решение по делу 2-850/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-850/11

12 мая 2011 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Залугина С.В.

при секретаре Русановой М.С.,

с участием: заявителей Филимянова В.Л. и Филимяновой И.А., представителя заинтересованного лица – администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района по доверенности Падас И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по заявлению Филимянова В.Л. и Филимяновой И.А., также действующей в интересах несовершеннолетнего Филимянова К.В., .............. года рождения, о признании незаконными действий администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района в исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, признания недействительным постановления администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района от 28 марта 2011 года № 35 об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а также возложения обязанности устранить допущенные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Филимянов В.Л. и Филимянова И.А., также действующая в интересах несовершеннолетнего Филимянова К.В., .............. года рождения, обратились в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указали, что 3 ноября 2007 года между ними был заключен брак, после регистрации которого жене присвоена фамилия Филимянова.

С 3 ноября 2007 года они стали проживать одной семьей и вести общее хозяйство. .............. года у них родился ребёнок Филимянов К..

Их семья, состоящая из трёх человек, является самостоятельной и считается молодой семьёй, и за ними не зарегистрировано право собственности на какое-либо жилое помещение.

Филимянов В.Л. с 24 апреля 1984 года зарегистрирован на постоянное место жительство по адресу: ............... Данный жилой дом принадлежит на праве собственности его матери Ф.С.Ф..

Филимянова И.А. с 22 февраля 1993 года зарегистрирована на постоянное место жительство по адресу: ............... Данный жилой дом принадлежит на праве собственности её дедушке Г.И.П..

В связи с тем, что у них нет своего жилья, они вынуждены проживать по договору найма своей семьей в жилом ...............

26 сентября 2008 года администрацией Прикумского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края их семья была принята на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по категории «Обеспечение жильем молодых семей».

На момент принятие на учёт, их молодая семья, состоящая из трёх человек, проживала по адресу:, ............... По данному адресу они проживают и в настоящее время.

28 марта 2011 года администрацией Прикумского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края вынесено постановление об отказе принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, о принятии на учёт и о снятии с учёта № 35, согласно которого Филимянову И.А., состоящую на учёте в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения и включенную в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» сняли с учёта нуждающихся в предоставлении жилых помещений и исключили из числа участников подпрограммы, на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного Кодекса РФ.

Считают постановление администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района об отказе принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, о принятии на учёт и о снятии с учёта от 28 марта 2011 года № 35 незаконным и необоснованным, нарушающим их права.

Их семья действительно нуждается в улучшении жилищных условий. Они проживаем в чужом жилом доме .............., где снимают одну проходную и не изолированную комнату площадью 12 кв.м.. Собственник указанного выше жилого дома даже не дает согласие на регистрацию на постоянное место жительства Филимяновой И.А..

В данном жилом доме кроме их семьи ещё проживают несколько семей, состоящих из 9 человек: Х.О.С. (.............. года рождения), Ф.С.Ф.., Ф.Д.Л.., Ф.А.В.. с тремя детьми; Ф.Ю.Л.., Ф.Д.Л.. и они: Филимянов В.Л., Филимянова И.А. и их ребёнок. Всего в настоящее время в вышеуказанном жилом доме проживает 12 человек.

Семья - это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

Они не ведут ни с кем совместного хозяйства. У них отдельно всё, кроме этого у Филимяновой И.А. не сложились отношения с родственниками мужа, и они никогда не являлись семьей собственника жилого помещения, в котором они проживаем.

Администрация Прикумского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края нарушило действующее законодательство, и приняло решение 28 марта 2011 формально, без учёта принятых Правительством Российской Федерации Постановлений. Тем самым администрация Прикумского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края нарушила требования статьи 15 Конституции Российской Федерации, в которой указано, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Они не согласны с действиями администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района по следующим основаниям.

Так Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы» был утвержден паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, в котором указано, что основная цель подпрограммы - государственная поддержка решения жилищной проблемы молодых семей признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий Основными задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

В 2010 году постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утвержден паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Все требования Правил ими были выполнены, и их семья была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей».

Основанием для исключения их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условия является пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.

В пункте 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ указано, что выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Считают, что администрация Прикумского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края незаконно и необоснованно исключила нашу семью из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и сняла с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального района, надлежащим образом извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

В соответствии со статьёй 257 ГПК РФ заявление рассматривается с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

В связи с чем, а также с учётом мнения других лиц, участвующих в деле, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося лица, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителя органа опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального района.

В судебном заседании заявители Филимянов В.Л. и Филимянова И.А. заявленные требования поддержали в полном объеме, дали суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в заявлении.

Просят суд признать незаконными действия администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района в исключении их семьи из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и снятия с учёта нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать недействительным постановление администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района от 28 марта 2011 года № 35 об отказе принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, о принятии на учёт и о снятии с учета.

Обязать администрацию Прикумского сельсовета Минераловодского района восстановить их семью на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с 26 сентября 2008 года.

Представитель заинтересованного лица – администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района по доверенности Падас И.В. считает требования, заявленные заявителями необоснованными и несостоятельными, поскольку для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, молодая семья должна быть признана органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Тогда как, в сентябре 2008 года семья Филимяновых была признана нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в нарушение требований, установленных статьями 50, 51 Жилищного кодекса РФ, что явилось основанием для исключен молодой семьи Филимяновых из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.

Просит суд в удовлетворении требований заявителей отказать в полном объеме.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает необходимым заявление Филимяновых удовлетворить в полном объёме, по следующим основаниям.

Так, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Постановлением Пленума ВС РФ от 10 февраля 200 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие) органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В судебном заседании установлено, что 25 сентября 2008 года Филимянова И.А. обратилась к главе Прикумского сельсовета Минераловодского района с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы /л.д. 30/.

К указанному заявлению Филимяновой И.А. были приложены следующие документы: копия паспорта гражданина .............. на имя Филимяновой И.А., в котором имеется отметка о регистрации брака 3 ноября 2007 года с Филимяновым В.Л., и о регистрации по месту жительства с 22 февраля 1993 года по адресу: .............. /л.д. 31, 32/; копия паспорта гражданина .............. на имя Филимянова В.Л., в котором имеется отметка о регистрации по месту жительства с 24 апреля 1984 года по адресу: .............. /л.д. 33/; свидетельство о заключении брака, согласно которого 3 ноября 2007 года Филимянов В.Л. и Е.И.А.. заключили брак, после регистрации которого, жене присвоена фамилия – Филимянова /л.д. 35/; свидетельство о рождении Филимянова К.В., .............. года рождения, в котором в графе родители указаны Филимянов В.Л. и Филимянова И.А. /л.д. 34/; договор аренды жилого помещения от 25 сентября 2008 года, заключенный между Ф.Л.К.. и Филимяновой И.А., согласно которого Ф.Л.К. предоставил Филимяновой И.А. в аренду 1/10 часть жилого дома, что составляет 12 кв.м., по адресу: .............., за плату в размере .............. рублей ежемесячно /л.д. 36/; копию домовой книги на жилой дом по адресу: .............. /л.д. 37-43/; кадастровый паспорт на жилой дом по адресу: .............., согласно которого его площадь составляет 176,6 кв.м. /л.д. 46, 47/; копию домовой книги на жилой дом по адресу: .............. /л.д. 48-50/; уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о регистрации прав на Филимянову И.А. и на Филимянова В.Л.

25 сентября 2008 года комиссией администрации Прикумского сельсовета в составе было произведено обследование жилищных условий семьи Филимяновой И.А., проживающих по адресу: ...............

По результатам произведенного обследования был составлен акт, согласно которого семья Филимяновой И.А. нуждается в улучшении жилищных условий.

Постановлением главы Прикумского сельсовета от 26 сентября 2008 года № 179.1 молодая семья Филимяновых из трех человек поставлена на квартирный учет, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании также установлено, что на момент постановки молодой семьи Филимяновых на учет, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, на территории муниципального образования Прикумского сельсовета установлена учетная норма жилого помещения в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного члена семьи /л.д. 27, 28/.

Постановлением администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района от 28 марта 2011 года № 35 Филимянова И.А., состоящая на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ /л.д. 65/.

В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного

При этом согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его права и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Проверяя законность и обоснованность принятого главой администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района оспариваемого постановления об исключении Филимяновой И.А. из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд проверяет, принято ли такое решение в соответствии с законом и в пределах полномочий главы администрации Прикумского сельсовета, и не были ли нарушены права либо свободы заявителей.

Так Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также определены государственные гарантии его осуществления.

Согласно статьи 14 названного Закона, к вопросам местного значения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

Статьей 14 Жилищного кодекса РФ, также установлены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, к которым относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со статьей 43 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.

Из приведенных ном следует, что в области жилищных отношений органы местного самоуправления полномочны осуществлять в установленном порядке ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

При этом, глава местной администрации наделен полномочиями издания постановлений по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы» утвержден паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Основными задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

В 2010 году постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утвержден Паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.

Согласно пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285, с изменениями от 11 августа, 29 декабря 2007 г., 10 апреля 2008 г.), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:

а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 6).

Статьёй 51 Жилищного кодекса РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях.

Так согласно части 1 данной статьи, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со статьёй 50 Жилищного кодекса РФ, учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно статьи 52 Жилищного кодекса РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ одним из оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях является выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Из приведенных норм следует, что для участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, молодая семья должна быть признана органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

В соответствии со статьёй 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения, относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Как следует из материалов дела, Филимянова И.А. зарегистрирована по адресу: .............., в доме принадлежащем её дедушке - Г.И.П. в котором также зарегистрирована её мама - Е.Е.И..

При этом, Филимянова И.А. не является членом семьи, ни Г.И.П.., ни Е.Е.И.., и с сентября 2008 года на основании договора аренды жилого помещения проживает по адресу: ..............

В жилом доме, по адресу: .............., зарегистрированы и фактически проживают её муж – Филимянов В.Л., их малолетний сын - Филимянов К.В., мама её мужа – Ф.С.Ф.., братья мужа – Ф.Д.Л.. и Ф.Ю.Л.., их жены – Ф.А.В.. и Ф.Д.В.., их несовершеннолетние дети – Ф.Л.Д.., Ф.П.Д.. и Ф.Ю.Д. бабушка мужа – Х.О.С.. (всего 12 человек) /л.д. 29/.

Жилой дом по адресу: ..............А, общей площадью 199,8 кв. м, жилой площадью 176,6 кв. м, принадлежит на праве собственности Ф.Л.К. умерший ...............

Между Филимяновой И.А. и Филимяновым Л.К. в сентябре 2008 года был заключен договор аренды жилого помещения.

Поскольку родство ни как явление биологического порядка, ни как правовая связь в отношении взрослых детей не может быть прекращено (за исключением случая, установленного пунктом 1 статьи 52 СК РФ, допускающего предъявление иска об оспаривании отцовства (материнства) лицом, достигшим совершеннолетия), вопрос: какие обстоятельства могли бы стать основаниями для прекращения права пользования у совершеннолетнего сына или дочери жилым помещением их родителя-собственника, должен решаться индивидуально в каждом конкретном случае.

При этом суд принимает во внимание, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства, их соглашением о предоставлении отдельных комнат в квартире собственника, установления порядка пользования общими помещениями в квартире, определения размера расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д.

Таким образом, на момент вселения Филимяновой И.А., между собственником жилого дома Ф.Л.К.., умершим .............. года, и его сыном Филимяновым В.Л. имелось иное соглашение о его правах и правах его жены на занимаемое жилое помещение, при котором она вселена на праве аренды жилого помещения, и данные правоотношения сохранились до настоящего времени с наследником умершего - Филимяновой С.Ф.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Филимянова И.А. и ее несовершеннолетний сын являются отдельной семьей, а не членами семьи собственника жилого помещения.

В силу пункта 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.

Из материалов дела следует, что самостоятельным правом на жилые помещения (по договору социального найма либо на праве собственности) непосредственно Филимянова И.А. не обладает.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Филимянова И.А. не обоснованно была исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ.

Исследованные в судебном заседании доказательства, свидетельствуют о том, что глава администрации Прикумского сельсовета, издавая постановление № 35 от 28 марта 2011 года (пункт 4), в соответствии с которым Филимянова И.А. исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ, нарушил права заявителя, что является основанием для признания данного постановления недействительным.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с тем, что Филимяновой И.А. представлены все необходимые документы для признания её нуждающейся в улучшении жилищных условий и для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», суд считает необходимым обязать администрации Прикумского сельсовета восстановить Филимянову И.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с 26 сентября 2008 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.14, 51, 52, 56 ЖК РФ, ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Филимянова В.Л. и Филимяновой И.А., также действующей в интересах несовершеннолетнего Филимянова К.В., .............. года рождения – удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района в исключении Филимянова В.Л. и Филимяновой И.А. из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Признать недействительным пункт 5 постановления администрации Прикумского сельсовета Минераловодского района от 28 марта 2011 года № 35 об исключении Филимянова И.А. из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ

Возложить на администрацию Прикумского сельсовета Минераловодского района обязанность устранить допущенные нарушения, восстановив Филимянову И.А. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» с 26 сентября 2008 года.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня составления решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 17 мая 2011 года.

Судья Залугин С.В.