Дело № 2-1119/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации. <Дата> <Адрес>. Судья Милославского района Рязанской области Коновалова Т.В., с участием помощника прокурора Милославского района Рязанской области Тимониной О.Б., ответчика- главы МО-Богородицкое сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области Максимовой Н.А., при секретаре Можаровой Е.Н. рассмотрев в судебном заседание гражданское дело по иску прокурора Милославского района Рязанской области к администрации МО- Богородицкое сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области о признании незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения и понуждению к принятию указанных мер, УСТАНОВИЛ: Прокурор Милославского района Рязанской области в защиту интересов неопределенного круга лиц (в порядке ст. 45 ГПК РФ) обратился в суд с иском к администрации МО - Богородицкое сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области Рязанской области, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, расположенного на территории сельского поселения и понуждению к принятию указанных мер. В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверкой исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений было установлено, что на территории МО-Богородицкое сельское поселение на реке Чернавка в 1 км. от устья в с. Озерки расположено гидротехническое сооружение, состоящее из плотины земляной насыпи, водосбора трубчатого автоматического с шахтным оголовком совмещенным с выпуском, которое не является муниципальной собственностью и на балансе какой-либо организации не состоит. В соответствии со ст. 8, 9 ФЗ N 117-ФЗ от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических сооружений" в связи с повышенной опасностью гидротехнических сооружений, представляющих при ненадлежащей эксплуатации, ненадлежащем содержании и недостаточном финансировании угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, гидротехнические сооружения обязательно должны иметь собственника и обслуживающую организацию. Пункт 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Населенный пункт с. Озерки, согласно Устава МО-Богородицкое сельское поселение, входит в границы указанного муниципального образования. Указанное гидротехническое сооружение является бесхозяйным имуществом и подлежит постановке на учет в органах государственной регистрации органом местного самоуправления администрацией муниципального образования - Богородицкое сельское поселение Милославского муниципального района в соответствии с Положением "О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей", утвержденным Постановлением Правительства РФ N 580 от 17.09.2003. Вопреки указанным требованиям закона ответчиком не осуществлены действия по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, а именно не подано заявление для постановки сооружения на учет. В результате данного бездействия не обеспечено надлежащие техническое обслуживание и содержание вышеуказанного гидротехнического сооружения, исключена возможность предупреждения аварий на данных объектах и обеспечение готовности организаций, его эксплуатирующих, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Обосновывая свои требования, прокурор со ссылкой на п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, устав муниципального образования Богородицкое сельское поселение указывает, что к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Постановка на учет гидротехнического сооружения в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации права в дальнейшем позволит включить данное сооружение в реестр муниципальной собственности, что в свою очередь обеспечит принятие собственником указанного гидротехнического сооружения всех мер, направленных на безопасную эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с Федеральным законом N 117-ФЗ от 21.07.1997 "О безопасности гидротехнических сооружений", а также предотвращение аварий и техногенных катастроф. Таким образом, по мнению прокурора, в целях предупреждения возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с аварией гидротехнического сооружения и во исполнение своей обязанности, предусмотренной п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 N 131-ФЗ, администрация муниципального образования - Богородицкое сельское поселение Милославского района, обязана осуществить постановку на учет в органах государственной регистрации права в качестве бесхозяйного недвижимого имущества - гидротехнического сооружения на реке Чернавка в 1 км. от устья в с. Озерки. В судебном заседание помощник прокурора Тимонина О.Б. поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявление. Представитель ответчика - глава МО-Богородицкое сельское поселение Милославского муниципального образования Рязанской области Максимова Н.А. исковые требования не признала и пояснила, что сельское поселение не имеет денежных средств для того, чтобы проводить мероприятия по постановке на учет данного гидротехнического сооружения. Денежные средства на данные цели в бюджете не запланированы. Выслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора следует удовлетворить по следующим основаниям. Согласно ст.3 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997года №117-ФЗ к гидротехническим сооружениям относятся плотины, сооружения (дамбы), водосбросные, водовыпускные и водовыпускные сооружения, а также сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов. В соответствии со ст.8,9 указанного Федерального закона, обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях. Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; Согласно п.6. Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника", утвержденного Постановление Правительства РФ от 27.02.1999 N 237 (ред. от 08.05.2002), при обнаружении гидротехнического сооружения, не имеющего собственника, орган государственного надзора сообщает данные о нем в орган местного самоуправления для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения. Судом установлено, что на территории МО- Богородицкое сельское поселение на реке Чернавка в 1 км. от устья в с. Озерки расположено гидротехническое сооружение, состоящее из плотины земляной насыпи, водосбора трубчатого автоматического с шахтным оголовком совмещенным с выпуском, которое не является муниципальной собственностью и на балансе какой-либо организации не состоит, что подтверждается сведениями администрации МО-Милославский муниципальной район Рязанской области от 22.04.2011года № 1073 и Приокского управления ростехнадзора от 29.06.2011года № 5-27-1516. Из сообщений Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области от 13.07.2011года № 16/016/2011-420 следует, что право собственности на объект недвижимого имущества- гидроузел на реке Чернавка в 1 км. от устья в с. Озерки Милославского района Рязанской области не зарегистрировано. В силу п. 8 ч. 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Пунктами 14,29,32 части 1 статьи12 Устава муниципального образования Богородицкое сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области к вопросам местного значения отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельского поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории сельского поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Отсутствие собственника указанного гидротехнического сооружения влечет невозможность исполнения предусмотренной ст. 9 ФЗ РФ от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанности по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать. Отсутствие права собственности на гидротехническое сооружение не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Поскольку рассматриваемый гидроузел расположен в границах муниципального образования - Богородицкое сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области, бездействие администрации по вопросу обращения в уполномоченный орган с заявлением о принятии гидротехнического сооружения, расположенного на реке Чернавка в 1 км. от устья в с. Озерки на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что отсутствие собственника гидротехнического сооружения с целью предупреждения чрезвычайных ситуаций влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке данного сооружения на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии как бесхозяйного имущества, в связи с чем, следует возложить обязанность на ответчика по постановке указанного объекта гидротехнического сооружения на учет. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным бездействиеадминистрации муниципального образования- Богородицкое сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения- гидроузел на реке Чернавка в 1 км. от устья в с. Озерки Милославского района Рязанской области. Обязать администрацию муниципального образования- Богородицкое сельское поселение Милославского муниципального района Рязанской области в срок до 1 апреля 2012 года обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества указанного гидротехнического сооружения. Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Милославский районный суд Рязанской области в течение 10 дней. Судья