Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Дело № 2-956/11
31 мая 2011 года. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Залугина С.В.
при секретаре Русановой М.С.,
с участием: представителя заинтересованного лица - Минераловодской таможни по доверенности Денисенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по заявлению Атмурзаевой Э.Ю. о признании незаконным отказа Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни в предоставлении информации,
У С Т А Н О В И Л:
Атмурзаева Э.Ю. обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указала, что в мае текущего года она собралась выехать в Турцию с целью ввоза различного товара для организации своего дела.
В связи с чем, она обратилась в таможню в городе Нальчике для получения устной консультации.
Однако, ей отказали, сказав, что для получения консультации она должна ехать в город Минеральные Воды в таможню.
Считаю незаконным это решение, так как Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни является таможенным органом и обязан предоставлять государственную услугу как консультирование граждан.
Это положение закреплено и в статье 11 Таможенного Кодекса Таможенного союза, где говорится, что таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Просит признать отказ Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни в предоставлении информации незаконным.
Заявитель Атмурзаева Э.Ю., извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В своем заявлении просят суд рассмотреть данное дело в её отсутствие.
В соответствии со статьёй 257 ГПК РФ заявление рассматривается с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
В связи с чем, а также с учетом мнения представителя Минераловодской таможни по доверенности Денисенко Н.В., не возражавшей о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося заявителя, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие заявителя Атмурзаевой Э.Ю.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Минераловодской таможни по доверенности Денисенко Н.В. требования не признала, и указала что Атмурзаева Э.Ю. обратилась за предоставлением устной консультации на Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни. На таможенном посту ей разъяснили порядок предоставления консультации и указали адрес Минераловодской таможни, так как следует из «Общего положения о таможенном посте», утвержденного Приказом ФТС от 13 августа 2007 года № 965, к компетенции таможенного поста не отнесены консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Считает, что таким образом действия Кабардино-Балкарского таможенного поста Минераловодской таможни по отказу в предоставлении устной консультации Атмурзаевой Э.Ю. являются законными и обоснованными, поскольку таможенный пост не наделен соответствующей компетенцией на предоставление услуг по консультированию заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Просит суд в удовлетворении заявления Атмурзаевой Э.Ю. отказать в полном объеме.
Суд, выслушав мнение представителя Минераловодской таможни, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, считает необходимым в удовлетворении заявления Атмурзаевой Э.Ю. отказать в полном объеме, по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
Постановлением Пленума ВС РФ от 10 февраля 200 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):
- федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;
- органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;
- органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В судебном заседании установлено, что Атмурзаева Э.Ю. обратилась в Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни с просьбой оказать ей консультационную услугу.
Однако, Атмурзаевой Э.Ю. было отказано в предоставлении консультации, а также разъяснено, что Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни не уполномочен на оказание консультационных услуг и предложено было для получения консультации обратиться в Минераловодскую таможню.
Проверяя законность и обоснованность отказа Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни в предоставлении заявителю Атмурзаевой Э.Ю. информации, суд принимает во внимание, что отношения в области таможенного дела, в том числе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, регулируются Таможенным законодательством РФ.
В соответствии со статьей 11 Таможенного Кодекса таможенного союза таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов таможенного союза.
Согласно статье 52 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций. Порядок организации информирования и консультирования таможенными органами определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно.
В соответствии со статьей 10 названного Закона таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС России), региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Так, Приказом Федеральной Таможенной службы от 24 мая 2006 года № 469 был утвержден «Административный регламент Федеральной Таможенной службы по представлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного Союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов», который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФТС, региональных таможенных управлений, таможен, а также порядок взаимодействия ФТС России, РТУ, таможен при осуществлении полномочий в сфере информирования об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
Согласно пункту 4 указанного Административного регламента, информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляются ФТС России, РТУ и таможнями.
В пункте 54 Административного регламента также указывается, что консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляет должностное лицо правового подразделения РТУ или таможни, ответственное за консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, отвечающее квалификационным требованиям, установленным пунктом 55 Административного регламента, и уполномоченное начальником (лицом, его замещающим) РТУ или таможни.
В соответствии с пунктом 55 Административного регламента, уполномоченным должностным лицом может быть должностное лицо РТУ или таможни, имеющее высшее юридическое или иное высшее профессиональное образование, необходимое для осуществления возложенных должностных обязанностей по консультированию, а также стаж работы (службы) по специальности в таможенных органах не менее одного года.
Как было установлено в судебном заседании, заявитель Атмурзаева Э.Ю. в апреле 2011 года обратилась за получением устной консультации в Кабардино-Балкарский пост Минераловодской таможни. Однако, в предоставлении информации Атмурзаевой Э.Ю. было отказано по тем основаниям, что консультирование осуществляется ФТС России, РТУ и таможнями.
Из «Общего положения о таможенном посте», утвержденного Приказом ФТС от 13 августа 2007 года № 965, следует, что к компетенции таможенного поста не отнесены консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Атмурзаевой Э.Ю, обосновано было оказано в предоставлении информации, поскольку в компетенцию Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни не отнесена такая государственная услуга, как консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, что является основанием для отказа в удовлетворении требований Атмурзаевой Э.Ю.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254, 255 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Атмурзаевой Э.Ю. о признании незаконным отказа Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни в предоставлении информации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня его изготовления окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение будет составлено 5 июня 2011 года.
Судья Залугин С.В.