Решение по делу 2-1181/2012



Дело <номер> Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 августа 2012 года г. Минеральные Воды

Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Дергаусовой И.Е.,

при секретаре Сушковой О.А.,

с участием: истца Петриенко Р.А., представителя ответчика администрации Минераловодского муниципального района по доверенности Яковенко И.В., представителя ответчика управления образования администрации Минераловодского муниципального района по доверенности Корышевой И.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петриенко Р.А. к администрации Минераловодского муниципального района и Управлению образования администрации Минераловодского муниципального района о признании незаконным отказов в назначении и выплаты компенсации за отопление, процентов за пользование чужими денежным средствами вследствие их неосновательного сбережения, о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Петриенко Р.А. обратилась в суд с исковыми требованиями, которые были увеличены в ходе судебного разбирательства к администрации Минераловодского муниципального района и к Управлению образования администрации Минераловодского муниципального района, указывая, что в период 1957 года по 1987 год она работала педагогом и проживала в сельской местности, в связи чем на основании ст.55 Закона РФ «Об образовании» пользуюсь правом на бесплатное отопление и освещение жилья с начала своей трудовой деятельности. С 1987 года по настоящее время является пенсионеркой.

05.08.1996 года ей было присвоено звание ветерана труда, в связи с чем она пользуется льготами, которые предоставляются ветеранам труда на протяжении более пятнадцати лет.

В связи с внесением изменений в действующее законодательство с 01.01.2005г. на основании положений ФЗ № 122-ФЗ натуральные льготы, предоставляемые ей как ветерану труда, замены на ежемесячную денежную выплату.

До 11.01.2011г. отопление ей предоставлялось бесплатно, ежемесячную денежную выплату в сумме 1200 руб. получает до настоящего времени в течение нескольких лет.

В связи с внесением изменений в ст. 55 Закона РФ «Об образовании» и принятием Закона Ставропольского края № 13-кз право на бесплатное отопление и освещение жилого помещения заменено выплатой денежной компенсации расходов на отопление и освещение в размере 100% фактически произведенных расходов.

В 2011г. она предоставила по месту жительства в образовательное учреждение МОУ СОШ № <номер> необходимые документы и платежные документы об оплате отопления в 2011 г. Однако ответчик принял решение об отказе в назначении ей денежной компенсации, о чем письменно её не уведомил.

В 2012 г. она обратилась с заявлением о назначении компенсации расходов за отопление в администрацию Минераловодского муниципального района.

После многократных просьб и напоминаний дать ей письменный ответ, она получила 06.03.2012 г. письменное уведомление от 21.02.2012 г. № <номер> об отказе в назначении выплаты. Основанием для отказа послужила ссылка на Закон Ставропольского края от 28.02.2011 г. № 13 –кз, и Закон Ставропольского края от 07.12.2004 г. № 10-кз, в которых предусмотрено, что денежная выплата предусмотрена взамен ранее имевшихся льгот у ветеранов труда, в связи, с чем одновременное получение денежной выплаты как ветеран труда и компенсация расходов на отопление педагогическим работникам образовательных учреждений сельской местности, законодательством не предусмотрено.

Так же в июле 2012 года она обратилась в Управление образования администрации Минераловодского муниципального района, которое является распорядителем денежных средств, предназначенных для выплаты сельским педагогам компенсации расходов за отопление и представила необходимые платежные документы. 18.07.2012 года Управление образования приняло решение об отказе ей в выплате компенсации расходов за отопление, о чем письменно уведомило (исх.№<номер> от 18.07.2012 года).

Считает, что ей незаконно отказано в назначении выплаты компенсации за отопление.

Просит суд признать отказ Управления образования администрации Минераловодского муниципального района назначить ей выплату компенсации за отопление незаконным и обязать устранит указанное нарушение закона. Признать отказ администрации Минераловодского муниципального района назначить ей выплаты компенсации за отопление незаконным.

Взыскать с администрации Минераловодского муниципального района в её пользу задолженность по компенсации оплаты за отопление в сумме <сумма> руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неосновательного сбережения в сумме <сумма> руб.

Взыскать с Управления образования администрации Минераловодского муниципального района в её пользу задолженность по компенсации оплаты за отопление в сумме <сумма> руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неосновательного сбережения в сумме <сумма> руб.

Взыскать с солидарно с Управления образования администрации Минераловодского муниципального района и с администрации Минераловодского муниципального района в её пользу компенсацию морального вреда в сумме <сумма> руб.

Истица Петриенко Р.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, в судебном заседании подтвердила, что в настоящее время она получает в Управлении труда и социальной защиты ежемесячную денежную выплату как ветеран труда в размере 1354 рубля 68 копеек, на основании своего заявления.

Дополнила, что с 1996 г. до 01.01.2005 г. ей, как ветерану труда и сельскому педагогу, одновременно предоставлялись различные льготы в натуральной форме, предусмотренные сельским педагогам (бесплатное отопление) и ветеранам труда.

Проводимые с 01.01.2005 г. государственные реформы заключаются в монетизации натуральных льгот, которые сейчас принято называть мерами социальной поддержки, то есть замену натуральных льгот денежными выплатами.

Замена натуральных льгот на денежные выплаты означают только замену и ничего больше. Ни один нормативный акт, касающийся монетизации натуральных льгот сельским педагогам и ветеранам труда, не предоставляет органам муниципальной власти и иным государственным органам права отмены или прекращения выплаты ранее предоставленных льгот, права ревизии или пересмотра ранее принятых решений о предоставлении льгот ветеранам труда и сельским педагогам. Переход от порядка предоставления натуральных льгот на денежные выплаты не означает, как неоднократно указывал Конституционный Суд, отказ государства от принятых на себя ранее обязательств и не должен изменять уже признанный статус ветеранов и сельских педагогов.

Закон СК № 13-кз также не предусматривает отмену и прекращение компенсационных выплат, право на получение которых приобретено до принятия введения в действие названного нормативного акта, то есть до 11.01.2011 г.

Более того возникшие между ней и государством правоотношения в связи с приобретением ею статуса сельского педагога и ветерана труда носят длящийся характер, они возникли задолго до принятия Закона СК № 13-кз. Закон, как известно, обратной силы не имеет, если в нем нет иной оговорки, то есть вновь принятые законы не распространяются на отношения, возникшие до их принятия.

Закон СК № 13-кз не содержит оговорок о наличии обратной силы, поэтому не может быть применен к длящимся правоотношениям, возникшим до его принятия.

Считает, что она имеет право на приобретение права на одновременное получение мер социальной поддержки до введение в действие Закона СК №13-кз, на который ссылается ответчик, не желая назначить ей выплаты как сельскому педагогу. В 2005 г. её натуральные льготы, как ветерана труда были заменены на ежемесячную денежную выплату. В 2011 г. её натуральные льготы как сельского педагога заменены на денежную компенсацию расходов на отопление. Поэтому просит произвести замену ответчиком натуральных льгот, которыми она пользовалась с 1996 г. на денежную выплату, как предусмотрено законом.Просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Минераловодского муниципального района по доверенности Яковенко И.В. исковые требования истца не признал, просил отказать, пояснил, что согласно Закона Ставропольского края от 28.02.2011г. N 13-кз "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", а также Закона Ставропольского края от 28.02.2011г. N 14-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», органы местного самоуправления Минераловодского муниципального района наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений муниципальных образований Ставропольского края, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Согласно вышеизложенного Минераловодским Советом было принято решение № 9/108 от 20.05.2011года «Об утверждении Положения об управлении образования администрации Минераловодского муниципального района» (копия прилагается), согласно которого управлении образования администрации Минераловодского муниципального района как самостоятельное юридическое лицо выполняет государственные полномочия в области образования по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений муниципальных образований Ставропольского края, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Согласно письма финансового управления Минераловодского муниципального района главным распорядителем бюджетных средств бюджета Минераловодского муниципального района в части выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения педагогическим работникам является управление образования администрации Минераловодского муниципального района. Таким образом, администрация Минераловодского муниципального района является не уполномоченным органом по вопросу назначения компенсационных выплат педагогическим работникам сельской местности согласно вышеуказанного решения Минераловодского Совета. Вопрос о признании письма администрации Минераловодского муниципального района от 21.02.2012 № 289 незаконным истец в исковом заявлении не требует. Кроме того, указанной письмо носит разъясняющий характер не препятствующий истицы в установленном законом порядке обратиться в компетентный орган за назначением той или компенсационной выплаты с учетом требований законодательства о предоставление указанных мер по одному основанию по выбору педагогического работника. Так же добавил, что Петриенко Р.А. получает меры социальной поддержки в соответствии с ФЗ «О ветеранах», следовательно, воспользовалась своим правом и выбрала то основание, по которому ей производятся выплаты. В связи с чем, просил в исковых требованиях Петриенко Р.А. отказать в полном объеме.

Представитель Управления образования администрации Минераловодского муниципального района по доверенности Корышева И.П. просила вынести решение в соответствии с требованиями закона.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица Управление труда и социальной защиты населения администрации Минераловодского муниципального района Ставропольского края не явилось в судебное заседание, но представило в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Стороны не возражали против рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица, в связи с чем его явка в судебное заседание признана судом не обязательной, а имеющиеся материалы дела достаточными для рассмотрения дела по существу заявленных требований.

Выслушав объяснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании Петриенко Р.А., является бывшим педагогом, работавшим в сельской местности, а в настоящее время пенсионером, ветераном труда.

Данные факты не оспаривались ответчиками в судебном заседании и подтверждены приобщенными к материалам дела удостоверением ветерана труда серии <серия>-№<номер> Петриенко Р.А. от 05.08.1996 года, трудовой книжки, из которой прослеживается что истица работала <должность> в образовательных учреждениях сельской местности.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-I «Об образовании» (в ред. действовавшей до 11.01.2011 г.) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-I «Об образовании» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 29.12.2010 N 439-ФЗ и действующей в настоящее время) педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону Ставропольского края № 13-кз от 28.02.2011 г. "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", при наличии у педагогического работника права на получение мер социальной поддержки по нескольким основаниям предоставление указанных мер осуществляется по одному основанию по выбору педагогического работника (п.3 ст.4 закона).

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 (ред. от 16.11.2011 г.) N 5-ФЗ "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей:

1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) получение ежемесячной денежной выплаты;

3) получение и содержание жилых помещений;

4) оплату коммунальных услуг;

5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание.

Согласно ч. 3 указанной статьи, при наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Аналогичный принцип закреплен в ч. 2 ст. 23.1 ФЗ «О ветеранах», согласно которому если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.

Ранее, ветеранам труда, согласно ст. 22 ФЗ «О ветеранах» от 12.01.1995 (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ) предоставлялась льгота на оплату в размере 50 процентов коммунальных услуг, в том числе газ, в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления.

Статьей 44 ФЗ от 22.08.2004 года № 122-ФЗ были внесены изменения в ФЗ «О ветеранах», согласно которым меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан приравненных к ним по состоянию на 31.12.2004 года, определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов РФ.

В соответствии с Законом Ставропольского края от 07.12. 2004 г. № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов», предусмотрены меры социальной поддержки в размере 50 процентов коммунальных услуг.

С 1 января 2009 года данная мера социальной поддержки заменена на ежемесячную денежную выплату, согласно Закону Ставропольского края от 12.11.2008 года № 81-кз. (ст.2).

Исходя из правового анализа вышеизложенных норм, суд приходит к выводу, что, при наличии у гражданина, имеющего право на социальную поддержку по различным основаниям, социальная поддержка должна предоставляться гражданину только по одному из оснований, по выбору лица, наделенного таким правом.

Являясь ветераном труда и бывшим педагогическим работником, проживающим в сельской местности, Петриенко Р.А. полагает, что имеет право на одновременное получение льгот, предусмотренных ФЗ «Об образовании» - компенсацию расходов на оплату отопления и освещения, и ФЗ «О ветеранах» - получение ежемесячной денежной выплаты, так как эти льготы имеют различные основания предоставления государством социальной поддержки, и предусмотрены различными Федеральными законами.

Истица обратилась в администрацию Минераловодского муниципального района с заявлением о назначении денежной компенсации расходов на оплату услуг отопления, однако ей было отказано сообщением Главы администрации Минераловодского муниципального района С.К. А. от 21.02.2012 г. № <номер>.

Основанием для отказа в предоставлении компенсации расходов на отопление, послужило получение истицей ежемесячной выплаты на основании Закона Ставропольского края «О мерах социальной поддержки ветеранов», и в связи с тем, что Петриенко Р.А. реализовала свое право выбора, обратившись за ежемесячной выплатой в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

Так же истица обратилась в Управление образования администрации Минераловодского муниципального района с заявлением о назначении денежной компенсации расходов по оплате услуг отопления, однако ей было отказано сообщением начальника управления образования администрации Минераловодского муниципального района В.Г.Р. от 18.07.2012 года №<номер>.

Основанием для отказа в предоставлении компенсации расходов на отопление, послужило то обстоятельство, что Петриенко Р.А. уже получает ежемесячную денежную выплату в установленном законодательством размере по категории «Ветеран труда».

В материалах дела имеются сведения Управления труда и социальной защиты населения администрации Минераловодского муниципального района СК № <номер> от 04.07.2012 года, о том, что Петриенко Р.А., <дата> г.р., состоит на учете в Управлении труда и социальной защиты по категории «Ветеран труда» (удостоверение <серия><номер> от 05.08.1996 г). Ежемесячную денежную выплату Петриенко Р.А. получает в соответствии с Законом Ставропольского края о 07.12.2004 № 103-кз «О мерах социальной поддержки ветеранов», с 01.01.2012 г. в размере 1354 руб. 68 коп. Учитывая, что в настоящий момент Петриенко Р.А. реализует свое право на меры социальной поддержки по категории «Ветеран труда», в соответствии с ФЗ «О ветеранах», одновременное предоставление мер социальной поддержки установленных ФЗ «Об образовании» противоречит действующему законодательству.

Следовательно, Петриенко Р.А., обратившись в Управление труда и социальной защиты, за ежемесячной выплатой, реализовала свое право, и определилась по какому из оснований она желает воспользоваться льготой, и выбрала вариант получения денежной компенсации как ветеран труда.

При таких обстоятельствах, отказ Управления образования администрации Минераловодского муниципального района в выплате компенсации за отопление, предусмотренной ФЗ «Об образовании» является законным и обоснованным.

Доводы истицы о том, что правоотношения, возникшие между ней и государством, в связи с приобретением ей статуса сельского педагога и ветерана труда, носят длящийся характер, а соответственно, не могут отменяться новыми законами, суд находит несостоятельными, так как в данном случае права истицы Петриенко Р.А. не нарушались, права на пользование льготами никем не отменялись, а возможность выбора только одного, из имеющихся оснований для пользования мерами социальной поддержки, не влечет нарушения прав истицы.

Данная правовая позиция отражена в Определении Конституционного Суда РФ от 15.07.2010 N 1019-О-О, из которого следует, что Конституционный суд неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 18 июля 2006 года N 295-О, от 24 января 2008 года N 47-О-О, от 19 февраля 2009 года N 159-О-О и др.).

При таких обстоятельствах, доводы истицы Петриенко Р.А. о праве на одновременное получение льгот по двум различным основаниям, независимо от выбранного варианта, суд находит необоснованными, а требования истицы о взыскании с Управления образования администрации Минераловодского муниципального района задолженности по компенсации оплаты за отопление, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда не подлежащими удовлетворению.

В удовлетворении требований, заявленных Петриенко Р.А. к Администрации Минераловодского муниципального района следует отказать в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно Закона Ставропольского края от 28.02.2011г. N 13-кз "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", а также Закона Ставропольского края от 28.02.2011г. N 14-кз "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Ставропольском крае отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», органы местного самоуправления Минераловодского муниципального района наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений муниципальных образований Ставропольского края, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно вышеизложенного Минераловодским Советом было принято решение № 9/108 от 20.05.2011года «Об утверждении Положения об управлении образования администрации Минераловодского муниципального района» (копия прилагается), согласно которого управлении образования администрации Минераловодского муниципального района как самостоятельное юридическое лицо выполняет государственные полномочия в области образования по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений муниципальных образований Ставропольского края, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно письма финансового управления Минераловодского муниципального района главным распорядителем бюджетных средств бюджета Минераловодского муниципального района в части выплаты денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления, освещения педагогическим работникам является управление образования администрации Минераловодского муниципального района. Таким образом, администрация Минераловодского муниципального района является не уполномоченным органом по вопросу назначения компенсационных выплат педагогическим работникам сельской местности согласно вышеуказанного решения Минераловодского Совета, следовательно в удовлетворении требований, заявленных к Администрации Минераловодского муниципального района о взыскании с администрации Минераловодского муниципального района задолженности по компенсации оплаты за отопление, процентов за пользование чужими денежными средствами, компенсации морального вреда Петриенко Р.А. следует отказать.

На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Петриенко РА. к администрации Минераловодского муниципального района и Управлению образования администрации Минераловодского муниципального района признать отказ Управления образования администрации Минераловодского муниципального района назначить ей выплату компенсации за отопление незаконным и обязать устранит указанное нарушение закона, признать отказ администрации Минераловодского муниципального района назначить ей выплаты компенсации за отопление незаконным, взыскать с администрации Минераловодского муниципального района в её пользу задолженность по компенсации оплаты за отопление в сумме <сумма> руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неосновательного сбережения в сумме <сумма> руб., взыскать с Управления образования администрации Минераловодского муниципального района в её пользу задолженность по компенсации оплаты за отопление в сумме <сумма> руб. и проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неосновательного сбережения в сумме <сумма> руб., взыскать с солидарно с Управления образования администрации Минераловодского муниципального района и с администрации Минераловодского муниципального района в её пользу компенсацию морального вреда в сумме <сумма> руб. – отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца с момента составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 07 августа 2012 года.

Председательствующий