Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дело № 2-949/11 5 октября 2011 года. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Залугина С.В. при секретаре Русановой М.С., с участием: старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., ответчика Османова Р.А. и его представителя адвоката Корышевой Т.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, к Османову Р.А., Османовой Г.Ш., Османову Р.Р., Османову А.Р., Погореловой Л.Н., Погореловой А.С. и Стафиловой И.К. о взыскании солидарно в пользу Российской Федерации в счет возмещения ущерба .............. рублей и проценты в размере .............. рублей, в пользу Ставропольского края в счет возмещения ущерба .............. рублей и проценты в размере .............. рубля, У С Т А Н О В И Л: Минераловодский межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, обратился в суд с укуазанным иском к Османову Р.А., Османовой Г.Ш., Османову Р.Р., Османову А.Р., Погореловой Л.Н., Погореловой А.С. и Стафиловой И.К., в обоснование которого указал, что для решения задач по наращиванию экономического потенциала сельскохозяйственной отрасли, являющейся ведущей отраслью экономики Ставропольского края необходимо принятие мер по повышению уровня и качества жизни сельского населения, преодоление дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и социальной сферы, повышению престижности проживания в сельской местности. С целью решения указанных задач в Ставропольском крае с 2003 года осуществляется реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» (далее - ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года»). В рамках реализации мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» осуществляется государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета или собственных средств граждан. Обеспечение жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, в проверяемом периоде регламентируется Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 № 144 (далее - Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 05.03.2008 № 144) и Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2009 № 83 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012 года» (далее - Типовое положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 № 83). Во исполнение вышеуказанных нормативных актов постановлением Правительства Ставропольского края от 21.05.2008 № 83-п «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 № 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» (далее - постановление Правительства СК от 21.05.2008 № 83-п) и постановлением Правительства Ставропольского края от 20.05.2009 № 136-п «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858» (далее - постановление Правительства СК от 20.05.2009 № 136-п) утверждены порядки предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности и субсидий на обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов в сельской местности. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских территорий Ставропольского края постановлением Правительства Ставропольского края от 16.12.2009 № 319-п принята краевая целевая программа «Социальное развитие села в Ставропольском крае на 2010-2012 годы» (далее - Краевая программа). В ходе проверки реализации программы были выявлены нарушения при предоставлении субсидии семье Османова Р.А. в 2008 году, повлекшие причинение материального ущерба РФ и СК, что явилось основанием для обращения прокурора в суд в защиту интересов Российской Федерации и Ставропольского края. Согласно заявлению Османова Р.А. от 01.08.2008 он постановлением главы Левокумского сельсовета от 04.08.2008 года № 209 включен в списки для участия в ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» по разделу - обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов (состав семьи - 1 человек). В соответствии с паспортными данными и выпиской из похозяйственной книги Османов Р.А. с 14.09.2006 года был зарегистрирован по адресу: .............. .............. .............., в квартире, принадлежавшей Стафиловой И.К., Погореловой Л.Н. и Погореловой А.С, однако в указанной квартире никогда не проживал. Его семья - жена Османова Г.Ш. и сыновья Османов А.Р. и Османов P.P., была зарегистрирована по адресу: .............. (в соответствии с паспортными данными, справкой, выданной отделом УФМС, договором социального найма). Факт непроживания на территории Левокумского сельсовета членов семьи Османова Р.К. совместно с главой семьи подтверждается также справкой от 01.08.2008 года № 69, выданной администрацией поселения, выпиской из домовой книги на квартиру № .............. в селе .............. и данным похозяйственной книги поселения. Социальная выплата Османову Р.А. предоставлена как участнику мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года». В соответствии с пунктом 15 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2008 № 144, к членам семьи гражданина (в целях получения субсидии) относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруг (супруга), а также его дети и родители. В октябре 2008 года Османову Р.А. Министерством выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Социальная выплата предоставлена в размере .............. рублей (в том числе краевой бюджет – .............. рублей). В нарушение указанной нормы субсидия Османову Р.А. была предоставлена на 4 человек из расчета приобретения 72 кв.м., фактически Османов приобрел квартиру площадью 68,8 кв. м. 24.10.2008 года Османов, Погореловыми и Стафиловы заключили договор купли-продажи квартиры № .............. в доме № .............. по улице .............. Согласно пункта 5 договора, оплата квартиры произведена за счет личных средств Османова в сумме .............. рублей, и .............. рублей за счет бюджета Российской Федерации и Ставропольского края. На период получения субсидии члены семьи Османова согласно договору найма жилого помещения от 25.04.2007 года проживали в квартире № .............., расположенной по адресу: .............. 19.10.2009 года Османовы приватизировали указанную квартиру. После приобретения в рамках реализации мероприятий ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» в собственность квартиры № .............. в доме № .............. по улице .............., Османов Р.А. 22 сентября 2009 года снялся с регистрационного учета из указанной квартиры и зарегистрировался в домовладении № .............. по улице ............... Другие члены семьи Османова Р.А. в указанной квартире не были зарегистрированы никогда. Кроме того, прежние собственники указанной квартиры Стафилова И.К., Погорелова Л.Н. и Погорелова А.С. после продажи квартиры и смены собственника, из данной квартиры не выписывались, продолжают оставаться в ней зарегистрированными, пользуются жильем по назначению. Данный факт подтвержден выписками из похозяйственной, домовой книг по данной квартире, адресными справками. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельных лиц на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 01.08.2008 года № .............. у Османова Р.А. имелся земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в хуторе .............. (договор купли-продажи земельного участка от 28.06.2005), на котором Османов вел строительство жилого дома. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 21.07.2009 года за Османовым Р.А. зарегистрировано право собственности на жилой дом площадью 94,4 кв.м. по адресу: ............... Согласно выписке из ЕГРП от 20.01.2011 года данное домовладение, принадлежит ответчикам Османовым на праве собственности в равных долях по 1/4 доли каждому. Таким образом, квартира № .............. по улице .............., приобреталась Османовым Р.А. в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» не для проживания его семьи, и, следовательно, не для улучшения его жилищных условий, что является одной из основных задач ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», то есть социальный эффект от реализации данной программы не был достигнут. Принимая во внимание тот факт, что покупатели квартиры в квартиру не вселялись, а продавцы из квартиры не выселялись, указанная сделка является ничтожной, так как совершена лишь для вида без намерения создать соответствующие правовые последствия для сторон по сделке. Кроме того, согласно сведениям, предоставленным МУП ЦРБ, Османов Р.А. в настоящее время в муниципальном образовании Левокумском сельсовете не проживает и не работает, с 01.11.2008 года Османов был переведен в МУЗ «Центральная районная больница» города Минеральные Воды на должность терапевта. Таким образом, Османовыми, Погореловыми и Стафиловой была совершена мнимая сделка купли-продажи квартиры с нарушением требований закона и иных правовых актов, без намерения создать соответствующие правовые последствия, в результате которой Российской Федерации причинен ущерб в сумме .............. рублей, Ставропольскому краю - .............. рублей. Подтверждением мнимости сделки является последующее заключение 09.09.2009 года договора купли-продажи между продавцами Османовыми, с одной стороны, и покупателями Погореловыми и Стафиловой, с другой стороны, с целью возвращения сторон в первоначальное положение. В соответствии со ст.ст. 15, 395, 1064 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания подлежат уплате проценты. Размер процентов определяется по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день предъявления искового заявления. На основании Указания ЦБ РФ № 618-У от 29.04.2011 года ставка рефинансирования установлена в размере 8,25% с 03.05.2011 года по настоящее время, в связи с чем, ответчики должны уплатить проценты за период с 01.11.2008 года по 01.07.2011 года, то есть за 972 дней в сумме: в пользу РФ – .............. : 100 х 8,25 : 360 х 972 = .............. рублей; в пользу СК - .............. : 100 х 8, 25 : 360 х 972 = .............. рублей /л.д. 3-5/. В процессе рассмотрения данного дела, Минераловодский межрайонный прокурор увеличил заявленные требования в части взыскания процентов за пользование денежными средствами, а также дополнительно обосновал свои требования, указав, что 01.08.2008 года Османов Р.А. обратился с заявлением о включении в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (приложение № 1 к Программе) и указал состав семьи 4 человека. 04.08.2008 года Постановление Главы Левокумского сельского совета № 209 Османов был включен в список участников ФЦП как молодой специалист. Однако, впоследствии Османов включен в сводный список граждан, проживающих в сельской местности (Приказ Министерства сельского хозяйства СК от 25.08.2008 № 218). Однако, согласно пунктов 4, 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 право на получение субсидии имели только граждане, признанные нуждающимися в жилье по основаниям, установленным ст. 51 ЖК РФ, согласно которой нуждающимися гражданами в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие граждане. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органами местного самоуправления в порядке, установленном субъектом РФ. Семья Османовых не могла быть признана малоимущей в соответствии со ст.1 Закона СК «О государственной социальной помощи населению в СК» от 19.11.2007 года № 56-кз по состоянию август 2008 года, так как среднедушевой доход семьи составлял .............. рублей при величине прожиточного минимума в Ставропольском крае во 2 квартале 2008 года .............. рублей на душу населения. Кроме того, согласно части второй ст.51 ЖК РФ при наличии у гражданина или членов его семьи жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, определение уровня обеспеченности общей жилой площадью осуществляется исходя из суммарной общей площади всех помещений. Османова Г.Ш., Османов P.P., Османов А.Р. проживали на условиях договора социального найма в муниципальном жилье - в квартире № .............., расположенной по адресу: .............., общей площадью 29,4 кв.м. Общая площадь жилого помещения подлежала суммированию при определении размера субсидии, однако в связи с тем, что Османов не представил договор социального найма муниципальным органам и Министерству сельского хозяйства СК расчет субсидии произведен без учета занимаемого муниципального жилья, которое впоследствии было приватизировано и продано Османовыми, т.е. семья Османова дважды воспользовались государственной поддержкой для улучшения жилищных условий - получила жилье, которое обратила в собственность, и социальную субсидию на покупку жилья. Османов приобрел квартиру меньшей площади, чем площадь, учтенная при расчете субсидии, тем не менее в нарушение п. 9 Постановления Правительства РФ № 858 размер социальной субсидии не был уменьшен исходя из площади приобретенного жилья. В заявлении от 01.08.2008 года Османов указал, что желает приобрести дом в хуторе .............., при этом Османов скрыл факт наличия в собственности с 2005 года земельного участка в хуторе ..............; скрыл сведения о строительстве индивидуального жилого дома, который подключен к коммунальным сетям с 2007 года. Жилой дом зарегистрирован в собственности Османова 21.07.2009 года. Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ № 858, п. 4 Приказа Министерства сельского хозяйства СК от 29.05.2008 года № 135, у муниципальных органов и органов исполнительной власти имелись основания для отказа Османову во включении в список граждан, так как Османов представил не в полном объеме документы: не представил справку о доходах за последний год, не представил с ведения договоре социального найма, заключенного членами его семьи. Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ № 858, п. 11 Приказа Министерства сельского хозяйства СК от 29.05.2008 года № 135, Османов подлежал исключению из сводного списка граждан, однако не был исключен, так как уполномоченными органами не была своевременно проведена полная и объективная проверка документов Османова. Таким образом, Османовы получили социальную субсидию без установленных законом и другими нормативными актами оснований. После получения субсидии Османовы, не нуждающиеся в жилье, так как были обеспечены собственным и муниципальным жильем, заключили ничтожную сделку купли соответствующие правовые последствия сделки купли-продажи. Погореловы и Стафилова не прекратили пользование жилым помещением, не выселились и выехали из жилого помещения, т.е. не передали Османовым в пользование жилое помещение, а Османовы не вселились и не пользовались приобретенным жилым помещением. В сентябре 2009 года стороны повторно заключили договор купли-продажи квартиры с целью приведения юридического статуса сторон в первоначальное положение. В период с октября 2008 года по сентябрь 2009 года Османовы предоставили свою квартиру для проживания Погореловым и Стафиловой, а не использовали ее для удовлетворения собственных жилищных нужд и потребностей. Принимая во внимание, что Османов изменил место работы и с 2009 года работает в городе Минеральные Воды, социальный эффект от реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года», в части улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности Ставропольского края, в том числе обеспечения молодых семей и молодых специалистов на селе доступным жильем, объективно нуждающихся в соответствии с нормами ЖК РФ в улучшении жилищных условий, содействия притоку молодых специалистов в сельскую местность и закрепление их в аграрном секторе экономики, повышение престижности проживания на селе, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности, не был достигнут. Условия федеральной целевой программы Османовыми не выполнены. Социальная субсидия использована не по целевому назначению - приобретение жилья в сельской местности, избранной для постоянного проживания, для последующего проживания с семьей. В соответствии со ст.ст.15, 395, 1102, 1107 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания подлежат уплате проценты. Размер процентов определяется по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день предъявления искового заявления. На основании Указания ЦБ РФ № 2618-У от 29.04.2011 ставка рефинансирования установлена в размере 8.25 % с 03.05.2011 по настоящее время, в связи с чем, ответчики должны уплатить проценты: за период с 01.11.2008года по 01.10.2011 года за 1064 дней в сумме: в пользу РФ - .............. : 100 х 8,25 : 360 х 1064 = .............. рублей; в пользу СК - .............. : 100 х 8,25 : 360 х 1064 = .............. рублей. В связи с чем, просит суд взыскать солидарно с ответчиков Османова Р.А., Османовой Г.Ш., Османова А.Р., Османова P.P., Погореловой Л.Н., Погореловой А.С. и Стафиловой И.К. в пользу РФ – .............. рублей в счет возмещения ущерба и проценты в сумме .............. рублей, всего – .............. рублей, в пользу Ставропольского края - .............. рублей в счет возмещения ущерба и проценты в сумме .............. рублей, всего .............. рублей /л.д. 121, 122/. Представители Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края, а также ответчики Османова Г.Ш., Османов А.Р., Османов P.P., Погорелова Л.Н., Погорелова А.С. и Стафилова И.К. извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В своих заявлениях просят суд рассмотреть данное дело в их отсутствие. В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда. В связи с чем, а также с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, не возражавших о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края, а также ответчиков Османовой Г.Ш., Османова А.Р., Османова P.P., Погореловой Л.Н., Погореловой А.С. и Стафиловой И.К. В судебном заседании старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. заявленные требования в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, поддержала в полном объеме, дала суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении и дополнительном исковом заявлении. Просит суд взыскать солидарно с ответчиков Османова Р.А., Османовой Г.Ш., Османова А.Р., Османова P.P., Погореловой Л.Н., Погореловой А.С. и Стафиловой И.К. в пользу РФ – .............. рублей в счет возмещения ущерба и проценты в сумме .............. рублей, всего – .............. рублей, в пользу Ставропольского края - .............. рублей в счет возмещения ущерба и проценты в сумме .............. рублей, всего .............. рублей. Ответчик Османов Р.А. требования Минераловодского межрайонного прокурора не признал и указал, что в 2008 году он узнал о ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года». Он начал собирать все необходимые документы для того, чтобы стать участником данной программы. На тот момент он был зарегистрирован и проживал по адресу: .............., а члены его семьи были прописаны в общежитии по адресу: ............... На тот момент его жена и дети проживали в Дагестане у его матери, так как он не хотел, чтобы его мать оставалась одна. Когда он снимал одну комнату в квартире в селе Левокумка, в других комнатах проживали члены семьи владельца, поэтому, когда его семья периодически приезжала к нему из Дагестана, они жили у сестры в хуторе Красный Пахарь, так как комната, в который он проживал, была слишком мала для 4-х человек. Когда он собрал все необходимые документы, он передал их в Левокумский сельсовет. В поданных им документах, также была выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, в который указывалось, что на его имя зарегистрирован земельный участок, расположенный по адресу: ............... Так же он представил справку о составе семьи, в которой указано, что члены его семьи зарегистрированы в общежитии по адресу: ............... Спустя две недели ему позвонили из министерства сельского хозяйства СК и сообщили, что он включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условии. Также ему сообщили, что ему выделят не более .............. рублей, а остальные деньги он должен был добавить сам. Также ему пояснили, что он может купить квартиру не более 72 кв.м., то есть не более 18 кв.м. на каждого члена его семьи. Ему удалось договориться с хозяевами квартиры, в которой он проживал, чтобы они продали ему ее за .............. рублей. Из этих денег .............. были предоставлены ему государством, а .............. были потрачены из собственных средств. В ноябре 2008 года они заключили договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: ............... Указанная квартира стала принадлежать ему и членам его семьи в равных долях. Его жена и дети на тот момент проживали в Дагестане, но, когда они приезжали к нему, они жили в указанной квартире, которая уже принадлежала ему и членам семьи. Примерно, через полтора года он решил продать квартиру и на вырученные деньги построить дом на участке, который принадлежал ему. Он долго не мог продать квартиру за .............. рублей, и. когда прежние хозяева узнали, что он продает квартиру, они предложили купить у него квартиру за .............. рублей, на что он согласился, так как хотел иметь свой собственный частный дом, и улучшить свои жилищные условия. Квартиру он продал с согласия своей жены и на вырученные деньги они построили дом, обшей площадью 94 кв.м. на земельном участке, расположенном по адресу: .............. В настоящий момент, указанный дом принадлежит ему и членам его семьи в равных долях, и проживают они вместе с ним. Считает, что никаких противоправных действий, по получению субсидии по федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года», он не совершал, и субсидию получил на законных основаниях. Просит суд в удовлетворении требований Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, отказать в полном объеме. Представитель ответчика Османова Р.А. адвокат Корышева Т.П. считает требования Минераловодского межрайонного прокурора необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку не представлено доказательств виновных действий Османова Р.А. в причинении ущерба, как Российской Федерации, так и Ставропольскому краю. При этом все представленные доказательства, свидетельствуют о том, что Османов Р.А. исполнил все условия предоставления социальной выплаты, при этом факт предоставления им ложных сведений в целях получения социальных выплат и факт нецелевого использования им социальных выплат в судебном заседании не установлены. Также просит суд в удовлетворении требований Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, отказать в полном объеме. Суд, выслушав доводы сторон и их представителей, изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу, что требования Минераловодского межрайонного прокурора, выступающего в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, удовлетворению не подлежат, по следующим основаниям. Так в соответствии со статьёй 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Согласно статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие неосновательного обогащения. В судебном заседании установлено, что Османов Р.А. и Османова Г.Ш. состоят в зарегистрированном браке, от которого имеют двух несовершеннолетних детей: сына Османова А.Р., .............. года рождения, и сына Османова Р.Р., .............. года рождения. В период с 1 февраля 2004 года по 1 ноября 2009 года Османов Р.А. работал в должности участкового врача терапевта в амбулатории села Левокумка Минераловодского района. В последствие, 1 ноября 2009 года Османов Р.А. был переведен на должность участкового врача терапевта в городскую поликлинику города Минеральные Воды /л.д. 28-31/. С 14 сентября 2006 года Османов Р.А. был зарегистрирован по адресу: .............., где проживал на основании договора найма жилого помещения /л.д. 6-8/. Члены семьи Османова Р.А. – жена Османова Г.Ш. и дети Османов А.Р. и Османов Р.Р. были зарегистрированы в общежитии по адресу: .............., комната .............. на основании договора социального найма от 25 апреля 2007 года /л.д. 18/. 1 августа 2008 года Османов Р.А. обратился к главе администрации Левокумского сельсовета с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» (Приложение № 1 к Программе), указав, что жилищные условия планирует улучшить путем приобретения жилого помещения в хуторе Красный Пахарь Минераловодского района. В заявлении Османов Р.А. указал место своего жительства: .............., а также состав семьи: жена Османова Г.Ш. и дети Османов А.Р. и Османов Р.Р., с указанием их места жительства - общежитие по адресу: .............. /л.д. 34,35/. К заявлению Османовым Р.А. были приложены следующие документы: справка администрации Левокумского сельсовета о том, что Османов Р.А. зарегистрирован и проживает по адресу: .............. /л.д. 32/; справку МУП «Управляющая компания» о составе семьи Османова Р.А. /л.д. 32/; справку с места работы, о том, что Османов Р.А. работает в должности участкового врача-терапевта амбулатории села Левокумка /л.д. 33/; справку администрации Левокумского сельсовета, о том, что Османов Р.А. своего домовладения на территории Левокумского сельсовета не имеет /л.д. 33/; свидетельство о заключении брака /л.д. 39/; свидетельства о рождении детей /л.д. 38, 43/; ксерокопии документов, удостоверяющих личность /л.д. 40, 42/; выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 1 августа 2008 года .............., о том, что Османов Р.А. является собственником земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: .............. /л.д. 36/. На основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Левокумского сельсовета (протокол № 5 от 4 августа 2008 года), Постановлением главы Левокумского сельсовета Минераловодского района № 209 от 4 августа 2008 года Османов Р.А. включен в списки для участия в федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2010 года», по категории, как изъявивший желание участвовать в программе «Социальное развитие села до 2010 года», раздел – обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов /л.д. 9/. Согласно указанного постановления, Османов Р.А. состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 28 декабря 1999 года. Основание: Постановление главы Минераловодской территориальной государственной администрации и главы города Минеральные Воды № 1569.1/109 от 28 декабря 1999 года, Постановление главы Левокумского сельсовета № 327 от 29 декабря 2006 года. В последующем администрацией Минераловодского муниципального района в Министерство сельского хозяйства Ставропольского края был представлен список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Минераловодскому муниципальному району, в котором Османов Р.А. включен как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий, проживающий в сельской местности, с составом семьи 4 человека. На основании сводного списка Османов Р.А. был включен министерством в дополнительный сводный список граждан – участников мероприятий, предусмотренных приложением № 1 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Правительством Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» по Ставропольскому краю на 2008 год, с численным составом семьи 4 человека (приказ министерства от 25 августа 2008 года № 218) /л.д. 130, 131/. В октябре 2008 года Османову Р.А. министерством выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Социальная выплата предоставлена в размере .............. рублей (в том числе краевой бюджет – .............. рублей). 24 октября 2008 года между Стафиловой И.К., Погореловой Л.Н., Погореловой А.С, продавцы с одной стороны, и Османовым Р.А., Османовой Г.Ш., Османовым А.Р., Османовым Р.Р., покупатели, с другой стороны, заключили договор купли-продажи квартиры № .............., общей площадью 68,8 кв.м., расположенной по адресу: ............... Согласно условий договора, квартира продается за .............. рублей, при этом оплата производится в следующем порядке: часть стоимости приобретаемой недвижимости в сумме .............. рублей оплачиваются за счет средств покупателя, оставшаяся часть в сумме .............. рублей производится путем перечисления ОАО «Российский сельскохозяйственный банк» денежных средств с банковского счета получателя социальной выплаты на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности на расчетный счет продавцов /л.д. 26, 27/. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок право собственности Османова Р.А., Османовой Г.Ш., Османова А.Р., Османова Р.Р. на квартиру № .............., расположенную по адресу: .............. .............., было прекращено 9 сентября 2009 года в связи с отчуждением Стафиловой И.К., Погореловой Л.Н. и Погореловой А.С. /л.д. 21, 22/. В судебном заседании также установлено, что 19 октября 2009 года между администрацией города Минеральные Воды и Османовой Г.Ш., Османовым А.Р., Османовым P.P. был заключен договор приватизации жилой площади, согласно которого Османова Г.Ш., Османов А.Р., Османов P.P. приобрели в собственность по 1/3 доли каждый жилое помещение общей площадью 23,60 кв.м., по адресу: .............. /л.д. 12, 17/. В последствие в январе 2011 года Османова Г.Ш., Османов А.Р., Османов P.P. распорядились указанной квартирой, о чем произведена соответствующая запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20 января 2011 года /л.д. 20/. В судебном заседании также установлено, что Османов Р.А. с 2005 года являлся собственником земельного участка по адресу: .............., на котором осуществлял строительство индивидуального жилого дома. С марта 2008 года Османов Р.А. производил оплату за поставленный газ по указанному адресу. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок за Османовым Р.А., Османовой Г.Ш., Османоым А.Р., Османовым Р.Р. 21 июля 2009 года зарегистрировано право общей долевой собственности по 1/4 доли на жилой дом и земельный участок по адресу: .............. /л.д. 23, 24/. Постановлением следователя Минераловодского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Ставропольскому краю Т.Э.М.. от 10 февраля 2001 года было отказано в возбуждении уголовного дела по факту незаконного получения социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в отношении П.А.В.. (главы Левокумского сельсовета в 2008 году) по признакам преступлений предусмотренных ч.1 ст.285 и ст.285-1 УК РФ и в отношении Османова Р.А. по признакам преступления предусмотренного ч.3 статьи 159 УК РФ по основаниям, предусмотренным п.2 части 1 ст.24 УПК РФ, в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. Разрешая требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, суд принимает во внимание, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года». Программа разработана для достижения следующих основных целей: повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских территорий и реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности, расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; повышение престижности проживания в сельской местности. Мероприятия Программы направлены на решение следующих основных задач: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений. Порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности, а также на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе установлены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года № 144. Согласно названных Правил, участие граждан в мероприятиях по улучшению жилищных условий, предусмотренных приложением № 1 к Программе, а также участие молодых семей и молодых специалистов в мероприятиях по обеспечению их жильем, предусмотренных приложением № 2 к Программе, является добровольным. Право на участие в мероприятиях, предусмотренных приложениями № 1 и № 2 к Программе, или в мероприятиях любой другой федеральной целевой программы, предусматривающей оказание государственной поддержки в целях улучшения жилищных условий за счет средств федерального бюджета, имеют граждане, молодые семьи и молодые специалисты (пункт 2 Правил). Государственная поддержка в целях улучшения жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов осуществляется путем предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета (пункт 3 Правил). Право на получение социальной выплаты имеет гражданин, отвечающий в совокупности следующим условиям: а) постоянное проживание гражданина в сельской местности; б) документальное подтверждение гражданином наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации; в) признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (пункт 14 Правил). Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Преимущественное право на получение социальной выплаты имеют граждане, работающие по трудовым договорам в сельской местности, которую они избрали для постоянного места проживания. К членам семьи гражданина применительно к настоящим Правилам относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруг (супруга), а также дети и родители гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи гражданина, если они вселены им в жилое помещение по месту его жительства в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи этого гражданина в судебном порядке (пункт 15 Правил). Гражданин, которому предоставляется социальная выплата в рамках реализации мероприятий, предусмотренных приложением № 1 к Программе, вправе ее использовать: а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания; б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома; в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания (пункт 16 Правил). Гражданин, указанный в пункте 14 настоящих Правил, изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы по форме согласно приложению № 2 с приложением следующих документов: а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; б) копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; в) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет социальной выплаты; г) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; д) документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; е) копия трудовой книжки (для работающих) (пункт 21 Правил). Органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, указанных в пункте 21 настоящих Правил, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях, предусмотренных приложением № 1 к Программе, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата (пункт 23 Правил). Уполномоченные органы на основании указанных в пункте 23 настоящих Правил списков и документов принимают решение о признании заявителей участниками мероприятий, предусмотренных приложением № 1 к Программе, формируют сводные списки по форме согласно приложению № 3 и утверждают их (пункт 24 Положения). Министерство сельского хозяйства Российской Федерации до 1 сентября года, предшествующего планируемому, направляет сведения о предварительных размерах субсидий в уполномоченные органы (пункт 25 Правил). Уполномоченные органы с учетом сведений о предварительных размерах субсидий формируют и утверждают списки участников мероприятий, предусмотренных приложением № 1 к Программе, на планируемый год и уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий, предусмотренных приложением № 1 к Программе, на планируемый год и порядок выдачи свидетельств устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 26 Правил). В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года № 144 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» Правительство Ставропольского края Постановлением от 21 мая 2008 года № 83-п утвердило Порядок предоставления за счет средств бюджета Ставропольского края социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности. Этим же постановлением Министерству сельского хозяйства Ставропольского края поручено разработать и утвердить Порядок формирования и утверждения списков граждан - участников мероприятий, предусмотренных приложением 1 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», на планируемый год. Во исполнение вышеуказанных нормативных актов, Приказом Министерства сельского хозяйства Ставропольского края от 29 мая 2008 года № 135 утвержден Порядок формирования и утверждения списков граждан – участников мероприятий, предусмотренных приложением 1 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», на планируемый год. Согласно названного Порядка гражданин Российской Федерации, проживающий в сельской местности, отвечающий условиям, указанным в пункте 14 Правил, и изъявивший желание улучшить жилищные условия с использованием социальной выплаты, представляет в орган местного самоуправления поселения Ставропольского края по месту постоянного жительства документы, установленные пунктом 2 Правил. Орган местного самоуправления поселения Ставропольского края и орган местного самоуправления городского округа Ставропольского края, предусмотренный пунктом 2 настоящего Порядка: а) осуществляет прием и регистрацию документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка; б) проверяет наличие документов в объеме, предусмотренном пунктом 2 настоящего Порядка, правильность их составления, оформления и достоверность содержащихся в них сведений; в) по результатам проверки документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, принимает решение о включении либо об отказе во включении заявителя в список граждан, изъявивших желание участвовать в мероприятиях, предусмотренных приложением 1 к Программе, и о принятом решении письменно извещает его; г) формирует список граждан по территории муниципального образования Ставропольского края в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий; д) направляет в срок до 15 апреля планируемого года в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального района Ставропольского края сформированный список граждан с приложением копий документов, указанных в пункте 2 настоящего Порядка и заверенных лицом, принимающим документы, с отметкой об их приеме и регистрации (пункт 3 Порядка). Из приведенных нормативных актов следует, что право на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий, предусмотренных приложением № 1 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям: постоянное проживание гражданина в сельской местности; документальное подтверждение гражданином наличия собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых органом государственной власти субъекта Российской Федерации; признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Как было установлено в судебном заседании, на момент обращения Османова Р.А. с заявлением к главе Левокумской сельской администрации о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (Приложение № 1 к Программе), он был зарегистрирован и проживал на территории Левокумского сельсовета и работал в должности участкового врача терапевта в амбулатории села Левокумка Минераловодского района. При этом, Османов Р.А. был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании Постановления главы Минераловодской территориальной государственной администрации и главы города Минеральные Воды № 1569.1/109 от 28 декабря 1999 года, то есть до 1 марта 2005 года, то есть до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Следовательно, с учетом того, что право на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий, предусмотренных приложением № 1 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», является добровольным, у Османова Р.А. имелись все основания для реализации права на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (Приложение № 1 к Программе). Более того, реализуя свое право на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий, предусмотренных приложением № 1 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», Османов Р.А. предоставил все необходимые документы, предусмотренные Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года № 144. Представленные Османовым Р.А. в орган местного самоуправления документы, были проверены на правильность их оформления и достоверность содержащихся в них сведений. При этом, как следует из материалов дела, какой-либо недостоверной информации, содержащейся в представленных Османовым Р.А. документах, орган местного самоуправления не выявил и не возвратил их заявителю с указанием причин возврата. В последующем администрацией Минераловодского муниципального района в Министерство сельского хозяйства Ставропольского края был представлен список участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по Минераловодскому муниципальному району, в котором Османов Р.А. включен как гражданин, нуждающийся в улучшении жилищных условий, проживающий в сельской местности, с составом семьи 4 человека. На основании сводного списка Османов Р.А. был включен министерством в дополнительный сводный список граждан – участников мероприятий, предусмотренных приложением № 1 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Правительством Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года» по Ставропольскому краю на 2008 год, с численным составом семьи 4 человека (приказ министерства от 25 августа 2008 года № 218). Исследованные в судебном заседании доказательства, объективно свидетельствуют о том, что Османов Р.А. исполнил все условия предоставления социальной выплаты, при этом факт предоставления им ложных сведений в целях получения социальных выплат и факт нецелевого использования им социальных выплат в судебном заседании не установлены. В обоснование своих требований Минераловодский межрайонный прокурор указывает, что в ходе проверки реализации программы были выявлены нарушения при предоставлении субсидии семье Османова Р.А. в 2008 году, повлекшие причинение материального ущерба (вреда) Российской Федерации и Ставропольскому краю. В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Согласно статьи 1082 ГК РФ суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15). Между тем, как было установлено в судебном заседании, Османов Р.А. исполнил все условия предоставления социальной выплаты, при этом факт предоставления им ложных сведений в целях получения социальных выплат и факт нецелевого использования им социальных выплат судом не установлены. По принципу состязательности гражданского процесса истец должен доказать заявленные требования, а ответчик обязан представить доказательства, опровергающие, заявленный иск. Истец не выполнил требования процессуального закона и не представил суду надлежащие доказательства, подтверждающие вину ответчика в причинении материального ущерба. В то же время ответчик представил суду доказательства, опровергающие, заявленные истцом требования. Также обосновывая свои требования, прокурор указывает, что Османовы получили социальную субсидию без установленных законом и другими нормативными актами оснований (неосновательное обогащение). В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьёй 1109 настоящего Кодекса. Согласно пункта 2 данной нормы правила о неосновательном обогащении применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. Следовательно, для применения названной нормы права необходимым условием является отсутствие правовых оснований или договорных отношений, а именно приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого не основано ни на законе (иных правовых актах), ни на сделке, то есть происходит неосновательно. Между тем, основания для получения указанной субсидии на улучшение жилищных условий семьи Османовых установлены приложением 1 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года». В связи с чем, получения семьёй Османовых субсидия на улучшение жилищных условий в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (Приложение № 1 к Программе) не может являться неосновательным обогащением. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, о взыскании солидарно с Османова Р.А., Османовой Г.Ш., Османова Р.Р. и Османова А.Р. в пользу Российской Федерации в счет возмещения ущерба .............. рублей и проценты в размере .............. рублей, в пользу Ставропольского края в счет возмещения ущерба .............. рублей и проценты в размере .............. рубля, как по основаниям причинения вреда, так и по основаниям неосновательного обогащения, не имеется, что является основанием для отказа в удовлетворений требований в указанной части. Отказывая в удовлетворении требований прокурора к Османову Р.А., Османовой Г.Ш., Османову Р.Р. и Османову А.Р., суд также принимает во внимание положения пункта 9 Постановления Правительства Ставропольского края от 21 мая 2008 года № 83-п, согласно которого возврат полученных социальных выплат в доход краевого бюджета производится получателем социальных выплат в случаях: неисполнения условий предоставления социальных выплат; установления факта предоставления ложных сведений в целях получения социальных выплат; установления факта нецелевого использования социальных выплат. Между тем, как указывалось выше, Османов Р.А. исполнил все условия предоставления социальной выплаты, при этом факт предоставления им ложных сведений в целях получения социальных выплат и факт нецелевого использования им социальных выплат судом не установлены. Суд также считает необходимым отказать в удовлетворении требований Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, о взыскании солидарно с Погореловой Л.Н., Погореловой А.С. и Стафиловой И.К. в пользу Российской Федерации в счет возмещения ущерба .............. рублей и проценты в размере .............. рублей, в пользу Ставропольского края в счет возмещения ущерба .............. рублей и проценты в размере .............. рубля, как по основаниям причинения вреда, так и по основаниям неосновательного обогащения, поскольку указанные ответчики в орган местного самоуправления с заявлениями на участие в мероприятиях, предусмотренных федеральной целевой программой «Социальное развитие села до 2012 года», не обращались, документы, подтверждающие их право на участие в федеральной целевой программе, в орган местного самоуправления не подавали, и денежные средства из бюджета Российской Федерации и бюджета Ставропольского края на их расчетный счет, как получателей субсидии, не перечислялись. При этом Погорелова Л.Н., Погорелова А.С. и Стафилова И.К. получили денежные средства в размере .............. рублей (из которых .............. рублей были перечислены Банком с банковского счета получателя социальной выплаты на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности на расчетный счет продавцов) по возмездной сделке, которая сторонами не оспаривалась, и не признана недействительной сделкой. Отказывая в удовлетворении требований Минераловодского межрайонного прокурора в полном объеме, суд не может согласиться с его доводами о том, что с момента регистрации с 14 сентября 2006 года Омианов Р.А. никогда не проживал по адресу: .............., так как такие доводы опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами: копией домовой книги на указанную квартиру, в которой имеется отметка о его регистрации по указанному адресу с 14 сентября 2006 года /л.д. 6-8/; справками администрации Левокумского сельсовета /л.д. 32, 33/, а также пояснениями самого Османова Р.А., данными им в судебном заседании. Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, не представлено. Также являются не состоятельными доводы и о том, что семья Османова Р.А. – жена Османова Г.Ш. и сыновья Османов А.Р. и Османов Р.Р. не проживали на территории Левокумского сельсовета, так как были зарегистрированы по адресу: .............., поскольку по смыслу Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Сам по себе факт регистрации по месту жительства или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Также являются не состоятельными и доводы о том, что сделка по купли-продажи квартиры между Погореловой Л.Н., Погореловой А.С., Стафиловой И.К. и Османовым Р.А., Османовой Г.Ш., Османовым Р.Р. и Османовым А.Р. является мнимой, совершенной с нарушением требований закона, без намерения создать соответствующие правовые последствия, поскольку данная сделка в установленном законом порядке не признана таковой. При этом сам по себе факт, что социальный эффект от реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» в данном случае достигнут не был, также не является основанием для удовлетворения требований прокурора. Не обоснована ссылка и на то обстоятельство, что на получении субсидий имели только граждане, признанные нуждающимися в жилье по основаниям, установленным статьёй 51 ЖК РФ, согласно которой нуждающимися гражданами в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются малоимущие граждане. Так, согласно пункта 15 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 года № 144, гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Как установлено в судебном заседании, Османов Р.А. был поставлен в очередь на улучшение жилищных условий 28 декабря 1999 года на основании Постановления главы Минераловодской территориальной государственной администрации и главы города Минеральные Воды № 1569.1/109 от 28 декабря 1999 года, то есть до 1 марта 2005 года. Следовательно, граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право стоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Также не состоятельны доводы и о том, что Османов Р.А. при обращении в орган местного самоуправления с заявлением о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» скрыл факт того, что он является собственником земельного участка в ............... Поскольку согласно представленных материалов, Османов Р.А. представил в орган местного самоуправления выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 1 августа 2008 года .............., выданную на его имя о том, что он является собственником земельного участка под индивидуальное жилищное строительство по адресу: .............. /л.д. 36/. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.8, 12, 395, 1064, 1082, 1102 ГК РФ, ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении требований Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ставропольского края, к Османову Р.А., Османовой Г.Ш., Османову Р.Р., Османову А.Р., Погореловой Л.Н., Погореловой А.С. и Стафиловой И.К. о взыскании солидарно в пользу Российской Федерации в счет возмещения ущерба .............. рублей и проценты в размере .............. рублей, в пользу Ставропольского края в счет возмещения ущерба .............. рублей и проценты в размере .............. рубля – отказать в полном объеме. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня составления решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 10 октября 2011 года. Судья Залугин С.В.