гр. дело № 2-1055/11 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июля 2011г. гор. Минеральные Воды Минераловодский районный суд Ставропольского края, в составе: председательствующего судьи Коренец Т.Н. при секретаре Захаровой Н.Ф. с участием: представителя истца Раизовой Р.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери Раизовой М.Б. по доверенности Сабдеевой С.У., представителя ответчика Побегайловского сельсовета Минераловодского района по доверенности Ворониной Т.В., рассмотрел в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Раизовой Р.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери .. к администрации Побегайловского сельсовета Минераловодского района о признании незаконным постановления администрации Побегайловского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края .. от .. об исключении из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении обязанности на администрацию Побегайловского сельсовета Минераловодского района включить в состав участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Побегайловском сельсовете», установил: В Минераловодский суд 02.06.2011г. к администрации Побегайловского сельсовета Минераловодского района об отмене постановления администрации Побегайловского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края .. от .., возложении обязанности на администрацию Побегайловского сельсовета Минераловодского района включить в состав участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Побегайловском сельсовете» с исковым заявлением обратилась Раизова Р.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери .. \л.д. 6-8\. Представитель истцов Раизовой Р.Н., Раизовой М.Б. по доверенности Сабдеева С.У., 23.06.2011г. обратилась в Минераловодский суд с уточненным исковым заявлением к администрации Побегайловского сельсовета Минераловодского района о признании незаконным постановления администрации Побегайловского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края ..а от .. об исключении из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении обязанности на администрацию Побегайловского сельсовета Минераловодского района включить в состав участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Побегайловском сельсовете» \л.д.62\. В судебном заседании представитель истцов Раизовой Р.Н., Раизовой М.Б. по доверенности Сабдеева С.У. поддержала исковые требования в заявленном объеме, дала пояснения аналогичные содержащимся в исковом заявлении \л.д. 6-8\ о том, что Раизова Р.Н. родилась .. .............., ... Решением мирового судьи .. и района от .. был расторгнут брак между ней и ...М., о чем в органах ЗАГСа произведена соответствующая актовая запись .. и .. выдано свидетельство. После расторжения брака она совместно с дочерью .., .. рождения вынуждена была уехать из дома супруга в .. к родителям в ... Здесь она и дочь были зарегистрированы по адресу: .., которое принадлежит на праве собственности ее матери, .. (представитель по доверенности). Право собственности зарегистрировано в УФРС по СК, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним .. сделана запись регистрации ... В указанном домовладении зарегистрированы: родители истца - .. и .., братья .. и .., а так же она с дочерью. Ее старший брат .. проживает в доме с супругой и малолетним сыном, младший так же собирается создать семью, родители так же проживают отдельной семьей. Она и ее дочь собственной жилой площади не имеют. В родительском доме фактически проживает три семьи, поэтому после расторжения брака она вынуждена была проживать сначала у своих родственников, а затем на квартирах по найму, т.к. материальное положение не позволяло ей приобрести отдельное жилье. Ребенок находится на ее иждивении, алименты на ее содержание отец не выплачивает. Она, желая улучшить свои жилищные условия, .. обратилась в администрацию Побегайловского сельсовета с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении ее с дочерью в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. К данному заявлению ею приобщены документы свидетельствующие о том, что ее семья нуждается в жилье: справка из БТИ .. об отсутствии собственности, справка из Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости .. - р о том, что ее семье земельные участки для строительства жилого дома не выдавались, справка .. о составе семьи из 2-х человек, ксерокопия домовой книги, выписка из похозяйственней книги .., лицевой счет .. о том, что домовладение принадлежит ее матери .., ксерокопия ее паспорта, ксерокопия свидетельства о рождении дочери. ЕЕ заявление было рассмотрено и постановлением .. от .., она и ее дочь были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включены в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». .. ей было выдано свидетельство о праве на получение социальной выплаты. На основании данного свидетельства .. в Сбербанке на ее имя был открыт банковский счет .., предназначенный для зачисления субсидии в размере .............. Истец самостоятельно нашла для приобретения в собственность жилой дом, расположенный по адресу: .. и .. был заключен договор купли-продажи недвижимости. В соответствии с п.5 договора, отчуждаемое имущество жилой дом и земельный участок продается за .............., из которых .............. - собственные средства покупателей, а оставшаяся сумма за жилой дом в размере ............... - средства в виде социальной выплаты на приобретение жилья. В соответствии с условиями программы ею был предоставлен для оплаты в банк договор купли-продажи жилья, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора. После чего данный договор был зарегистрирован в УФРС по .. и .. истцу и ее дочери были выданы свидетельства о государственной регистрации права, где указаны вид права - общая долевая собственность по 1\4 доли каждому, объект права жилой дом литер З с пристройкой з, общей площадью 47 кв.м, жилой дом литер К с пристройкой Е, общей площадью 46,7кв.м и земельный участок, общей площадью 888,44, расположенные по адресу: ... Впоследствии, на счет администрации Побегайловского сельсовета - ответчика по делу, поступили денежные средства в сумме ..............., однако они не были перечислены на ее счет в банке для оплаты их продавцу по договору купли-продажи, т.к. .. постановлением администрации Побегайловского сельсовета .. она была исключена из состава участников программы, и ей было предложено вернуть сертификат. В своем постановлении администрация ссылается на ст. 56 ЖК РФ, обосновывая свои действия тем, что на территории Побегайловского сельсовета установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, а у ее семьи по состоянию на .., учетная норма составляет 18,39кв. м. Соответственно ее семья не может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Она считает, что такое решение органа государственной власти является незаконным и неправомерным по следующим основаниям. В соответствии с перечнем она представила все необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. .. ее законно поставили на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и включили в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». С момента постановки на учет по настоящее время основания включения ее семьи в состав участников программы не изменились. Она и члены ее семьи собственным жильем не владели и не владеют. Все зарегистрированные и фактически проживающие лица в жилом доме являются ее родственниками, но не членами ее семьи, они совместного хозяйства не ведут и совместно не проживают. Истец с ребенком зарегистрирована в жилом помещении своих родителей, т. к. не имеет возможности быть зарегистрированной в том месте, где она проживает фактически. В силу п. 11 постановления Пленума Верховного суда РФ от 02.07.2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике по применению Жилищного кодекса РФ» регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно статье 3 Закона РФ от 25.06.1993г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов РФ. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами. Вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения следует разрешать с учетом положений ст. 31 ЖК РФ. В соответствии с ч.1 ст.31 ЖК РФ, членами семьи собственника признаются проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, и попадающими в программу признаются не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Поскольку она не является ни нанимателем, ни членом семьи собственника, следовательно, она является нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании подтвердила, что она как собственник жилого дома по .., вселила истца свою родную дочь и разрешила ей пользоваться жилым помещением по указанному адресу в качестве члена своей семьи и признает дочь и внучку членами своей семьи, но с дочери и внучки уплату стоимости коммунальных услуг за проживание она как собственник не берет, т.к. у дочери заработная плата .............. ежемесячно, она и дочь питаются за общим столом и дочь как и истец тратит свой заработок на приобретение продуктов, когда это считает необходимым. Подтвердила, что на день включения дочери в программу общая площадь жилого дома по .. составляла 128,7 кв.м и на 1 члена семьи при 6 зарегистрированных на жилой площади на 1 члена семьи приходилось по 21,45 кв.м площади, а с учетом еще двух фактически проживающих на день рассмотрения спора судом, на 1 члена семьи приходится по 16,08кв.м, но поскольку у дочери нет своего жилья полагает, что ей и ее несовершеннолетней дочери положена субсидия на 2-х членов семьи в размере .............. Просит суд признать незаконным постановление администрации Побегайловского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края ..а от .. об исключении .. и .. из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, обязать администрацию Побегайловского сельсовета Минераловодского района включить .. и .. в состав участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Побегайловском сельсовете». Истец Раизова Р.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери .., надлежащим образом извещена судом о дне, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явилась, представила письменное заявление от .. в котором просит рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие, ее интересы и интересы ее несовершеннолетней дочери .. при рассмотрении данного дела будет представлять Сабдеева С.У. \л.д. 74\. Представитель ответчика Побегайловского сельсовета Минераловодского района по доверенности Чепур Ю.С. надлежащим образом извещена судом о дне, времени и месте рассмотрения дела \л.д.79\, в судебное заседание не явилась, о причинах не явки суд не уведомила и не просила об отложении дела слушанием, хотя имела реальную возможность уведомления суда о причинах не явки направлением телефонограммы, телеграммы, по факсу или иным способом, предусмотренным законом. Представитель ответчика Побегайловского сельсовета Минераловодского района по доверенности Воронина Т.В. представила письменное заявление от .., в котором просит рассмотреть дело в отсутствие Чепур Ю.С., с ее участием \л.д.84\. Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Минераловодского муниципального района по доверенности Шестопалова Е.А., надлежащим образом извещена судом о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в поданном заявлении от .., просит суд рассмотреть дело без участия их представителя, вынести решение в интересах несовершеннолетнего ребенка /л.д.64/. На основании ст. 167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие…, а поэтому суд признает причину не явки в судебное заседание представителя ответчика Побегайловского сельсовета Минераловодского района по доверенности Чепур Ю.С., вызванных не уважительными причинами, явку названного представителя, истца Раизовой Р.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери .., представителя третьего лица отдела опеки и попечительства Минераловодского муниципального района по доверенности Шестопаловой Е.А., в судебное заседание - не обязательной, а имеющиеся материалы дела достаточными для разрешения по существу заявленных истцом исковых требований. Представитель ответчика Побегайловского сельсовета Минераловодского района по доверенности Воронина Т.В. исковые требования не признала, дала пояснения аналогичные содержащимся в возражениях \л.д.83\, о том, что в 2007г. МУ «Администрация Побегайловского сельсовета Минераловодского района», в лице заместителя главы администрации .., поставила на учет в качестве нуждающихся семью .., .............. а также включила в программу «Жилье молодым семьям». В сентябре 2010г. данная семья получила сертификат на покупку жилья. В январе 2011г. в .. была проведена выездная краевая проверка работы всех администраций. В связи с этим было выявлено, что .., как участнице программы «Жилье молодым семьям», был выдан сертификат на покупку жилья незаконно, т.к. в связи с Жилищным Кодексом Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий может быть признан гражданин обеспеченный общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В Побегайловском сельсовете установлена учетная норма в размере 12кв.м общей площади жилого помещения на одного человека (.. сельсовета от .. ..). В связи с этим, семье .. было отказано в выплате денежной суммы по сертификату и Постановлением администрации Побегайловского сельсовета .. СК от .. .. а, .. была исключена из состава участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Побегайловском сельсовете. Почему истец и ее дочь будучи обеспеченными на 1 члена семьи более учетной нормы в размере 21,45кв.м на день ее включения в состав участников программы, была включена в ее состав, пояснить не может, т.к. работник которая занималась оформлением и принятием документов у истца, на день рассмотрения спора судом уже давно не работает и причина по которой .. в нарушение .. сельсовета .. от .. .. нарушила данное .. о размере учетной нормы 12 кв.м. на 1 человека при оформлении документов на истца – неизвестна, а дума при постановке истца на учет и вынесении постановления главы Побегайловского сельсовета от .. .. на нарушение .. органа местного самоуправления .. от .. внимания не обратила и утвердила незаконно .. в отношении истца и ее дочери и таких незаконных .. главой администрации вынесено в отношении не менее 10-ти других семей, которым также как и истцу отказано в выплате субсидии на приобретение жилья и они также как и истец исключены из состава участников программы, поскольку все были включены в состав участников программы, а фактически имели на каждого члена семьи более 12 кв.м учетного размера площади в жилом помещении, а поэтому ни истец, ни другие исключенные из числа участников программы не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и не могут за счет средств бюджета, при отсутствии на то законных оснований улучшать свои жилищные условия. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований, признать законным постановление администрации Побегайловского сельсовета .. СК .. а от .. об исключении .. и .. из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, пришел к выводу, что требования истцами заявлены не обоснованно, не доказаны и не подлежат удовлетворению, по следующим основаниям. На основании ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Постановлением администрации Побегайловского сельсовета .. от .. .. и ее дочь .. поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включены в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» \л.д.22\. Постановлением администрации Побегайловского сельсовета ..а от .. .. исключена из состава участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Побегайловском сельсовете» утвержденной .. сельсовета .. .. от .., с изменениями, в связи со ст. 56 ЖК РФ \л.д.11\. Согласно договора купли-продажи от .. .., действующая за себя лично и от имени и в интересах малолетней дочери .. купила у .. в общую долевую собственность по 1\4 доли в праве, земельный участок и расположенный на нем жилой дом, по адресу: .. \л.д.12-13\. Истцам .. и .. выданы свидетельство о государственной регистрации права от ..: .............., на 1\4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, по адресу: .. \л.д.14-16\ и свидетельство о государственной регистрации права от ..: .............. на 1\4 долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, по адресу: .. \л.д. 17-19\. Истцу .. направлялось письмо администрацией Побегайловского сельсовета .. от .., согласно которого .. и члены ее семьи исключены из состава участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Побегайловском сельсовете» согласно ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации, как незаконно признанными нуждающимися в жилом помещении. Согласно .. сельсовета .. от .., на территории Побегайловского сельсовета установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, у ее семьи по состоянию на .., учетная норма составляет 18,39 кв.м. Соответственно ее семья не может быть признана нуждающейся в жилом помещении. Просят ее вернуть сертификат в МУ «Администрация Побегайловского сельсовета ..» \л.д. 20\. По справке администрации Побегайловского сельсовета .. от .. .. имеет состав семьи – дочь .. \л.д.25\. Свидетельством о государственной регистрации права от .. .............. подтверждено, что .. принадлежит на праве собственности жилой дом по .. в .. \л.д.26\, в котором согласно домовой книги зарегистрированы: .., .., .., .., .., .. \л.д.27-31\. На имя .. .. открыт счет в СБ РФ (ОАО), как молодой семье, владеющей свидетельством \л.д.32\. По свидетельству о рождении, выданному .., истец .. родилась .., актовая запись .. от .., родителями значатся: отец – .., мать – .. \л.д. 36\. Истец .. .. обратилась с заявлением в администрацию Побегайловского сельсовета о включении молодой семьи – .. и .. в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы \л.д.37\. По справке Управления Роснедвижимости по СК ТО .. от .. ..-р, .. и .., земельные участки для строительства жилого дома за последние 5 лет не выдавались \л.д.38\. По документу – описанию .. от .. у .. и .. по данным МФ ГУП СК КТИ собственность отсутствует \л.д.39\. Свидетельством о расторжении брака, выданном .. отделом загс управления загс СК по .., брак между .. и .. прекращен .., актовая запись .. от .. \л.д.42\. Решением Думы Побегайловского сельсовета .. от .. установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в Побегайловском сельсовете в размере: от 18 до 36 кв.м. общей площади для одиноких граждан; от 13 до 18 кв.м. общей площади жилья – на одного члена семьи. Учетная норма площади жилого помещения в Побегайловском сельсовете в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека \л.д.59-60\. Кадастровым паспортом здания от .. жилой дом по .., имеет общую площадь 128,7 кв.м \л.д.72-73\. На основании ст.11 ЖК РФ, защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке. В соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. В судебном заседании достоверно установлено объяснениями представителя истцов по доверенности, что истец Раизова Р.Н. является родной дочерью собственника жилого помещения .., а поэтому в силу закона и кровного родства истец является членом семьи собственника, для установления данного обстоятельства не требуется иных подтверждений, в том числе ведение совместного хозяйства и наличие общего семейного бюджета, хотя и то обстоятельство, что .. была вселена в жилое помещение по .. в качестве члена семьи .. и что истец .. вкладывает по мере своих материальных возможностей денежные средства на ведение общего хозяйства (приобретение продуктов питания и др.), также подтверждены представителем истцов и у суда не имеется оснований подвергать сомнению данные обстоятельства, а поэтому суд считает доказанным, что истец .. и ее несовершеннолетняя дочь - внучка .., были вселены последней в жилое помещение в качестве членов семьи собственника, что для истца и собственника влечет правовые последствия в виде права пользования указанным жилым помещением наравне с его собственником, поскольку иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (истцов) и таких доказательств наличия иного соглашения суду истцом и его представителем суду не представлено. В соответствии со ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы. Решением Думы Побегайловского сельсовета .. от .., учетная норма площади жилого помещения в Побегайловском сельсовете установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека \л.д.59-60\, что соответствует требованиям федерального законодательства и данное решение Думы подлежит применению на территории Побегайловского сельсовета с .., т.е. оно действовало на день принятия постановления главы администрации .. от .. о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в состав участников подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» \л.д.22\, а поэтому принятое решение .. от .. противоречило и не соответствовало не только решению органа местного самоуправления о размере учетной нормы, но и федеральному законодательству и в силу закона данное постановление является незаконным. Положениями ч.1 ст. 48 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ). Данная норма федерального закона применима к ненормативному правовому акту – постановлению главы администрации .. от .. о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в состав участников подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» \л.д.22\, поскольку муниципальный правовой акт может носить как общеобязательный, так и индивидуальный характер. Право отмены муниципального правового акта в административном порядке по времени законом не ограничено, а поэтому такой акт может быть отменен в любое время, а поэтому принятие постановления ..-а от .. отменено правомерно и в соответствии с названным выше законом и в пределах компетенции органа местного самоуправления, которой фактически после вынесения постановления .. от .. \л.д.22\, выявил, что данное постановление не соответствует требованиям нормативного акта как органа местного самоуправления, так и нормам федерального закона – ст. 56 ЖК РФ, тем самым права истцов не нарушены, поскольку их жилищные правоотношения не изменились как на день принятия постановления .. от .., так и на день принятия постановления ..а от .. и отменой ранее принятого .. органом местного самоуправления восстановлено положение существовавшее до вынесения постановления .. от .., что предусмотрено положениями ст. 11 ч.3 п.п.2 ЖК РФ, следовательно органом местного самоуправления восстановлено положение, существовавшее до нарушения жилищного права (ст. 56 ЖК РФ) и пресечено действие, нарушающее это право. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Однако, истцы в нарушение положений ст. 51 ч.1 п.1 ЖК РФ, являясь членами семьи собственника жилого помещения по .. .. и будучи обеспеченными жилым помещением, т.к. на 1 человека зарегистрированного на названной жилой площади приходится по 21,45 кв.м ( 128,70 кв.м : 6 = 21,45 кв.м) \л.д.26\ или с учетом доводов представителя истцов исходя из фактически проживающих 8 человек членов семьи собственника, в том числе и обоих истцов, на 1 члена семьи приходится 16,08 кв.м, тем самым на день включения истцов в состав участников федеральной целевой программы на каждого члена семьи собственника .. приходилось на 9, 45 кв.м более учетной нормы – 12,0 кв.м (или по фактически проживающим на 4, 08 кв.м), при которой ст.ст. 51, 56 ЖК РФ и решением Думы Побегайловского сельсовета .. от .., граждане приобретают основание для признания их нуждающимися в жилых помещениях и поскольку на день принятия постановления .. от .. истцы не приобрели оснований для их признания нуждающимися в жилом помещении, они обоснованно были исключены из состава участников целевой программы постановлением ..а от .. \л.д.11\. Согласно ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства… На основании ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: 1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; 2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; 3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; 4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; 5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; 6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Таким образом, суд пришел к выводу, что истцы были исключены из федеральной целевой программы законно, поскольку истцы фактически сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, т.к. в жилом помещении находящимся в пользовании истцов по .. истцы имеют жилое помещение намного выше учетной нормы и в виду неправомерных действий должностных лиц органа, осуществившего принятие истцов на учет в качестве нуждающихся, что выразилось в нарушении должностным лицом Побегайловского сельсовета .. при подготовке документов истцов положения решения Думы Побегайловского сельсовета .. от .. о размере учетной нормы установленной для граждан проживающих на территории данного органа местного самоуправления. Также суд отмечает, что в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (введены Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009г. № 83 в ред. Постановления Правительства РФ от 28.04.2011г. № 336), право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных разделом 3 п.26, имеют: молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, хотя бы один из которых является гражданином РФ в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с п. 28 настоящего Типового положения не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, - в случае если соблюдаются в совокупности условия: работа одного из членов молодой семьи или изъявление желания работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянное проживание или изъявление желания постоянно проживать в сельской местности; признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий либо не имеющей жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты; Таким образом, подзаконным нормативным актом Правительства РФ предусмотрена совокупность указанных выше условий для молодой, в том числе неполной молодой семьи, однако истцами и их представителем, суду не представлены документы, как и в орган местного самоуправления при включении в состав участников федеральной целевой программы, которые бы подтверждали, что истец работает или изъявила желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы и судом установлено пояснениями представителя истца по доверенности, что истец Раизова Р.Н. фактически не проживает постоянно в .. (сельской местности), в том числе на день рассмотрения спора, поскольку она работает в .. и документов о работе истца по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сфере на .. и после этого времени на день рассмотрения спора судом, не представлено, тем самым отсутствует совокупность условий необходимых для включения истца в состав участников федеральной целевой программы, что также является основанием для признания постановления ..а от .. законным и обоснованным, влекущим отказ в удовлетворении требований заявленных истцами, как необоснованных и недоказанных допустимыми и относимыми доказательствами по делу (ст.ст. 59-60 ГПК РФ), поскольку п. 28 названных выше Правил … предусмотрено, что молодые семьи и молодые специалисты представляют в органы местного самоуправления заявления по форме, предусмотренной приложением N 2 к настоящему Типовому положению, с приложением: копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; копии документа об образовании молодого специалиста либо справки из образовательного учреждения о его обучении на последнем курсе этого образовательного учреждения; копий свидетельств о браке (для лиц, состоящих в браке); копий свидетельств о рождении или об усыновлении ребенка (детей); копии трудового договора с работодателем; выписки из домовой книги или копии финансового лицевого счета (для лиц, постоянно проживающих в сельской местности) либо справки органа местного самоуправления об отсутствии у заявителя жилья для постоянного проживания в этой сельской местности; документов, подтверждающих признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий или не имеющим жилья в сельской местности, в которой он работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; копий документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты и п.4 предусмотрено - право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: постоянное проживание в сельской местности; наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до .., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после .. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п.5). Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания. R членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке. Таким образом, суд считает, что истцы на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ) не доказали наличия соблюдения ими совокупности условий необходимых для включения их в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» и что не дает суду законных оснований для удовлетворения заявленных истцами исковых требований. Суд полагает необходимым также отметить, что представитель истца по доверенности Сабдеева С.У. пояснила, что продавец .. по договору купли-продажи от .. \л.д.12-13\ приходится дальней родственницей .., но она хочет после получения от истца .. денежной субсидии в размере .............. приобрести себе в собственность квартиру в .., а поэтому суд пришел к убеждению, что фактически за счет средств федерального бюджета будут улучшены не только жилищные условия истцов .. и .. но и имеющих право пользования и постоянного проживания членов семьи собственника жилого дома по .., где на 1 зарегистрированного будет приходиться по 32,18кв.м (128,7кв.м: 4 = 32,18кв.м, по фактически проживающим по 21,45кв.м (128,7 : 6 = 21,45кв.м), но и продавца .., что само по себе не противоречит каким-либо нормам права, но только при соблюдении требований закона и подзаконных нормативных актов РФ, установленных в отношении лиц, которые подлежат включению в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 6-7, 10-11, 12-13, 55-57, 67-68, 98, 194-199 ГПК РФ, ст.ст. 11, 31, 49, 50-51, 52, 56 ЖК РФ, законом Ставропольского края № 72-кз от 10.11.2009г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма», Решением Думы Побегайловского сельсовета Минераловодского района» от 16.04.2007г. № 150 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, учетной нормы площади жилого помещения и категорий граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения», суд решил: В удовлетворении исковых требований истца Раизовой Р.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери .. к администрации Побегайловского сельсовета Минераловодского района о признании незаконным постановления администрации Побегайловского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края ..а от .. об исключении .., .. рождения и .., .. рождения из состава участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, возложении обязанности на администрацию Побегайловского сельсовета Минераловодского района включить .. и .., .. рождения в состав участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Побегайловском сельсовете» - отказать за необоснованностью и недоказанностью исковых требований. Копию решения направить для сведения лицам, участвующим в деле и не присутствовавшим в судебном заседании не позднее чем через пять дней со дня принятия решения суда в окончательной форме. С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться в Минераловодском суде 26.07.2011г. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, т.е. с 26.07.2011г., путем подачи жалобы через Минераловодский суд, с оплатой государственной пошлины. Решение принято в окончательной форме 25.07.2011г. Председательствующий: Судья Коренец Т.Н.