решение по делу № 2-263/2011



РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

­­­­­­­­­­ 15 февраля 2011 года город Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего - судьи Соболя В.Г.,

при секретаре – Саркисян А.Р.,

с участием помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Бондаревой Т.Н., представителя ответчика П.Р.Я..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минераловодского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" о признании незаконным бездействия, -

УСТАНОВИЛ:

Минераловодский межрайонный транспортный прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями, поддерживая и обосновывая которые в судебном заседании, его помощник Бондарева Т.Н. сослалась на то, что 17 декабря 2010 года Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой совместно со специалистами филиала ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" на СКЖД по Минераловодскому региону проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности Минераловодской дистанции электроснабжения (далее ЭЧ-3) Минераловодского отделения дороги – структурного подразделения СКЖД – филиала ОАЖ "Российские железные дороги", которая расположена в .............. При этом установлено, что деятельность ЭЧ-3 осуществляется с нарушениями требований законодательства о пожарной безопасности, а именно требований Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20 июня 2003 года, "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92", утвержденных МПС РФ № ЦУО-112 от 11 ноября 1992 года (далее ППБО-109-92), поскольку в помещениях административного здания ЭЧ-3 допускаются следующие нарушения:

- в нарушение требований п. 40 ППБ 01-03 под лестничным маршем не демонтирована кладовая;

- в нарушение требований п. 91 ППБ 01-03 и п. 6.4, 6.10 гл. 6 ППБО 109-92 не произведена перекатка рукавов на новую скатку;

- в нарушение требований п. 3.14. гл. 1 ППБО 109-92 план эвакуации людей при пожаре не соответствует ГОСТу Р 12.2.143-2002;

- в нарушение требований п. 3 ППБ 01-03 огнетушители не прошли ежегодный осмотр;

- в нарушение требований п.п. 27, 51, 61 ППБ 01-03, здание не в полном объеме обеспечено знаками пожарной безопасности, в том числе указателями эвакуационных путей и выходов;

- в нарушение требований п. 6.8 гл. 1 ППБО 109-02 на складе стеллажи выполнены из горючих материалов;

- в нарушение требований п. 44 ППБ 01-03 дверь чердачного помещения не закрыта на замок;

- в нарушение требований п. 44 ППБ 01-03 около выхода (входа на чердак) табличка с указанием места хранения ключа;

- в нарушение требований п. 44 ППБ 01-03 окна чердака не остеклены;

- в нарушение требований п.п. 3, 4 ППБ 01-03 на окнах первого этажа установлены глухие металлические решетки;

- в нарушение требований п. 3.12. гл. 1 ППБО-109-92 на путях эвакуации людей и имущества отделка стен выполнена из горючих материалов;

- в нарушение требований п. 41 ППБ 01-03 не подвергнуты
эксплуатационным испытаниям наружные эвакуационные лестницы;

- в нарушение требований п. 60 ППБ 01-03 в помещениях первого этажа эксплуатируются светильники со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника;

- в нарушение требований п. 60 ППБ 01-03 в помещениях сушилки спецодежды и абонентского отдела эксплуатируются бытовые электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты;

- в нарушение требований п. 60 ППБ 01-03 в боксе стоянки машин используются лампы накаливания, не оборудованные защитными колпаками;

- в нарушение требований п. 3 ППБ 01-03, п. 15 табл. 2 НПБ 104-03, выявлено отсутствие системы оповещения о пожаре;

- в нарушение требований п. 3 ППБ 01-03, п. 4.2 НПБ 110-03, гараж не оборудовано АУПТ;

- в нарушение требований п. 34 ППБ 01-03 АУПС находится в нерабочем состоянии;

- в нарушение требований п. 36 ППБ 01-03, выявлено, что деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом.

Несоблюдение указанных требований закона может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц - работников и посетителей ЭЧ-3, т.е. нарушать конституционные права граждан, предусмотренные ст. 41 Конституции РФ.

Исковое заявление подано прокурором в защиту прав, свобод и законных

интересов неопределенного круга лиц, так как в результате указанных нарушений закона может пострадать любой гражданин.

На основании стст. 12, 1065 ГК РФ, ст. 35, ч. 1 ст. 45 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор просил:

- признать незаконным бездействие ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции электроснабжения Минераловодского отделения
дороги - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги — филиала ОАО "Российские железные дороги" выразившееся в нарушении ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20 июня 2003 года, "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92", утвержденных МПС РФ № ЦУО-112 от 11 ноября 1992 года (далее ППБО-109-92) в непринятии мер по устранению нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности в административном здании Минераловодской дистанции электроснабжения, расположенном по адресу г. ..............

- обязать ОАО ""Российские железные дороги" в лице представителя – Минераловодской дистанции электроснабжения, устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденными приказом МЧС России от 20 июня 2003 года, "Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92", утвержденными МПС РФ № ЦУО- 112 от 11 ноября 1992 года.

Полномочный представитель П.Р.Я.. исковые требования признал обоснованными и пояснил, что действительно выявленные нарушения имеют место быть и они в настоящее время устраняются.

Выяснив позицию сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями стст. 12, 38, 56 и 68 ч. 2 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (стст. 55 и 67 ГПК РФ).

Согласно стст. 246 ч. 2 и 249 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, а обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействия).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной

безопасности" руководители организации обязаны:

соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;

проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;

включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности;

содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;

оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также при выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;

предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров на территориях предприятий необходимые силы и средства;

обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;

предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях;

незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов;

содействовать деятельности добровольных пожарных;

обеспечивать создание и содержание подразделений пожарной охраны на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана (за исключением объектов, на которых создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы).

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Минераловодская дистанция электроснабжения Северо-Кавказской железной дороги – филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" является структурным подразделением Северо-Кавказской железной дороги – филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (п. 1.1 Положения).

Согласно акту № 6 проведения мероприятия по контролю от 17 декабря 2010 года проверкой административного здания с гаражом ЭЧ-3 на ст. Минеральные Воды, расположенного по .............. установлены следующие нарушения:

- в нарушение требований п. 40 ППБ 01-03 под лестничным маршем не демонтирована кладовая;

- в нарушение требований п. 91 ППБ 01-03 и п. 6.4, 6.10 гл. 6 ППБО 109-92 не произведена перекатка рукавов на новую скатку;

- в нарушение требований п. 3.14. гл. 1 ППБО 109-92 план эвакуации людей при пожаре не соответствует ГОСТу Р 12.2.143-2002;

- в нарушение требований п. 3 ППБ 01-03 огнетушители не прошли ежегодный осмотр;

- в нарушение требований п.п. 27, 51, 61 ППБ 01-03, здание не в полном объеме обеспечено знаками пожарной безопасности, в том числе указателями эвакуационных путей и выходов;

- в нарушение требований п. 6.8 гл. 1 ППБО 109-02 на складе стеллажи выполнены из горючих материалов;

- в нарушение требований п. 44 ППБ 01-03 дверь чердачного помещения не закрыта на замок;

- в нарушение требований п. 44 ППБ 01-03 около выхода (входа на чердак) табличка с указанием места хранения ключа;

- в нарушение требований п. 44 ППБ 01-03 окна чердака не остеклены;

- в нарушение требований п.п. 3, 4 ППБ 01-03 на окнах первого этажа установлены глухие металлические решетки;

- в нарушение требований п. 3.12. гл. 1 ППБО-109-92 на путях эвакуации людей и имущества отделка стен выполнена из горючих материалов;

- в нарушение требований п. 41 ППБ 01-03 не подвергнуты
эксплуатационным испытаниям наружные эвакуационные лестницы;

- в нарушение требований п. 60 ППБ 01-03 в помещениях первого этажа эксплуатируются светильники со снятыми рассеивателями, предусмотренными конструкцией светильника;

- в нарушение требований п. 60 ППБ 01-03 в помещениях сушилки спецодежды и абонентского отдела эксплуатируются бытовые электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты;

- в нарушение требований п. 60 ППБ 01-03 в боксе стоянки машин используются лампы накаливания, не оборудованные защитными колпаками;

- в нарушение требований п. 3 ППБ 01-03, п. 15 табл. 2 НПБ 104-03, выявлено отсутствие системы оповещения о пожаре;

- в нарушение требований п. 3 ППБ 01-03, п. 4.2 НПБ 110-03, гараж не оборудовано АУПТ;

- в нарушение требований п. 34 ППБ 01-03 АУПС находится в нерабочем состоянии;

- в нарушение требований п. 36 ППБ 01-03, выявлено, что деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом.

Таким образом, ОАО "Российские железные дороги" в лице представителя Минераловодской дистанции электроснабжения Минераловодского отделения дороги - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" нарушены требования: ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20 июня 2003 года, "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92", утвержденных МПС РФ № ЦУО-112 от 11 ноября 1992 года.

Данные обстоятельства признаны в судебном заседании также представителем ответчика.

Кроме того, по приказу начальника Минераловодской дистанции электроснабжения № 15 от 11 января 2011 года, в связи с выявленными нарушениями должностному лицу Ц.С.В.. объявлено замечание.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств. Признание заносится в протокол судебного заседания. Признание, изложенное в письменном заявлении, приобщается к материалам дела.

На основании вышеуказанного суд приходит к выводу о том, что ответчик проявил бездействие в непринятии мер по устранению нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности в административном здании Минераловодской дистанции электроснабжения, расположенном по адресу ..............

Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь стст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Минераловодского межрайонного транспортного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции электроснабжения Минераловодского отделения
дороги - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", выразившееся в нарушении ст. 37 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ, Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите
автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной
сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных приказом МЧС России от 18 июня 2003 года

№ 315, Норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденных приказом МЧС России от 20 июня 2003 года, "Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92", утвержденных МПС РФ № ЦУО-112 от 11 ноября 1992 года в непринятии мер по устранению нарушений законодательства РФ о пожарной безопасности в
административном здании Минераловодской дистанции электроснабжения,
расположенном по адресу ..............

Обязать ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодской дистанции электроснабжения устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, предусмотренные Федеральным законом "О пожарной безопасности", Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313, Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03), утвержденными приказом МЧС России от 20 июня 2003 года, "Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. ППБО-109-92", утвержденными МПС РФ № ЦУО- 112 от 11 ноября 1992 года.

Решение принято судом в окончательной форме 20 февраля 2011 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ