Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Дело № 2-1123/12 19 июня 2012 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи Залугина С.В. при секретаре Русановой М.С., с участием: истицы Охотниковой С.Н. и её представителя по доверенности Омиадзе В.В., представителя ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району по доверенности Кирюхиной Г.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело по иску Охотниковой С.Н. к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району о признании права на досрочную пенсию в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, возложения обязанности назначить льготную пенсию, включив в страховой стаж период работы в льготном исчислении с 15 апреля 1988 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», включив в специальный стаж период работы, дающий право на получение досрочной пенсии, периоды работы с 15 апреля 1988 года по 3 января 1989 года и с 10 ноября 1989 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», с 4 января 1989 года по 9 ноября 1989 года в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, с 23 апреля 1990 года по 30 июня 1998 года в должности медицинской сестры в яслях-саду № .............. на станции Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги, а также возложения обязанности назначить льготную пенсию с 26 августа 2010 года, У С Т А Н О В И Л: Охотникова С.Н. обратилась в суд с указанным иском к Государственному Учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району, в обоснование которого указала, что Решением ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району № 1803 от 18 ноября 2010 года ей - Охотниковой С.Н., 25 марта 1965 года рождения, было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по возрасту, назначаемой ранее достижения возраста установленного статьей 7 закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, из-за отсутствия необходимого специального стажа. Отказ ответчика основан на том, что период, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п.п. 20 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ составляет 19 лет 3 месяца 17 дней. В своем отказе ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району указывает, что не подлежит включению в стаж работы на соответствующих видах работ в связи с лечебной деятельностью для назначения трудовой пенсии периоды работы: - с 15 апреля 1988 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», так как данное учреждение не является учреждением здравоохранения и не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка № 781, а п. 6 Правил № 781, профилактории, как структурные подразделения организаций (воинских частей) не предусмотрены. Кроме того данный период не зачтен и в страховой стаж, поскольку наименование организации при приеме на работу не соответствует наименованию организации на оттиске печати при увольнении; - с 23 апреля 1990 года по 30 июня 1998 года в должности медицинской сестры яслях-саду № .............. на станции Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги, так как данное учреждение не является учреждением здравоохранения и не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка № 781, а п.6 Правил № 781, ясли-сад, как структурное подразделение организации не предусмотрено. С данным решением нельзя согласиться по следующим основаниям. Согласно п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на досрочное назначение пенсии предоставляется лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста. Период работы с 15 апреля 1988 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............» не включен в её страховой и специальный стаж необоснованно. Средний медицинский персонал независимо от должности лечебно-профилактических учреждений всех форм собственности включен в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет, в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1991 № 464, а наименование учреждения «профилакторий» по своей сути тождественно наименованию «санаторий - профилакторий», которое предусмотрено Номенклатурами учреждений здравоохранения, утвержденными Приказами Минздрава РФ от 23 ноября 1992 года № 301 и Минздравмедпрома РФ от 20 февраля 1995 года № 35 «Об оплате труда работников здравоохранения». В периоды работы с 15 апреля 1988 года по 16 апреля 1990 года она исполняла трудовые обязанности, связанные с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в станице ............... Указанный период подтверждается справкой от 10 сентября 2003 года № 45, выданной Коллективным сельскохозяйственным предприятием «Пролетарское» Курского района Ставропольского края, а согласно п. 5 Правил лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа засчитывается как год и 3 месяца. С 4 января 1989 года по 9 ноября 1989 года она находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года. До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет. Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком у неё начался в период действия названного нормативного акта, с учетом положений ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период нахождения в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком с 4 января 1989 года по 9 ноября 1989 года подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию за один год как год и 3 месяца. Период работы с 23 апреля 1990 года по 30 июня 1998 года в должности медицинской сестры в яслях-саду № .............. на станции Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги не включен с её специальный стаж необоснованно. В указанный период работы действовали, утвержденные постановлением Совета Министров ССР от 17 декабря 1959 года № 1397, положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских-садах, объединенных яслях-садах. Данный перечень относил ясли-сады в список лечебно-профилактических учреждений. Согласно статье 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия назначается со дня обращения в суд, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Специальный стаж с учетом оспариваемых периодов составляет 30 лет 1 день, что является основанием для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости с 26 августа 2010 года. В судебном заседании истица Охотникова С.Н. и её представитель по доверенности Омиадзе В.В., заявленные требования поддержали в полном объеме, дали суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении. Просят суд признать за Охотниковой С.Н. право на досрочную пенсию в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, обязать ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району назначить ей льготную пенсию, включив в страховой стаж период работы в льготном исчислении с 15 апреля 1988 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», включив в специальный стаж период работы, дающий право на получение досрочной пенсии, периоды работы с 15 апреля 1988 года по 3 января 1989 года и с 10 ноября 1989 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», с 4 января 1989 года по 9 ноября 1989 года в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, с 23 апреля 1990 года по 30 июня 1998 года в должности медицинской сестры в яслях-саду № .............. на станции Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги, а также обязать назначить ей льготную пенсию с 26 августа 2010 года. Представитель ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району по доверенности Кирюхина Г.В. итребования истицы не признала, и указала, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона № 173-ФЗ, лицам, не осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Согласно пункту 5 Правил № 781, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Согласно п.п. «б» пункта 5 Правил № 781, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. Разделом «Наименование структурных подразделений» Перечня предусмотрены отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27-30 Списка № 781. Разделом «Наименование должностей» Перечня предусмотрены медицинские сестры-анестезисты. Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Правилам № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. В соответствии с пунктом 21 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Минтруда России от 22 мая 1996 № 29, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может быть включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет до 6 октября 1992 года. В соответствии с пунктом 5 Правил № 781, период отпуска по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до полутора лет до 6 октября 1992 года засчитывается в стаж медицинской деятельности в календарном порядке, так как льготный порядок расчета стажа применяется только в отношении периодов работы. Согласно пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Следовательно, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 173-ФЗ, не могут быть включены периоды работы: с 15 апреля 1988 года по 3 января 1989 года и с 10 ноября 1989 года по 16 апреля 1990 года с учетом отпуска по уходу за ребенком с 4 января 1989 года по 9 ноября 1989 года, в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», так как данное учреждение не является учреждением здравоохранения и не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка № 781, а пунктом 6 Правил № 781, профилактории, как структурные подразделения организаций (воинских частей) не предусмотрены. Кроме того, данный период работы не зачтен и в страховой стаж, поскольку наименование организации при приеме на работу не соответствует наименованию организации на оттиске печати при увольнении; с 23 апреля 1990 года по 30 июня 1998 года в должности медицинской сестры в яслях-саду № .............. на станции Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги (впоследствии «Школа-детский сад № ..............), так как данное учреждение не является учреждением здравоохранения и не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка № 781, а пунктом 6 Правил № 781, ясли-сад, как структурное подразделение организации не предусмотрен. Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует код льготной профессии и период работы указан по 30 июня 1998 года. Стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, на 29 января 2010 года составляет 19 лет 3 месяца 17 дней, что не дает права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию. Действия ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району законны и обоснованны. Права и свободы Охотниковой С.Н. не нарушены. ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району при вынесении решений руководствуется действующим законодательством. Просит суд отказать Охотниковой С.Н. в удовлетворении ее требований в полном объеме. Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, пришел к выводу, что требования заявлены обосновано, доказаны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Так, в судебном заседании установлено, что С.С.Н., .............. года рождения, 6 августа 1984 года была принята на работу на должность медицинской сестры в детскую консультацию Курской районной больницы Ставропольского края, и на неё была заведена трудовая книжка. В этой же трудовой книжке имеется запись об изменении фамилии С. на Охотникову на основании свидетельства о браке .............. от 15 октября 1984 года. 13 апреля 1988 года была освобождена от работы в связи с переводом мужа на работу в другую местность. 15 апреля 1988 года Охотникова С.Н. была принята на должность медицинской сестры в профилакторий в совхозе «..............». 16 апреля 1990 года была уволена с указанной должности по собственному желанию. 23 апреля 1990 года Охотникова С.Н. была принята на должность медицинской сестры в ясли-сад № ............... На основании Указания МПС России от 13 июля 1992 года № М-614у и Распоряжения заместителя начальника дороги от 22 июля 1992 года ясли-сад № 198 реорганизован в учреждение «Школа - детский сад» № ............... Приказом № 30 от 14 декабря 1992 года Охотниковой С.Н. установлен 7 разряд в соответствии с ЕТС. 1 августа 1998 года была уволена с указанной должности в связи с переводом в Минераловодскую ЦРБ по статье 29 пункт 5 КЗоТ РФ по согласованию руководителей. Указанные обстоятельства подтверждаются соответствующими записями, имеющимися в трудовой книжке Охотниковой С.Н., и которые не оспаривались в судебном заседании представителем ответчика. 26 августа 2010 года Охотникова С.Н. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району с заявлением для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ. Решением № 1803 от 18 ноября 2010 года Охотниковой С.Н. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа в связи с тем, что её стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на день обращения за назначением пенсии, то есть на 05.07.2011г., составляет 19 лет 3 месяца 17дней. Основанием для отказа в досрочном назначении пенсии послужило то, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-Ф3 не подлежит включению периоды работы: с 15 апреля 1988 года по 16 апреля 1990 года, в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», так как данное учреждение не является учреждением здравоохранения и не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка № 781, а пунктом 6 Правил № 781, профилактории, как структурные подразделения организаций (воинских частей) не предусмотрены. Кроме того, данный период работы не зачтен и в страховой стаж, поскольку наименование организации при приеме на работу не соответствует наименованию организации на оттиске печати при увольнении; с 23 апреля 1990 года по 30 июня 1998 года в должности медицинской сестры в яслях-саду № .............. на станции Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги (впоследствии «Школа - детский сад № ..............), так как данное учреждение не является учреждением здравоохранения и не предусмотрено разделом «Наименование учреждений» Списка № 781, а пунктом 6 Правил № 781, ясли-сад, как структурное подразделение организации не предусмотрен. Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствует код льготной профессии и период работы указан по 30 июня 1998 года /л.д. 9-12/. Проверяя законность и обоснованность такого решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, суд принимает во внимание, что основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Правительство Российской Федерации определяет порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Согласно подпункта 20 пункта 1 статьи 27 этого же Федерального закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года № 2-П, за гражданами, приобретшие пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с пунктом 2 указанного Постановления работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) исчисляется за один год и 3 месяца. Так, средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических учреждений всех форм собственности включен в Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет. Впоследствии, Постановлением Совета Министров РСФСР от 22 сентября 1999 года № 1066 был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. В соответствии с пунктом 3 указанного Постановления, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464. В соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066. Врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца. Пунктом 2 раздела «Наименование должностей» Списка № 781 от 29 октября 2002 года и Списка № 1066 от 22 сентября 1999 года в разделе «Наименование должностей» предусмотрена должность - медицинская сестра. Проверяя законность и обоснованность решения Пенсионного фонда в части не включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Охотниковой С.Н. период работы с 15 апреля 1988 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», с 23 апреля 1990 года по 30 июня 1998 года в должности медицинской сестры в яслях-саду № .............. на станции Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги, суд принимает во внимание, что разделом «Наименование учреждений» Списка № 781 указанные учреждения: профилакторий и ясли-сад не предусмотрены. Между тем, из содержания представленной истицей справки № 45 от 10 сентября 2003 года, выданной Арбитражным управляющим КСХП «..............» действительно достоверно усматривается, что Охотникова С.Н. работала в совхозе «..............» Курского района Ставропольского края медсестрой профилактория с 15 апреля 1988 года (Приказ № 10-К от 15 мая 1988 года) по 16 апреля 1990 года (Приказ № 6-К от 16 апреля 1990 года) /л.д.18/. Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в соответствии с которым в разделе «Наименование учреждений и организаций» предусмотрены: детские ясли, детские сады, объединенные ясли - сады; в разделе «Наименование должности» - медицинские сестры, все независимо от наименования должности. Данный Перечень относил ясли-сад в список лечебно-профилактических учреждений, учреждения охраны материнства и детства, санитарно-профилактические учреждения. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отказ Пенсионного фонда о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости Охотниковой С.Н. период работы с 15 апреля 1988 года по 3 января 1989 года и с 10 ноября 1989 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», с 23 апреля 1990 года по 30 июня 1998 года в должности медицинской сестры в яслях-саду № 198 на станции Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги, нарушает права истицы на трудовую пенсию установленную Федеральным законом Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, и такой отказ принят не в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населениях в учреждениях здравоохранения, что является основанием для признания решения от 18 ноября 2010 года об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Охотниковой С.Н. - незаконным. Признавая отказ Пенсионного фонда в досрочном назначении трудовой пенсии по старости Охотниковой С.Н. - незаконным, суд по изложенным выше основаниям, также считает необходимым удовлетворить требования истицы в части возложения обязанности на включение в страховой стаж период работы в льготном исчислении с 15 апреля 1988 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», в специальный стаж период работы, дающий право на получение досрочной пенсии, периоды работы с 15 апреля 1988 года по 3 января 1989 года и с 10 ноября 1989 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............». Удовлетворяя требования истицы в указанной части, суд считает необходимым также удовлетворить требования ОхотниковойС.Н., в части включения в специальный стаж период работы с 4 января 1989 года по 9 ноября 1989 года в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года в льготном исчислении. Согласно представленной истицей справки № 45 от 10 сентября 2003 года, выданной Арбитражным управляющим КСХП «Пролетарское» следует, что Охотникова С.Н. работала в совхозе «..............» Курского района Ставропольского края медсестрой профилактория с 15 апреля 1988 года по 16 апреля 1990 года. С 4 января 1989 года находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года (Приказ № 27 от 4 апреля 1989 года) /л.д. 18/. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом. До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР», статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости. С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ). Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции статьи 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности. Так, в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, в выслугу для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях, предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим как в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке), так и в городах, пенсия устанавливается при выслуге не менее 30 лет. При этом один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается за один год и 3 месяца. Поскольку период отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевший место до 6 октября 1992 года, включается в специальный стаж, на указанный период распространяются установленные правила исчисления периодов работы. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статей 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости. Согласно пункта 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска. При таких обстоятельствах, исходя из приведенных правовых норм, период нахождения Охотниковой С.Н. в отпуске по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж на льготных условиях и в льготном исчислении, то есть один год работы, как год и 3 месяца. В соответствии со статьей 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и разъяснениями, данными в пункте 23 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20 декабря 2005 года № 25, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как было установлено в судебном заседании, Охотникова С.Н. 26 августа 2010 года обратилась в ГУ - Управление Пенсионного Фонда РФ по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району с заявлением для досрочного назначения трудовой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако своим решением от 18 ноября 2010 года ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано. Между тем, данным решением суда, оспариваемое решение Пенсионного фонда было признано незаконным, и в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, был включен период работы с 15 апреля 1988 года по 3 января 1989 года и с 10 ноября 1989 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», с 4 января 1989 года по 9 ноября 1989 года в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, с 23 апреля 1990 года по 30 июня 1998 года в должности медицинской сестры яслях-саду № .............. на станции Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги, что является основанием для возложения на ответчика обязанность назначить истице пенсию с 26 августа 2010 года. На основании изложенного и руководствуясь п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Требования Охотниковой С.Н. – удовлетворить. Признать за Охотниковой С.Н. право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ. Возложить на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району обязанность назначить Охотниковой С.Н. льготную пенсию, включив в страховой стаж период работы в льготном исчислении с 15 апреля 1988 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», включив в специальный стаж период работы, дающий право на получение досрочной пенсии, периоды работы с 15 апреля 1988 года по 3 января 1989 года и с 10 ноября 1989 года по 16 апреля 1990 года в должности медицинской сестры в профилактории в совхозе «..............», с 4 января 1989 года по 9 ноября 1989 года в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1 года, с 23 апреля 1990 года по 30 июня 1998 года в должности медицинской сестры в яслях-саду № .............. на станции Минеральные Воды Северо-Кавказской железной дороги. Возложить на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного Фонда РФ по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району обязанность назначить Охотниковой С.Н. льготную пенсию с 26 августа 2010 года. Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 24 июня 2012 года. Судья Залугин С.В.