18 октября 2011 года гор. Минеральные Воды Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего - судьи Соболя В.Г., при секретаре Саркисян А.Р., с участием старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора .............. представителя ответчика – главы администрации П-ий сельского совета Минераловодского района ..............., третьих лиц – Исакова М.З. и Исакова Ш.З., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации в лице Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю к муниципальному образованию – П-ий сельский совет о снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства, - УСТАНОВИЛ: Минераловодский межрайонный прокурор в интересах Российской Федерации в лице Управления ФМС по Ставропольскому краю обратился в суд с исками о возложении на орган местного самоуправления обязанности снять с регистрационного учета по месту жительства Исакова М.З. и Исакова Ш.З.. В обоснование заявленных требований прокурором указано на то, что Исаков Ш.З., родившийся .............. и Исаков М.З., родившийся .............. зарегистрированы на постоянное место жительства в ............... Чабанский дом .............. не является жилым помещением и предназначен для исполнения служебных обязанностей работниками кошары в рабочее время, является составной частью производственного помещения – кошары, находится на похозяйственном учете в П-ий сельсовете как нежилое помещение. Поскольку Исаков М.З. и Исаков Ш.З. неправомерно зарегистрированы по месту жительства в помещении, не являющимся жилым, то имеются основания для снятия их с регистрационного учета. Поэтому на основании стст. 1, 3, 7 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", пп. 3, 31, 32 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 "Об учреждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета" прокурор просил обязать администрацию П-ий сельсовета снять с регистрационного учета по месту жительства Исакова М.З. и Исакова Ш.З. по адресу: .............. В судебном заседании старший помощник Минераловодского межрайонного .............. поддержала заявленные требования и в их обоснование указала также на то, что чабанский домик не относится к жилому фонду социального использования, входит в имущественный комплекс овцеводческо-товарной фермы, состоящей из нескольких строений, которая расположена на землях сельскохозяйственного назначения и предназначена для разведения овец. Чабанский домик .............. располагается не в границах населенного пункта и не на землях, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, а на землях сельскохозяйственного назначения в границах сельскохозяйственного предприятия, которое может быть использовано только в соответствии с видом разрешенного использования. Этот чабанский домик не отвечает обязательным санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, утвержденных Постановлением Главного санитарного врача РФ (пп. 1.2, 2.1, 2.2, 2.10 СанПин 2.1.2.2645-10). Он не предоставлялся в установленном порядке для проживания граждан, ему органом местного самоуправления не присваивался почтовый адрес, доказательств перевода чабанского домика из нежилого помещения в жилое в порядке, предусмотренном стст. 24-25 ЖК РФ суду не представлено, право собственности на него не зарегистрировано. Основанием для пользования чабанским домиком зарегистрированных в нем лиц явилось заключение трудового договора одним из членов семьи проживающих лиц с бывшим собственником ОТФ, являющимся работодателем чабанов. Этот дом предназначен исключительно для выполнения трудовых обязанностей чабана по выпасу и разведению овец, для отдыха чабана. Фактические проживание в чабанском домике чабанов и членов их семей не изменяет статус нежилого помещения и не является основанием для перевода помещения из нежилого в жилое. В то же время .............. пояснила, что доказательств фактического соответствия либо несоответствия чабанского домика требованиям, предъявляемым к жилому помещению, ни на момент регистрации граждан в .............., ни в настоящее время, она представить не может. Она считает, что данное обстоятельство не влечет никаких правовых последствий, поскольку расположение жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения само по себе исключается, а потому это помещение местом жительства гражданина являться не может и, следовательно, должностные лица местной администрации при регистрации в нем граждан совершили неправомерные действия, что является основанием для снятия их с учета. Начальник Управления Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю ............... просил рассмотреть дело без участия представителя Управления и в своем отзыве указал на то, что в соответствии с п. 4.2 "Положения об Управлении Федеральной миграционной службы по Ставропольскому краю", утвержденного Приказом ФМС России № 150 от 2 декабря 2005 года, одной из основных задач Управления является осуществление регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ. Кроме того, согласно п. 13.1 Положения УФМС России по Ставропольскому краю осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль и надзор за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Из адресной справки ОУФМС России по Ставропольскому краю в Минераловодском районе следует, что Исаков М.З. и Исаков Ш.З. с .............. зарегистрированы по адресу: .............. В справке администрации П-ий сельсовета Минераловодского района .............. от .............. содержится информация о том, что основания для регистрации Исакова М.З., Исакова Ш.З. в чабанском доме .............. в администрации отсутствуют в связи с истечением срока хранения, а согласно справке .............. от .............. этот чабанский дом жилым помещением не является. Основополагающие правила прописки граждан в .............. были закреплены в Правилах регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713. В соответствии с указанными Правилами, регистрация граждан по месту пребывания, месту жительства осуществляется в жилые помещения на основании документов, являющихся основанием для проживания по месту жительства (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Согласно нормативно-правовым актам, действовавшим в .............., прописка производилась только в жилые помещения. В соответствии со ст. 4 ЖК РСФСР, находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. При этом согласно ст. 7 ЖК РСФСР, жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Таким образом, в действовавшем в .............. законодательстве было дано точное определение жилого помещения, под которое "чабанский дом .............." не подпадает. Следовательно, Исаков М.З., Исаков Ш.З. зарегистрирован по месту жительства администрацией МО П-ий сельсовета не в жилом помещении, что является нарушением установленного порядка и, следовательно, незаконно. В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ", и пп. "ж" п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда. Регистрационный учет должен быть основан па добросовестности и добропорядочности как регистрируемого, так и регистрирующего лица. Таким образом, при регистрации по месту жительства Исакова М.З. и Исакова Ш.З., администрацией МО П-ий сельсовета Минераловодского района были совершены неправомерные действия, поэтому она, уточняя заявленные требования, просила обязать администрацию П-ий сельсовета снять Исакова Ш.З. и Исакова М.З. с регистрационного учета. Представитель ответчика – глава администрации П-ий сельского совета Минераловодского района .............. исковые требования признал полностью. Он подтвердил, что в настоящее время документов, послуживших оснований к регистрации Исакова М.З. и Исакова Ш.З. в администрации не сохранилось в связи с истечением сроков давности. Здания фермы, в которых они и другие граждане фактически проживают постоянно, как жилое помещение в похозяйственных книгах администрации не зарегистрирована, она находится на землях сельскохозяйственного назначения. Третьи лица – Исаков М.З. и Исаков Ш.З. исковые требования не признали и пояснили, что они постоянно проживают в жилом доме, расположенном за пределами П-ий на территории овцеводческой фермы, который состоит из жилых комнат и подсобных помещений: кладовой, кухни, коридоров, отопление печное, имеется вода, к нему подведено электричество, уборная во дворе, поэтому он полностью отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. Они оплачивают коммунальные услуги как жители сельской местности. Другого жилья у них нет и в случае удовлетворения исковых требований они не могут больше нигде быть зарегистрированными и это приведет к нарушению закона и скажется на возможности реализации их прав. Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, материалы инвентарного дела .............. суд приходит к выводу об отказе в иске – по следующим основаниям. В соответствии с положениями стст. 12, 38, 56 и 68 ч. 2 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Признание стороной фактов, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих фактов. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (стст. 55 и 67 ГПК РФ). Судом исследованы следующие доказательства. Как было установлено судом, Исаков Ш.З., .............. .............. и Исаков М.З., .............. рождения, уроженцы .............. зарегистрированы .............. на постоянное место жительства в чабанском доме .............., о чем свидетельствуют отметки в их паспортах, адресные справки .............. от .............. форма № 1, справки, выданные .............. администрацией П-ий сельсовета Минераловодского района (основание похозяйственная книга .............., лицевой счет ..............). Паспорта выданы отделом УФМС России в Минераловодском районе Исакову Ш.З. – .............. в связи с достижением .............. возраста, Исакову И.З. – .............. в связи с достижением .............. возраста. Согласно справкам администрации П-ий сельсовета от .............. .............. основания для регистрации Исакова М.З., Исакова Ш.З. в чабанском доме .............. в администрации отсутствуют в связи с истечением срока хранения. Как указано в справке администрации П-ий сельсовета от .............. чабанский дом .............. жилым помещением не является. В то же время согласно другой справке от того же числа, администрацией П-ий сельсовета реестр жилых помещений не ведется. По сведениям Минераловодского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от .............. сведения об объекте недвижимого имущества: помещения ОТФ, чабарни, чабанские домики по адресу: .............. .............. в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют. По договору купли-продажи от .............. .............. продало .............. недвижимое имущество по адресу: .............. .............., в следующем составе: ............... По акту приема-передачи от .............. .............. передало .............. вышеуказанное недвижимое имущество. По акту от .............. .............. приняло от покупателя денежные средства в размере ............... Согласно паспортным данным и сведениям похозяйственной книги .............. за ............... в составе .............. зарегистрирован за .............. Как следует из объяснений третьих лиц Исакова Ш.З. и Исакова М.З., их дядя ............... приобрел вышеуказанное недвижимое имущество в установленном законом порядке, однако право собственности за собой своевременно не произвел, он умер и в настоящее время его наследники оформляют право собственности в порядке наследования на это недвижимое имущество. Из материалов инвентарного дела по адресу: .............. следует, что в .............. .............. составлены отдельные технические паспорта на кошару .............. и на жилой дом .............. .............. постройки из .............. общей площадью .............. жилой ..............., состоящий из .............. По ситуационному плану, эти литеры являются самостоятельными и расположены на определенном расстоянии между собой, в .............. имеется отопление, электроснабжение, телевидение. По техническому паспорту того же предприятия от .............., площадь этого дома увеличилась за счет пристроек и составляет: .............. Как указано в справке .............. от .............., по лицевому счету .............. (.............. на .............. задолженности нет. Договор на энергоснабжение оформлен на имя .............., последняя оплата произведена .............. по тарифу 1,97 руб. для населения сельской местности. Переходя к правовому анализу и оценке сложившейся спорной ситуации, суд исходит из следующего. 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций принята Всеобщая декларация прав человека, согласно которой: Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства (ст. 1). Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. Кроме того, не должно проводиться никакого различия на основе политического, правового или международного статуса страны или территории, к которой человек принадлежит, независимо от того, является ли эта территория независимой, подопечной, несамоуправляющейся, или как-либо иначе ограниченной в своем суверенитете (ст. 2). Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Все люди имеют право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, нарушающей настоящую Декларацию, и от какого бы то ни было подстрекательства к такой дискриминации (ст. 7). Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом (ст. 8). Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства (п. 1 ст. 13). Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации (ст. 30). В соответствии с преамбулой Федерального закона от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ, международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью ее правовой системы. Международные договоры - существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (ст. 6). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15). В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст. 17). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 19). Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40). Каждому гражданину гарантируется судебная защита прав и свобод (ст. 46). Данные базовые конституционные принципы означают безусловное верховенство прав человека над любыми другими правами и интересами и обязанность их обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления. Статьей 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В силу абз. 8 ст. 7 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" от 25.06.1993 г. № 5242-1, снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда. В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 3 Закона правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации. В силу ст. 4 Закона органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, в том числе местная администрация. В соответствии со ст. 6 данного Закона, гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются: паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина; документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов на регистрацию. Пунктом 2 "Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 № 713 предусмотрено, что органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются органы внутренних дел, являются органы внутренних дел, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления. Согласно п. 3 Правил местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение. Согласно п. 3 вышеуказанных Правил в редакции, действовавшей на момент регистрации вышеуказанных лиц, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, иное подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом - интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.02.1997 N 172). В ч. 1 ст. 6 ЖК РФ закреплен общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Спорные правоотношения возникли в период действия ЖК РСФСР, ст. 4 которого предусмотрено, что находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Статьей 5 данного Кодекса было предусмотрено, что Жилищный фонд включает: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В жилищный фонд включаются также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик к этим домам применяются правила, установленные для общественного жилищного фонда. Статьей 7 ЖК РСФСР предусмотрено, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений, жилых помещений из фондов жилья для временного поселения, общежитий и других специализированных жилых помещений. С введением в действие Жилищного Кодекса РФ с 1 марта 2005 года Жилищный Кодекс РСФСР утратил силу. В соответствии с чч. 1, 2 ст. 16 ЖК РФ к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Как указано в ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан (ч. 1). Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение (ч. 2). Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.4). Объектом отношений, регулируемых жилищным законодательством, является жилое помещение, существенные признаки которого определены статьей 15 ЖК РФ. Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (ч. 2). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4). В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47. В силу п. 5 данного Положения жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. В соответствии со Сводом правил № 55.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 состав помещений дома, их размеры и функциональная взаимосвязь, а также состав инженерного оборудования определяются застройщиком. В доме должны быть созданы условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности, обычно осуществляемой в жилище. Дом должен включать как минимум следующий состав помещений: жилая(ые) комната(ы), кухня (кухня-ниша) или кухня-столовая, ванная комната или душевая, уборная, кладовая или встроенные шкафы; при отсутствии централизованного теплоснабжения - помещение для теплового агрегата. В доме должно быть предусмотрено отопление, вентиляция, водоснабжение, канализация, электроснабжение и радиовещание. Площади помещений дома определяются с учетом расстановки необходимого набора мебели и оборудования и должны быть не менее: общей жилой комнаты - 12 кв.м., спальни - 8 кв.м. (при размещении ее в мансарде - 7 кв.м.); кухни - 6 кв.м. Ширина помещений должна быть не менее: кухни и кухонной зоны в кухне- столовой - 1,7 м, передней - 1,4 м, внутриквартирных коридоров - 0,85 м, ванной - 1,5 м, уборной – 0,8 м. Глубина уборной должна быть не менее 1,2 м. при открывании двери наружу и не менее 1,5 м при открывании двери внутрь. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановление Конституционного Суда РФ от 30.06.2011 N 13-П "По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева", конституционный принцип правового государства, из которого вытекают конкретные требования, рекомендации и запреты в отношении определенных действий органов государства, не позволяет федеральному законодателю устанавливать правовое регулирование таким образом, чтобы возможный запрет на регистрацию по месту фактического проживания приводил к чрезмерному ограничению права граждан на выбор места жительства и понуждал их к нарушению закона. Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, полагающий, что никакие публичные интересы не могут служить оправданием такой системы регистрации, при которой официальная регистрация по постоянному месту жительства не соответствует фактическому месту проживания (Постановление от 20 июня 2006 года по делу "Бабилонова (Babylonova) против Словакии"). Между тем запрет на регистрацию в пригодных для постоянного проживания жилых строениях, принадлежащих гражданам на праве собственности и расположенных на садовых земельных участках, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения, вынуждает их либо регистрироваться не по месту фактического проживания, либо вообще лишает их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, что может повлечь привлечение к административной ответственности и, по сути, прямо противоречит основной публичной цели института регистрации - информирования гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства. Закон Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", осуществляющий регулирование в публично-правовой сфере регистрации граждан по месту пребывания и жительства, не связывает регистрацию ни с определенным имущественным правом на конкретное жилое строение, ни с целевым назначением земельного участка, на котором оно возведено. Таким образом, исходя из существующего правового регулирования в данной сфере следует, что регистрация граждан по месту жительства может осуществляться в помещении, которое фактически отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям независимо от оформления на него права собственности и от целевого предназначения земельного участка, на котором оно располагается. Как указано в ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Из представленных же суду доказательств следует, что чабанский дом органом технической инвентаризации по своему составу и предназначению определен как жилой дом, то есть он соответствует требованиям, предъявляемым стст. 15-17 ЖК РФ к жилым помещениям. В опровержение этого и в подтверждение своих доводов в нарушение определенных ст. 56 ГПК РФ своих процессуальных обязанностей прокурором не представлено в материалы дела никаких доказательств о том, что данное помещение ни на момент регистрации в нем граждан в .............., ни в настоящее время фактически не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, а являлось и является нежилым. От проведения экспертизы на этот счет прокурор отказался. Поэтому суд считает, что довод прокурора о том, что чабанский дом .............. является нежилым помещением, является только предположением. В силу ст. 7 Закона и пп. "ж" п. 31 Правил снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда. В соответствии с п. 3 ст. 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Ввиду того, что все материалы, послужившие основанием к регистрации Исаковых в .............. уничтожены за истечением сроков хранения, прокурор не ссылается в обоснование своего иска на выявление не соответствующих действительности сведений и документов, послужившие основанием к их регистрации, а указывает только на неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации в нежилом помещении. При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, прокурором в условиях состязательного процесса не доказано, что чабанский дом являлся и является нежилым помещением, и, как следствие, что при регистрации Исаковых должностные лица местной администрации совершили какие-либо неправомерные действия. Не влияет на этот вывод и то, что право собственности на чабанский дом не оформлено, местной администрацией он как жилое помещение не зарегистрирован и почтовый адрес ему не присвоен, его название прямо не содержится в нормах жилищного законодательства и расположен он не в черте населенного пункта, а на землях сельхозначения – поскольку эти обстоятельства в данном случае правового значения для разрешения спора не имеют. Суд также учитывает, что в настоящее время Исаков Ш.З. и Исаков М.З., кроме существующего, не имеют права на проживание в другом жилом помещении, поэтому удовлетворение иска прокурора вообще лишит их возможности встать на регистрационный учет по месту жительства, приведет к недействительности паспорта Исакова М.З. и невозможности его замены в связи с достижением им .............. .............., что, при отсутствии их недобросовестности, безусловно создаст им препятствия для осуществления гражданских прав и может повлечь привлечение к административной ответственности, что, по сути, прямо противоречит принципам правового государства и основной публичной цели института регистрации - информирования гражданином государства, в том числе в законных интересах других лиц, о своем реальном месте жительства. Поэтому суд отказывает в иске за необоснованностью. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Минераловодского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации об обязании администрации П-ий сельского совета Минераловодского района снять с регистрационного учета Исакова Ш.З. и Исакова М.З. – отказать. Решение принято судом в окончательной форме 23 октября 2011 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней. председательствующий