Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дело № 2-218/12 23 января 2012 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Залугина С.В. при секретаре Русановой М.С., с участием: истицы Гущиной Л.П. и её представителя по доверенности Агасиева Н.Ф., представителя ответчика администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района по доверенности Нараевского Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску Гущиной Л.П. к администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района о признании незаконным постановления от .............. года № .............. об исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», и возложения обязанности включить семью в список участников подпрограммы, У С Т А Н О В И Л: Гущина Л.П. обратилась в суд с указанным иском к администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района, в обоснование которого указала, что .............. года Постановлением главы Левокумского сельсовета Минераловодского района СК № .............. «О постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий», было принято решение поставить семью Г.Ю.А. и Л.П. на учет, как нуждающихся в улучшении жилищных условий. .............. года Постановлением администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района СК № .............. «О внесении жильем молодых семей» в связи с рождением у семьи Г.Ю.А.. и Л.П. третьего ребенка. .............. года Постановлением администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района СК, об исключении из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», принято решение об исключении из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» семью Г.Ю.А.. и Л.П. Основанием для исключения из списка явилось превышение одним из супругов возрастного ценза, установленного действующим законодательством для участников подпрограммы. Постановление об исключении семьи Гущиных Ю.А. и Л.П. из списка молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы является незаконным по следующим основаниям. Согласно п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 (далее - Правила) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Семья Гущиных Ю.А. и Л.П. была включена в список участников данной подпрограммы 27 июня 208 года. Исключение молодой семьи из списка участников подпрограммы по основанию достижения одним из супругов возраста 36 лет законодательством не предусмотрено. Действия администрации Левокумского сельсовета по исключению семьи Гущиных Ю.А. и Л.П. из списка участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» произведены в противоречие с указанными целями федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы, поскольку значение данной программы подразумевает реальную государственную поддержку граждан при реализации ими права на жилище и приобретении жилья. Так, целью включения молодой семьи в указанный список является обеспечение жильем, либо предоставление субсидии на приобретение жилья молодой семьи, поскольку значение данной программы подразумевает реальную государственную поддержку граждан при реализации ими права на жилище и приобретение жилья. Указанный возрастной ценз в 35 лет необходим только для признания молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей Законных оснований для исключения Гущиных Ю.А. Л.П. из списка участников подпрограммы не имелось. В судебном заседании истица Гущина Л.П. и её представитель по доверенности Агасиев Н.Ф., уточнили заявленные требования в части оспаривания только пункта 1.2 постановления главы администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района от 2 .............. года № .............., в остальной части поддержали в полном объеме, дали суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Просят суд признать незаконным пункт 1.2. постановления главы администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района от .............. года № .............. об исключении семьи Гущиных из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», а также возложить обязанность включить семью Гущиных в список участников подпрограммы. Представитель ответчика администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района по доверенности Нараевский Д.А. заявленные Гущиной Л.П. признал в полном объеме. Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает необходимым требования Гущиной Л.П. удовлетворить в полном объёме, по следующим основаниям. Так, в соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. К решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Согласно статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. В силу статьи 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В судебном заседании установлено, что 13 февраля 2008 года Гущина Л.П. обратилась к главе Левокумского сельсовета Минераловодского района с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилье» на 2002-2010 годы, указав состав семьи: она – Гущина Л.П., .............. года рождения, супруг – Г.Ю.А.., .............. года рождения, дети – Г.К.Ю.., .............. года рождения, и Г.Е.Ю.., .............. года рождения. 14 февраля 2008 года комиссией администрации Левокумского сельсовета было произведено обследование жилищных условий семьи Гущиных, проживающих по адресу: ............... По результатам произведенного обследования был составлен акт, согласно которого семья Гущиных нуждается в улучшении жилищных условий. Постановлением главы Левокумского сельсовета от .............. года № .............. семья Гущиных, состоящая из четырех человек поставлена на учет, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В последствие, в связи с рождением в семье Гущиных еще одного ребенка – Гущиной А.Ю., .............. года рождения, постановлением администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района от .............. года № .............. внесены изменения в списки участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в связи с рождением ребенка. Постановлением администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района от .............. года № .............. семья Гущиных, состоящая на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на основании пункта «а» абзаца 5 главы 1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного При этом согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его права и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Проверяя законность и обоснованность принятого главой администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района оспариваемого постановления об исключении семьи Гущиных из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», суд проверяет, принято ли такое решение в соответствии с законом и в пределах полномочий главы администрации Левокумского сельсовета, и не были ли нарушены права либо свободы заявителя. Так Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также определены государственные гарантии его осуществления. Согласно статьи 14 названного Закона, к вопросам местного значения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Статьей 14 Жилищного кодекса РФ, также установлены полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений, к которым относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со статьей 43 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации. Из приведенных ном следует, что в области жилищных отношений органы местного самоуправления полномочны осуществлять в установленном порядке ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом, глава местной администрации наделен полномочиями издания постановлений по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года № 675 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы» утвержден паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Основными задачами подпрограммы являются: предоставление молодым семьям - участникам подпрограммы социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома; создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья. В 2010 году постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 утвержден Паспорт подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Согласно пункта 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285, с изменениями от 11 августа, 29 декабря 2007 г., 10 апреля 2008 г.), участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (пункт 6). Пунктом 18 названных Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 данных правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета. Таким образом, субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, а не отдельные граждане, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки. При этом суд принимает во внимание то обстоятельство, что семья Гущиных была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законом, и правом на улучшение жилищных условий за счет государственных средств ранее не пользовалась. Исключение семьи Гущиных из списка участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002 - 2010 годы основывалось на неправильном толковании органом местного самоуправления положений подпункта «а» пункта 5 Правил, которое привело бы к снижению уровня социальной защиты молодых семей, поскольку допускало бы возможность при реализации указанной подпрограммы исходить из возраста 35 лет не на день принятия решения о включении молодой семьи в список претендентов, а на день получения социальной выплаты. При таких обстоятельствах у органа местного самоуправления не имелось законных оснований для исключения семьи заявительницы из списка участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2002 - 2010 годы. В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что семья Гущиных не обоснованно была исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на основании пункта «а» абзаца 5 главы 1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285. Исследованные в судебном заседании доказательства, свидетельствуют о том, что глава администрации Левокумского сельсовета, издавая постановление .............. от .............. (пункт 1.2.), в соответствии с которым Гущиных исключена из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», нарушил права заявителя, что является основанием для признания данного постановления в указанной части недействительным. В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В связи с тем, что Гущиной Л.П. представлены все необходимые документы для признания её семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», суд считает необходимым обязать администрации Левокумского сельсовета восстановить Гущину Л.П. в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» со 2 марта 2011 года. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 257, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Гущиной Л.П. – удовлетворить. Признать пункт 1.2. постановления главы администрации Левокумского сельсовета Минераловодского района от .............. .............. об исключении семьи Гущиных из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы - незаконным. Возложить на администрацию Левокумского сельсовета Минераловодского района обязанность включить семью Гущиных в список участников подпрограммы «Обеспечение молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы со 2 марта 2011 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение будет составлено 28 января 2012 года. Судья Залугин С.В.