды. В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство. В нарушение указанных требований закона, Сагателян Ю.Б. разрешение на строительство объекта, расположенного по адресу: .............., не получалось. Постановлением инспекции государственного строительного надзора Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края № 368-Ф от 20 октября 2010 года Сагателян Ю.Б. привлечена в административной ответственности по части 1, части 2 статьи 9.5 и части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа. Согласно ответу начальника управления архитектуры и градостроительства администрации Минераловодского муниципального района от 28 октября 2010 года, разрешительная документация на строительство объекта, расположенного по адресу: .............., не выдавалась. Невыполнение ответчиком Сагателян Ю.Б. требований федерального законодательства и обязанностей по получению разрешительной документации на строительство, также обязанностей по согласованию размещения объекта в пределах приародромной территории влечет невозможность обеспечить на должном уровне безопасность полетов и авиационную безопасность при производстве полетов воздушного судна, в результате может пострадать любой гражданин, пользующийся услугами воздушных пассажирских перевозок, а также любой из посетителей указанного здания, в случае его разрушения, либо возгорания, то есть оно нарушает права неопределенного круга лиц. Данное обстоятельство в соответствии со статьей 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц. Ответчик Сагателян Ю.Б., извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, не сообщила суду об уважительных причинах неявки и не просила рассмотреть дело в её отсутствие /л.д. 27/. В соответствии с частью 4 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие. В связи с чем, а также с учётом мнения помощника Минераловодского транспортного прокурора Михайловой В.В., не возражавшей о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчика Сагателян В.В. В судебном заседании помощник Минераловодского транспортного прокурора Михайлова В.В., заявленные требования поддержала в полном объеме, дала суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Просит суд признать незаконным действие Сагателян Ю.Б., выразившееся в неисполнении требований «Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 318, а именно использование воздушного пространства РФ при отсутствии согласования на строительство объекта в приаэродромной зоне со старшим авиационным начальником, а также в неисполнении статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, а именно осуществление строительства без разрешения, предусмотренного законодательством РФ, а также запрещения использования воздушного пространства в нарушение требований «Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 138. Суд, выслушав помощника Минераловодского транспортного прокурора Михайлову В.В., изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу о том, что требования Минераловодского транспортного прокурора, выступающего в защиту неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям. Так, в судебном заседании установлено, что Сагателян Ю.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок, с разрешенным использованием: под индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: ............... На данном земельном участке ею начато строительство объекта недвижимости – высотного трехэтажного жилого дома с мансардой. В судебном заседании также установлено, что Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения Сагателян Ю.Б. требований воздушного законодательства РФ, при размещении и строительстве объекта, расположенного по адресу: ............... При этом, строительство Сагателян Ю.Б. указанного объекта ведется в нарушение требований законодательства в сфере обеспечения авиационной безопасности и безопасности полетов. Разрешая заявленные прокурором требования, суд принимает во внимание, что в соответствии со статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации, воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В статье 11 Воздушного Кодекса указывается, что использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138 в интересах экономики и обороны страны, и в целях удовлетворения потребностей пользователей воздушного пространства, обеспечения безопасности использования воздушного пространства были утверждены Правила использования воздушного пространства Российской Федерации, которые являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами). В соответствии с пунктом 58 указанных Правил, для каждого аэродрома устанавливается приаэродромная территория. Границы приаэродромной территории определяются по внешней границе проекции полос воздушных подходов на земную или водную поверхность, а вне полос воздушных подходов - окружностью радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территории и отображается в схеме территориального планирования соответствующего субъекта Российской Федерации. В пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. Приказом Генерального директора ФГУАП «Кавминводыавиа» от 2 февраля 2010 года № 42 утверждена постоянно действующая комиссия по согласованию проектирования, строительства, реконструкции, развития и размещения объектов в границах полос воздушных подходов к аэродрому Минеральные Воды, а также вне этих полос в радиусе 15 км от контрольной очки аэродрома /л.д. 16/. 28 октября 2010 года в Минераловодскую межрайонную транспортную прокуратуру поступил ответ первого заместителя ГД ФГУАП «Кавминводыавиа» Л.Б.И в котором указывается, что в нарушение статьи 58 Правил использования воздушного пространства РФ, материалы для согласования старшему авиационному начальнику аэродрома на строительство высотного объекта по адресу .............., не представлялись /л.д. 13/. Между тем, несоблюдение Сагателян Ю.Б. указанных требований Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138, требования которых являются обязательными для исполнения всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и пользователями воздушного пространства, а также органами обслуживания воздушного движения (управления полетами), влечет к невозможности обеспечения на должном уровне безопасности полетов и авиационную безопасность при производстве полетов воздушного судна. При таких обстоятельствах требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным действий Сагателян Ю.Б., выразившихся в неисполнении статьи 58 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138, в использовании воздушного пространства Российской Федерации при отсутствии согласования со старшим авиационным начальником на строительство объекта в приаэродромной зоне, расположенного по адресу: .............., подлежат удовлетворению. При этом суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора в части запрещения Сагателян Ю.Б. использование воздушного пространства РФ в нарушение требований Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138, по следующим основаниям. Так пунктом 58 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138, установлено, что в пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. Между тем, в процессе подготовки дела к судебному заседанию ответчик Сагателян представила заключение № 03/11 комиссии по согласованию и контролю за строительством зданий и сооружений на приаэродромной территории аэродрома Минеральные Воды аэродромов ПАНХ и на воздушных линиях МВЛ Ставропольского края в районе ответственности МДП аэропорта Минеральные Воды, назначенная приказом № 42 от 2 февраля 2010 года, из которого установлено, что объект находится на приаэродромной территории Международного аэропорта Минеральные Воды в пределах поверхности на посадку, строительство здания не повлияет на безопасность полетов, а также комиссия аэропорта Минеральные Воды согласовывает строительство здания /л.д. 30-31/. Из представленного заключения, следует, что строительство высотного здания, расположенного по адресу: .............., не угрожает безопасности полетов воздушных судов на приаэродромной территории аэродрома Минеральные Воды. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.2, 11 Воздушного Кодекса РФ, Правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, - удовлетворить частично. Признать действия Сагателян Ю.Б., выразившееся в неисполнении требований «Федеральных правил использования воздушного пространства РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 года № 318, а именно использование воздушного пространства РФ при отсутствии согласования в приаэродромной зоне со старшим авиационным начальником на строительство объекта, расположенного по адресу: .............. - незаконными. В удовлетворении требований Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в части запрещения Сагателян ФИО12 использование воздушного пространства РФ в нарушение требований Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 года № 138 – отказать. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи жалобы в Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 13 февраля 2011 года. Судья Залугин С.В.