решение по делу 2-1780/2011



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дело № 2-1780/11

2 декабря 2011 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Залугина С.В.

при секретаре Русановой М.С.,

с участием: истца Стрижак Р.А., старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А., представителя ответчика администрации Минераловодского муниципального района по доверенности Горбачева Д.Е., представителя отдела опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального района по доверенности Шестопаловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Стрижак Р.А., к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края и к администрации Минераловодского муниципального района о возложении обязанности обеспечить вне очереди Стрижак Р.А. благоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания, исходя из общей площади жилья не ниже 33 кв.м. и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края,

У С Т А Н О В И Л:

Минераловодский межрайонный прокурор, действующий в интересах Стрижак Р.А., обратился в суд с указанным иском к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края и к администрации Минераловодского муниципального района, в обоснование которого указал, что 27 ноября 2009 года постановлением главы Розовского сельсовета Минераловодского района № .............. Стрижак Р.А. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрированный по адресу: ..............

На основании постановления главы администрации города Минеральные Воды и Минераловодского района от 28 февраля 2001 года № .............. Стрижак С.А.. находился в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - в ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детском «Детский дом (смешанный) № 2 «Золотой ключик».

Мать Стрижак Р.А. – С.С.В. решением Балаклейского районного суда Харьковской области Украины от 30 сентября 2005 года лишена родительских прав, отца нет.

20 июня 2006 года Стрижак Р.А. закончил ГОУ НПО Профессиональный художественно-строительный лицей № 5 поселка Иноземцево. Он собственного и закрепленного жилья не имеет, проживает на чужой жилой площади. До настоящего времени Стрижак Р.А. ответчиками жилое помещение не предоставлено.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38). Конкретные меры социальной поддержки семьи в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 39 Конституции РФ, устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

Исходя из п. 2. ч. 2 ст. 57 ЖК РФ установление очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.

Жилое помещение должно быть предоставлено Стрижак Р.А. на основании ст. 5, ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 г. № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона такими государственными полномочиями наделен Минераловодский муниципальный район.

В силу ст. 12 данного Закона органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных Законов отдельных государственных полномочий, в соответствии с законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке являются расходными обязательствами Ставропольского края и осуществляются через Министерство финансов Ставропольского края.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 вышеуказанного Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении, или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Согласно постановлению Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 года № 517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края от 07.07.2008 № 530», данное Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с чем, просит обязать ответчиков обеспечить вне очереди Стрижак Р.А. благоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания, исходя из общей площади жилья не ниже 33 квадратных метров и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Представитель ответчика – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, извещенный судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В своём заявлении просит суд рассмотреть данное дело в отсутствие представителя.

В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Представители третьих лиц – Министерства образования Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края, также извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В своих заявлениях просят суд рассмотреть данное дело в отсутствие их представителей.

Согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В связи с чем, а также с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, не возражавших о рассмотрении данного дела в отсутствие не явившихся представителей, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика – Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края и третьих лиц - Министерства образования Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края.

В судебном заседании старший помощник Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Просит суд обязать ответчиков обеспечить вне очереди Стрижак Р.А. благоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания, исходя из общей площади жилья не ниже 33 квадратных метров и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Истец Стрижак Р.А. доводы прокурора поддержал и просил исковые требования удовлетворить.

Представитель отдела опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального района Шестопалова Е.А. исковые требования не признала и сослалась на то, что постановлением главы администрации Минераловодского муниципального района № 706 от 23 сентября 2009 года представляемый ею отдел назначен ответственным за реализацию полномочий, указанных в Федеральном Законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей», п. 7 ст. 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственным и полномочиям и Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных, гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 3 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п и Приложению 15 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год», субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отделу опеки на реализацию переданных государственных полномочий в 2011 году из средств краевого бюджета выделено .............. рублей, из федерального бюджета – .............. рублей.

Все эти средства были в полном объеме и в установленном порядке использованы на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Отдел опеки своевременно и в полном объеме принял меры к истребованию из краевого бюджета денежных средств для приобретения, в том числе и Стрижак Р.А., жилого помещения.

Фактически же перечисленные на реализацию переданных полномочий финансовые средства поступили в гораздо меньшем объеме, чем это требуется, они использованы по целевому назначению на приобретение жилья детям, остаток денежных средств составил .............. рублей, что недостаточно на приобретение жилого помещения даже одному ребенку.

Поэтому отдел опеки и попечительства надлежащим образом исполнил возложенные на него законодательством полномочия.

Представитель ответчика администрации Минераловодского муниципального района Горбачев Д.Е. исковые требования не признал и указал на то, что в соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района не относятся вопросы обеспечения жилыми помещениями граждан и по смыслу ст. 50 данного закона в собственности муниципальных районов не может находится жилищный фонд.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 февраля 2009 года N 250-0-П отметил, что само по себе нормативное положение, закрепленное в абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласуется со статьями 7, 10, 12, 72 и 133 Конституции Российской Федерации и не нарушает гарантированную ею самостоятельность местного самоуправления, поскольку содержащиеся в вышеуказанной норме Закона полномочия является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями.

Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

В силу п. 3 ст. 20 Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз установлено, что органы местного самоуправления Минераловодского муниципального района наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями лиц, указанных в ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз.

Как указано в данной норме Закона, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

При этом п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий), утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что субсидия предоставляется органами местного самоуправления однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Однако, не смотря на поданную заявку, до настоящего времени из бюджет Ставропольского края не перечислены финансовые средства для обеспечения вне очереди Стрижак Р.А. благоустроенным жилым помещением, а сам Стрижак Р.А. не обращался в администрацию Минераловодского муниципального района с заявлением о предоставлении субсидии на приобретение жилья согласно п. 4 вышеуказанного Порядка.

Поэтому администрация не нарушила право Стрижак Р.А. на обеспечение органами исполнительной власти вне очереди жилого помещения.

В своих возражениях представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в соответствии с подпунктом 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», п. 2 ст. 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих прин­ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п, субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

Органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Ставропольского края в установленном порядке доведены уведомления о показателях бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств в сроки, установленные порядком составления и ведения сводной бюджетной росписи главных распорядителей средств бюджета Ставропольского края.

При этом, согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставрополь­ского края на 2011 год», субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» отделу опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального района СК на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено .............. рублей, что подтверждается платежными поручениями № .............. от 05.03.2011 г., № .............. от 08.04.2011 г., № .............. от 06.05.2011 г., № .............. от 05.07.2011г. Кроме того, 14 сентября 2011 года были перечислены средства федерального бюджета в сумме .............. рублей на реализацию переданных полномочий (заявка № .............. от 14.09.2011 г.).

В объёме доведённых лимитов бюджетных обязательств органы местного самоуправления заключают муниципальные контракты, иные договоры с физическими и (или) юридическими лицами или представляют субсидии детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с п. 7 «Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и де­тям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утверждённого Постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п в безналичной форме на основании заключенного ими договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зареги­стрированных в установленном порядке в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю, путем ее перечисления продавцу или застройщику жилья органами местного самоуправления.

Следовательно, министерство надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством, передав финансовые средства, необходимые для осуществления переданных администрации Минераловодского муниципального района СК государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В своих возражениях представитель Министерства образования Ставропольского края указал, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Законом Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по предоставлению субсидии за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2006 года № 159-ФЗ все лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями.

В силу ст. 12 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных указанным Законом отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

В соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 года № 517 уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей и детей, оставшихся без попечения родителей, является - министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.

В своих возражениях представитель Министерства финансов Ставропольского края просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку на основании ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 7 ст. 1, ст. 6 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п, а также утвержденного данным Постановлением Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерство является ненадлежащим ответчиком. Таковым являются органы местного самоуправления муниципального образования Ставропольского края, которые наделены в установленном порядке отдельными государственными полномочиями в области социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же являются распорядителями бюджетных средств, выделенных на указанные цели.

При этом удовлетворение требований истца повлечет нарушение прав других детей-сирот, которые также имеют право на внеочередное предоставление жилья с более раннего периода, поскольку вышеуказанными нормативными актами не предусмотрен срок, в течение которого лицу должно быть предоставлено жилое помещение с момента возникновения у него права на внеочередное получение жилья, а решение суда должно быть исполнено в установленные действующим законодательством сроки.

Суд, выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу о том, что требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Стрижака Р.А.,

подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину (статья 46), в том числе и юридическим лицам (статья 47) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предусмотренных Конституцией или законом.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.

При этом лицо, как физическое, так и юридическое, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой к государственным или иным компетентным органам (в частности в суд общей юрисдикции).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГГТК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства: социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования.

В силу ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что согласно записи акта о рождении № .............. от .............. года, Стрижак Р.А. родился .............. года в городе ............... В графе родители указаны: мать – С.С.В., отец – С.А. на основании заявления матери от .............. года.

На основании постановления главы Минераловодской территориальной государственной администрации и главы города Минеральные Воды № .............. от 28 февраля 2001 года несовершеннолетний Стрижак Р.А. определен в детский дом.

Вступившим в законную силу решением Балаклейского районного суда Харьковской области Республики Украины от 30 сентября 2005 года С.С.В. лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Стрижак Р.А., .............. года рождения.

Этим же постановлением за несовершеннолетним Стрижак Р.А. сохранено право на внеочередное получение жилья в городе Минеральные Воды по достижению им совершеннолетия.

20 июня 2006 года Стрижак Р.А. ГОУНПО «Профессиональный художественно-строительный лицей № 5 пос. Иноземцево Ставропольского края» выдан диплом об окончании данного учебного учреждения, ему присвоена квалификация по профессиям: плотник – 3 разряд, сантехник – 2 разряд.

26 ноября 2009 года Стрижак Р.А. подал главе Розовского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края заявление о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, по категории дети-сироты.

На основании постановления администрации Розовского сельсовета Минераловодского района Стрижак Р.А., проживающего в детском доме по адресу: с.............., признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на квартирный учет на территории Розовского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края.

По паспортным данным Стрижак Р.А. значится зарегистрированным по адресу: ..............

В период с 14 сентября 2007 года по 14 мая 2009 года Стрижак Р.А. проходил военную службу в Вооруженных силах РФ.

Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 21 сентября 2011 года сведения о правах Стрижак Р.А. на имеющиеся у него объекты недвижимости, в Едином государственном реестре прав записи о регистрации прав, отсутствуют.

В сентябре 2011 года Стрижак Р.А. обратился с заявлением к главе города Минеральные Воды, в котором просил принять меры к разрешению его вопроса о предоставлении жилого помещения.

Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их иные нормативные акты подробно регламентируют жилищные отношения с участием несовершеннолетних лиц, предусматривая не только соответствующие жилищные права указанных лиц, но и меры их непосредственной защиты, а также порядок восстановления прав этих лиц по владению, пользованию, распоряжению жилыми помещениями.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ч. 1 ст. 38). Конкретные меры социальной поддержки семьи в соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 39 Конституции РФ, устанавливаются Федеральными законами и законами субъектов РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Конституционное право на жилище предполагает создание органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для его осуществления, для предоставления жилья бесплатно или за доступную цену из государственного и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40 Конституции РФ).

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончанию их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях семейного типа, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В силу приведенной нормы закона основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, на основании указанной статьи Жилищного кодекса РФ установление очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.

Исходя из вышеуказанных норм закона следует, что у Стрижак Р.А., как нуждающегося в жилом помещении возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Однако как установлено в судебном заседании, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не предоставлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав названных в ст.1 этого Закона детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.

Статьей 5 Закона предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждений), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.

Дополнительные гарантии прав той категории детей на жилое помещение также установлены законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к их расходным обязательствам.

Так, согласно п. 7 ст. 1 Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящими в обеспечении жилыми помещениями в соответствии со статьей 7 Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории муниципального района или городского округа Ставропольского края, не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на получение жилого помещения.

В соответствии со ст. 2 вышеуказанного Закона этими государственными полномочиями наделяется и Минераловодский муниципальный район.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона органы местного самоуправления при исполнении отдельных государственных полномочий обязаны обеспечить эффективное и рациональное использование материальных ресурсов и финансовых средств, выделенных из бюджета Ставропольского края на осуществление отдельных государственных полномочий. Выделяемые средства распределены между органами местного самоуправления пропорционально фактической потребности.

В соответствии с п. 3 Порядка предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года № 60-п «О предоставлении денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» субсидия предоставляется органами местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края однократно по месту постановки ребенка-сироты на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении за счет средств бюджета Ставропольского края, предусмотренных на эти цели в текущем финансовом году.

В силу ст. 12 вышеуказанного закона Ставропольского края органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных Законов отдельных государственных полномочий в соответствии с законодательством Ставропольского края и в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 16 мата 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии по социальной поддержке являются расходными обязательствами Ставропольского края и осуществляются через Министерство финансов Ставропольского края.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Ставропольского края от «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемной семье либо в случаях, предусмотренных законом Ставропольского края, в патронатной семье, в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении Ставропольского края или учреждении социального обслуживания населения Ставропольского края, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Согласно постановлению Губернатора Ставропольского края от 23 сентября 2010 года № 517 «О внесении изменения в подпункт 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края от 07.07.2008 № 530», Министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На основании постановления администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края № 706 от 23 сентября 2009 года отдел опеки и попечительству Минераловодского муниципального района назначен ответственным за реализацию отдельных государственных полномочий Ставропольского края в администрации Минераловодского муниципального района по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Закона Ставропольского края от 31 декабря 2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п. 3.22 Положения об отделе опеки и попечительства Минераловодского муниципального района, утвержденного 24 июня 2011 года решением Минераловодского Совета № 10/114 отдел осуществляет полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам социального найма или по предоставлению денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья.

Как указано в справке отдела опеки и попечительства Минераловодского муниципального района № .............. от 1 декабря 2011 года по постановлению главы Розовского сельсовета Минераловодского района Стрижак Р.А. признан нуждающимся в жилом помещении, как лицо из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, у него возникло право на внеочередное получения жилья.

Для формирования бюджета Ставропольского края на 2009 год отдел опеки и попечительства"1 Минераловодского муниципального района предоставил сведения о необходимых средствах на приобретение жилья детям-сиротам в Министерство образования Ставропольского края путем акта сверки основных исходных показателей с предоставлением расчета по данной позиции.

На 2009 год акт сверки был согласован с Министерством образования СК, где на приобретение жилья детям — сиротам в количестве 11 человек требовалась сумма .............. рублей, с учетом потребности обеспечения жилья и Стрижак Р.А. Фактически же было профинансировано .............. рублей, на которые приобретено только одно жилое помещение.

На 2010 год на приобретение на приобретение жилья детям-сиротам в количестве 28 человек требовалась сумма .............. рублей, с учетом потребности обеспечения жилья Стрижак Р.А. Практически было профинансировано .............. рублей. На данную сумму было приобретено 6 жилых помещений.

На 2011 год акт сверки был согласован с Министерством образования СК в июле 2010 года, где на приобретение жилья детям-сиротам в количестве 41 человек требовалась сумма .............. рублей, в том числе и с учетом потребности обеспечения жильяСтрижак Р.А. Расчет акта сверки прилагался, и производился с учетом данных на июль 2010 года.

Постановлением Губернатора Ставропольского края № 517 от 23.09.2010 года полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей — сирот переданы Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края.

Согласно Приложению 15 к Закону Ставропольского края «О бюджете Ставропольского края на 2011 год», субвенции, выделяемые из краевого фонда компенсаций местным бюджетам в 2011 году на реализацию Закона Ставропольского края «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отделу опеки на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей не имеющих закреплённого жилого помещения за счёт средств краевого бюджета в 2011 году выделено .............. рубля, и средства федерального бюджета в сумме .............. рублей на реализацию переданных полномочий. Лимиты бюджетных обязательств на 2011 год за счет средств из краевого бюджета выполнены в полном объеме. Остаток лимитов бюджетных обязательств на 2011 год за счет средств федерального бюджета составляет .............. рублей.

В настоящее время в отделе опеки и попечительства Минераловодского муниципального района подготавливаются документы на приобретение жилых помещений детям-сиротам в количестве 4 человек. Потребность в финансировании составляет .............. рублей. На конец 2011 года будет приобретено детям-сиротам 15 жилых помещений. Остаток денежных средств составит .............. рублей, что недостаточно на приобретение или строительство жилья детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в порядке, определенном Правительством Ставропольского края.

Для формирования бюджета Ставропольского края на 2012 год отдел опеки и попечительства Минераловодского муниципального района предоставил сведения о количестве лиц из числа детей-сирот состоящих на учете для получения жилья по стоянию на начало текущего года и у которых возникнет право на его получение в текущем финансовом году и планируемом финансовом году путем акта сверки исходных показателей муниципального образования на 2012 год, с предоставлением списка, в котором Стрижак Р.А. был учтен.

Данные обстоятельства подтверждены приложенными к справке: актами сверки основных исходных показателей МО Минераловодский муниципальный район Ставропольского края распределения межбюджетных транфертов на 2009 год, 2010 год, 2011 год, 2012 год, приложениями к данным актам, отчетами об исполнении сводной бюджетной росписи расходов главного распорядителя бюджетных средств.

Исходя из вышеуказанного следует, что органом местного самоуправления во исполнение переданных ему государственных полномочий своевременно запрошены денежные средства из государственного бюджета для обеспечения Стрижак Р.А. вне очереди жилым помещением, однако эти полномочия не были обеспечены соответствующими органами государственной власти Ставропольского края материальными и финансовыми средствами.

Таким образом, права Стрижак Р.А., имеющего статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, в нарушение требований ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», положений Закона Ставропольского края от 31.12.2004 года № 120-кз «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а так же п.п. 9.2. Положения о Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 года № 530 (в редакции постановления от 23.09.2010 года № 517) на представление жилого помещения были нарушены.

Из исследованных судом доказательств следует, что именно Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края не финансировало в полном объеме Администрацию Минераловодского муниципального района денежными средствами для приобретения жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, в связи с чем необходимо обязать этого ответчика обеспечить вне очереди Стрижак Р.А. благоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания, исходя из общей площади жилья не ниже 33 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

Данный вывод соответствуют правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда Российской Федерации от 05.02.2009 года № 250-О-П «По жалобе муниципального образования - городского округа «Город Чита» на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Таким образом, суд считает, что в иске Минераловодского межрайонного прокурора к Администрации Минераловодского муниципального района и отделу опеки данной администрации о возложении обязанности обеспечить Стрижак Р.А. благоустроенным жилым помещением необходимо отказать, так как эти ответчики своевременно и в полном объеме предприняли все меры к обеспечению Стрижак Р.А. жилым помещением и запросили для этого денежные средства. Однако уполномоченный на то орган государственной власти этих средств не выделил, поэтому у органа местного самоуправления не имелось возможности исполнения переданных ему государственных полномочий.

Приходя к такому выводу суд также исходит из того, что согласно из буквального понимания требований ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусматривающих предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке с учетом имеющихся у них детей, не ставится законом в зависимость от наличия, либо отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, либо наличия либо отсутствия денежных средств в бюджете субъекта Российской Федерации.

При таких обстоятельствах исковое заявление Минераловодского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению частично.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Стрижак Р.А. - удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края обеспечить вне очереди Стрижак Р.А. благоустроенным жилым помещением, пригодным для проживания, исходя из общей площади жилья не ниже 33 квадратных метров и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.

В иске прокурора к отделу опеки и попечительства администрации Минераловодского муниципального района, администрации Минераловодского муниципального района – отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение десяти дней со дня его изготовления окончательной форме, путем подачи жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение будет составлено 7 декабря 2011 года.

Судья Залугин С.В.