Решение по делу 2-1759/2011



..............

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 ноября 2011 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Дергаусовой И.Е.

при секретаре Сушковой О.А.,

с участием

помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Бондаревой Т.Н., представителя ответчика ГУП СК «МАМВ» Мочалина Р.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Минеральные Воды гражданское дело по иску Минераловодского транспортного прокурора в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к ГУП СК «МАМВ» о признании незаконными бездействий, выразившихся в неисполнении требований ч. 9 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ о выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятия торговли, сферы услуг, не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Минераловодский межрайонный транспортный прокурор, действующий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГУП СК «МАМВ» о признании незаконными бездействий, выразившихся в неисполнении требований ч. 9 ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ о выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятия торговли, сферы услуг, не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов и обязании устранить допущенные нарушения, мотивируя тем, что по заданию Южной транспортной прокуратуры была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в ГУП СК «МАМВ».

В ходе проверки установлено, что в ГУП СК «МАМВ» допускаются нарушения прав инвалидов. В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ (далее Федеральный закон № 181-ФЗ) на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ № 181-ФЗ, юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Проверкой установлено, что автостоянки .............., расположенные в .............., являются федеральной собственностью и закреплены на праве хозяйственного ведения за ГУП СК «МАМВ». В соответствии с Уставом ГУП СК «МАМВ» деятельность предприятия связана с предоставлением услуг пассажирам авиационного транспорта.

В нарушение требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, на стоянках .............. автотранспортных средств ГУП СК «МАМВ» места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не выделены. Бездействие ГУП СК «МАМВ» влечет за собой нарушение прав инвалидов, число которых постоянно меняется, то есть оно нарушает права неопределенного круга лиц. Данное обстоятельство, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

Просит суд признать незаконным бездействие ГУП СК «МАМВ, выразившееся в неисполнении требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ о выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Обязать ГУП СК «МАМВ» устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выполнения требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, выделив на автостоянках (парковках) автотранспортных средств не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

В судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, были поддержаны помощником Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Бондаревой Т.Н., которая уточнила исковые требования, просит суд признать незаконным бездействие ГУП СК «МАМВ, выразившееся в неисполнении требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ о выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. Обязать ГУП СК «МАМВ» в течение 30 суток с момента вступления в законную силу решения суда устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выполнения требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, выделив на автостоянках (парковках) автотранспортных средств не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Представитель ответчика ГУП СК «МАМВ» Мочалин Р.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что в настоящее время ведутся работы по оборудованию мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках (парковках) автотранспортных средств, они будут закончены к концу декабря. Считает, что Минераловодской транспортной прокуратурой не приведены ссылки на доказательства, в соответствии с которыми можно прийти к выводу о том, что выявленные нарушения к моменту рассмотрения спора не устранены, как не предоставлено достоверных сведений о не проведении ГУП СК «МАМВ» мероприятий по выделению на каждой стоянке автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов. ГУП СК «МАМВ» проводит реконструкцию, ремонт привокзальной площади, в том числе мест стоянок на неохраняемой парковке автотранспортных средств. В настоящий момент на неохраняемой парковке автотранспортных средств проводятся работы по ремонту асфальтового покрытия, тротуаров, устанавливаются бордюры ограничивающие зону парковки, устанавливаются мачты освещения территории, ведутся другие работы по благоустройству и ремонту территории привокзальной площади. На парковках места для инвалидов определены, что подтверждается фотографиями, приложенными к возражению на исковое заявление.

В настоящее время ведутся работы по составлению специализированной организацией схемы движения автотранспорта на привокзальной площади аэропорта Минеральные Воды, будет проведена топографическая съемка привокзальной площади, после составления топографического плана с органами ГИБДД будет согласовываться дорожная разметка с расстановкой дорожных знаков, в том числе с учетом размещения специальных автотранспортных средств инвалидов. ГУП СК «МАМВ» провело работу по согласованию с ГИБДД мест установки и необходимого количества дорожных знаков на территории привокзальной площади. Заключен договор № .............. от .............. года на приобретение дорожных знаков. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные материалы дела, оценивая добытые по делу доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что требования истцом заявлены обоснованно, доказаны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным Законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В статье 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ указывается, что организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 15 названного закона на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Согласно Уставу ГУП СК «МАМВ» деятельность предприятия связана с предоставлением услуг пассажирам авиационного транспорта (л.д.5-14).

Свидетельством о государственной регистрации права от .............. года подтверждается, что привокзальная площадь, общей площадью .............. кв.м., расположенная на территории .............., является федеральной собственностью и закреплена на праве хозяйственного ведения за ГУП СК «МАМВ» (л.д.21).

На основании приказа № .............. от .............. года директора ГУП СК «МАМВ» (л.д.22) и положения об участке организации парковок ГУП СК «МАМВ», утвержденного директором ГУП СК «МАМВ» .............. года (л.д.17-20) организованы платные неохраняемые парковочные автостоянки № .............. на территории ...............

В ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в ГУП СК «МАМВ», проведенной Минераловодской межрайонной транспортной прокуратурой по заданию Южной транспортной прокуратуры, было установлено, что ответчиком ГУП СК «МАМВ» допускаются нарушения прав инвалидов, а именно не оборудованы места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов на автостоянках (парковках) автотранспортных средств в нарушение требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ о выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Данное обстоятельство подтверждается актом осмотра от .............. года, в соответствии с которым в присутствии представителя ГУП СК «МАМВ» заместителя директора по коммерции А. В.С. проведен осмотр стоянок № .............. автомобильного транспорта, расположенных .............., по обе стороны фонтана по адресу: .............., в результате места для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов не выделены, опознавательные знаки с указанием, что стояночная площадка (или ее часть) отведена для стоянки транспортных средств, управляемыми инвалидами или перевозящих инвалидов, отсутствуют (л.д.15).

Из объяснений заместителя директора по коммерции ГУП СК «МАМВ» А. В.С. от .............. года по акту осмотра следует, что парковочные автостоянки № .............. на территории .............. эксплуатируются, оплата взимается, поминутная (на парковке № .............. первые 15 минут оплата не взимается, а далее - поминутная тарификация), места для инвалидов пока не определе­ны, но ведутся работы по составлению специализированной организацией (ЗАО Гражданпроект) схемы движения автотранспорта на привокзальной площади .............., где будет предусмотрена дорожная разметка с рас­становкой дорожных знаков, в том числе с учетом размещения инвалидов. На платной круглосуточной стоянке длительного ожидания, именуемой слу­жебной стоянкой (расположена рядом с парковкой № ..............), сторонним водителям автотранспортных средств за предоставленные услуги автостоянки взимается оп­лата посуточная (данная стоянка – неохраняемая), места для инвалидов на ней не определены (л.д.16).

В связи с чем суд считает несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что ГУП СК «МАМВ» в настоящее время проводит реконструкцию, ремонт привокзальной площади, в том числе мест стоянок на неохраняемой парковке автотранспортных средств, и поэтому автостоянки не работают, поскольку из представленных истцом документов следует, что на территории .............. организованы платные неохраняемые парковочные автостоянки, которые эксплуатируются в соответствии с приказом № .............. от .............. года директора ГУП СК «МАМВ» и положением об участке организации парковок ГУП СК «МАМВ», утвержденным директором ГУП СК «МАМВ» .............. года.

Таким образом, бездействие ГУП СК «МАМВ» влечет за собой нарушение прав инвалидов, а потому требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия ГУП СК «МАМВ, выразившегося в неисполнении требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ о выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, и обязании ответчика в течение 30 суток с момента вступления в законную силу решения суда устранить в полном объеме допущенные нарушения, выделив на автостоянках (парковках) автотранспортных средств не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное и руководствуясь Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Минераловодского межрайонного транспортного прокурора, действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГУП СК «МАМВ, выразившееся в неисполнении требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ о выделении на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Обязать ГУП СК «МАМВ» в течение 30 суток с момента вступления в законную силу решения суда устранить в полном объеме допущенные нарушения путем выполнения требований ч. 9 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 года № 181-ФЗ, выделив на автостоянках (парковках) автотранспортных средств не менее 10 процентов мест для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд.

Мотивированное решение будет составлено 15.11.2011 года.

Председательствующий судья