решение суда по делу№1729/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

.............. 2011 года ..............

Минераловодский городской суд Ставропольского края

в составе: председательствующего судьи Тумасян Г.А.,

при секретаре Цехиной И.Ю.,

с участием истца Трещева А.В., его представителя адвоката Хрипковой Е.В., представителя ответчика ГУ-УПФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району Хрусталевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трещева к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району о признании права на назначение трудовой пенсии по старости с учетом справки о заработной плате и взыскании денежной компенсации за причинение морального вреда,

у с т а н о в и л :

Трещев А.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по г.Минеральные Воды и Минераловодскому району (далее УПФ) о признании права на назначение трудовой пенсии по старости с учетом справки о заработной плате и взыскании денежной компенсации за причинение морального вреда мотивируя тем, что 18.07.2011г. он обратился в УПФ за назначением трудовой пенсии по старости по ст.7 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Специалистами УПФ при оценке его документов было установлено, что предоставленная справка о заработной плате от .............. .............. за период работы на .............. с 01.01.1980г. по 31.12.1985г., выданная ПКФ .............. не может быть принята для назначения трудовой пенсии по старости, так как трудовые пенсии гражданам, переселившимся из республики Молдова на территорию Российской Федерации, устанавливаются по нормам Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995г., вступившего в силу 04.12.1995г., которым установлен порядок исчисления среднемесячного заработка при назначении пенсии. Согласно п. 3 ст. 6 Соглашения, для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка, получаемого после переселения. Поскольку после переселения он работал на территории РФ с 29.06.1993г., и выработал стаж, требуемый для исчисления заработной платы при назначении трудовой пенсии в соответствии с Федеральным Законом №173-Ф3, заработная плата на .............. с 01.01.1980г. по 31.12.1985г. не может быть принята для назначения трудовой пенсии по старости.

Не соглашаясь с доводами УПФ, истец указывает, что установление различий в праве граждан Российской Федерации на получение трудовых пенсий, обусловленных исключительно таким обстоятельством, как место постоянного жительства - на территории Российской Федерации или за ее пределами, не может быть признано оправданным и обоснованным с точки зрения требований статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации, закрепляющей принцип равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Обязанностью государства, как это следует из статьи 2 Конституции Российской Федерации, является соблюдение и защита в равной мере всех прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим, устанавливаемый законодательством порядок реализации гражданами права на получение трудовых пенсий не должен препятствовать им в осуществлении иных гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод, в частности права каждого на выбор места пребывания и жительства, права свободно выезжать за пределы Российской Федерации (статья 27, части 1 и 2). Реализация гражданином этих конституционных прав, относящихся к общепризнанным, не может служить основанием для ограничения его конституционного права на пенсионное обеспечение.

В соответствии с действующим законодательством при назначении и перерасчете трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального персонифицированного учета либо за любые 60 месяцев подряд (до 1 января 2002г.) на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. По желанию граждан - переселенцев из Молдовы при оценке их пенсионных прав может быть использован заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 31 декабря 1991 года (письмо Минтруда России от 14 ноября 2003 г. N 3738-16).

Отказываясь принимать справку о заработной плате за период работы на .............. с 01.01.1980г по 31.12.1985г, специалисты УПФ не учли тот факт, что в период его работы в республике Молдова, он был гражданином СССР, а его дальнейшее приобретение гражданства Российской Федерации никак не связано с работой в данный период времени, поскольку в 1980-1985 гг. все были гражданами одной страны.

Также незаконными действиями пенсионного фонда ему причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях, из-за которых он в тот период потерял душевный покой.

В связи с изложенным, истец просит суд признать за ним право на назначение пенсии с учетом заработной платы за период работы на .............. с 01.01.1980г. по 31.12.1985г. Обязать ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ по г. Минеральные Воды и Минераловодскому району СК назначить Трещеву трудовую пенсию с учетом заработной платы за период работы на .............. с 01.01.1980г. по 31.12.1985г., с момента обращения, т.е. с 02.08.2011г., и взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию за причинение морального вреда в размере .............. рублей.

В судебном заседании истец Трещев А.В. и его представитель, адвокат Хрипкова Е.В., поддержали заявленные исковые требования.

Представитель ответчика Хрусталева И.А. исковые требования Трещева А.В не признала и пояснила, что действия УПФ законны и обоснованны, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении иска, т.к. представленная истцом справка о заработной плате за период работы на .............. с 01.01.1980г. по 31.12.1985г., выданная ПКФ .............. не может быть принята для назначения трудовой пенсии по старости, так как трудовые пенсии гражданам, переселившимся из Республики Молдова на территорию Российской Федерации, устанавливаются по нормам Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10.02.1995г., вступившего в силу 04.12.1995г. Указанным Соглашением установлен порядок исчисления среднемесячного заработка при назначении пенсии. Согласно п. 3 ст. 6 Соглашения от 10.02.1995г., для граждан государства одной Стороны, переселившихся на территорию государства другой Стороны, и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется исходя из заработка (дохода), получаемого после переселения.

Согласно трудовой книжке от .............., Трещев после переселения работал на территории Российской Федерации с 29.06.1993г. и выработал стаж работы, требуемый для исчисления заработной платы при назначении трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, следовательно, заработная плата за период работы с 01.01.1980г. по 31.12.1985г. на Кишиневском учебно-производственном заводе «Культприбор» не может быть принята для назначения трудовой пенсии по старости.

В настоящее время Трещеву назначена трудовая пенсия по старости с 02.08.2011г., с учетом заработной платы за период его работы 2000г.-2001г. на заводе .............. что соответствует п. 3 ст. 6 Соглашения от 10.02.1995г.

Из материалов дела следует, что согласно паспорту от .............., выданному УВД .............. .............., Трещев, .............. года рождения, является гражданином Российской Федерации.

Из трудовой книжки Трещева А.В. следует, что до 22.06.1993г. он работал на территории Республики Молдова (в период с 1975г. по 1987г. на .............. После переезда на территорию Российской Федерации, Трещев А.В. с 29.06.1993г. по 15.04.2005г. работал на заводе ..............

Справкой .............. от .............. .............. подтверждена заработная плата истца за период с 1 января 1980г. по 31 декабря 1985г.

Из копии пенсионного удостоверения Трещева А.В. следует, что трудовая пенсия по старости назначена ему с 02.08.2011г.

Выслушав объяснения сторон, изучив представленные доказательства, суд считает исковые требования Трещева А.В. необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон), право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Согласно ст. 30 Закона, оценка пенсионных прав застрахованных лиц на 1 января 2002 года осуществляется из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Продолжительность общего трудового стажа определяется в календарном порядке и складывается из периодов работы, службы и другой деятельности, предусмотренной ст.30 Закона.

В силу п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, нормы международного права обладают приоритетом по отношению к национальному законодательству.

Пунктами 1,2 ст.1 Закона предусмотрено, что трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К числу международных договоров относится Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины).

Применить в данном случае положения, содержащиеся в данном Соглашении, для решения вопроса о принятии при назначении пенсии сведений о заработной плате истца за периоды работы истца с 01.01.1980г. по 31.12.1985г. не представляется возможным, поскольку данное Соглашение подписано Республикой Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Двусторонним Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова, совершенным и подписанным 10 февраля 1995 г. (вступившим в силу 4 декабря 1995 года.), предусмотрены гарантии прав граждан указанных государств в области пенсионного обеспечения

В соответствии со ст. 2 указанного Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова, пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и граждан Республики Молдова, а также членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

На основании ст. 6 Соглашения от 10 февраля 1995 г., для установления права на пенсию, в том числе на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31.12.1991г.

Для граждан одного государства, переселившихся на территорию другого государства и работавших после переселения, размер пенсии исчисляется из заработка (дохода) после переселения.

Для граждан одного государства, которые после переселения на территорию другого государства не работали или не имеют минимально требуемого периода работы для исчисления заработной платы при назначении пенсии по законодательству государства переселения, размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка работника соответствующей профессии и квалификации, занятого аналогичной деятельностью ко времени назначения пенсии тем государством, на территорию которого они переселились.

В случае невозможности определения среднемесячного заработка в изложенном порядке размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка, сложившегося ко времени назначения пенсии на территории того государства, куда переселился гражданин.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что Трещев А.В., являвшийся гражданином Республики Молдова, после переезда на территорию Российской Федерации, с 1993 года по 2005 год работал на заводе .............. в ............... В настоящее время он является гражданином Российской Федерации. С 02.08.2011г. Трещеву А.В. назначена трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.7 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При расчете размера пенсии был учтен трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР и Республики Молдова до 1993 г. и на территории Российской Федерации до 2005г., что подтверждено сторонами. Исчисление пенсии произведено из заработка за период работы на заводе ..............

Поскольку Трещев А.В., переселившийся из Республики Молдова на территорию Российской Федерации, после переселения работал на территории Российской Федерации, ответчик обоснованно, в соответствии с международным договором (Соглашением от 10.02.1995г.), исчислил ему размер пенсии из заработка (дохода) после переселения.

Доводы истца о необходимости применения в данном случае письма Минтруда России от 22.06.2004г. №99р и от 14 ноября 2003 г. N 3738-16, из которых следует, что по желанию граждан - переселенцев из Молдовы при оценке их пенсионных прав может быть использован заработок в рублях (СССР) за периоды работы до 31 декабря 1991 года, являются не состоятельными, поскольку данные письма не являются нормативными правовыми актами, носят разъяснительный характер, и противоречат положениям, содержащимся в международном договоре, который имеет приоритет по отношению к национальному законодательству.

Кроме того, изданными позже письмами Министерства здравоохранения и социального развития России от 18.04.2006г. N 1020-19 и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 20.06.2006г. N ЛЧ-25-26/6454 "О заработке для исчисления трудовых пенсий гражданам, прибывшим на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из Республик Грузии и Молдовы", изменена правоприменительная практика в отношении Соглашения от 10.02.1995 между Правительством России и Правительством Молдовы, и указано на необходимость при исчислении заработка, в т.ч. за периоды до 31.12.1991г., применять порядок, предусмотренный Соглашением от 10.02.1995г.

Изложенное свидетельствует о том, что у истца отсутствует право на назначение пенсии с учетом заработной платы за период работы на .............. с 01.01.1980г. по 31.12.1985г.

Требования истца в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда в сумме .............. рублей так же не подлежат удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.151 ГК РФ, моральный вред подлежит компенсации, если гражданину причинены физические или нравственные страдания действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Поскольку судом не установлено неправомерных действий со стороны УПФ, нарушающих пенсионные права истца Трещева А.В., соответственно оснований для возложения на ответчика обязанности денежной компенсации указанного вреда не имеется.

Кроме того, в соответствии с ч.2 ст.1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях предусмотренных законом. Нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, поэтому исходя из положений пункта 2 статьи 1099 ГК РФ данный моральный вред, при его наличии, не может быть компенсирован, так как пенсионное законодательство Российской Федерации не предусматривает компенсацию морального вреда в случае нарушения пенсионных прав граждан, в связи с чем, в удовлетворении данных исковых требований Трещеву А.В. так же надлежит отказать.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Поскольку заявленные истцом исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению, соответственно не подлежат взысканию и понесенные им судебные расходы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Отказать Трещеву в удовлетворении иска к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Минеральные Воды и Минераловодскому району о признании права на назначение трудовой пенсии по старости с учетом справки о заработной плате и взыскании денежной компенсации за причинение морального вреда.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Минераловодский горсуд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме (21.11.2011г.).

Судья