решение по делу № 2-1293/2011



РЕШЕНИЕименем российской федерации

14 сентября 2011 года гор. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего - судьи Соболя В.Г.,

при секретаре Саркисян А.Р.,

с участием прокурора Гожих И.А., ответчика Солодовникова В.В. и его представителя С.Т.В..,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Ставропольского края в лице Министерства сельского хозяйства Ставропольского края к Солодовникову В.В., Солодовниковой Н.В., Солодовникову А.В., Солодовникову В.В., а также Винникову В.Ф. и Винниковой В.В. о возмещении ущерба и взыскании процентов, -

УСТАНОВИЛ:

Минераловодский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями, которые в последующем были дополнены. В их обоснование в исковых заявлениях указано на то, что с целью решения задач по наращиванию экономического потенциала сельскохозяйственной отрасли, являющейся ведущей отраслью экономики Ставропольского края, в Ставропольском крае с 2003 года осуществляется реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности по федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года".

В рамках реализации этой программы осуществляется государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета или собственных средств граждан.

Во исполнение "Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года № 144 и Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года № 83, Постановлениями Правительства Ставропольского края от 21 мая 2008 года № 83-п и от 20 мая 2009 года № 136-п утверждены Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и субсидий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий Ставропольского края Постановлением Правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 года № 319-п принята краевая целевая программа "Социальное развитие села в Ставропольском крае на 2010-2012 годы".

Предоставление субсидий из федерального бюджета для реализации мероприятий Программы "Социальное развитие села до 2012 года" в 2008 году осуществлялось на основании заключенного Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с Минсельхозом Ставропольского края как уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края договора от 10 апреля 2008 года № 351/10 о взаимодействии по выполнению мероприятий программы по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и обеспечению софинансирования мероприятий указанной программы.

В ходе реализации программы были выявлены нарушения при предоставлении субсидии семье Солодовникова В.В., повлекшие причинение материального ущерба Российской Федерации и Ставропольскому краю.

Постановлением главы администрации Левокумского сельсовета семья Солодовникова В.В. в составе четырех человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в списки участников вышеуказанной Программы.

На момент постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Солодовникова В.В. проживала в качестве членов семьи собственника дома общей площадью ............... по .............. Винникова В.Ф., где также проживала мать Солодовниковой – Винникова В.В.. Расчет объема социальной выплаты на приобретение жилья Солодовникову В.В. произведен из расчета ............... общей площади помещения.

В .............. Солодовникову В.В. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, социальная выплата предоставлена в размере .............., из которых за счет федерального бюджета – .............., за счет краевого бюджета – ...............

Однако Солодовниковы признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий с нарушением положений стст. 49, 51 ЖК РФ, так они не представляли документы о доходах семьи, поэтому они не признаны малоимущей семьей органом местного самоуправления.

Обеспеченность общей площадью жилого помещения на одного члена семьи Солодовниковых на .............. - день издания Постановления главы администрации Левокумского сельсовета .............., составляла ..............., тогда как учетная норма площади жилого помещения на территории Левокумского сельсовета в период с .............. составляла .............. (решение Думы Левокумского сельсовета от 22 марта 2007 года № 155), а соответственно Солодовниковым следовало отказать во включении в список.

Кроме того, муниципальный орган должен был провести проверку жилищных условий Солодовниковых, в том числе истребовать сведения об отчуждении ими недвижимости в течение двух лет, предшествующих моменту обращения за получением субсидии. В нарушение пп. "д" п. 4 Приказа Минсельхоза СК от 29.05.2008 № 135 муниципальные органы не располагали сведениями об отчуждении Солодовниковыми .............. квартиры .............. и .............. жилого дома по ...............

Продажа Солодовниковыми двух жилых помещений в течение двух лет, предшествующих получению субсидии, свидетельствует о наличии у них достаточных собственных денежных средств для приобретения жилья в той сельской местности, которую они избрали для постоянного проживания.

Поэтому Солодовниковы подлежали исключению из списка граждан на основании пп. 4, 5 п. 13 Приказа Минсельхоза Ставропольского края от 3 июня 2009 года № 218 в связи с неправомерными действиями должностных лиц органа местного самоуправления при решении вопроса о принятии заявителя на учет, однако это сделано не было.

Кроме того, в нарушение п. 39 Постановления Правительства РФ от 5 марта 2008 года № 144, п. 26 Постановления Правительства РФ от 31 января 2009 года № 83 Солодовников В.В. и Солодовникова Н.В. обратились с заявлением о включении в состав участников федеральной целевой программы 27 февраля 2009 года в возрасте, превышающем 40 лет каждого из супругов, что не давало им право участвовать в реализации ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года".

По договору купли-продажи от .............. семья Солодовникова В.В. приобрела у Винникова В.Ф. дом, в котором ранее проживала и осталась проживать тем же составом семьи, в связи с чем их жилищные условия не изменились, они также сохранили право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, а поскольку Винниковы после продажи дома не выселялись из него, вышеуказанная сделка является ничтожной, так как совершена лишь для вида без намерения создать соответствующие правовые последствия для сторон по сделке. Стороны не исполнили договор купли-продажи, и правовые последствия его для сторон не наступили.

Более того, обеспеченность жильем каждого из членов семьи Солодовниковых в нарушение п. 23 Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 составляет менее учетной нормы в 12 кв.м..

Таким образом, социальный эффект от реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" в части улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Ставропольского края, в том числе: обеспечения молодых семей и молодых специалистов на селе доступным жильем, объективно нуждающихся в соответствии с нормами ЖК РФ в улучшении жилищных условий, содействия притоку молодых специалистов в сельскую местность и закрепление их в аграрном секторе экономики, повышение престижности проживания на селе, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности, не был достигнут.

В соответствии со стст. 15, 395, 1064, 1102, 1107 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания подлежат уплате проценты, размер которых определяется по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день предъявления искового заявления. На основании Указания ЦБ РФ № 2618-У от 29.04.2011 г. ставка рефинансирования установлена в размере 8,25 % с 03.05.2011 года по настоящее время, в связи с чем ответчики должны уплатить проценты за период с .............. .............. дней: в пользу РФ – ..............; в пользу СК – ...............

Поэтому прокурор просил взыскать солидарно с ответчиков Солодовникова В.В., Солодовниковой Н.В., Солодовникова А.В., Солодовникова В.В., Винникова В.Ф. и Винниковой В.В.:

- в пользу Российской Федерации – .............. в возмещение ущерба и проценты в сумме .............., а всего ..............;

- в пользу Ставропольского края – .............. в возмещение ущерба и проценты в сумме .............., а всего ...............

Помимо изложенного, в обоснование исковых требований старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. в судебном заседании также указала на то, что поскольку семья Солодовниковых имела денежные средства после продажи жилья в .............., то она не могла являться малоимущей. Так как эта семья не подлежала постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, то включение ее в список лиц по Целевой программе незаконно. Постановление органа местного самоуправления по постановке Солодовниковых на учет и включению ее в список участников программы не оспаривается, однако этот ненормативных акт не подлежит применению ввиду его несоответствия закону. Сама сделка купли-продажи жилого помещения прокурором также не оспаривается и требований о применении последствий ее недействительности согласно ст. 167 ГК РФ не заявлено, поскольку у прокурора нет намерения приводить стороны в первоначальное положение. Однако поскольку цели Программы не достигнуты в результате совместных недобросовестных действий ответчиков и по сговору между собой они неосновательно обогатились, то причиненный государству ущерб должен быть возмещен ими в солидарном порядке на основании стст. 15, 322, 1064 и 1103 пп. 1, 4 ГК РФ.

Российская Федерация в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, его представитель в судебное заседание не явился. В своем письменном отзыве полномочный представитель Б.А.В. просил о рассмотрении дела без участия представителя Министерства и об удовлетворении заявленных требований по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Субъект Российской Федерации – Ставропольский край в лице Министерства сельского хозяйства Ставропольского края надлежаще извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание его представитель не явился, полномочный представитель Н.М.Н. просил рассмотреть дело без участия представителя Министерства.

Ответчики Солодовникова Н.В., Солодовников А.В., Солодовников В.В. Винников В.Ф. и Винникова В.В. надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия и указали в своем заявлении, что исковые требования не признают.

Ответчик Солодовников В.В. исковые требования не признал и пояснил, что ему и жене в гор. Минеральные Воды на основании договора приватизации принадлежала трехкомнатная квартира, которая ими была продана в .............. примерно за .............., на эти деньги они приобрели жилой дом в .............. и в .............. продали его примерно за ту же сумму. Часть вырученных средств они потратили на оказание помощи больной сестры его жены, а за остальные деньги отремонтировали дом своих родителей, который они впоследствии и приобрели за субсидию. О необходимости предоставления сведений о продаже вышеуказанных жилых помещений ему никто не говорил, как и о том, что после их продажи он в течение пяти лет не вправе претендовать на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Представитель ответчиков С.Т.В. доводы своих доверителей поддержал и сослался на то, что семья ответчиков Солодовниковых не может являться членами семьи ответчиков Винникова В.Ф. и Винниковой В.В., поскольку это две отдельные семьи. Запрета на приобретение по программе "Развитие села" недвижимости у родителей в нормативных актах нет, не указано также не необходимость снятия продавцов с регистрационного учета по прежнему месту жительства. Семья Солодовниковых очевидно улучшила жилищные условия, поскольку ранее она не имела собственного жилья, которое теперь у них есть. Винниковы на вырученные деньги приобрели себе иное жилье, в котором по настоящее время идет ремонт. Тот факт, что Винниковы не снялись с регистрационного учета с проданного ими жилья не нарушает Закон, фактически же они проживают как у своих детей Солодовниковых, так и у своих детей в .............., где проживает их тяжело больная дочь, у себя в новом приобретенном доме. Вывод прокуратуры о мнимости сделки между Солодовниковыми и Винниковыми ни на чем не основан и опровергается очевидными правовыми последствиями, согласно которым Солодовниковы приобрели себе жилье, а Винниковы также на вырученные деньги приобрели себе жилье. Родственные отношения между ними никоим образом на действительность сделки не влияют.

Семья ответчиков Винниковых в социальной программе не участвовала и поэтому никаких отношений с государством не имела, а потому нет никаких оснований требовать от них полученных по договору купли-продажи денег.

Исходя из данных о заработной плате семья Солодовниковых является малоимущей и никаких данных о стоимости проданного ими до этого жилья нет. Представленные ими сведения проверялись органом местного самоуправления и министерством сельского хозяйства края, недостоверных данных в представленных сведениях не обнаружено и действиях этих органов по постановке Солодовниковых на учет и включении их в Список участников программы не оспорены и незаконными не признаны. Согласно же Постановлению Правительства РФ от 31.01.2009 N 83 "О внесении изменений в Федеральную целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года" выплаты могут получать как молодые семьи, граждане в возрасте 35 лет, так и иные граждане, проживающие в сельской местности.

Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями стст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (стст. 55 и 67 ГПК РФ).

Согласно свидетельству о рождении родителями ............... являются Винников В.Ф. и Винникова В.В..

.............. Солодовников В.В. заключил брак с ..............., после чего жене присвоена фамилия "Солодовникова".

Согласно свидетельству о рождении и паспорту гражданина РФ Солодовников В.В. родился .............. и с .............. зарегистрирован на постоянное место жительства по ...............

По паспортным данным Солодовникова Н.В. родилась .............. и с

.............. зарегистрирована на постоянное место жительства по ..............

..............

Согласно свидетельствам о рождении родителями Солодовникова В.В., .............. и Солодовникова А.В., .............. являются Солодовников В.В. и Солодовникова Н.В..

Как видно из паспортных данных Солодовников В.В. зарегистрирован на постоянное место жительства по .............. с .............., а Солодовников А.В. по данному адресу с ...............

Согласно справке администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района № 5484/31 от 3 января 2009 года состав семьи Солодовникова В.В., ..............: .............. – Солодовникова Н.В., ..............; .............. – Солодовников А.В., ..............; .............. – Солодовников В.В., ..............

По адресным справкам, выданным отделом УФМС России по Ставропольском крае в гор. Минеральные Воды Винников В.Ф. с .............., Солодовников В.В. с

.............., Солодовников В.В. с .............., Солодовникова Н.В. с

.............., Солодовников А.В. с .............. зарегистрированы по

...............

По сообщениям Минераловодского отдела Управления Федеральной регистрационной службы Ставропольского края от .............. в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на недвижимое имущество на имя Солодовниковой Н.В., Солодовникова В.В., Солодовникова В.В., Солодовникова А.В. отсутствует.

Как видно из трудовой книжки на имя Солодовникова В.В. с .............. он принял на должность ..............

Согласно справке этого СПК от 11 января 2009 года Солодовников В.В. на день ее выдачи работает в ...............

.............. Солодовников В.В. обратился с заявлением к главе Левокумского сельсовета Минераловодского района о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года". Состав семьи: Солодовникова Н.В. – .............., Солодовников В.В., Солодовников А.В. – .............., с ним постоянно проживают в качестве членов семьи: Винников В.Ф. - .............., Винникова В.В. - ...............

Постановлением главы Левокумского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края .............. от .............. приняты на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и включены в списки для участия в Федеральной Целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" Солодовников В.В. .............., ............... Состав семьи: Солодовникова Н.В., ............................; Солодовников А.В., ............................; Солодовников В.В., ............................. Проживает по адресу: .............., по категории - как изъявивший желание участвовать в программе "Социальное развитие села до 2012 года".

Согласно справке администрации Левокумского сельсовета № 548 от .............. на основании вышеуказанного постановления Солодовников В.В. поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

По договору купли-продажи от .............. Винников В.Ф., проживающий по .............. продал, а Солодовников В.В., Солодовникова Н.В., Солодовников А.В., Солодовников В.В. купили в общую долевую собственность по 1/4 доле в праве каждый дом и земельный участок по ..............

.............. за .............., в том числе дом за .............., земельный участок за ...............

По условиям данного договора оплата части стоимости приобретаемой недвижимости в сумме .............. за дом и .............. за земельный участок оплачены из собственных средств до подписания договора купли-продажи. Оставшаяся часть стоимости приобретаемой покупателями недвижимости в размере .............. оплачивается покупателями по свидетельству о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретения) жилья в сельской местности .............., выданному Министерством сельского хозяйства Ставропольского края .............., из которых .............. – выплачивается за счет средств федерального бюджета; .............. средств бюджета Ставропольского края.

Согласно выпискам из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от .............. правообладателями дома и земельного участка по .............. являются: Солодовников В.В., Солодовников В.В., Солодовникова Н.В., Солодовников А.В., каждому принадлежит по 1/4 доле в праве общей долевой собственности на это недвижимое имущество.

Не оспаривая вышеуказанные постановление главы Левокумского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края и договор купли-продажи, Минераловодский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации как к получателю субсидии семье Солодовниковых, так и к продавцу Винникову В.Ф. и его жене Винниковой В.В. о возмещении ущерба и взыскании процентов со ссылкой на то, что ответчики причинили ущерб Российской Федерации и субъекту – Ставропольскому краю ввиду того, что заключили сделку лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия и таким образом не улучшили свои жилищные условия.

Переходя к правовому анализу и оценке сложившейся спорной ситуации, суд исходит из того, что в силу пп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Так, по искам о возмещении внедоговорного вреда бремя доказывания распределяется таким образом: истец должен доказать причинение ему ущерба, его размер и причинную связь между поведением причинителя и наступившим вредом, а на ответчике лежит обязанность доказать правомерность своего поведения и (или) свою невиновность.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Общими условиями возмещения вреда являются противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинной связи между действиями (бездействием) причинителя вреда и наступившими последствиями, вина причинителя вреда и собственно вред.

Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве общего основания ответственности за причинение вреда устанавливает, что лицо, причинившее вред, освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064).

Размер вреда определяется по правилам ст. 15 ГК РФ, где в п. 2 определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно разъяснению, содержащему в п. 10 постановления от 1 июля 1996 года Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, причиненных гражданам и юридическим лицам нарушением их прав, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

Необходимость таких расходов и их предполагаемый размер должны быть подтверждены обоснованным расчетом, доказательствами, в качестве которых могут быть представлены смета (калькуляция) затрат на устранение недостатков товаров, работ, услуг; договор, определяющий размер ответственности за нарушение обязательств, и т.п.

В соответствии с требованиями чч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Как указано в чч. 4, 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Исходя из ст. 51 ЖК РФ признание граждан нуждающимися в жилье является условием постановки их на учет. Основаниями для такого признания служат: а) отсутствие жилья на праве собственности или по договору социального найма; б) обеспеченность жильем менее учетной нормы; в) неудовлетворительное состояние жилища; г) состояние здоровья проживающих.

Решением Думы Левокумского сельсовета Минераловодского района № 155 от

22 марта 2007 года установлена учетная норма площади жилого помещения на территории Левокумского сельсовета в размере 10 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

На основании решения Думы Левокумского сельсовета Минераловодского района

№ 439 от 14 апреля 2010 года внесено изменение в решение Думы Левокумского сельсовета от 22 марта 2007 года № 155, согласно которым учетная норма площади жилого помещения на территории Левокумского сельсовета в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения жилого помещения на одного человека. Данное решение вступает в силу со дня его опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года.

С учетом того, что общая площадь жилого дома, в котором семья Солодовникова проживала на момент принятия постановления главы Левокумского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края .............. от .............., составляла ..............., то на каждого члена семьи, т.е. с учетом Винниковых, приходилась площадь в размере .............. то есть более учетной нормы.

Исходя из этого следует, что постановление главы администрации Левокумского сельсовета от .............. принято с нарушением требований ст. 51 ЖК РФ.

Кроме того, 18 мая 2007 года решением Думы Левокумского сельсовета Минераловодского района №165 утвержден Порядок ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде Левокумского сельсовета.

Согласно п. 2 данного Порядка на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма муниципального жилищного фонда Левокумского сельсовета принимаются малоимущие граждане, зарегистрированные на постоянное место жительства в Левокумском сельсовете (если иное установлено законодательством Российской Федерации) и нуждающиеся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, по основаниям и на условиях, предусмотренных Жилищным Кодексом, Законами Ставропольского края и настоящим Порядком.

Как указано в п. 6 Порядка право на бесплатное получение жилых помещений в муниципальном жилищном фонде имеют малоимущие граждане, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а так же иные категории граждан принятые на учет до 1 марта 2005 года.

Малоимущими гражданами в целях Жилищного Кодекса являются граж­дане, если они признаны таковыми администрацией Левокумского сельсовета в порядке, установленном законом Ставропольского края, с учетом размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, на­ходящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Согласно п. 7 норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается решением Думы Левокумского сельсовета Минераловодского района.

В п. 11.1 Порядка указано, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жи­лых помещениях допускается в случае, если:

- не представлены документы, предусмотренные Перечнем, утвержденным постановлением Правительства СК от 5 сентября 2006 года № 126-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае";

- представлены документы, которые не подтверждают право соответст­вующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых поме­щениях;

- не истек предусмотренный статьей 53 Жилищного Кодекса РФ срок.

Решением Думы Левокумского сельсовета Минераловодского района № 348 от 11 июня 2009 года внесены изменения в решение от 18 мая 2007 года № 165 в той части, что оно вступает в силу со дня его официального обнародования.

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.

Согласно справкам, доход Солодовникова В.В. составил за 2007 год - ..............; за 2008 год - ..............; за 2009 год - ..............; за 2010 год - ..............; доход Солодовниковой Н.В. за 2008 год составил ...............

Между тем, согласно выпискам из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от .............. правообладателями дома и земельного участка по .............. с .............. являлись .............. Солодовникова Н.В., с .............. ................

Как видно из выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от .............. право собственности на квартиру .............. за Солодовниковым В.В., Солодовниковой Н.В. (по 1\2 доле за каждым) прекращено .............. зарегистрировано за ..............

Таким образом, до истечения пяти лет после продажи двух жилых помещений, т.е. ухудшения своих жилищных условий, Солодовниковы были признаны нуждающимися в жилом помещении.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении

от 19.04.2007 года N 258-О-О применение ст. 53 ЖК РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Как указано в п. 9.3 вышеуказанного Порядка ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде Левокумского сельсовета с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы в соответствии с перечнем, утвержденным Постановлением Правительства СК от 5 сентября 2006 года

№ 126-п "О мерах по реализации Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае".

Согласно п. 3 данного Перечня гражданином должны быть предоставлены:

1) копия финансового лицевого счета по месту(ам) жительства гражданина и членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма (далее - заявление);

2) выписка из домовой книги (поквартирной карточки, похозяйственной книги) по месту(ам) жительства гражданина и членов его семьи за пять лет, предшествующих подаче заявления;

3) документы, подтверждающие право пользования жилым помещением, занимаемым гражданином и членами его семьи (договор найма жилого помещения, ордер, решение о предоставлении жилого помещения и иные);

4) выписка из технического паспорта предприятия технической инвентаризации с поэтажным планом (при наличии) и экспликацией;

5) справки органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о наличии или отсутствии у гражданина и членов его семьи жилого помещения и (или) земельного участка, выделенного для строительства жилого дома, на праве собственности и о сделках с данным имуществом в течение пяти лет, предшествующих подаче заявления;

6) свидетельства о государственной регистрации права собственности гражданина и членов его семьи на жилое помещение и (или) земельный участок, выделенный для строительства жилого дома.

Между тем, как следует из заявления Солодовникова В.В. к главе Левокумского сельсовета Минераловодского района от .............. к заявлению прилагались: копия ИНН, справка о составе семьи, справка с регистрационной палаты, справка с БТИ, копии трудовой книжки, справка с места работы, копии паспортов, копия свидетельства о браке, копии свидетельств о рождении, выписка из домовой книги.

Исходя из вышеуказанного следует, что какие- либо документы подтверждающие получение дохода Солодовниковыми от продажи недвижимого имущества (дома и квартиры) в течение двух лет, предшествующих получению субсидии ответчиками не представлялись, не представлялись и документы, свидетельствующие о наличии у члена семьи Винникова В.В. в собственности жилого помещения.

Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 года № 858 утверждена Федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2012 г.".

Основной целью программы является улучшение жилищных условий сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, которые не обладают для этого достаточными собственными средствами.

Предоставление социальных выплат на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в 2009 г. осуществлялось в соответствии с приложением № 16 "Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов", порядком предоставления на счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от

20 мая 2009 года № 136-п (далее по тексту порядок).

Приложением № 1 "Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов" к Правилам (далее по тексту Типовое положение) определен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретения) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительство в сельскую местность и работать там.

В пункте 4 Типового положения перечислены все условия, при соблюдении которых гражданин имеет право на получение социальной выплаты, а именно право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В соответствии п. 5 Типового положения гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания.

Кроме того, Приказом министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 29.05.2008 N 135 (действующий до 2 июня 2009 года, в связи с изданием приказа министерства сельского хозяйства СК от 02.06.2009 N 209) утвержден Порядок формирования и утверждения списков граждан - участников мероприятий, предусмотренных приложением 1 к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года", на планируемый год.

Согласно п. 4 данного Порядка 4. основаниями для отказа во включении в список граждан являются:

а) несоответствие гражданина условиям, указанным в пункте 14 Правил;

б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка;

в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;

г) ранее реализованное гражданином право на улучшение жилищных условий с использованием различных форм государственной поддержки за счет средств бюджета любого уровня;

д) если при проверке предоставленных гражданином документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, органом местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края будет получена или выявлена информация о том, что заявитель или хотя бы один из членов его семьи в течение двух лет, предшествующих моменту обращения за получением социальной выплаты, сознательно ухудшил свои жилищные условия (поменял, продал или иным способом произвел отчуждение дома, квартиры или их частей).

В п. 2 данного Порядка указан перечень документов, прилагаемых к заявлению, согласно которому должны быть представлены: справка о доходах за последний год; справка территориального органа Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю и организации технической инвентаризации о наличии или отсутствии у заявителя и членов его семьи жилого помещения на праве собственности и о сделках с данным имуществом в течение двух лет, предшествующих подаче заявления.

При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что принятое главой Левокумского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края постановление № 86 от 10 апреля 2009 года о принятии на учет, нуждающегося в улучшении жилищных условий и включение в списки для участия в Федеральной Целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" Солодовникова Владимира Васильевича не соответствует действующему на его момент принятию законодательству.

Исходя из абз. 12 ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Исходя из этого суд вправе дать оценку ненормативному акту органа государственной власти или соответственно не применять акт указанного органа независимо от того, предъявлялись ли требования о признании акта недействительным.

Исходя из этого вышеуказанное постановление от 10 апреля 2009 года не может быть принято в качестве доказательства законности постановки Солодовникова В.В., а соответственно его семьи на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и включение их в списки для участия в Федеральной Целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года".

Более того, согласно п. 5 вышеуказанного Типового положения к членам семьи гражданина применительно к настоящему Типовому положению относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруга (супруг), а также дети и родители. Другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке.

Согласно чч. 1,2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Исходя из вышеуказанного поскольку Солодовников В.В. сам указал в своем заявлении от .............. главе Левокумского сельсовета Минераловодского района, что членами его семьи являлись Винников В.Ф. и Винникова В.В., то соответственно он сам и члены его семьи, т.е. жена и дети являлись членами семьи собственника жилого помещения, в котором проживали как на момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, так и на момент приобретения жилого помещения в собственность.

Исходя из изложенного следует, что при получении Солодовниковым В.В. социальной выплаты условия ее получения в совокупности соблюдены не были, а именно Солодовников В.В. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с нарушением действующего законодательства, а соответственно таким не являлся.

Согласно же Порядку предоставления социальных выплат (п. 9) возврат полученных социальных выплат в доход бюджета Ставропольского края производится получателем социальных выплат в случаях:

- неисполнение условий предоставления социальных выплат;

- установления факта предоставления ложных сведений в целях получения социальных выплат;

- установление факта нецелевого использования социальных выплат.

Более того, решением Думы Левокумского сельсовета № 64 от 18 мая 2011 года установлена учетная норма площади жилого помещения на территории Левокумского сельсовета в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.

Согласно п. 23 Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 "О федеральной

целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года", а именно утвержденного им Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жиля гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.

Согласно ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.

В ч. 1 ст. 56 ЖК РФ указано на то, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:

1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;

2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;

3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;

5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома;

6) выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Исходя из вышеуказанного суд считает, что приобретя жилой дом общей площадью .............. за свои личные средства и за счет предоставленной социальной выплаты, ответчики Солодовниковы не перестали быть нуждающимися в улучшении жилищных условий, в связи с чем цель программы, в рамках которой и была оказана социальная поддержка не достигнута, а соответственно определенные Федеральной целевой программой "Социальное развитие села до 2012 г." задачи по улучшению жилищных условий семьи Солодовниковых не выполнены.

Что же касается доводов прокурора о том, что основанием для возмещения ущерба является то, что ответчики заключили сделку лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, т.е. сделка является мнимой, что привело к недостижению социальных целей Программы, то суд исходит из следующего.

Так, конституционное признание свободы договора является одной из гарантируемых государством свобод человека и гражданина, которая Гражданским кодексом РФ провозглашается в числе основных начал гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1). При этом конституционная свобода договора не является абсолютной, не должна приводить к отрицанию или умалению других общепризнанных прав и свобод (статья 55, часть 1 Конституции Российской Федерации) и может быть ограничена федеральным законом, однако лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц (статья 55, часть 3 Конституции Российской Федерации).

В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено на основании договора купли-продажи, мены, дарения и иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 422 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

По смыслу п. 1 ст. 170 ГК РФ мнимая сделка, сделка совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна.

Как пояснили в судебном заседании ответчик Солодовников В.В. и представитель ответчиков С.Т.В.. никакой иной договоренности, кроме как по продаже дома, между ними не имелось, ответчики Винниковы на полученные денежные средства приобрели себе дом, в котором делают ремонт, а Солодовниковы зарегистрировали свое право на приобретенный дом в установленном законом порядке.

Действительно, по договору купли-продажи от .............. Винников В.Ф. приобрел дом и земельный участок по .............. за .............., о чем ему .............. выдано свидетельство о государственной регистрации права.

Таким образом, доводы иска о мнимости сделки и утверждение прокурора в суде о наличии между ответчиками предварительного сговора на улучшение своего материального положения и никакими доказательствами не подтверждены и является не более, чем предположением.

Кроме того, не может суд согласиться с доводами прокурора и том, что в соответствии с п. 26 Постановления Правительства РФ от 31 января 2009 года № 83 Солодовниковы не имели право участвовать в реализации ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года", поскольку на момент подачи заявления их возраст был более 35 лет, поскольку как было указано выше, основной целью Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 г." является улучшение жилищных условий не только молодых семей и молодых специалистов, а сельского населения.

Как было установлено в судебном заседании Солодовников В.В., Солодовникова Н.В. и их сыновья являются жителями сельской местности.

Вместе с этим, суд также приходит к выводу о том, что иск к Винникову В.Ф. и Винниковой В.В. не может быть удовлетворен как лишенный всяких правовых оснований.

Так, ссылка прокурора в обоснование иска к Винникову В.Ф., Винниковой В.В. на положения стст. 15, 322, 1080 и главы 60 ГК РФ ГК РФ является несостоятельной, поскольку они участниками целевой программы не являлись и ни в какие отношения с государством не вступали, Винников В.Ф. являлся лишь стороной в сделке, а оплату по которой по воле продавца за него частично произвело государство.

Между тем согласно положениям стст. 15, 322 и 1080 ГК РФ солидарная ответственность по возмещению ущерба возможна только в результате совместных действий лиц либо в процессе исполнения договора, либо на основании закона в случаях причинения внедоговорного вреда. Как установлено же судом, никаких иных совместных действий, помимо заключения соответствующей закону сделки, ответчики не совершали и противоправности в их действиях не установлено.

В силу ст. 1103 ГК РФ, определяющей соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав, поскольку иное не установлено ГК РФ, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ об обязательствах вследствие неосновательного обогащения, подлежат применению также к требованиям: о возврате исполненного по недействительной сделке (п. 1); о возмещении вреда, в том числе причиненного недобросовестным поведением обогатившегося лица (п. 4).

Как следует из конструкции приведенной выше нормы права, предметом иска, упомянутого в пункте 1 ст. 1103 ГК РФ, является не само по себе взыскание неосновательного обогащения, а именно требование о последствиях недействительности сделки, урегулированных положениями ст. 167 ГК РФ и другими нормами параграфа 2 главы 9 ГК РФ. Однако таких требований прокурором не заявлено.

Полученные же Винниковыми денежные средства являются исполнением по сделке и поэтому не могут являться их неосновательным обогащением.

По существу при неоспоренной сделке и незаявленном требовании о возврате исполненного по недействительной сделке, предъявление к ним требования о взыскании суммы полученной семьей Солодовниковых от государства социальной помощи с одновременным оставлением у этой семьи приобретенного за счет этой же помощи жилого дома означает лишение Винниковых права собственности на их имущество, что противоречит статье 35 Конституции Российской Федерации и является недопустимым.

В силу ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Исследовав представленные в условиях состязательного процесса доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора о возврате полученной субсидии подлежат удовлетворению только в отношении ответчиков Солодовникова В.В., Солодовниковой Н.В., Солодовникова А.В. и Солодовникова В.В., с которых надлежит взыскать солидарно в возмещение ущерба в пользу Российской Федерации - .............., в пользу Ставропольского края: в возмещение ущерба .............., а в иске к Винникову В.Ф. и Винниковой В.В. суд отказывает, как в необоснованном.

Согласно п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Исходя из данной нормы Закона обязательным условием для применения ответственности, предусмотренной названной нормой, является доказанность факта неправомерного пользования должником чужими денежными средствами.

Как установлено судом ответчики пользовались денежными средствами незаконно, а соответственном за полученную ими незаконно денежную сумму они должны уплатить проценты.

На основании Указания Банка России от 29 апреля 2011 года № 2618-У с 3 мая 2011 года установлена банковская ставка процентов в размере 8,25% годовых.

В обоснование размера исковых требований о взыскании процентов истцом представлен подробный расчет, который сторонами не оспаривается, он проверен судом и признан правильным.

При таких обстоятельствах, проанализировав представленные в условиях состязательного процесса доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в заявленном размере, а именно взыскании с ответчиков в солидарном порядке в пользу Российской Федерации в размере .............., в пользу Ставропольского края в размере .............., являются законными и обоснованными, а потому подлежат удовлетворению.

Поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины по данному делу, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков подлежит взысканию госпошлина в федеральный бюджет в размере по .............. с каждого.

Руководствуясь стст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Минераловодского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Взыскать солидарно с Солодовникова В.В., Солодовниковой Н.В., Солодовникова А.В. и Солодовникова В.В.:

- в пользу Российской Федерации: в возмещение ущерба .............. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере .............., а всего – ..............

- в пользу Ставропольского края: в возмещение ущерба .............. и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере .............. а всего – ..............

В иске Минераловодского межрайонного прокурора к Винникову В.Ф. и Винниковой В.В. о возмещении ущерба и взыскании процентов – отказать.

Взыскать с Солодовникова В.В., Солодовниковой Н.В., Солодовникова А.В. и Солодовникова В.В. государственную пошлину в размере по .............. с каждого.

Решение принято судом в окончательной форме 19 сентября 2011 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней.

председательствующий