Решение по делу 2-1194/2012



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июля 2012 года гор. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края,

в составе : председательствующего судьи Дергаусовой И.Е.

при секретаре Сушковой О.А.,

с участием: старшего помощника Минераловодского межрайонного прокурора Гожих И.А.,

адвоката Сорокина Т.В., представляющего по доверенности интересы Суздалева С.Б.,, представителя ответчика Суздалева С.Б. по доверенности Марченко М.В., а так же представителей третьего лица Бережного А.В.и по доверенности Тоцких В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минераловодского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации в лице Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по СК к Суздалеву С.Б. о возврате субсидии и взыскании процентов,

установил :

Минераловодский межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации в лице Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по СК обратился с иском к Суздалеву С.Б. о возврате субсидии и взыскании процентов, мотивируя тем, что в целях снижения напряженности на рынке труда Ставропольского края и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации) Правительством Ставропольского края разработана и утверждена краевая целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году» (Постановление Правительства СК от 18.03.2011 г. № 98-п), которая представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Ставропольского края.

Основной целью Программы является снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края и сохранение имеющегося кадрового потенциала организаций края.

Задачи Программы: повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций края в случае угрозы массового увольнения; сохранение и создание дополнительных рабочих мест в организациях края. Достижение основной цели и решение задач Программы осуществляется путем реализации системы программных различных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края, в том числе содействие развитию малого предпринимательства в Ставропольском крае и самозанятости безработных граждан. Финансовое обеспечение мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства в Ставропольском крае и самозанятости безработных граждан в 2011 году осуществлялось за счет субсидий из федерального бюджета и бюджета Ставропольского края путем предоставления безработным гражданам субсидий на развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае и самозанятости безработных граждан (далее - субсидии). Субсидии предоставлялись гражданам, достигшим 18-летнего возраста и зарегистрированным в качестве безработных в учреждениях занятости населения, с правом на получение пособия по безработице (далее - получатели) при условии: заключения договора о предоставлении субсидии между учреждением занятости населения и получателем; представления получателем бизнес-плана по выбранному виду деятельности; регистрации в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, учредителем которого является получатель, крестьянского (фермерского) хозяйства. Получатели, претендующие на выделение субсидии, представляли в учреждения занятости населения следующие документы: заявление на получение субсидий по форме, устанавливаемой управлением государственной службы занятости населения Ставропольского края (далее - управление); бизнес-план по выбранному виду деятельности; свидетельство о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя. Выделение субсидии осуществлялось при условии получения безработным гражданином положительного заключения учреждения занятости населения о бизнес-плане по выбранному виду деятельности. <дата> Суздалев С.Б. зарегистрирован ГКУ ЦЗН Минераловодского района безработным с правом получения пособия по безработице. 15.11.2010г. Суздалев С.Б. обратился в ГКУ «ЦЗН Минераловодского района» с
заявлением о выдаче субсидии на организацию предпринимательской деятельности <вид деятельности> и предоставил технико-
экономическое обоснование (бизнес-план) по организации индивидуальной
предпринимательской деятельности и двух дополнительных рабочих мест. 07.12.2010 ГКУ «ЦЗН Минераловодского района» и Суздалевым С.Б. заключили договор № <номер> о содействии самозанятости безработного. 14.12.2010 ГКУ «ЦЗН Минераловодского района» с Суздалевым С.Б. заключили договор № <номер> о создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Приказом ГКУ ЦЗН Минераловодского района от 14.12.2010г. № <номер> Суздалеву С.Б.была выделена субсидия и оказана финансовая помощь за счет средств федерального бюджета в сумме <сумма> руб. на развитие малого предпринимательства, которая перечислена платежным поручением № <номер> от 15.12.2010г. на счет Суздалева С.Б. в Северо-Кавказском Банке СБ РФ. Приказом ГКУ ЦЗН Минераловодского района от 24.12.2010 № <номер> Суздалеву С.Б.была выделена субсидия и оказана финансовая помощь за счет средств федерального бюджета в сумме <сумма> руб. на создание дополнительных рабочих мест, которая перечислена платежным поручением № <номер> от 27.12.2010 на счет Суздалева С.Б. в Северо-Кавказском Банке СБ РФ. Во исполнение п.2.4.1 договора № <номер> Суздалев С.Б. <дата> зарегистрировался индивидуальным предпринимателем. Во исполнение п.2.4.5 договора № <номер> Суздалев должен был осуществлять предпринимательскую деятельность не менее одного года со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина, т.е. не менее чем до 07.12.2011 года. В соответствии с п.2.4.7, подп.3 п. 3.1 договора № <номер> Суздалев С.Б. должен был возвратить субсидию в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя без уважительных причин до истечения 12 месяцев со дня перечисления субсидии на банковский счет. Во исполнение п.2.4.1 договора № <номер> Суздалев С.Б. должен был создать постоянные рабочие места и обратиться в Центр занятости в установленном порядке за подбором подходящих работников и трудоустроить их на созданные рабочие места безработных граждан по направлению Центра занятости. Во исполнение п.2.4.1 договора № <номер> Суздалев С.Б. должен был сохранять рабочие смета не менее одного года со дня перечисления дополнительной выплаты на банковский счет, т.е. не менее чем до 27.12.2011 года. В соответствии с п.2.4.7, подп.3 п. 3.1 договора № <номер> Суздалев С.Б. должен был возвратить субсидию в случае ликвидации рабочего места ранее 12 месяцев со дня перечисления дополнительной выплаты на банковский счет гражданина. В нарушение названных условий договоров 19.09.2011г. Суздалев С.Б. без уважительных причин прекратил индивидуальную трудовую деятельность и ликвидировал рабочие места, так как по имеющимся сведениям трудоустроился. 04.04.2012г. Суздалеву С.Б. предложено добровольно вернуть полученные субсидии в сумме <сумма> руб. Суздалев С.Б. 06.04.2012г. письменно обратился в Центр занятости с заявлением о предоставлении отсрочки для возврата субсидии сроком на один месяц, но до настоящего времени денежных средств в счет возврат субсидии не уплатил.

Таким образом, социальный эффект от реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году», в частности, создание дополнительных рабочих мест в Ставропольском крае, не был достигнут. В соответствии со ст.ст.15, 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания подлежат уплате проценты. Размер процентов определяется по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день предъявления искового заявления. На основании Указания ЦБ РФ № 2758-У от 23.12.2011 ставка рефинансирования установлена в размере 8 % с 26.12.2011 по настоящее время, в связи с чем ответчики должны уплатить проценты в сумме <сумма> руб.: за период с 15.12.2010 по 01.07.2012 за 594 дн. из расчета суммы субсидии: с 15.12.2010 по 27.12.2010 за 12 дн.: <сумма> руб.; с 27.12.2010 по 01.08.2012 за 582 дн.: <сумма> руб. Просит суд взыскать с Суздалева С.Б. в пользу Российской Федерации -<сумма> руб. руб. в счет возврата субсидии и проценты в сумме <сумма> руб.

Прокурор в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ по СК по доверенности Гришин А.В. предоставил в суд заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик Суздалев С.Б. не явился в судебное заседание, но представил в суд заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие, отказав истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности адвокат Сорокин Т.В. не признал исковые требования, заявленные истцом, пояснил, что уважительная причина для прекращения Суздалевым С.Б. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя имелась- это экономическая нецелесообразность его деятельности. В начале предпринимательской деятельности доход, позволяющий платить заработную плату, налоги, был, но потом все пришло в упадок, в связи с чем он был вынужден закрыть предпринимательскую деятельность. Просит суд отказать в удовлетворении требований, заявленных истцом.

Представитель ответчика Суздалева С.Б. по доверенности Марченко М.В. не признал исковые требования, заявленные истцом, пояснил, что Суздалев С.Б. старался вести предпринимательскую деятельность, но в связи с экономической нецелесообразностью был вынужден ее закрыть, после чего ушел служить по контракту. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Ответчик Суздалев С.Б. не явился в судебное заседание, но представил в суд заявление, в котором просит суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Минераловодского района» директор Бережной А.В. поддержал исковые требования, пояснил, что Суздалев С.Б. неоднократно предупреждался о последствиях закрытия предпринимательской деятельности до срока, оговоренного в договоре и то обстоятельство, что деятельность была убыточная, как поясняют в судебном заседании представители ответчика не подтверждены ответчиком представленными доказательствами, поскольку сам Суздалев С.Б. в своих отчетах, предоставляемых в Центр занятости населения Минераловодского района вплоть до декабря 2011 года указывал о наличии прибыли. О том, что Суздалев С.Б. перестал заниматься с сентября 2011 года предпринимательской деятельностью им стало известно только в марте 2012 года, когда ими была изучена база данных. Сам же Суздалев С.Б. скрыл от них данное обстоятельство представляя отчеты в то время, когда уже прекратил официально свою трудовую деятельность и ликвидировал рабочие места. Тем самым он пытался обмануть Центр занятости населения Минераловодского района и скрыть неисполнение условий договора. Просит суд удовлетворить исковые требования, заявленные прокурором.

Представитель третьего лица Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Минераловодского района» по доверенности Тоцких В.А. поддержал доводы представителя третьего лица Бережного А.В. и просит суд удовлетворить исковые требования, заявленные прокурором.

Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, в связи с чем их явка в судебное заседание признана судом не обязательной, а имеющиеся материалы дела достаточными для рассмотрения дела по существу.

Суд, выслушав участников процесса, свидетеля, изучив материалы дела, оценивая представленные доказательства в их совокупности, пришел к выводу, что следует удовлетворить исковые требования, заявленные истцом по следующим основаниям.

В целях снижения напряженности на рынке труда Ставропольского края и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1011 "О предоставлении в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации) Правительством Ставропольского края разработана и утверждена краевая целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году» (Постановление Правительства СК от 18.03.2011 г. № 98-п), которая представляет собой комплекс социально-экономических, организационных и других мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на поддержание занятости населения и снижение социальной напряженности на рынке труда Ставропольского края.

Основной целью Программы является снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края и сохранение имеющегося кадрового потенциала организаций края.

Задачи Программы: повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций края в случае угрозы массового увольнения; сохранение и создание дополнительных рабочих мест в организациях края. Достижение основной цели и решение задач Программы осуществляется путем реализации системы программных различных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края, в том числе содействие развитию малого предпринимательства в Ставропольском крае и самозанятости безработных граждан. Финансовое обеспечение мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства в Ставропольском крае и самозанятости безработных граждан в 2011 году осуществлялось за счет субсидий из федерального бюджета и бюджета Ставропольского края путем предоставления безработным гражданам субсидий на развитие малого предпринимательства в Ставропольском крае и самозанятости безработных граждан (далее - субсидии). Субсидии предоставлялись гражданам, достигшим 18-летнего возраста и зарегистрированным в качестве безработных в учреждениях занятости населения, с правом на получение пособия по безработице (далее - получатели) при условии: заключения договора о предоставлении субсидии между учреждением занятости населения и получателем; представления получателем бизнес-плана по выбранному виду деятельности; регистрации в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, юридического лица, учредителем которого является получатель, крестьянского (фермерского) хозяйства. Получатели, претендующие на выделение субсидии, представляли в учреждения занятости населения следующие документы: заявление на получение субсидий по форме, устанавливаемой управлением государственной службы занятости населения Ставропольского края (далее - управление); бизнес-план по выбранному виду деятельности; свидетельство о государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя. Выделение субсидии осуществлялось при условии получения безработным гражданином положительного заключения учреждения занятости населения о бизнес-плане по выбранному виду деятельности.

Как было установлено в судебном заседании <дата> Суздалев С.Б. зарегистрирован ГКУ ЦЗН Минераловодского района безработным с правом получения пособия по безработице.

15.11.2010 года Суздалев С.Б. обратился в ГКУ «ЦЗН Минераловодского района» с
заявлением о выдаче субсидии на организацию предпринимательской деятельности <вид деятельности> и предоставил технико-
экономическое обоснование (бизнес-план) по организации индивидуальной
предпринимательской деятельности и двух дополнительных рабочих мест.

07.12.2010 года ГКУ «ЦЗН Минераловодского района» и Суздалевым С.Б. заключили договор № <номер> о содействии самозанятости безработного.

14.12.2010 года ГКУ «ЦЗН Минераловодского района» и Суздалевым С.Б. заключили договор № <номер> о создании дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Приказом ГКУ ЦЗН Минераловодского района от 14.12.2010г. № <номер> Суздалеву С.Б. была выделена субсидия и оказана финансовая помощь за счет средств федерального бюджета в сумме <сумма> руб. на развитие малого предпринимательства, которая перечислена платежным поручением № <номер> от 15.12.2010 на счет Суздалева С.Б. в Северо-Кавказском Банке СБ РФ.

Приказом ГКУ ЦЗН Минераловодского района от 24.12.2010г. № <номер> Суздалеву С.Б.была выделена субсидия и оказана финансовая помощь за счет средств федерального бюджета в сумме <сумма> руб. на создание дополнительных рабочих мест, которая перечислена платежным поручением № <номер> от 27.12.2010 на счет Суздалева С.Б. в Северо-Кавказском Банке СБ РФ.

Во исполнение п.2.4.1 договора № <номер> Суздалев С.Б. <дата> зарегистрировался индивидуальным предпринимателем.

Во исполнение п.2.4.5 договора № <номер> Суздалев С.Б. должен был осуществлять предпринимательскую деятельность не менее одного года со дня перечисления субсидии на банковский счет гражданина, т.е. не менее чем до 07.12.2011 года.

В соответствии с п.2.4.7, подп.3 п. 3.1 договора № <номер> Суздалев С.Б. должен был возвратить субсидию в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя без уважительных причин до истечения 12 месяцев со дня перечисления субсидии на банковский счет.

Во исполнение п.2.4.1 договора № <номер> Суздалев С.Б. должен был создать постоянные рабочие места и обратиться в Центр занятости в установленном порядке за подбором подходящих работников и трудоустроить их на созданные рабочие места безработных граждан по направлению Центра занятости.

Во исполнение п.2.4.1 договора № <номер> Суздалев С.Б. должен был сохранять рабочие смета не менее одного года со дня перечисления дополнительной выплаты на банковский счет, т.е. не менее чем до 27.12.2011 года.

В соответствии с п.2.4.7, подп.3 п. 3.1 договора № <номер> Суздалев С.Б. должен был возвратить субсидию в случае ликвидации рабочего места ранее 12 месяцев со дня перечисления дополнительной выплаты на банковский счет гражданина.

В нарушение названных условий договоров 19.09.2011г. Суздалев С.Б. без уважительных причин прекратил индивидуальную трудовую деятельность и ликвидировал рабочие места.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика Сорокина Т.В., считавшего, что трудовую деятельность ответчик прекратил по уважительной причине, коей является экономическая нецелесообразность.

Так, из представленных суду документов, а именно отчетов о фининсово-хозяйственной деятельности за период с декабря 2010 по декабрь 2011 года, предоставленных Суздалевым С.Б. в Центр занятости видно, что у Суздалева С.Б. имеется прибыль, расширяется ассортимент продукции и идет увеличение торговых мест. К тому же довод представителя ответчика о том, что для погашения долгов, образовавшихся в результате трудовой деятельности Суздалев С.Б. вынужден был прекратить предпринимательскую деятельность и уйти служить по контракту так же опровергается представленными в суд доказательствами, а именно сведениями из военного комиссариата Ставропольского края по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району от 11.07.2012 года <номер>, согласно которым Суздалев С.Б. 13.06.2011 года обратился в отдел военного комиссариата Ставропольского края по городу Минеральные Воды и Минераловодскому району с отношением от командира войсковой части <номер> от 22.03.2011 года о призыве на военную службу по контракту в данную войсковую часть. 18.07.2011 года Суздалев С.Б. после проведения отборочных мероприятий было выдано предписание на убытие в в/ч <номер>. 28.07.2011 года был выслан запрос командиру в/ч <номер> с просьбой о высылке в адрес отдела выписке из приказа о зачислении в списки части данного кандидата. 24.08.2011 года ими был получен ответ о том, что Суздалев С.Б. в данную войсковую часть для прохождения военной службы по контракту не прибывал. Следовательно Суздалев С.Б. имел намерение проходить военную службу по контракту с марта 2011 года, не имея при этом цель исполнять условия договора, заключенного с ГКУ «Центр занятости населения Минераловодского района».

Опрошенная в качестве свидетеля П. Е.В., якобы работавшая у Суздалева С.Е. в период с января 2011 года по июль 2011 года, который она точно не помнит, пояснила, что в последнее время заработную плату Суздалев С.Б. ей задерживал, поскольку упала торговля. Данные показания так же опровергаются отчетами о финансово-хозяйственной деятельности за период с декабря 2010 года по декабрь 2011 года, представляемыми в ГКУ «Центр занятости населения Минераловодского района» Суздалевым С.Б., согласно которым он имел только прибыль от своей деятельности, а не убытки и причина невыплаты заработной платы не может служить доказательством наличия экономической нецелесообразности ведения предпринимательской деятельности Суздалевым С.Б.

04.04.2012г. Суздалеву С.Б. предложено добровольно вернуть полученные субсидии в сумме <сумма> руб. Суздалев С.Б. 06.04.2012г. письменно обратился в Центр занятости с заявлением о предоставлении отсрочки для возврата субсидии сроком на один месяц, тем самым признав незаконность своих действий, но до настоящего времени денежных средств в счет возврат субсидии не уплатил.

Таким образом, социальный эффект от реализации краевой целевой программы «Снижение напряженности на рынке труда Ставропольского края в 2011 году», в частности, создание дополнительных рабочих мест в Ставропольском крае, не был достигнут, в связи с чем следует удовлетворить исковые требования, заявленные истцом о взыскании с Суздалева С.Б. <сумма> рублей.

В соответствии со ст.ст.15, 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания подлежат уплате проценты. Размер процентов определяется по ставке рефинансирования ЦБ РФ на день предъявления искового заявления. На основании Указания ЦБ РФ № 2758-У от 23.12.2011 ставка рефинансирования установлена в размере 8 % с 26.12.2011 по настоящее время, в связи с чем ответчик должен уплатить проценты в сумме <сумма> руб.: за период с 15.12.2010 по 01.07.2012 за 594 дн. из расчета суммы субсидии: с 15.12.2010 по 27.12.2010 за 12 дн.: <сумма> руб.

с 27.12.2010 по 01.08.2012 за 582 дн.: <сумма> руб.

Поскольку суд не может выйти за рамки заявленных требований, то с ответчика следует взыскать проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <сумма> рублей.

В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В связи с чем с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет от цены иска в размере <сумма>.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198,103 ГПК РФ, суд

Решил :

Взыскать с Суздалева С.Б. в пользу Российской Федерации -<сумма> руб. руб. в счет возврата субсидии и проценты в сумме <сумма> руб., а всего взыскать <сумма> рублей.

Взыскать с Суздалева С.Б. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <сумма>.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Минераловодский суд. Мотивированное решение будет составлено 16.07.2012г.

Судья Дергаусова И.Е.