Решение по делу № 2-1766/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 декабря 2011 года город Минеральные Воды.

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Чебанной О.М.,

при секретаре Михайленко Е.И.,

с участием: старшего помощника Минераловодской межрайонной прокуратуры Гожих И.А., истца Гребенюка Е.Н., ответчиков: представителя администрации Минераловодского муниципального района по доверенности Горбачева Д.Е., представителя отдела опеки и попечительства Минераловодского муниципального района по доверенности Шестопаловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора действующего в интересах Гребенюка Е.Н. к Министерству строительства и архитектуры ..., администрации Минераловодского муниципального района в лице отдела опеки и попечительства, о предоставлении жилого помещения о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Минераловодский межрайонный прокурор, действующий в интересах Гребенюка Е.Н. обратился в суд с иском к Министерству строительства и архитектуры ..., администрации Минераловодского муниципального района в лице отдела опеки и попечительства о предоставлении жилого помещения, указывая, что постановлением главы администрации ... от ... ... Гребенюк Е.Н. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированный по адресу: ....

На основании постановления главы Казьминского сельсовета ... от ... ... Гребенюк Е.Н. находился в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители Гребенюка Е.Н. решением Кочубеевского районного суда от ... лишены родительских прав.

Гребенюк Е.Н. является инвалидом с детства.

... Гребенюк Е.Н. закончил Григорополисский профессиональный лицей имени атамана П.М.И..

Гребенюк Е.Н. проживает на чужой жилой площади, собственного жилья не имеет, нуждается в предоставлении жилой площади. До настоящего времени Гребенюк Е.Н. администрацией Минераловодского муниципального района жилое помещение не представлено.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ по договорам социального найма вне очереди предоставляются жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа.

Согласно ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ч. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 7 ч. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

В ст. 2 указанного Закона отдельными государственными полномочиями наделяется Минераловодский муниципальный район.

В силу ст. 12 этого же Закона органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края и осуществляются через Министерство финансов Ставропольского края.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Согласно Постановлению Губернатора Ставропольского края от 23.09.2010 N 517 "О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 г. N 530" Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.".

Согласно п. 3.22 Положения об отделе опеки и попечительства Минераловодского муниципального района, утвержденного Решением Минераловодского Совета от 24.06.2011 г. № 10/114 отдел опеки и попечительства Минераловодского муниципального района осуществляет полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма или по предоставлению денежных субсидий на приобретение (строительство) жилья.

Просит обязать ответчиков обеспечить вне очереди Гребенюка Е.Н. благоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания, исходя из общей площади жилья не ниже 33 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В судебном заседании старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. требования, заявленные в иске, поддержала, просила удовлетворить, пояснила, что в ходе проведенной проверки по заявлению Гребенюка Е.Н. об оказании ему помощи в обеспечении его жильем, было установлено, что он является сиротой, инвалидом с детства, имеет право на получение жилья по договору социального найма. Просила обязать ответчиков обеспечить Гребенюка Е.Н., в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вне очереди жилым помещением.

Также уточнила, что по данному иску требования заявлены к Министерству строительства и архитектуры СК, и администрации минераловодского муниципального района в лице отдела опеки и попечительства.

Истец Гребенюк Е.Н. также поддержал исковые требования, просил удовлетворить, пояснил, что он нуждается в жилье, проживает в настоящее время у тети, ему нужна квартира, и он не отказывается от предоставления квартиры. Он обращался в органы администрации, где написал заявление на предоставление ему субсидии.

Представитель ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Савченко С.И., извещенная о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явилась, представила возражения по заявленным требованиям в иске, просила отказать в полном объеме, по следующим основаниям.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 31.12.2004 г. № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Одним из указанных полномочий является обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год» от 07.12.2010 N 103-кз субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию закона ставропольского края "о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в ставропольском крае отдельными государственными полномочиями ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отделу опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения за счет средств краевого бюджета в 2011 г. выделено 5 201520 рублей, что подтверждается платежными поручениями ...

14.09.2011 г. были перечислены средства федерального бюджета в сумме 3042910 рублей на реализацию переданных полномочий (заявка № ... г.)

В объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или предоставляют субсидии детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Постановления Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 60-п "О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.

Следовательно, министерство строительства и архитектуры Ставропольского края надлежащим образом исполнило свои полномочия, возложенные на него законодательством, передав финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации Минераловодского муниципального района СК государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Считает, что министерство выступает ненадлежащим ответчиком и просила исключить министерство из числа ответчиков. Также просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным, рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края.

Представитель ответчика администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края Горбачев Д.Е., в судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении заявления Минераловодского межрайонного прокурора в интересах Гребенюк Е.Н. к администрации Минераловодского муниципального района, пояснил, что в соответствии со ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значении муниципального района не относятся вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих на территории муниципального района.

По смыслу ст. 50 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» в собственности муниципальных районов не может находится муниципальный жилищный фонд.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов ( п. 3 ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году, данный порядок предоставления субсидии предусмотрен постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. № 60-п "О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ( п. 3 ).

В п. 4, вышеуказанного порядка, определены документы, предоставляемые для

получения субсидии. Как следует из заявления Минераловодского межрайонного прокурора Гребенюк Е.Н. не обращался в администрацию Минераловодского муниципального района с заявлением о предоставлении (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края.

Таким образом, администрация не нарушила право Гребенюка Е.Н. на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Кроме того, органами исполнительной власти Ставропольского края в настоящее время не переданы соответствующие материальные и финансовые ресурсы необходимые для обеспечения вне очереди Гребенюк Е.Н. благоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания.

В судебном заседании представитель ответчика отдела опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального района Шестопалова Е.А. с требованиями, заявленными в иске, не согласна, просила отказать в их удовлетворении, а также исключить отдел опеки и попечительства Минераловодского муниципального района из числа ответчиков, по следующим основаниям.

Органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в объеме доведенных лимитов бюджетных обязательств, в соответствии с п. 7 Порядка в безналичной форме, на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в жилом строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем её перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.

В силу п. 3 ст. 20 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Отдел опеки финансовые средства, перечисленные на реализацию переданных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, перечислил продавцу в безналичной форме в соответствии с платежным и поручениями № ... г.. Остаток денежных средств составил 590480 рублей, что недостаточно на приобретение или строительство жилья детям – сиротам и детям, оставшимся безе попечения родителей в порядке, определенном Правительством Ставропольского края.

Представитель отдела опеки и попечительства в судебном заседании также пояснила, что в 2011 г. субвенции на реализацию закона по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилым помещением было выделено, примерно 5000000 рублей, данные денежные средства при поступлении их в муниципальное казначейство сразу перечисляются на расчетный счет продавца, и дети – сироты таким образом обеспечиваются жильем.

За 2011 года отделом опеки и попечительства детям – сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, было предоставлено 11 квартир, на настоящее время денежных средств на счету у отдела опеки и попечительства нет, в связи с чем отдел опеки и попечительства считает, что они не являются не надлежащими ответчиками по данному делу.

Таким образом, отдел опеки и попечительства надлежащим образом исполнил полномочия, возложенные на него законодательством, в связи с чем, считает, что отдел опеки и попечительства Минераловодского муниципального района выступает ненадлежащим ответчиком поданному делу.

Третье лицо представитель министерства финансов Ставропольского края Филатов Д.В. по доверенности, будучи извещен о времени и месте слушания дела в судебное заседание не явился, в представленных в суд возражения просил отказать в удовлетворении исковых требованиях Минераловодского межрайонного прокурора о предоставлении Гребенюку Е.Н. жилого помещения в полном объеме, указал, что согласно постановлению Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. № 60-п утвержден Порядок предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с которым субсидия представляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Кроме того, согласно позиции Верховного Суда, изложенной в «обзоре практики рассмотрения судами дел по заявления прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 ФЗ закона
«О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» правильной признается позиция судов, которые, разрешая дела по искам о предоставлении детям-сиротам, жилья, надлежащим ответчиком признавали органы местного самоуправления.

Таким образом, органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края наделены в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также являются и распорядителям бюджетных средств, выделенных на указанные цели.

Также указал, что удовлетворение требований Минераловодского межрайонного прокурора повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые также имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода, поскольку вышеуказанными нормативными актами не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещение с момент возникновения у него права на внеочередное получение жилья, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица министерства финансов Ставропольского края.

Представитель третьего лица министерства образования Ставропольского края по доверенности Глушкова Е.Н., будучи извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, в представленном суду отзыве на исковое заявление не возражают в удовлетворении требований, заявленных в иске, по следующим основаниям.

В соответствии с ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями.

Согласно ст. 12 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 г. N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

При этом, органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, в том числе по предоставлению субсидии за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.09.2010 г. № 517 «О внесении изменений в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 г. № 530», постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2010 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субвенций) на приобретение или строительство жилья детям –сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей» в редакции постановления Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 г. № 330 «О внесении изменений постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2010 г. № 60-п «О предоставлении денежных средств (субвенций) на приобретение или строительство жилья детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей» уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, является министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

Суд, с учетом мнения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица министерства образования Ставропольского края

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации государством обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В ст. 39 Конституции российской Федерации закреплены меры социальной поддержки семьи, которые устанавливаются Федеральным законами и законам субъектов РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Частью 3 ст. 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.

В соответствии со ст. 10 Федерального Закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации за защитой прав детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.

В судебном заседании установлено и не оспаривалось сторонами, что Гребенюк Е.Н. подпадает под гарантированную государством социальную поддержку в виде внеочередного обеспечения жильем.

Так, из представленных материалов дела следует, что на основании постановления главы Казьминского сельсовета ... от ... ... Гребенюк Е.Н. был направлен в ..., так как он остался без попечения родителей, копия которого находится в материалах дела.

Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от ... родители Г.В.М., Г.Н.И. лишены родительских прав, в отношении Гребенюка Е.Н., ... года рождения, копия решения приобщена к материалам дела.

Согласно, приобщенного к материалам дела копий свидетельства об уровне квалификации серии ... ... от ... Гребенюк Е.Н. ... закончил Григорополисского профессионального лицея имени атамана П.М.И., с присвоением ему квалификации ....

Согласно справке серии ... ..., Гребенюку Е.Н. установлена ....

Гребнюк Е.Н. обратился с заявлением от ... к Главе администрации города Минеральные Воды Ставропольского края Ш.А.В. с просьбой принять его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории детей-сирот, копия которого приобщена в дело.

В соответствии с п. 6 Постановления администрации города Минеральные Воды Минераловодского района Ставропольского края исх. № 647 от 12.03.2010 г. «О закреплении права пользования жилыми помещениями, о признании граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений, о включении граждан в список участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» и в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством», о снятии граждан с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений» Гребенюк Е.Н., ... ..., проживающего в условиях найма по адресу: ..., был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма и включен в единый общий список под № ... и в список детей-сирот под № ..., копия постановления находится в материалах дела.

В подтверждение отсутствия у Гребенюка Е.Н. недвижимого имущества к материалам дела приобщены: сообщение Управления Федеральной регистрационной службы Ставропольского края исх. ... от ... и уведомление исх. ... от ... Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об отсутствии в едином государственном реестре прав записи о регистрации прав на недвижимое имущество у Гребнюк Е.Н.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Согласно п. 3 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма

В соответствии со ст. 5 ФЗ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из п. 7 ч. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, детских домах семейного типа, воинских частях в качестве воспитанников, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" отдельными государственными полномочиями наделяется Минераловодский муниципальный район.

Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами Ставропольского края и осуществляются через Министерство финансов Ставропольского края.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Согласно Постановлению Губернатора Ставропольского края от 23.09.2010 N 517 "О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07 июля 2008 г. N 530" Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.".

Как установлено в п. 3.22 Положения об отделе опеки и попечительства Минераловодского муниципального района, утвержденного Решением Минераловодского Совета от 24.06.2011 г. № 10/114 отдел опеки и попечительства Минераловодского муниципального района осуществляет полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма или по предоставлению денежных субсидий на приобретение (строительство) жилья.

Таким образом, положения Конституции РФ, устанавливающие право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилище, реализуются через вышеуказанные законы и нормативные акты и должны исполняться органами местного самоуправления.

Доводы представителя ответчика администрации Минераловодского муниципального района о том, что администрация является не надлежащим ответчиком по данному делу и Гребенюк Е.Н. не обращался в администрацию Минераловодского муниципального района с заявлением о предоставлении (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном законом, суд находит необоснованными, поскольку в судебном заседании установлено, что Гребенюк Е.Н. обращался в администрация с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории детей-сирот, о чем свидетельствует список сирот, состоящих на учете на приобретение жилья в Минераловодском муниципальном районе по состоянию на ....

В судебном заседании Гребенюк Е.Н. также пояснил, что при подаче заявления в администрацию Минераловодского муниципального района Ставропольского края о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по категории детей-сирот, ему не было разъяснено, что он имеет право либо на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, либо на получение денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья.

Доводы представителя ответчика органа опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края о том, что органами исполнительной власти Ставропольского края в настоящее время не переданы соответствующие материальные и финансовые ресурсы необходимые для обеспечения вне очереди Гребенюк Е.Н. благоустроенным жилым помещением, суд находит несостоятельными, так как отсутствие финансовых средств на реализацию возложенных на данный орган государственных полномочий, не освобождает указанный орган от исполнения своих функций.

В судебное заседание представителем ответчика отдела опеки и попечительства Минераловодского муниципального района представлены акты сверки основных исходных показателей муниципальных образований Минераловодского муниципального района Ставропольского края и распределения межбюджетных трансфертов на 2010 г., 2011 г., 2012 г.

Согласно акта на 2010 г. была заложена графа расходов на приобретение жилья для детей сирот из расчета 28 квартир, с приложением расчетов и списков сирот;

на 2011 г. – в приложении к акту в списках сирот, стоящих на учете на приобретение жилья по состоянию на ... в Минераловодском муниципальном районе значится- 41 человек, в том числе и Гребенюк Е.Н., с приложением расчета численности детей-сирот, для получения пособия на приобретение жилья;

на 2012 г. - в приложении к акту в списках сирот, стоящих на учете на приобретение жилья по состоянию на ... в Минераловодском муниципальном районе значится- 38 человек, в том числе и Гребенюк Е.Н., а также приложение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у которых возникнет право на получение жилого помещения в 2012 году, количество которых составляет 21 человек.

Таким образом, на каждый предстоящий год отделом опеки и попечительства представляются в администрацию Минераловодского муниципального района сведения о количестве детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете на получение вне очереди жилого помещения, с приложением расчетов.

Однако, данные обстоятельства только свидетельствуют о том, что проводимая органами местного самоуправления работа, связанная с выполнением государственных полномочий и функций по обеспечению сирот жильем, явно недостаточна и не обеспечивает в необходимых объемах потребности района по предоставлению жилья нуждающимся сиротам, так как количество нуждающихся в текущем году увеличивается, и соответственно, обеспечение жильем сирот, не попавших в список на планируемый год ставится под условие наступления следующего предстоящего года, что законом не предусмотрено.

Представленные возражения ответчика министерства строительства и архитектуры Ставропольского края о том, что министерство выступает ненадлежащим ответчиком, так как министерство строительства и архитектуры надлежащим образом исполнило свои полномочия, возложенные на него законодательством, передав финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации Минераловодского муниципального района СК государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд находит необоснованными, поскольку выделенных министерством денежных средств на предоставление вне очереди жилых помещений детям- сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, не достаточно, чтобы обеспечить всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленных в списках. Данный факт был подтвержден и показаниями представителя отдела опеки и попечительства, о том, что на настоящий момент, остаток выделенных денежных средств на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составил 590480 рублей, которых недостаточно на приобретение или строительство жилья детям – сиротам и детям, в порядке, определенном Правительством Ставропольского края.

В дальнейшем, суду были представлены сведения о том, что 14.09.2011 года на счет отдела опеки и попечительства Минераловодского района из министерства строительства и архитектуры поступили денежные средства в размере 3042910 рублей, что так же не покрывает необходимых затрат на обеспечение сирот жильем.

Как пояснила в судебном заседании представитель органа опеки Шестопалова Е.А., денежных поступлений на обеспечение детей-сирот жильем в текущем году уже не будет.

В силу ст. 12 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 N 120-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Следовательно, все доводы ответчиков об отсутствии финансирования, либо отсутствии денежных средств в бюджете, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае действующее законодательство возлагает на министерство строительства и архитектуры СК и орган местного самоуправления - администрацию Минераловодского муниципального района (отдел опеки и попечительства) обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам и детям, оставшимся без попечения, во внеочередном порядке, независимо от наличия или отсутствия в бюджете на это денежных средств. То есть, обеспечение вне очереди жилым помещением этих детей не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Кроме того, необоснованны и доводы представителя третьего лица по делу Министерства финансов СК о том, что удовлетворение заявленных требований повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые также имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода.

Нормы действующего законодательства не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников, и от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели. Нет в законе и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Доводы представителя органа опеки и попечительства Шестопаловой Е.А. о том, что надлежащим ответчиком должно выступать только министерство строительства и архитектуры СК, так как оно полномочно выделять денежные средства, суд считает необоснованными, так как вынесение решения только в отношении министерства строительства и архитектуры СК, не повлечет никаких обязательств для органа опеки и попечительства в отношении Гребенюка Е.Н.

В случае выделения министерством строительства и архитектуры необходимых денежных средств, на обеспечение жильем именно Гребенюка Е.Н.., по состоявшемуся решению суда, орган опеки и попечительства уже не будет ограничен в своих действиях при принятии решения о предоставлении жилья кому либо из нуждающихся детей сирот, в имеющихся списках, и указанные денежные средства могут быть распределены любому сироте, а не конкретно Гребенюку Е.Н., чьи права были защищены данным решением суда.

Следовательно, исковые требования должны быть удовлетворены и в отношении министерства строительства и архитектуры СК (уполномоченного выделять денежные средства), и в отношении органа местного самоуправления – администрации Минераловодского муниципального района, в лице отдела опеки и попечительства (уполномоченного реализовывать денежные средства), в противном случае решение суда может быть неисполнимо.

Таким образом, с учетом всех изложенных обстоятельств, суд находит, что, по данному делу привлечены надлежащие ответчики, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ, в условиях состязательности процесса, старшим помощником Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. представлены суду все доказательства, подтверждающие обстоятельства на которые она ссылалась в судебном заседании, соответственно требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Гребенюк Е.Н., о возложении обязанности на ответчиков обеспечить Гребенюка Е.Н. жилым помещением обоснованны и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Минераловодского межрайонного прокурора действующего в интересах Гребенюка Е.Н. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края, администрации Минераловодского муниципального района в лице отдела опеки и попечительства, о предоставлении жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, администрацию Минераловодского муниципального района Ставропольского края в лице органа опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального района - обеспечить вне очереди Гребенюка Е.Н., ... года рождения, благоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания, исходя из общей площади жилья не ниже 33 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней, с момента изготовления мотивированного решения в окончательной форме (07 декабря 2011 года).

Председательствующий