Определение по делу 2-1844/2011



О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 ноября 2011 года гор. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края,

в составе :

председательствующего судьи Дергаусовой И.Е.

при секретаре Сушковой О.А.

с участием заявителя Ясинского В.В., представителя заявителя по доверенности Осадчего О.А., представителей заинтересованных лиц: Минераловодской городской Думы - Вишневского Д.Ю., ГУП СК "Крайтеплоэнерго" - Цупко С.Ф. и Глущенко О.Н., а также старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по заявлению Ясинского В.В. об оспаривании нормативных правовых актов, -

Установил :

Ясинский В.В. обратился в суд за требованиями о признании противоречащими закону решений Минераловодской городской Думы.

При рассмотрении дела заявленные требования были им уточнялись и в их обоснование в своих заявлениях и в судебном заседании он сослался на то, что проживает в пятиэтажном многоквартирном доме по .............. и как член семьи собственника жилого помещения Ясинской Н.А. является потребителем коммунальной услуги "отопление".

Нормативы потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды с 01 января 2006 года установлены решением Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91, которое опубликовано в газете "Минеральные Воды" 5 апреля 2006 года № 14 (151). Данным решением установлен единый норматив потребления тепловой энергии для централизованного отопления – 0,1588 Гкал/кв.м. в год.

Решением Минераловодской городской Думы от 28 июня 2006 года № 153 установлен единый норматив потребления тепловой энергии для централизованного отопления – 0,1588 Гкал/м2 в год и 0,01323 Гкал/м2 в месяц, которое опубликовано в газете "Минеральные Воды" за 5 июля 2006 года № 27 (164).

Данные решения в соответствии со ст. 2, пп. 2 п. 1 ст. 43 Федерального закона от

6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" являются нормативными правовыми актами и устанавливают нормативы потребления тепловой энергии применительно ко всем гражданам города Минеральные Воды.

Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 года № 609 органам местного самоуправления рекомендовано устанавливать нормативы потребления коммунальных услуг для населения в соответствии с Методическими рекомендациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 1999 года № 192.

Однако решением от 17 февраля 2006 года № 91 установлен норматив потребления тепловой энергии, который ни по единице измерения, ни по размеру не соответствует данным рекомендациям, поскольку расчетная норма потребления коммунальной услуги "отопление" должна составлять исходя из социальной нормы обеспеченности жильем

18 кв.м. на 1 человека и состава семьи не менее 3 человек 5,4 Гкал в год (18 кв.м.) 3 человека = 0,1 Гкал/м2 в год, а установленный размер норматива оказался в полтора раза выше, чем для северных районов страны.

Изменения в вышеуказанное решение приняты 28 июня 2006 года решением Минераловодской городской Думы № 153.

8 июня 2006 года вступило в законную силу Постановление Правительства РФ от

23 мая 2006 года № 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", а Постановление Правительства от 21 августа 2001 года № 609 признано утратившим силу.

Поскольку действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы, то начиная с 8 июня 2006 года решение от 17 февраля 2006 года № 91 в оспариваемой части вошло в противоречие с актом Правительства РФ, имеющим большую юридическую силу.

Жилищным законодательством для граждан установлена обязанность по внесению платы коммунальные услуги, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно принятым Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 Правилам, только при условии соблюдения порядка установления и формирования нормативов потребления тепловой энергии указанные нормативы могут быть признаны законно установленными.

Пунктом 2 Правил дано определение понятия "норматив потребления коммунальных услуг", при этом при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома (показатели, влияющие на объем (количество) потребления коммунальных ресурсов): материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Пунктами 10, 19 Правил определено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.

Согласно Правилам нормативов отопления с применением расчетного метода определяется по соответствующей формуле, при этом одна из составляющих для расчета норматива потребления расхода тепловой энергии на отопление - нормативная часовая тепловая нагрузка. При расчете указанных нагрузок должны учитываться материал стен, размер окон, слойность остекления, расположение строения по направлению ветров и т.п., подбирается и монтируется система отопления дома для создания комфортных условий проживания. Таким образом, в различных по типу строительных конструкций домах, теплопотери и часовые расчетные нагрузки разные.

В таблице 7 приложения к Правилам указано, что в части необходимого расхода тепловой энергии на отопление дома постройки после 1999 года отличаются от домов постройки до 1999 года, а также показатель нормируемого удельного расхода тепловой энергии на отопление многоквартирного дома или жилого дома зависит от этажности многоквартирного дома.

Общеизвестным является тот факт, что в городе Минеральные Воды многоквартирные дома обладают различиями в конструктивных и технических параметрах (в частности - этажность, материал стен, возведены как до 1999 года, так и после).

Таким образом, установленный оспариваемыми решениями и действующий на сегодняшний день норматив потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды противоречит вышеуказанным Правилам, так как не дифференцирован в зависимости от конструктивных и технических параметров, а утвержден единым для всего жилищного фонда города.

Учитывая, что норматив потребления коммунальной услуги "отопление" при отсутствии приборов учета тепловой энергии предназначается для определения размера платы за нее, то применение данного норматива, не соответствующего требованиям федерального нормативного правового акта (Правилам № 306), нарушает его право вносить законно установленный размер платы за эту коммунальную услугу.

Поэтому на основании Конституции РФ, ст. 251-253 ГПК РФ, ст. 157 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 306, п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года № 48 он просил:

- признать решение Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды и Минераловодского района" в части установления норматива потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района противоречащим действующему законодательству и отменить его с 8 июня 2006 года;

- признать решение Минераловодской городской Думы от 28 июня 2006 года № 153 "О внесении изменений в решение Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91 "Об установлении норматива потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района" в части установления норматива потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района противоречащим действующему законодательству и отменить его с даты принятия.

Решением Минераловодского городского суда от 02 августа 2011 года заявление Ясинского В.В. удовлетворено частично. Со дня вступления в законную силу решения суда признаны недействующими решения Минераловодской городской Думы: - от 17 февраля 2006 года № 91 "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района в части установления нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления; - от 28 июня 2006 года № 153 "О внесении изменений в решение Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91 "Об "Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района в части установления нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления. В удовлетворении требования об отмене этих решений – отказано.

Кассационным определением от 27 сентября 2011 года решение Минераловодского городского суда от 02.08.2011 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

В судебном заседании заявитель Ясинский В.В. поддержал доводы, изложенные в заявлении и просил их удовлетворить, так же пояснил, что положения ст.134,220 ГПК Российской Федерации были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, который в определении от 12 мая 2005 года № 244-О пришел к выводу о том, что по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего гражданского процессуального регулирования указанные законоположения предполагают, что суд не может прекратить производство по делу об оспаривании нормативного правового акта, признанного по решению органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявшего данный нормативный правовой акт, утратившим силу после подачи в суд соответствующего заявления, если в процессе судебного разбирательства будет установлено нарушение оспариваемым нормативным правовым актом прав и свобод заявителя, гарантированных Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами.

Представитель истца по доверенности Осадчий О.А. считает, что требования Ясинского В.В. законны и подлежат удовлетворению в полном объеме, пояснив, что поскольку официального опубликования в газете «Минеральные Воды» не было Решений Минераловодской городской Думы об отмене оспариваемых решений, то следовательно и говорить о том, что они отменены нельзя.

Представитель заинтересованного лица Вишневский Д.Ю. считает, что производство по делу следует прекратить, поскольку правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, в результате чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, такие акты не могут быть предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представители заинтересованного лица ГУП СК «Крайтеплоэнерго» по доверенности Цупко С.Ф. и Глущенко О.Н. считают, что в удовлетворении требований, заявленных Ясинским В.В. следует отказать в связи с их незаконностью и необоснованностью.

Суд, выслушав лиц, участвующих в дела, заключение прокурора, полагавшего, что следует прекратить производство по делу в связи с тем, что на момент рассмотрения дела оспариваемые нормативно правовые акты являются недействующими и не порождают правовых последствий, вследствие чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части, изучив представленные суду документы, приобщенные к материалам дела, пришел к выводу, что дело необходимо прекратить по следующим основаниям.

В порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могут быть только действующие нормативные правовые акты.

Из материалов дела усматривается, что Решением Минераловодской городской Думы №148 от 30.09.2011 года отменено решение Минераловодской городской Думы от 17.02.2006 года №91 «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района», которое вступает в законную силу со дня его официального обнародования. Решением Минераловодской городской Думы от 30 сентября 2011 года №149 отменено Решение Минераловодской городской Думы от 28.06.2006 года №153 «О внесении изменений в решение Минераловодской городской Думы от 17.02.2006 года №91 «Об установлении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления и горячего водоснабжения благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды», которое вступает в законную силу со дня его официального обнародования. Согласно Акта №12 от 17 октября 2011 года Минераловодской городской Думы вышеуказанные решения в период с 07 октября 2011 года по 17 октября 2011 года были обнародованы на официальном сайте администрации города Минеральные Воды, в администрации города Минеральные Воды, филиалах МУК «Центральная библиотечная система» в местах для обнародования решений Минераловодской городской Думы.

В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 ГПК РФ в случае, когда в заявлении оспаривается недействующий нормативный правовой акт или его часть (в том числе акт, отмененный органом или должностным лицом, его издавшими), поскольку такой акт или его часть не порождает правовых последствий, вследствие чего не может повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод заявителя и других лиц. Заявитель вправе оспорить в суде в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решения, действия (бездействие), основанные на таком нормативном правовом акте, либо обратиться в суд в порядке искового производства за защитой субъективного права или за освобождением от юридической обязанности, поставив вопрос о неприменении при разрешении спора данного нормативного правового акта или его части.

Суд считаю, что обжалуемыми решениями не затрагиваются права и свободы заявителя.

Так, в соответствии с п.п. 9 ст. 2 Федерального закона РФ от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» «потребитель тепловой энергии (далее также – потребитель) – лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления…» Как было установлено в судебном заседании заявитель не является собственником квартиры ............... Документов, подтверждающих факт обладания теплопотребляющими установками на ином законном основании, заявитель не представлял. Между тем, п. 3 ст. 31 Жилищного кодекса РФ устанавливает всего лишь солидарную ответственность дееспособных членов семьи собственника жилого помещения по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Иное – это освобождение от ответственности по обязательствам, но не наделение жилищными правами. Члены семьи собственника ограничены в своих правах. Они только наравне с собственником пользуются жилым помещением. Статьей 153 Жилищного кодекса РФ установлена обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, которая возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Только собственник жилого помещения вправе выступать стороной в договоре теплоснабжения, так как члены семьи собственника – категория непостоянная, и регистрация по месту жительства или пребывания не порождает прав на жилое помещение.

Согласно статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, поскольку правовые акты, действие которых прекращено, сами по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей не являются, в результате чего не могут повлечь каких-либо нарушений охраняемых законом прав и свобод граждан, такие акты не могут быть предметом судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая во внимание, что оспариваемые Ясинским В.В. решения на момент рассмотрения настоящего дела судом утратили силу и не затрагивают его прав и законных интересов, в соответствии с требованиями статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса надлежит производство по делу прекратить.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. п.1 ч.1 ст.134, 220 абзац 1, 221, 224-225 ГПК РФ, суд

Определил :

Производство по делу по заявлению Ясинского В.В. об оспаривании нормативных правовых актов о признании решения Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91 "Об утверждении нормативов потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды и Минераловодского района" в части установления норматива потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района противоречащим действующему законодательству и отмене его с 8 июня 2006 года, признании решения Минераловодской городской Думы от 28 июня 2006 года № 153 "О внесении изменений в решение Минераловодской городской Думы от 17 февраля 2006 года № 91 "Об установлении норматива потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района" в части установления норматива потребления тепловой энергии для централизованного отопления благоустроенного жилищного фонда и общежитий города Минеральные Воды Минераловодского района противоречащим действующему законодательству и отмене его с даты принятия прекратить.

На определение может быть подана частная жалоба в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня вынесения путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд.

Судья

Дергаусова И.Е.