решение по делу № 2-179/2012



РЕШЕНИЕ именем российской федерации

10 января 2012 года гор. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего - судьи Соболя В.Г.,

при секретаре Саркисян А.Р.,

с участием представителя заявителя ..............., представителя заинтересованного лица ...............,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении городского суда гражданское дело по заявлению Винникова А.И. об оспаривании решения межведомственной комиссии администрации села Левокумка Минераловодского района Ставропольского края, -

УСТАНОВИЛ:

Винников А.И. обратился в суд за оспариванием отказа администрации села Левокумка Минераловодского района в переводе нежилого помещения в жилое.

В обоснование своих требований в своем заявлении он сослался на то, что ему принадлежит земельный участок площадью .............. кадастровый номер .............. и нежилое помещение - летняя кухня ..............

В августе месяце он в соответствии со ст. 23 ЖК РФ подал в администрацию села Левокумка заявление о переводе данного нежилого помещения в жилое, приложив к заявлению правоустанавливающие документы на переводимое помещение, план переводимого помещения с его техническим описанием, поэтажный план дома. Обстоятельства, оговоренные ст. 22 ЖК РФ по которым перевод нежилого помещения в жилое невозможен, отсутствуют.

30 августа 2011 года межведомственная комиссия администрации села Левокумка вынесла решение об отказе в переводе нежилого помещения в жилое, мотивируя свой отказ тем, что указанное нежилое помещение литер "Б" находится на земельном участке, подвергшемуся наводнению в 2002году, вошедшего в сводный реестр к постановлению главы города Минеральные Воды и Минераловодского района от 20 февраля 2003 года № 327, согласно которому на данном земельном участке запрещено владельцам разрушившихся жилых домов их восстановление, реконструкция или новое строительство до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам.

Он считает этот отказ необоснованным и в соответствии со ст. 22 ч. 3, ст. 24 ЖК РФ, ст. 245 ГПК РФ просит признать это решение незаконным и обязать межведомственную комиссию администрацию села Левокумка осуществить данный перевод.

Заявитель надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился и просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель заявителя ............... доводы своего доверителя поддержала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица – администрации села Левокумка .............. просил принять решение суда по своему усмотрению и пояснил также, что межведомственная комиссия соответствие нежилого помещения заявителя требованиям, предъявляемым к жилому помещению по существу не рассматривала.

Выяснив позицию участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями стст. 12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 246 ч. 3 и 249 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемого решения, действия (бездействия), но в силу вышеизложенных правовых норм обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод.

Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности (стст. 55 и 67 ГПК РФ).

На основании постановления главы Левокумской сельской администрации города Минеральные Воды .............. от .............. Винникову А.И. принадлежит земельный участок по ...............

На основании вышеуказанного постановления, а также декларации об объекте недвижимого имущества от .............. Винникову А.И. .............. выдано свидетельство о государственной регистрации права на нежилое здание – летнюю кухню ..............

В соответствии с п. 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжение своим имуществом.

В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации и пп. 1 и 2 ст. 209, пп. 1 и 2 ст. 213 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. В собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам; количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Так, согласно техническому паспорту, выданному .............." литер "Б" общей площадью ............... по .............. используется жилым, разрешение не предъявлено.

По постановлению главы Левокумского сельсовета Минераловодского района от

.............. .............. при администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района создана межведомственная комиссия по архитектурно-строительным вопросам.

Заявитель обратился в данную администрацию с заявлением о переводе нежилого строения литер "Б" в жилое, указав на представление правоустанавливающих документов на переводимое помещение, план переводимого помещения с его техническим описанием, поэтажный план дома.

По объяснениям представителя ..............., дополнительно каких-либо иных документов администрация представить не предлагала.

Согласно выписке из решения межведомственной комиссии от .............. Винникову А.И. отказано в переводе нежилого строения литер "Б" и рекомендовано обратиться в суд по данному вопросу - в связи с постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 20 февраля 2002 года № 327 (так как на данном земельном участке запрещено владельцам разрушившихся жилых домов их восстановление, реконструкцию или новое строительство до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подверженных затоплениям и паводкам).

Винников А.И. обратился за оспариванием данного отказа, как незаконного.

Проверяя законность и обоснованность оспариваемого отказа, суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся принятие в установленном порядке решений о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения.

Согласно п. 4.1 "Положения о порядке перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение, находящихся в собственности граждан и юридических лиц на территории города Минеральные Воды", утвержденного решением Главы города Минеральные Воды № 490 от 21 июня 2007 года, отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае: непредставления документов, определенных пунктами 3.2;3.4;3.9 настоящего Положения; предоставления документов в ненадлежащий орган; несоблюдения условий, предусмотренных п. 2.1-2.4 настоящего Положения; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки, или реконструкции помещения требованиям действующего законодательства Российской Федерации, Ставропольского края, Минераловодского района и города Минеральные Воды.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 ЖК РФ перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления.

Данном нормой также предусмотрено (чч. 2 и 3), что для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения представляет: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).

Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений.

В соответствии с ч. 5 ст. 23 ЖК РФ орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4 настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.

Как указано в ч. 7 ст. 23 ЖК РФ предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.

Форма и содержание документа, подтверждающего решение о переводе или об отказе, утверждены Постановлением Правительства РФ от 10.08.2005 года N 502. Этот документ называется "Форма уведомления о переводе (отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение".

Согласно утвержденной форме в уведомлении следует указать: кому направляется уведомление (Ф.И.О. гражданина (наименование юридического лица); адрес; наименование органа местного самоуправления, осуществляющего перевод; адрес подлежащего переводу помещения; характер перевода (из жилого в нежилое или из нежилого в жилое) и цель использования. Указывается принятое решение:

а) перевести без предварительных условий; при условии проведения работ по переустройству и (или) перепланировке, иных необходимых работ (ремонт, реконструкция, реставрация);

б) отказать в переводе с указанием оснований, установленных ч. 1 ст. 24 ЖК РФ.

Как указано в чч. 1, 2 ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства (ч. 1).

Решение об отказе в переводе помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (ч. 2).

По объяснениям представителя заявителя все документы, необходимые для перевода нежилого помещения в жилое заявителем были представлены.

При этом суд исходит из того, что оспариваемый отказ, оформленный в виде решения межведомственной комиссии, т.е. не соответствующий форме о принятии такого решения, установленной законом, не содержат указания на то, что заявителем не предоставлены документы, перечень которых указан в чч. 2, 3 ст. 22 ЖК РФ.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка наделен правом возведения жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Статья 56 ЗК РФ предусматривает ограничения прав на землю, которые подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Однако как видно из свидетельства о праве собственности заявителя на земельный участок, никаких ограничений его земельный участок не имеет.

Согласно ст. 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое допускается в случае:

1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов;

2) представления документов в ненадлежащий орган;

3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения;

4) несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

При этом п. 4 ст. 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Как видно текста отказа, его основанием является не указанные выше положения Жилищного кодекса РФ, а постановление главы города от 20 февраля 2003 года № 327.

Однако в указанном постановлении не содержится указания на перевод земель, подвергнувшихся затоплению, в другой целевой режим использования, исключающий на них дальнейшее индивидуальное жилищное строительство. Запрещения владельцам нежилых помещений перевод их в жилое.

Указанное постановление содержит временное запрещение на восстановление, реконструкцию и новое строительство жилья на земельных участках, подвергшихся наводнению - до разработки мероприятий по инженерной защите территорий, подвергшихся затоплению. Однако исполнитель этих мероприятия и сроки исполнения не установлены, что безусловно нарушает права граждан.

Более того, постановление Губернатора Ставропольского края от 10 июня 1997 года № 381 "Об утверждении временного порядка осуществления хозяйственной деятельности на территориях, подвергшихся наводнениям, в крае", во исполнение которого принято указанное постановление, признано утратившим силу с 1 января 2005 года (постановление Губернатора края от 30 декабря 2004 года № 783).

В соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 2 ст. 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Поскольку постановление, на которое ссылается межведомственная комиссия, противоречит федеральному закону и нарушает права гражданина, оно применяться не должно.

Таким образом, принятое на основании этого постановления межведомственной комиссией решение в отношении Винникова А.И. незаконно, а потому требования заявителя в этой части являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Что касается требований о возложении на межведомственную комиссию обязанности осуществить данный перевод, то суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Заявителем Винниковым А.И. представлено заключение .............. согласно которому здание .............. построено в 1984 году без учета сейсмических мероприятий в соответствии с требованиями СНиП 11-7-81* г., так как на данный период времени сейсмичность региона составляла 6 баллов. Здание удовлетворяет требованиям СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные" и соответствует нормам и правилам предъявляемым к жилым зданиям. Строительные конструкции здания удовлетворяют правилам безопасности в части несущей и ограждающей конструкции, и не нарушает права и охраняемые интересы других лиц и не создают угрозу для жизни и здоровья других граждан.

Между тем, как следует из объяснений представителя заинтересованного лица .............. и как следует из текста отказа, межведомственная комиссия не исследовала, отвечает ли нежилое помещения заявителя требованиям, которым должно отвечать жилое помещение, установленным утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Как указано в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия).

Поскольку в силу действующего законодательства решение вопроса о переводе нежилого помещения в жилое находится в исключительной компетенции органа местного самоуправления и этот вопрос по существу не рассматривался, то суд приходит к выводу о том, что заявление Винникова А.И. подлежит удовлетворению частично и его нарушенное право подлежит восстановлению путем возложения на администрацию рассмотреть его заявление повторно и принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Винникова А.И. удовлетворить частично.

Признать незаконным решение межведомственной комиссии администрации села Левокумка Минераловодского района от 30 августа 2011 года об отказе в переводе нежилого помещения Винникова А.И. по .............. в жилое.

В требовании о возложении обязанности на названную комиссию осуществить данный перевод – отказать.

Обязать администрации села Левокумка Минераловодского района Ставропольского края рассмотреть заявление Винникова А.И. и принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством.

Решение принято в окончательной форме 15 января 2012 года и может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца.

председательствующий