Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации .............. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: судьи Тумасян Г.А. При секретаре Цехиной И.Ю., С участием истца Тихой Л.А., представителя ответчика Хрусталевой И.А., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихой ЛА к Государственному учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Минеральные Воды и Минераловодскому району о включении периодов работы и учебы в общий трудовой стаж, определении ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, и перерасчете размера пенсии, У с т а н о в и л : Тихая Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ по г.Минеральные Воды и Минераловодскому району (далее УПФ) о включении периодов работы и учебы в общий трудовой стаж, определении ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, и перерасчете размера пенсии. Обосновывая свою позицию в исковом заявлении и в судебном заседании, Тихая Л.А. сослалась на то, что ей, .............. года рождения, в связи с установлением первой группы инвалидности, с 06.05.1994 года назначена пенсия по инвалидности, в соответствии с Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». При повторном освидетельствовании .............. ей была установлена вторая группа инвалидности, в результате чего, с 01.06.1996 г. был произведен перерасчет размера пенсии. С 01.01.2010 года она переведена на трудовую пенсию по старости. Ответчик не включил в общий трудовой стаж период работы в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 15.09.1992 г. по 02.05.2000 г. мотивируя тем, что периоды вышеуказанной деятельности не подтверждаются документом об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. С решением пенсионного фонда нельзя согласиться, поскольку она представила все необходимые документы, подтверждающие период её индивидуальной трудовой деятельности в качестве Главы (КФХ), а так же документы по оплате страховых взносов в Пенсионный фонд. 10.09.1992 года в соответствии с Постановлением главы администрации .............. и .............. .............., для организации крестьянского хозяйства ей предоставили в аренду сроком на 5 лет земельный участок, а так же её утвердили главой крестьянского хозяйства. Согласно указанному постановлению и руководствуясь ст. 12 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 г. № 348-1, постановили освободить от уплаты налогов на пять лет. 31.08.2005 г. крестьянское (фермерское) хозяйство прекратило свою деятельность, в связи с чем, была внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. 15.09.2005 г. она обратилась с заявлением в пенсионный фонд о перерасчете страховой части трудовой пенсии. За весь период индивидуальной трудовой деятельности в качестве Главы (КФХ) она оплачивала все обязательные отчисления. Оплата страховых взносов производилась должным образом. Данный факт подтверждается извещениями, на которых ставились штампы (печати) пенсионного фонда, утверждающие оплату страховых взносов, а так же имеются квитанции по оплате страховых взносов. Согласно справке .............. от .............. «Об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций», Тихая ЛА по состоянию на 06.05.2009 г. не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации. В соответствии с п. 6 ст. 25 Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 г. № 348-1, время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию. Кроме того, согласно п. 2 ст. 29 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», При применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии со ст. 234 главы 24 части второй НК РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ, настоящей главой Кодекса вводится единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации - и предназначенный для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. А согласно ст. 235 НК РФ, налогоплательщиками единого социального налога признаются: крестьянские (фермерские) хозяйства. В связи с вышеизложенным, периоды с 15.09.1992 г. по 02.05.2000 г., подлежат включению в общий трудовой стаж при назначении трудовой пенсии по старости и должны быть учтены при перерасчете трудовой пенсии по старости. Стаж работы в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства с 15.09.1992 г. по 02.05.2000 г. составляет - 7 лет 7 месяцев 17 дней. При назначении трудовой пенсии по инвалидности с 06.05.1994 года, ответчик не включил в общий трудовой стаж период обучения с 01.11.1958 г. по 31.08.1960 г. в техническом училище .............. .............. ............... В соответствии с записями в трудовой книжке и архивной справкой .............. от .............., в период с 01.11.1958 г. по 31.08.1960 г. (1 го.............. месяцев) она обучалась в техническом училище .............. .............. .............. по профессии «наборщик сложного ручного набора». По окончании училища ей присвоен 5 разряд «ручного наборщика». Согласно пункту 132 раздела IX. «Порядок установления непрерывного стажа работы», Положения «О порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию», утвержденному Постановлением Президиума ВЦСПС от 05.02.1955 г., в непрерывный стаж работы засчитывается: время обучения в ремесленных и железнодорожных училищах, школах фабрично-заводского обучения и в других школах и училищах системы профессионально-технического образования. В соответствии со ст. 91 Закона РФ от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях и др., включается в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона. В связи с этим, вышеуказанные периоды подлежат включению в расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица согласно пункту 3 ст. 30 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, согласно ст. 30 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) х Т, где Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 3 статьи 32 настоящего Федерального закона). С учетом пунктов 21 и 22 ст. 14, указанным в ст. 32 п. 3 Федерального закона № 173 – ФЗ, при назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено п. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (п. 1 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее, чем с 01.01.2002г. и не ранее, чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчёта размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Она считает, что это определение Т = 168 – ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, для лиц, получающих впервые указанную пенсию в более позднем возрасте, должно быть установлено на 01.01.2010г. 168 месяцев. Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, в связи с чем, истец просит: - Признать за нею право на включение в общий трудовой стаж периода работы с 15.09.1992 г. по 02.05.2000 г. в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства -Обязать ответчика включить в общий трудовой стаж период работы с 15.09.1992 г. по 02.05.2000 г., в качестве Главы крестьянского (фермерского) хозяйства и произвести перерасчет трудовой пенсии с 01.01.2002 г 1е -Признать за нею право на включение в общий трудовой стаж период обучения в техническом училище .............. .............., по профессии «наборщик сложного ручного набора» с 01.11.1958 г. по 31.08.1960 г. -Обязать ответчика включить в общий трудовой стаж как работу период обучения в техническом училище .............. .............., по профессии «наборщик сложного ручного набора» с 01.11.1958 г. по 31.08.1960 г. и произвести перерасчет трудовой пенсии с момента назначения трудовой пенсии по инвалидности, т.е. с 06.05.1994 года. -Обязать ответчика произвести перерасчет и включить вышеуказанные периоды при исчислении расчетного размера трудовой пенсии, при оценке пенсионных прав застрахованного лица в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». -Обязать ответчика при исчислении пенсионного капитала с учетом оценки пенсионных прав на 01.01.2010 г. в соответствии со ст. 30 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ принять ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (Т), согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 1 73-ФЗг. на 01.01.2010г. 168 месяцев. Представитель ответчика, Хрусталева И.А., в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, т.к. период индивидуальной трудовой деятельности истца с 15.09.1992г. по 02.05.2000г. не включен в общий трудовой стаж обоснованно, т.к. периоды работы в крестьянских (фермерских) хозяйствах после 01.01.1991г. могут быть включены в подсчет общего трудового стажа только при условии подтверждения уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. Такая справка Тихой ЛА была представлена только за период работы с 03.05.2000г. по 31.06.2000г., с 01.09.2000г. по 31.12.2001г., в связи с чем только данные периоды были учтены в общий трудовой и страховой стаж при перерасчете трудовой пенсии по старости с 01.01.2010г. Согласно ст. 30 Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ в общий трудовой стаж наравне с периодами работы и иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 Федерального закона Российской Федерации № 173-ФЗ, засчитываются другие периоды деятельности, но период обучения с отрывом от производства в данной статье не прописан, поэтому в общий стаж как работу нельзя включить период обучения Тихой Л.А. с 01.11.1958 г. по 31.08.1960 г. Так же правильно рассчитан Тихой Л.А. ожидаемый период выплаты, применяемый при назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 32 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173. Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что Тихой Л.А. с 06.05.1994 года была назначена пенсия по инвалидности. С 01.01.2010г. она переведена на получение трудовой пенсии по старости в связи с вступлением с 01.01.2010г. в законную силу Федерального закона № 213-ФЗ, которым внесены изменения в Федеральный закон № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с п. 4.1 ст. 19 которого, с 01.01.2010г. лицу, получающему трудовую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения трудовой пенсии по старости и имеющему не менее пяти лет страхового стажа, назначается трудовая пенсия по старости со дня достижения указанного возраста без истребования от него заявления о назначении трудовой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", введенный в действие с 1 января 2002 г., устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии. В соответствии со ст. 31 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно ст.10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Статьей 11 Закона предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим. Согласно данной правовой норме период обучения в учебном заведении в этот стаж не засчитывается. Для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу данного Закона, статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. Пункт 2 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает право застрахованного лица на выбор расчетного размера трудовой пенсии по п. 3, 4 или 6 данной статьи, т.е. получатель пенсии вправе сам выбрать способ определения размера пенсии. Пунктом 4 данной правовой нормы установлена возможность включения в общий трудовой стаж периодов подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования (в средних специальных и высших учебных заведениях), пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре. Справка Профессионального лицея .............. .............. от .............. .............. подтверждает обучение Газетовой ЛА, .............. года рождения, в Техническом училище .............. .............. с 01.11.1958г. по 31.08.1960г., а приложенная к исковому заявлению справка отдела ЗАГС .............. от .............. .............. о браке, подтверждает изменение фамилии Газетовой на Тихую после регистрации брака .............. В связи с изложенным, исковые требования Тихой Л.А. в части включения периода обучения с 01.11.1958 г. по 31.08.1960 г. в Техническом училище .............. .............. в общий трудовой стаж подлежат удовлетворению. Однако, поскольку суду не представлены доказательства работы Тихой в указанный период и получения ею заработной платы, данный период обучения не может быть включен в её общий трудовой стаж, как работа. Так же данный период не может быть учтен в порядке, установленном п.3 ст.30 Федерального Закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку возможность включения периода обучения в общий стаж предусмотрена только в порядке, установленном п.4 ст.30 Закона. Суд считает, что не подлежит удовлетворению требование истца в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет её пенсии с учетом данного периода учебы со дня первоначального назначения пенсии - с 06.05.1994г., поскольку из исследованных судом доказательств следует, что сведения об учебе Газетовой Л.А. (добрачная фамилия истца) в Техническом училище .............. .............. представлена Тихой Л.А. в УПФ только 28.10.2009г., при этом, документы об изменении фамилии с Газетовой на Тихую в УПФ представлены не были. На день назначения пенсии в 1994г. в материалах пенсионного дела имелась только трудовая книжка. Незаверенная учебным заведением запись в трудовой книжке об учебе в Техническом училище, без представления документа об учебе, не могла являться подтверждением обучения в техническом училище. О невозможности включения данного периода в общий стаж Тихая Л.А. была уведомлена 28.10.2009г., о чем свидетельствует её собственноручная запись на обороте справки. Из трудовой книжки Тихой Л.А. следует, что она на основании решения главы администрации .............. .............. от .............., с 15.09.1992г. по 31.02.2003г. являлась главой крестьянского хозяйства. В соответствии со ст. 25 Закона РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию. При этом периоды работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве членов хозяйства засчитываются в общий трудовой стаж на основании записей в трудовой книжке и справок органов Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Время работы в крестьянском (фермерском) хозяйстве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включается в общий трудовой стаж на основании документов, подтверждающих уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Согласно п.п. 11,15 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555, периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Следовательно, время работы члена крестьянско-фермерского хозяйства, в том числе и самого главы хозяйства, может засчитываться в стаж для назначения трудовой пенсии только за тот период, за который уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд. В связи с представлением Тихой Л.А. в УПФ справки об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации только за период работы с 03.05.2000г., период работы истца до указанной даты не был включен в её страховой и общий стаж работы. Как следует из статей 7, 39, 71 (пункт "в"), 72 (пункт "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии - прерогатива федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты. Утратившим силу с 1 января 2002 года Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89). Из этого следует, что уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору (как и в настоящее время на основании Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), должен был производить работодатель, т.е. право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось (и обеспечивается в настоящее время) уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 N 950-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Лахденпохского районного суда Республики Карелия о проверке конституционности положений пунктов 1 и 6 статьи 25 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"). Согласно п. 2 ст. 29 Федерального Закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с положениями ст.ст.12, 38 и 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Представленные истцом доказательства, не опровергнутые ответчиком- «извещения страхователю», копии которых приобщены к материалам данного гражданского дела, подтверждают оплату главой крестьянского хозяйства Тихой Л.А. страховых взносов в Пенсионный фонд за период с 1992г. по 1997 годы включительно, что подтверждается штампами уполномоченного Пенсионного фонда РФ по Минераловодскому району, в связи с чем период работы истца с 15.09.1992г. по 31.12.1997г. в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства подлежит включению в её страховой и общий стаж, и с учетом данного периода должен быть произведен перерасчет размера трудовой пенсии по старости Тихой Л.А. с требуемой истцом даты- 01.01.2002г., т.е. перехода на расчет пенсии в связи с вступлением в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, с учетом положений, содержащихся в ст.23 данного Закона. Имеющаяся в материалах дела справка УПФ от .............. .............. о том, что крестьянским хозяйством Тихой Л.А. уплата страховых взносов не производилась ввиду убыточности хозяйства, и на которую ответчик ссылался в обоснование отказа включить спорные периоды работы истца в её общий стаж, полностью опровергается вышеуказанными доказательствами, подтверждающими оплату взносов на день выдачи данной справки. В судебном заседании истец Тихая Л.А. пояснила, что у неё нет доказательств, подтверждающих оплату взносов в Пенсионный Фонд РФ или оплату единого социального налога в период с 1998г. по май 2000г. Из справки ИФНС России .............. по СК от .............. следует, что сведениями об уплате Тихой Л.А. страховых взносов в Пенсионный Фонд РФ за период с 1998г. по 2000г. инспекция не располагает. Согласно справке ИФНС России .............. по СК от .............., Тихая Л.А. была зарегистрирована в качестве предпринимателя с 08.06.1998г. по 23.03.1999г. За период деятельности ею была подана одна декларация, где был заявлен доход в сумме .............. Справки ИФНС России .............. по СК об отсутствии у Тихой Л.А. неисполненных обязанностей по уплате налогов, не свидетельствует об оплате необходимых взносов на пенсионное страхование. Поскольку истцом документально не подтверждена оплата взносов в Пенсионный Фонд РФ, единого социального налога (взноса) или единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в период с 1998г. по 02.05.2000г., данный период работы Тихой ЛА не может быть включен в её страховой и общий стаж. Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает новый механизм исчисления пенсий, согласно которому трудовые пенсии до 01.01.2010г. состояли из базовой и страховой частей. С 01.01.2010 в связи с принятием Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» введен фиксированный базовый размер страховой части пенсии (вместо базовых частей трудовых пенсий), являющийся составной частью всех трудовых пенсий (страховой части пенсии); то есть, осуществлен перевод базовой части трудовой пенсии в страховую систему. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии устанавливается в твердом размере, прямо предусмотренном законом. Страховая часть пенсии исчисляется с учетом расчетного пенсионного капитала. Первая часть определяется на 1 января 2002 года и зависит от выработанного на эту дату общего трудового стажа и заработка, т.е. она является результатом оценки пенсионных прав, приобретенных до указанной даты, в денежном выражении. Вторая часть состоит из суммы страховых взносов, поступивших на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица после 1 января 2002 года. С 01.01.2010 в Российской Федерации вступил в законную силу Федеральный закон № 213-ФЗ, в соответствии с которым введен механизм валоризации, а именно переоценки денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены гражданами до запуска пенсионной реформы в 2002 году. Начиная с 1 января 2010 года все трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, исчисленные с учетом денежной оценки пенсионных прав застрахованных лиц, подлежат валоризации путем увеличения суммы расчетного пенсионного капитала, определенного по состоянию на 01.01.2002г. на 10 процентов и сверх того на 1 процент (без ограничений) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года. Согласно п. 2 ст.30 Федерального закона № 173-ФЗ, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица на 01.01.2002 может определяться по выбору застрахованного лица либо в соответствии с п. 3 ст. 30, либо в соответствии с п. 4 ст. 30. В целях определения расчетного размера трудовой пенсии в соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Продолжительность общего трудового стажа определяется в календарном порядке и складывается из периодов работы, службы и другой деятельности. В случае предоставления дополнительных документов, предусмотренных пп 1 п. 1 ст. 30.3, перерасчет размера трудовой пенсии в связи с изменением величины расчетного пенсионного капитала и изменением суммы валоризации производится с 1 января 2010 года при обращении с указанными документами в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, по 31 декабря 2010 года включительно. Пунктом 21 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ предусмотрено, что при назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем это предусмотрено пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 настоящей статьи) сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня достижения указанного возраста, но не ранее чем с 1 января 2002 года и не ранее чем со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, применяемый для расчета размера страховой части указанной пенсии, не может составлять менее 14 лет (168 месяцев). Однако, статьей 32 данного Закона установлен порядок введения в действие установленного настоящим Федеральным законом ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии, где в пункте 3 указано, что при определении размера страховой части трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 21 и 22 статьи 14 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная с 1 января 2009 года указанная продолжительность ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 14 лет (168 месяцев). Таким образом, расчетный размер пенсии на 01.01.2002г., исчисленный с учетом оценки пенсионных прав по нормам п. 3 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ путем умножения стажевого коэффициента 0,67 (за 32 полных года общего трудового стажа) на отношение заработков 1,2 и на среднюю заработную плату в стране за III квартал 2001 года в размере 1671 руб. составляет 1343 руб. 48 коп., в том числе 450 руб. – размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года, страховая часть – 893 руб. 48 коп., что в виде начального пенсионного капитала составила 117939 руб. 36 коп. (893 руб. 48 коп. х 132 (ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, установленный в 2010 году)). При назначении впервые страховой части трудовой пенсии по старости в более позднем возрасте, чем предусмотрено п. 1 ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ (55 лет для женщин), ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается за каждый полный год истекший со дня приобретения права на назначение страховой части трудовой пенсии по старости. При этом, как было указано выше, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости не может составлять менее 120 месяцев. Начиная с 1 января 2009 года указанная продолжительность ежегодно увеличивается на 6 месяцев. Изложенное свидетельствует о том, что ожидаемый период выплаты, применяемый при назначении трудовой пенсии по старости Тихой Л.А. правильно был исчислен в соответствии со ст. 32 Закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173 - 132 месяца, и не может составлять, как того требует истец – 168 месяцев. Кроме того, из расчета пенсии Тихой Л.А. на 01.01.2010г., представленного представителем ответчика, установление истцу ожидаемого периода 168 месяцев привело бы к снижению размера получаемой пенсии. В связи с частичным удовлетворением иска Тихой Л.А., являющейся пенсионером, инвалидом 2 группы, и освобожденной от уплаты государственной пошлины, с ответчика в соответствии со ст.103 ГПК РФ, ст. 61.1 БК РФ, пропорционально удовлетворенной части исковых требований подлежит взысканию госпошлина в размере 100 рублей. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.98, 194-199 ГПК РФ, суд Р е ш и л : Исковое заявление Тихой ЛА удовлетворить частично. Признать за Тихой ЛА право на включение в её общий трудовой стаж периода работы с 15.09.1992г. по 31.12.1997г. в качестве главы крестьянского хозяйства и периода обучения в Техническом училище .............. .............. по профессии «наборщик сложного ручного набора» с 01.11.1958г. по 31.08.1960г. Государственному Учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району - включить в общий трудовой стаж Тихой ЛА период работы с 15.09.1992г. по 31.12.1997г. в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, учесть вышеуказанный период работы Тихой Л.А. при исчислении расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица в порядке, установленном п.3 ст.30 Федерального Закона от 17.012.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и с учетом данного периода произвести перерасчет размера трудовой пенсии по старости Тихой Л.А. с 01.01.2002г. - включить в общий трудовой стаж Тихой ЛА период обучения в техническом училище .............. .............. по профессии «наборщик сложного ручного набора» с 01.11.1958г. по 31.08.1960г. Отказать Тихой Л.А. в удовлетворении требований в части включения в общий стаж периода работы в качестве главы крестьянского хозяйства с 1998г. по 02.05.2000г., и периода обучения в техническом училище как работу, учета данного периода в порядке, установленном п.3 ст.30 Закона, и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет трудовой пенсии с 06.05.1994г. с учетом периода обучения в техническом училище, а так же принятии ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости 168 месяцев на 01.01.2010г. Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району госпошлину в доход бюджета Минераловодского муниципального района в сумме .............. рублей. На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца в Ставропольский краевой суд через Минераловодский горсуд со дня принятия решения в окончательной форме (12.02.2012г.). Судья