решение по делу 2-1705/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-1705/11

6 октября 2011 года. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Залугина С.В.

при секретаре Русановой М.С.,

с участием: представителя заинтересованного лица - Минераловодской таможни по доверенности Денисенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по заявлению Кардановой Ф.В. о признании незаконным отказа Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни в предоставлении информации,

У С Т А Н О В И Л:

Карданова Ф.В. обратилась в суд с указанным заявлением, в обоснование которого указала, что в связи с необходимостью выезда за пределы Российской Федерации для решения своих вопросов по коммерческой деятельности она приехала в город Нальчик на Кабардино-Балкарский таможенный пост для получения необходимой ей устной консультации.

Однако, консультация ей не предоставлена, хотя действующее таможенное законодательство, как ей объяснил юрист в городе Майский содержит норму, обязывающая таможенные органы предоставлять по требованию лиц устные и письменные консультации по вопросам таможенного дела и бесплатно.

Коммерческой деятельностью она собирается заниматься в Майском районе, вылететь за пределы Российской Федерации будет из Аэропорта «Нальчик», а за консультацией ей рекомендовано ехать в город Минеральные Воды в таможню по адресу: ..............

Полагает, что Кабардино-Балкарским таможенным постом ей незаконно отказано в предоставлении устной консультации, так как на таможенном посту она узнала о том, что проводится таможенное оформление товаров и должны были проинформировать её по интересующим её вопросам (по порядку декларирования товаров, по поставкам пошлины и т.д.).

При отказе в предоставлении устной консультации на таможенном посту сослались на какой-то существующий порядок. Но данный порядок, она думает, установлен действующим таможенным законодательством.

Полагает, что эти действия нарушают её права получить достоверную информацию в органе, обязанном по закону эту информации предоставить.

Просит признать отказ Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни в предоставлении устной консультации незаконным.

Заявитель Карданова Ф.В., извещенная судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. В своем заявлении просят суд рассмотреть данное дело в её отсутствие /л.д. 8/.

В соответствии со статьёй 257 ГПК РФ заявление рассматривается с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются. Неявка в судебное заседание кого-либо из указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.

В связи с чем, а также с учетом мнения представителя Минераловодской таможни по доверенности Денисенко Н.В., не возражавшей о рассмотрении дела в отсутствие не явившегося заявителя, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие заявителя Кардановой Ф.В.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица - Минераловодской таможни по доверенности Денисенко Н.В. требования не признала, и указала что Карданова Ф.В. обратилась за предоставлением устной консультации на Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни. На таможенном посту ей разъяснили порядок предоставления консультации и указали адрес Минераловодской таможни, так как следует из «Общего положения о таможенном посте», утвержденного Приказом ФТС от 13 августа 2007 года № 965, к компетенции таможенного поста не отнесены консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Считает, что таким образом действия Кабардино-Балкарского таможенного поста Минераловодской таможни по отказу в предоставлении устной консультации Кардановой Ф.В. являются законными и обоснованными, поскольку таможенный пост не наделен соответствующей компетенцией на предоставление услуг по консультированию заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Просит суд в удовлетворении заявления Кардановой Ф.В. отказать в полном объеме.

Суд, выслушав мнение представителя Минераловодской таможни, исследовав материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, считает необходимым в удовлетворении заявления Кардановой Ф.В. отказать в полном объеме, по следующим основаниям.

Так, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.

Постановлением Пленума ВС РФ от 10 февраля 200 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснено, что по правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены решения, действия (бездействие):

- федеральных органов государственной власти: представительного (законодательного) органа Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», указами Президента Российской Федерации о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, а также территориальных органов, созданных федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий;

- органов государственной власти субъекта Российской Федерации: законодательного (представительного) органа, высшего исполнительного органа и иных органов государственной власти, образуемых в соответствии с конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и на основании нормативного правового акта органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации и (или) его высшего должностного лица;

- органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В судебном заседании установлено, что Карданова Ф.В. обратилась в Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни с просьбой оказать ей консультационную услугу.

Однако, Кардановой Ф.В. было отказано в предоставлении консультации, а также разъяснено, что Кабардино-Балкарский таможенный пост Минераловодской таможни не уполномочен на оказание консультационных услуг и предложено было для получения консультации обратиться в Минераловодскую таможню.

Проверяя законность и обоснованность отказа Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни в предоставлении заявителю Кардановой Ф.В. информации, суд принимает во внимание, что отношения в области таможенного дела, в том числе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, регулируются Таможенным законодательством РФ.

В соответствии со статьей 11 Таможенного Кодекса таможенного союза таможенные органы консультируют заинтересованных лиц по вопросам, касающимся таможенного законодательства таможенного союза, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов. Порядок организации консультирования таможенными органами определяется законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно статье 52 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 года начальник таможенного органа (лицо, его замещающее) определяет должностных лиц таможенного органа, уполномоченных на проведение консультаций. Порядок организации информирования и консультирования таможенными органами определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Консультирование таможенными органами осуществляется в устной и письменной формах бесплатно.

В соответствии со статьей 10 названного Закона таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (ФТС России), региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.

Так, Приказом Федеральной Таможенной службы от 24 мая 2006 года № 469 был утвержден «Административный регламент Федеральной Таможенной службы по представлению государственной услуги по информированию об актах таможенного законодательства Таможенного Союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультированию по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов», который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФТС, региональных таможенных управлений, таможен, а также порядок взаимодействия ФТС России, РТУ, таможен при осуществлении полномочий в сфере информирования об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и об иных правовых актах Российской Федерации в области таможенного дела и консультирования по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

Согласно пункту 4 указанного Административного регламента, информирование о правовых актах в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляются ФТС России, РТУ и таможнями.

В пункте 54 Административного регламента также указывается, что консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, осуществляет должностное лицо правового подразделения РТУ или таможни, ответственное за консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, отвечающее квалификационным требованиям, установленным пунктом 55 Административного регламента, и уполномоченное начальником (лицом, его замещающим) РТУ или таможни.

В соответствии с пунктом 55 Административного регламента, уполномоченным должностным лицом может быть должностное лицо РТУ или таможни, имеющее высшее юридическое или иное высшее профессиональное образование, необходимое для осуществления возложенных должностных обязанностей по консультированию, а также стаж работы (службы) по специальности в таможенных органах не менее одного года.

Как было установлено в судебном заседании, заявитель Карданова Ф.В. обратилась за получением устной консультации в Кабардино-Балкарский пост Минераловодской таможни. Однако, в предоставлении информации Кардановой Ф.В. было отказано по тем основаниям, что консультирование осуществляется ФТС России, РТУ и таможнями.

Из «Общего положения о таможенном посте», утвержденного Приказом ФТС от 13 августа 2007 года № 965, следует, что к компетенции таможенного поста не отнесено консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Кардановой Ф.В. обосновано было оказано в предоставлении информации, поскольку в компетенцию Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни не отнесена такая государственная услуга, как консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, что является основанием для отказа в удовлетворении требований Кардановой Ф.В.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254, 255 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Кардановой Ф.В. о признании незаконным отказа Кабардино-Балкарского поста Минераловодской таможни в предоставлении информации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня его изготовления окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение будет составлено 11 октября 2011 года.

Судья Залугин С.В.